К делу 12-130/2022 УИД: 23RS0006-01-2020-006285-09
РЕШЕНИЕ
10 августа 2022 года г. Армавир
Судья Армавирского городского суда Краснодарского края Притулин В.П., при секретаре Христенко М.Ю.,
с участием: старшего помощника прокурора г. Армавира Максаковой Е.П., должностного лица, привлекаемого к административной ответственности, Герасименко Е.Г., её представителя по доверенности Коломиец Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании протест и.о. прокурора г. Армавира Боровик В.С. на постановление заместителя руководителя Краснодарского УФАС России Литовченко Л.А. от 03.06.2022 <...> о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – начальника управления по вопросам семьи и детства администрации МО г.Армавир Герасименко Е.Г. по ч.4.1 ст.7.30 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя Краснодарского УФАС России Литовченко Л.А. от 03.06.2022 <...> прекращено производство по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – начальника управления по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования город Армавир Герасименко Е.Г. по ч. 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
И.о. прокурора г. Армавира не согласился с указанным постановлением и внес протест, мотивируя тем, что при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица - начальника управления по вопросам семьи и детства администрации МО г.Армавир Герасименко Е.Г. уполномоченным органом допущено существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, а также норм материального права, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и привело к вынесению незаконного и необоснованного решения по делу. Полагает, что должностным лицом Герасименко Е.Г. при реализации мероприятия в муниципальном образования город Армавир государственной программы «Дети Кубани» и муниципальной программы «Дети Армавира» был ограничен круг количества участников закупки. В связи с чем, в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, обжалуемое постановление подлежит отмене, а дело об административном правонарушении – возвращению на новое рассмотрение.
В судебном заседании старший помощник прокурора г. Армавира Максакова Е.П. протест поддержала, по указанным в нем доводам и настаивала на его удовлетворении, указав, что возражения должностного лица и её представителя являются несостоятельными и противоречат нормам действующего законодательства.
Должностное лицо – начальник управления по вопросам семьи и детства администрации МО г.Армавир по доверенности Герасименко Е.Г. и её представитель по доверенности Коломиец Ю.В. возражали против удовлетворения протеста и.о. прокурора г.Армавира, поскольку рассматриваемая закупка осуществлялась муниципальным заказчиком не только в соответствии с положениями Закона о контрактной системе, но и в соответствии с положениями Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а выводы органа прокуратуры основаны на неверной их интерпретации. Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям, маркам товара, не предусматривает ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, равно как и не предусматривает обязанность заказчика в аукционной документации обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам и их характеристикам. Полагают, что выбор показателей и характеристик объекта закупки остается за заказчиком и включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, заместитель руководителя Краснодарского УФАС России Литовченко Л.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания извещалась надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие, представила суду возражения относительно протеста и.о. прокурора г.Армавира, согласно которым просила отказать в удовлетворении протеста и.о. прокурора г.Армавира, поскольку постановление <...> вынесено законно и обоснованно, никаких нарушений норм процессуального и материального права в постановлении не имеется, поскольку должностным лицом были учтены все обстоятельства по делу.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, судья пришел к следующим выводам.
В соответствии с ч.3 ст. 30.6, ст.30.7 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объеме.
Полномочия прокурора при рассмотрении дел об административных правонарушениях и опротестовании принятых по ним и по жалобам постановлений установлены КоАП РФ.
Частью 1 ст. 1.8 КоАП РФ предусмотрено, что лицо, совершившее административное правонарушение на территории Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу статьи 2.1 КоАП РФ под административным правонарушением понимается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом установлена административная ответственность.
В судебном заседании установлено, что постановлением заместителя прокурора г.Армавира Копцева К.А. от 16.05.2022 в отношении должностного лица – начальника управления по вопросам семьи и детства администрации МО г.Армавир Герасименко Е.Г. возбуждено дело об административном правонарушении по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4.1 ст.7.30 КоАП РФ.
Поводом к возбуждению дела об административном правонарушении послужила проверка прокуратурой г.Армавира соблюдения администрацией муниципального образования город Армавир законодательства о контрактной системе при осуществлении закупок на приобретение либо строительство жилья для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе которой в деятельности администрации МО г.Армавир выявлены нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении закупки на приобретение одной однокомнатной квартиры, а именно в целях реализации мероприятия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот в муниципальном образовании город Армавир государственной программы «Дети Кубани» и муниципальной программы «Дети Армавира», утвержденной постановлением администрации муниципального образования город Армавир от <...> <...>, <...> в 17 часов 18 минут в единой информационной системе в сфере закупок в сети Интернет (zakupki.gov.ru) уполномоченным органом - управлением по закупкам для муниципальных нужд администрации муниципального образования город Армавир размещено извещение о проведении электронного аукциона на приобретение 1 (одной) однокомнатной квартиры для нужд администрации муниципального образования город Армавир с начальной (максимальной) ценой контракта 2 013 000 рублей (извещение <...>).
Согласно разделу 2 «Описание объекта закупки» аукционной документации, проекту контракта, закупке подлежит 1 однокомнатная квартира, которая должна располагаться в муниципальном образовании г.Армавир, в многоквартирном доме, сданным в эксплуатацию не ранее 2021 года.
Постановлением заместителя руководителя Краснодарского УФАС России Литовченко Л.А. от <...> <...> прекращено производство по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – начальника управления по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования город Армавир Герасименко Е.Г. по ч. 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Основанием для прекращения производства по делу за отсутствием состава административного правонарушения послужил вывод должностного лица о том, что, поскольку согласно разделу 5 аукционной документации «Проект контракта» предметом контракта является квартира, которая будет создана в будущем и должна располагаться в многоквартирном доме, сданным в эксплуатацию не ранее 2021 года (п. 1.1, п. 3.1.1 проекта контракта), управлением по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования город Армавир не нарушены требования п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в редакции от 02.07.2021 №351-ФЗ), в связи с чем в действиях должностного лица заказчика отсутствует состав административного правонарушения.
Суд не может согласиться с прекращением производства по делу, по следующим основаниям.
Пунктом 2 ч. 3 ст. 19 ЖК РФ предусмотрено, что специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.
Согласно ч. 2 ст. 92 ЖК РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
На основании ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Частью 7 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Таким образом, для граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, может приобретаться жилое помещение как в виде квартиры, так и в виде жилого дома.
Аналогичные требования федерального законодательства закреплены в ч. 4 ст. 5 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 №1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае».
Согласно ч. 2 ст. 7(1) Закона №1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае», формирование муниципального специализированного жилищного фонда жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путем приобретения, строительства, в том числе участия в долевом строительстве жилых помещений за счет средств краевого бюджета.
В силу ст. 1 Закона Краснодарского края от 15.12.2004 №805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» муниципальное образование г. Армавир наделено полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствии с Законом №1748-КЗ в части: приобретения, строительства (в том числе участия в долевом строительстве) жилых помещений и включения таких жилых помещений в муниципальный специализированный жилищный фонд с отнесением их к жилым помещениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Жилищное законодательство Российской Федерации ориентировано на создание благоустроенного жилищного фонда, общие требования благоустроенности, закрепленные на федеральном уровне, не могут быть снижены в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.
Реализуя гарантии прав детей-сирот, наделенный соответствующими полномочиями орган муниципального образования, при проведении закупки на приобретение благоустроенного жилого помещения для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей обязан исходить из соответствующих потребностей с целью предоставления такого жилого помещения, которое будет являться пригодным для проживания, а также отвечать санитарным и техническим требованиям.
Таким образом, действующими нормативно-правовыми актами, регулирующими вопросы по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не предусмотрено ограничений в части года постройки многоквартирного жилого дома и/или года ввода в эксплуатацию дома, в котором приобретается жилое помещение.
Судом установлено, что в целях реализации мероприятия по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в муниципальном образовании город Армавир муниципальной программы «Дети Армавира», утвержденной постановлением администрации муниципального образования город Армавир от 20.10.2017 №2191, в рамках государственной программы Краснодарского края «Дети Кубани» 19.10.2021 в 17 часов 18 минут в единой информационной системе в сфере закупок в сети Интернет (zakupki.gov.ru) уполномоченным органом – управлением по закупкам для муниципальных нужд администрации муниципального образования город Армавир размещено извещение о проведении электронного аукциона на приобретение 1 (одной) однокомнатной квартиры для нужд администрации муниципального образования город Армавир с начальной (максимальной) ценой контракта 2 013 000,0 рублей (извещение <...>).
В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в редакции от 02.07.2021 №351-ФЗ), документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Частью 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в редакции от 02.07.2021 №351-ФЗ) установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки; использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в редакции от 02.07.2021 №351-ФЗ), документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом, указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно извещению <...>, разделу 2 «Описание объекта закупки» аукционной документации, проекту контракта закупке подлежит 1 однокомнатная квартира, которая должна располагаться в муниципальном образовании город Армавир, в многоквартирном доме, сданным в эксплуатацию не ранее 2021 года.
Исходя из того, что на основании ч. 7 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, и действующим законодательством не предусмотрено ограничений в части года постройки многоквартирного жилого дома и/или года ввода в эксплуатацию дома, в котором приобретается жилое помещение, заказчиком при описании объекта закупки и установлении в аукционной документации требования о приобретении 1 однокомнатной квартиры, которая может располагаться только в многоквартирном доме, сданным в эксплуатацию не ранее 2021 года, что исключает возможность приобретения благоустроенного жилого помещения в жилом доме, а также в многоквартирных домах и жилых домах, введенных в эксплуатацию ранее 2021 года, и влечет за собой ограничение количества участников закупки, допущены нарушения п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в редакции от 02.07.2021 №351-ФЗ).
Согласно п. 1.1. проекта контракта, продавец обязуется передать в муниципальную собственность муниципального образования город Армавир квартиру, которая будет создана в будущем (имущество).
Между тем, покупка объекта недвижимого имущества, который будет создан в будущем, противоречит положениям Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в редакции от 02.07.2021 №351-ФЗ),согласно которому закупка работ по строительству объектов недвижимого имущества осуществляется при соблюдении следующих условий: размещение проектной документации; установление предквалификационных требований, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 №99; требования о членстве участника закупки в саморегулируемой организации в соответствии с положениями градостроительного законодательства.
Указанные правовые положения при проведении закупок по покупке объектов недвижимого имущества, которые будут созданы в будущем, не применяются.
Таким образом, суд приходит к выводу, что указанные действия по заключению контрактов по покупке объектов недвижимого имущества, которые будут созданы в будущем, квалифицируются как уклонение от проведения конкурентных процедур, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в редакции от 02.07.2021 №351-ФЗ), а также как антиконкурентные соглашения между заказчиками и хозяйствующими субъектами, приводящие к устранению конкуренции при закупке соответствующего объекта недвижимого имущества у подрядчика, что является недопустимым.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в редакции от 02.07.2021 №351-ФЗ), контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Таким образом, суд приходит к выводу, что должностным лицом в аукционную документацию включены требования к товару, ограничивающие количество участников закупки.
Вышеприведенным обстоятельствам должностным лицом – заместителем УФАС по Краснодарскому краю Литовченко Л.А. в постановлении от 03.06.2022 надлежащая оценка не дана.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, в числе других решений, может быть вынесено решение: об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение, в том числе в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
На основании изложенного постановление должностного лица о прекращении дела об административном правонарушении от 03.06.2022 <...> о прекращении производства по делу об административном правонарушении по ч. 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ подлежит отмене, а материалы направлению на новое рассмотрение для принятия по нему законного и обоснованного решения.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Протест и.о. прокурора г. Армавира Боровик В.С. – удовлетворить.
Постановление заместителя руководителя Краснодарского УФАС России Литовченко Л.А. от <...> <...> о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – начальника управления по вопросам семьи и детства администрации МО г.Армавир Герасименко Е.Г. по ч.4.1 ст.7.30 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения - отменить, дело об административном правонарушении в отношении должностного лица – начальника управления по вопросам семьи и детства администрации МО г.Армавир Герасименко Е.Г. возвратить на новое рассмотрение в Краснодарское Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Армавирский городской суд в течение 10 суток.
Судья В.П. Притулин
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>