Дело № 2-2483/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 декабря 2021 года город Новочебоксарск
Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики под председательством судьи Царевой Е.Е.,
при секретаре судебного заседания Борисовой Н.В.,
при участии помощника прокурора г. Новочебоксарск Никитина Г.Н.,
представителя ответчика - администрации г. Новочебоксарска ЧР Тузовой О.А., действующей на основании доверенности № № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Новочебоксарска Чувашской Республики к администрации г. Новочебоксарска Чувашской Республики об обязании выполнить ремонт автомобильной дороги и устранить повреждения дорожного покрытия,
установил:
Прокурор г. Новочебоксарска Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, с учетом поданных уточнений в порядке ст. 39 ПК РФ, к администрации г. Новочебоксарска Чувашской Республики об обязании выполнить ремонт автодороги и устранить в соответствии с требованиями пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 повреждения дорожного покрытия по всей ширине и протяженности двора дома <адрес>, начиная с поворота от дома <адрес> и до поворота во двор дома <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой города Новочебоксарска проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения, об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности по факту неисполнения администрацией города Новочебоксарска требований представления прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений законов в указанной сфере. В ходе проведенной совместной с ОГИБДД проверки ДД.ММ.ГГГГ во дворе дома <адрес> установлено, что в нарушение п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 вдоль всего дома (по всей длине) имеются множественные дефекты покрытия проезжей части в виде выбоин, просадок длиной более 15 см. и глубиной более 5 см. По вышеуказанным нарушениям в адрес главы Администрации внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ о принятии конкретных мер по устранению выявленных нарушений законодательства, причин и условий, им способствующих, недопущению впредь. По результатам рассмотрения представления Администрацией ДД.ММ.ГГГГ дан ответ об устранении ООО УК «Колесница» повреждений дороги возле дома №<адрес> а также о включении участка дороги во дворе дома №<адрес> в план работы по ремонту на 2022 год. В ходе осуществления выхода на место ДД.ММ.ГГГГ установлено, что неровности и повреждения дороги во дворе указанного дома не устранены. Также установлено, что проходящая возле жилых домов автомобильная дорога не предназначена лишь для обслуживания указанного дома, а является объектом транспортной инфраструктуры, предназначенными для движения транспортных средств неопределенного круга лиц и передвижения неопределенного круга граждан. В прокуратуру г. Новочебоксарск ДД.ММ.ГГГГ поступило письмо начальника ОГИБДД ОМВД России по г. Новочебоксарск, из которого следует, что проезжая часть возле дома №<адрес> относится к группе улиц Е- улицы жилой застройки второстепенные, в соответствии с п. 4.5 ГОСТ Р 50597-2017 и что на данном участке проезжей части имеются отдельные повреждения в виде выбоин глубиной 14 см., площадью 16,9 кв.м. Ссылаясь на п.5 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.ч. 9,12 ст.6, п.п. 6,11 ч.1 ст.13, ч.1 ст.18 ч.ч. 1.2.3 ст. 34 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п.п. 1,2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196 -ФЗ «О безопасности дорожного движения», пункты 5.2.1, 5.2.4, 5.2.5 ГОСТ Р 50597-2017 прокурор просил удовлетворить исковые требования.
Прокурор в судебном заседании поддержал исковые требования, вновь приведя их суду, исходя из пояснений представителя ответчика, срок выполнения ремонта автодороги и устранения повреждений спорного участка, оставил на усмотрение суда, не возражая против установления срока, заявленного представителем ответчика, до ДД.ММ.ГГГГ
Представитель ответчика - администрации гор. Новочебоксарска Чувашской Республики Тузова О.А., не оспаривая факт наличия повреждений на спорном участке, суду пояснила, что устранить повреждения в такие короткие сроки невозможно по следующим причинам. В ДД.ММ.ГГГГ будет утверждаться бюджет г. Новочебоксарск и Чувашской Республики, по результатам которого утверждаются работы и затраты на 2022 год, затем параллельно с утверждением бюджета готовится проектно-сметная документация для запланированных работ, после чего по всем дворовым территориям, на которых планируется проведение работ, должна будет проведена экспертиза (45-60 дней) с целью установления стоимости для заключения контракта. Контракт на выполнение работ по ремонту дворовых территорий будет заключен в период с ДД.ММ.ГГГГ, только после этого подрядчиком не ранее ДД.ММ.ГГГГ будут начаты работы. Сезонность вышеуказанных работ по дворовым территориям устанавливается с мая, так как весной данный вид выполнить не представляется возможным ввиду подвижности земельного покрова. Пояснила, что все работы по ремонту дворовых территорий по заключенному контракту будут выполнены в срок до ДД.ММ.ГГГГ
Третьи лица - управление городского хозяйства администрации г. Новочебоксарск, ОМВД России по гор. Новочебоксарск, Финансовый отдел администрации г. Новочебоксарск, ООО УК «Колесница», извещенные о времени, дате и месте судебного заседания своих представителей на рассмотрение дела не направили, об уважительности не явки суду не сообщили. От начальника Финансового отдела администрации г. Новочебоксарск поступило заявление о рассмотрении дело в отсутствие представителя.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пунктов 5.2.1, 5.2.4, 5.2.5, 5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст (далее - ГОСТ Р, ГОСТ Р 50597-2017) продольная ровность покрытия по полосам движения проезжей части при измерении по ГОСТ 33101 должна соответствовать значениям, указанным в таблице 5.1, при измерении трехметровой рейкой по 9.2.1 и 9.2.2 - в таблице 5.2.
Покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (п.5.2.4). Дефекты покрытий проезжей части, обочин и разделительных полос отражены в таблице А1 Приложения А (обязательное) указанного ГОСТ Р.
Не допускаются отдельные выступы или углубления в зоне деформационных швов высотой или глубиной более 3 см (п.5.2.5 ГОСТ Р).
Обочины и разделительные полосы не должны иметь дефектов, влияющих на безопасность дорожного движения (п.5.3.1 ГОСТ Р). Дефекты обочин и разделительных полос отражены в таблице А2 приложения А ГОСТ Р.
Согласно Акту выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда от ДД.ММ.ГГГГ, составленного старшим государственным инспектором БДД ОГИБДД ОМВД России по г. Новочебоксарск, на проезжей части вдоль дома 4 по бульвару Зеленый (по всей длине) имеются множественные дефекты покрытия проезжей части в виде выбоин, просадок более 15 см и глубиной 5 см в нарушении п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017; возле дома 29 (напротив 1 подъезда) по ул. Винокурова отдельное повреждение (выбоина) проезжей части длиной 300 см, глубиной 12 см в нарушении п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017; верхняя волжская набережная на покрытии велосипедной дорожки имеются отдельные разрушения площадью более 0,06 кв.м. в нарушении п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017.
Приведенный факт ответчиком не оспорен.
По вышеуказанным нарушениям в адрес главы Администрации внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ о принятии конкретных мер по устранению выявленных нарушений законодательства, причин и условий, им способствующих, недопущению впредь.
По результатам рассмотрения представления Администрацией ДД.ММ.ГГГГ дан ответ об устранении ООО УК «Колесница» повреждений дороги возле дома <адрес> а также о включении участка дороги во дворе дома <адрес> в план работы по ремонту на ДД.ММ.ГГГГ
В ходе осуществления выхода на место ДД.ММ.ГГГГ установлено, что неровности и повреждения дороги во дворе указанного дома не устранены. Также установлено, что проходящая возле жилых домов автомобильная дорога не предназначена лишь для обслуживания указанного дома, а является объектом транспортной инфраструктуры, предназначенными для движения транспортных средств неопределенного круга лиц и передвижения неопределенного круга граждан.
В прокуратуру г. Новочебоксарск ДД.ММ.ГГГГ (от ДД.ММ.ГГГГ) поступило письмо начальника ОГИБДД ОМВД России по г. Новочебоксарск, из которого следует, что проезжая часть возле дома № <адрес> относится к группе улиц Е - улицы жилой застройки второстепенные, в соответствии с п. 4.5 ГОСТ Р 50597-2017 и что на данном участке проезжей части имеются отдельные повреждения в виде выбоин глубиной 14 см., площадью 16,9 кв.м.
Согласно таблицы 5.3 ГОСТ Р 50597-2017 вид дефекта (выбоина, просадка, пролом), в том числе для группы улиц - Е, не может быть длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более, площадью 0,06 кв.м и более.
Из приведенного следует, что прокуратурой гор. Новочебоксарска была проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения, об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, в ходе которой было выявлено, что на участке дороги в гор. <адрес> по всей ширине и протяженности двора дома №4 ответчик не исполняет требования по обеспечению безопасности дорожного движения.
Наличие несоответствий требованиям безопасности дорожного движения, что нарушает законные интересы неопределенного круга лиц, подтверждается вышеприведенным Актом ОГИБДД ОМВД России по гор. Новочебоксарск от ДД.ММ.ГГГГ, фотоматериалами, совместным Актом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, составленным с участием представителей прокуратуры, ОГИБДД ОМВД России по г. Новочебоксарск, Управления городского хозяйства администрации г. Новочебоксарск, МБУ «АГУ г. Новочебоксарска» (л.д. №), представлением прокурора от ДД.ММ.ГГГГ, жалобой жителей, проживающих по адресу: <адрес> ответчиком не оспорено.
Согласно ст. 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно п.1 ст.262 Градостроительного кодекса РФ граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
Согласно ч.3 ст. 5 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
Согласно п. 5 ч.1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 4 ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В ст. 12 указанного Закона определено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Уставом города Новочебоксарска Чувашской Республики, принятым решением Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 28.11.2005 № С 5-1, к вопросам местного значения города отнесены, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Новочебоксарска и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города Новочебоксарска, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 8).
Исходя из вышеприведенных норм права, суд приходит к выводу о том, что законодательством обязанность по содержанию дорог местного значения в границах муниципального образования - город Новочебоксарск относится к полномочиям органов местного самоуправления городского округа.
Таким образом, поскольку в силу действующего законодательства именно на органы местного самоуправления, каковым является администрация города Новочебоксарска Чувашской Республики, возлагается обязанность по решению всех вопросов местного значения с целью создания благоприятных условий для населения, проживающего в границах соответствующего муниципального образования, а также с учетом того, что согласно части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации именно органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения, то суд полагает, что прокурором гор. Новочебоксарска правомерно предъявлены требования к администрации гор. Новочебоксарска Чувашской Республики.
При таких обстоятельствах, учитывая сведения отраженные в Акте ОГИБДД ОМВД России по гор. Новочебоксарск от ДД.ММ.ГГГГ и совместном Акте осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, не оспоренные ответчиком, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований прокурора гор. Новочебоксарска и возложении на администрацию гор. Новочебоксарска Чувашской Республики обязанности по ремонту автодороги и устранению в соответствии с требованиями пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 повреждений дорожного покрытия по всей ширине и протяженности двора дома <адрес>, начиная с поворота от дома №<адрес>
Согласно части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Таким образом, реализуя требования части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд считает необходимым возложить на ответчика обязанность исполнить постановленное судебное решение в установленный законом срок.
При этом, данный срок судом, исходя из характера выявленных нарушений и комплекса мероприятий, необходимых для их устранения, должен быть разумным и обеспечивать соблюдение баланса интересов сторон.
Согласно СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги» (ГОССТРОЙ СССР) температура смеси при укладке должна быть не менее 5 градусов Цельсия (п.п.5.2 п.5).
В силу пунктов 1, 2, 3 ч. 1 ст. 1 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ (далее - Федеральный закон) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся:
1) планирования закупок товаров, работ, услуг;
2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) заключения предусмотренных настоящим Федеральным законом контрактов.
Согласно п. 2 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.
С учетом приведенного, в связи с необходимостью определения работ и затрат в бюджете города на 2022г., подготовки проектно - сметной документации для проведения работ, проведения экспертизы для установления стоимости работ, проведения двух аукционов (по разработке проектно - сметной документации и проведению ремонтных работ), при этом срок проведения каждого аукциона согласно требований ч.2,ч.3 ст. 63, ч.2.ч.3 ст. 67, ч.3 ст.68, ч. 5 ст. 69 Федерального закона составит около двух месяцев, получения положительной экспертизы по проекту и выполнения работ при температуре не менее 5 градусов Цельсия, суд приходит к выводу о необходимости установления срока для выполнения ремонта и устранения повреждений проезжей части и обочины до ДД.ММ.ГГГГ
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 5.2.4 ░░░░ ░ 50597-2017 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ <░░░░░> ░░ ░░░░ ░░░░ <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 20.12.2021.