Дело №2- 2-3889/2023
УИД 35RS0010-01-2023-001857-25
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Вологда 24 мая 2023 года
Вологодский городской суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Качаловой Н.В.,
при секретаре Бобошиной Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Парамоновой М. С. к Администрации города Вологды, Администрации Грязовецкого муниципального округа Вологодской области об оспаривании распоряжения, постановления о постановке на учет в качестве нуждающихся, об обязании предоставить жилое помещение,
установил:
Парамонова М.С. обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением к ответчикам в обосновании исковых требований указав, что Постановлением Администрации Грязовецкого муниципального округа от 07.02.2023 № 2021 истцу было отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся, в последующем распоряжением начальника Департамента имущественных отношений Администрации города Вологды от 10.02.2023 № 55 также было отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на основании пункта 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 части 1 статьи 6 Закона Вологодской области от 26 сентября 2005 года № 1307-ОЗ в связи предоставлением документов, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (Парамонова М.С., ФИО1, ФИО2 состоят на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении в общем списке с 29.09.2011).
Ссылаясь на нарушение своих прав, с учетом уточнения требований, просит суд признать незаконным Постановление Администрации Грязовецкого муниципального округа от 07.02.2023 № 201 об отказе в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, распоряжение начальника Департамента имущественных отношений Администрации города Вологды от 10.02.2023 № 55 «Об учете малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» в части отказа Парамоновой М.С. в принятии на учет малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Возложить на ответчика обязанность принять Парамонову М.С., ее несовершеннолетних детей на учет малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предоставить жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям.
Истец Парамонова М.С. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации города Вологды, Администрация Грязовецкого муниципального района Вологодской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, представили свои возражения на исковое заявление, где просили в их удовлетворении требований отказать в связи с тем, что истец и ее несовершеннолетние дети состоят на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении в общей очереди с 29.09.2011.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени рассмотрения дела уведомлена надлежаще.
Суд, заслушав истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Материалами дела установлено, что Парамоновой М.С., по состоянию на 11.05.2023 принадлежит жилое помещение расположенное по адресу: <адрес>, общая долевая собственность 1/3. Одновременно правообладателями являются несовершеннолетние ФИО2, ФИО1 в 1/3 доле каждая, что подтверждается представленными в материалы дела копиями свидетельств о государственной регистрации права от 01.08.2011.
На основании заявления от 17.08.2011 г., Постановления Администрации г. Вологды от 29.09.2011 г. № 5724 «Об учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, малоимущих граждан» семья Парамоновой М.С. в составе трех человек, включая ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ г.р., принята на учет малоимущих граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений. Уведомление от 03.10.2011 № 7-3-11/10557 было направлено в адрес заявителя.
Представлена копия акта от 22.12.2022 № 52, заключения от 22.12.2022 № 52 об оценке соответствия помещения требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, непригодным для проживания которыми установлено, что межведомственной комиссией, назначенной распоряжение администрации муниципального образования Вохтожкое, жилое помещение, принадлежащее Парамоновой М.С., ФИО1, ФИО2 на праве общей долевой собственности, расположенное по адресу <адрес> признано непригодным для проживания, а многоквартирный дом по данному адресу аварийный и подлежащий сносу.
11.01.2023 г. Парамонова М.С. действующей в своих интересах, и в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2 обратилась в Администрацию Грязовецкого муниципального округа с заявлением о принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма.
Согласно протоколу № 2 заседания общественной комиссии администрации Грязовецкого муниципального округа от 06.02.2023, постановления администрации Грязовецкого муниципального округа от 07.02.2023 № 201 Парамоновой М.С. (в составе трех человек) отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ в связи с тем, что представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете. Уведомление направлено в адрес заявителя Парамоновой М.С.
12.01.2023 в Департамент имущественных отношений Администрации г.Вологды от Парамоновой М.С. поступило заявление о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. К указанному заявлению приложены документы о том, что согласно заключению Межведомственной комиссии, назначенной администрацией МО Вохтожское, от 03.03.2021 №50, жилое помещение, принадлежащее Парамоновым, расположенное по адресу: <адрес> признано непригодным для проживания, а многоквартирный дом по данному адресу аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением начальника Департамента имущественных отношений Администрации г.Вологды от 10.02.2023 №55 «Об учете малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» Парамоновой М.С. отказано в принятии на учет, поскольку семья Парамоновых (3 человека – Парамонова М.С., ФИО1, ФИО2) состоят на учете нуждающихся с 29.09.2011.
На момент представления ответчиком сведений в материалы данного дела (18.05.2023) семья истца состоит на учете малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в порядке очередности, номер очереди – 2194.
Из представленных в материалы дела документов, Парамонова М.С. и члены ее семьи в составе девяти человек зарегистрированы в частном жилом доме общей площадью 69,2 кв. м. по адресу: <адрес>, 1/10 доля в котором принадлежит истцу на праве общей долевой собственности. Указанный жилой дом аварийным и подлежащим сносу (непригодным для проживания) не признан.
Согласно адресным справкам Парамонова М.С., несовершеннолетние ФИО1, ФИО2 зарегистрированы по адресу места пребывания по адресу <адрес>, что так же подтверждается истцом в судебном заседании.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
При этом, в соответствии с часть3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.
К случаям, когда заявление о принятии на учет может быть подано не по месту жительства, относится (при отсутствии места жительства) – подача заявления по месту пребывания (фактического проживания), на что указано, в частности в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 24.02.2015 №47-КГ14-13.
Пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. При этом положения данной нормы закона не содержат указания на то, что место жительства гражданина определяется по месту его регистрации.
В рассматриваемом случае установлено, что местом проживания Истца и ее несовершеннолетних детей является г.Вологда. При этом в администрации г.Вологды семья истца состоит на учете малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с 29.09.2011.
Отказ Администрации Грязовецкого муниципального округа в принятии истца и членов ее семьи на учет малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, является правомерным, поскольку поселок Вохтога не является местом жительства истца и ее детей. Жилое помещение по этому основанию на территории Грязовецкого муниципального округа ей предоставляться не должно.
Поскольку Парамонова М.С. 9состав семьи 3 человека) состоит на учете малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях предоставляемых по договорам социального найма с 29.09.2011, Распоряжение начальника Департамента имущественных отношений Администрации г. Вологды от 10.02.2023 № 55 «Об учете малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, малоимущих граждан», которым Парамоновой М.С. отказано в принятии на учет, также законно.
При этом, поскольку номер очереди Парамоновой М.С. – 2194, то оснований для предоставления ей жилого помещения в настоящее время не имеется.
Указанные выводы соответствуют положениям части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как выше уже указано, Парамоновой М.С., ФИО1, ФИО2 в 1/3 доле каждой принадлежит признанное в установленном порядке непригодным для проживания жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Поскольку поселок Вохтога не является для истца и членов ее семьи местом жительства, то защита ее прав возможна лишь в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно разъяснением, приведенным в разделе II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014), если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, т.е. путем выкупа изымаемого жилого помещения.
При этом, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, суд не вправе обязать органы государственной власти или местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения в таком доме другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.
Собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.
Таким образом, по общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа. Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Согласно ответу администрации Грязовецкого муниципального округа, указанный выше жилой дом не включен в программу переселения граждан из ветхого и аварийного жилья, решение органа местного самоуправления об изъятии такого жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором дом расположен, не принималось.
Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> в установленном законом порядке непригодным для проживания не признавалось.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для отмены Постановления Администрации Грязовецкого муниципального округа от 07.02.2023 № 201 об отказе в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, распоряжения начальника Департамента имущественных отношений Администрации города Вологды от 10.02.2023 № 55 «Об учете малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» в части отказа Парамоновой М.С. в принятии на учет малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также для предоставления истцу и членам ее семьи жилого помещении.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Парамоновой М. С. в удовлетворении исковых требований к Администрации города Вологды, Администрации Грязовецкого муниципального района Вологодской области об оспаривании распоряжения, постановления об отказе постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, об обязании предоставить жилое помещение - отказать
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.В. Качалова
Мотивированное решение изготовлено 02.06.2023