Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-69/2023 от 18.04.2023

                                                                                              Дело № 12-69/2023

                                                        РЕШЕНИЕ

16 июня 2023 года                                                                    г. Бахчисарай

Бахчисарайский районный суд Республики Крым в составе: председательствующего судьи Атаманюка Г.С., с участием представителя лица, привлекаемого к административной ответственности – ФИО2, представителя Отделения судебных приставов по Бахчисарайскому району Главного управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Крым и г. Севастополю ФИО3, рассмотрев жалобу главы администрации Бахчисарайского района Республики Крым ФИО5 на постановление начальника отделения судебных приставов по Бахчисарайскому району ГУФССП России по Республике Крым и г. Севастополю ФИО4 № 68 от 07 апреля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.15 ч. 1 КоАП РФ,-

                                            УСТАНОВИЛ:

Постановлением начальника отделения - старшего судебного пристава отделения судебных приставов по Бахчисарайскому району УФССП России по Республике Крым ФИО4 № 68 от 07 апреля 2023 года администрация Бахчисарайского района Республики Крым признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.15 ч. 1 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, глава администрации ФИО5 обратилась в Бахчисарайский районный суд Республики Крым с жалобой, в которой просит отменить указанное постановление и прекратить производство по делу. Жалоба мотивирована тем, что основанием для привлечения Администрацию к административной ответственности послужил факт неисполнения требований исполнительного документа во вновь установленный судебным приставом-исполнителем срок после взыскания исполнительского сбора. Однако, должностным лицом не принято во внимание невозможность исполнения должником решения суда по независящим от него обстоятельствам, ввиду отсутствия финансирования на предоставление жилых помещений     детям-сиротам.

В судебном заседании представитель администрации Бахчисарайского района поддержала жалобу в полном объеме по изложенным в ней доводам.

Представитель ОСП по Бахчисарайскому району жалобу не признала, считает, что постановление о привлечении администрацию к административной ответственности является законным и обоснованным.

Заслушав участников процесса, исследовав доводы жалобы и представленные материалы по делу об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.

В силу положений ст. ст. 24.1, 26.1, 26.2 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении обстоятельства правонарушения должны быть выяснены всесторонне, полно, объективно и своевременно в их совокупности. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии с пунктом 8 части 2, частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В силу ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Федеральным законом от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определяются условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.

В соответствии со ст. 48 указанного выше Закона сторонами исполнительного производства являются взыскатель и должник.

Должником, исходя из п. 4 ст. 49 Закона, может быть гражданин или организация, обязанные по исполнительному документу совершить определенные действия (передать денежные средства и иное имущество, исполнить иные обязанности или запреты, предусмотренные исполнительным документом) или воздержаться от их совершения. Стороны при совершении исполнительных действий обладают определенными правами, а также несут обязанности: исполнять требования законодательства РФ об исполнительном производстве.

Общие условия и порядок исполнения требований неимущественного характера закреплены в гл. 13 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в соответствии с которым судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства. Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. ст. 112 и 116 указанного Федерального закона. Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

Ст. 105 Закона определены общие условия исполнения требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительном документе, согласно которым, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель применяет к должнику штраф, и устанавливает новый срок для исполнения.

Как следует из материалов дела, на основании исполнительного документа - исполнительного листа, выданного Бахчисарайским районным судом Республики Крым 19 марта 2021 года по делу , вступившему в законную силу 23 декабря 2020 года, на должника – администрацию Бахчисарайского района Республики Крым возложена обязанность предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное изолированное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, пригодное для заселения и проживания.

26 марта 2021 года ОСП по Бахчисарайскому району возбуждено исполнительное производство -ИП и должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 25 августа 2021 года с администрации Бахчисарайского района взыскан исполнительский сбор в сумме 50 000 рублей и должнику установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 24 сентября 2021 года.

Требованиями судебного пристава-исполнителя от 01 марта и от 01 августа 2022 года должнику устанавливались новые сроки для исполнения требований исполнительного документа, в последний раз до 01 сентября 2022 года.

Из оспариваемого постановления следует, что должник – администрация Бахчисарайского района совершила неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 24.03.2023 г. судебным приставом – исполнителем ОСП по Бахчисарайскому району протокола № 68 об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, и вынесения начальником отделения – старшим судебным приставом отделения судебных приставов по Бахчисарайскому району ГУФССП России по Республике Крым постановления о привлечении администрацию Бахчисарайского района к административной ответственности по настоящему делу от 07.04.2023 г.

Обращаясь в ряде решений к принципам юридической ответственности, Конституционный суд Российской Федерации исходит из того, что по смыслу ст. ст.49, 50, 52, 54 и 64 Конституции Российской Федерации принципы презумпции невиновности и виновной ответственности, подразумевая вину как необходимый элемент состава правонарушения (и основание юридической ответственности), выражают общие принципы права относительно применения государственного принуждения в виде публичной ответственности как в уголовном, так и в административном праве (постановления от 25.01.2001 года №1-П, от 27.04.2001 года 7-П и от 17.07.2002 года №13-П, определения от 09.04.2003 года №172-О, от 07.12.2010 года №1570-О-О).

По смыслу Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.04.2011 года №6-П положения, устанавливая принципы административной ответственности, регламентируя производство по делу об административном правонарушении и тем самым конкретизируя положения статей 17 (части 1 и 3), 46 (части 1 и 2), 49 (часть 1), 51 (часть 1), 54 (часть2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, должны обеспечить надлежащие нормативно-правовые основания и условия установления обстоятельств совершенного правонарушения и вины в его совершении лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, или отсутствия таковой.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ выражается в неисполнении должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

Субъективная сторона правонарушения по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ характеризуется умыслом или неосторожностью.

Исходя из материалов дела об административном правонарушении и представленных суду дополнительных материалов можно сделать вывод, что администрацией Бахчисарайского района Республики Крым были приняты все необходимые меры для исполнения решения Бахчисарайского районного суда Республики Крым, а неисполнение указанного судебного акта в сроки, установленные судебным приставом-исполнителем, стало следствием отсутствия достаточного финансирования, выразившегося в не выделении распорядителем бюджетных средств необходимых ресурсов для его исполнения.

В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 169 Бюджетного кодекса РФ проект местного бюджета составляется на основе прогноза социально-экономического развития.

В силу ст. 15 Бюджетного кодекса РФ, бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается. В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.

Согласно п. 3 ст. 86 Бюджетного кодекса РФ, расходные обязательства муниципального образования при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном статьей 140 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 11 Закона Республики Крым от 18.12.2014 г. № 46-ЗРК "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым", финансирование расходов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам соответствующих муниципальных образований из бюджета Республики Крым.

Постановлением Совета Министров Республики Крым от 27.07.2016 № 359 утвержден Порядок расходования субвенций из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на предоставление жилых помещений детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно п. 2 Порядка, главным распорядителем бюджетных средств на указанные нужды является Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым.

Абзацем 1 пункта 4 Порядка установлено, что предоставление бюджетных средств бюджетам муниципальных образований в Республике Крым осуществляется главным распорядителем бюджетных средств в пределах субвенции, предусмотренной на указанные цели, и утвержденных лимитов бюджетных обязательств на основании, в сроки и в порядке, предусмотренными соглашениями, заключенными между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и органом местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей.

Согласно пункту 5 Порядка, распределение субвенций между бюджетами муниципальных образований Республики Крым устанавливается законом Республики Крым о бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

В соответствии с ч. 3 ст. 136 Бюджетного кодекса РФ, муниципальные образования, в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 20 процентов доходов местного бюджета, за исключением субвенций и иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с соглашениями, заключенными муниципальным районом и поселениями, начиная с очередного финансового года не имеют права устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления.

Статьями 19, 20 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Таким образом, в соответствии с бюджетным законодательством произвольное расходование бюджетных средств не допускается. При недостаточности в бюджете денежных средств администрация не имеет возможности произвольно израсходовать средства из других статей бюджета, так как это является нецелевым расходованием бюджетных средств.

Из материалов дела усматривается, что в течение 2020-2022 годов администрацией Бахчисарайского района в адрес Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым, Совета Министров Республики Крым направлялись запросы о выделении дополнительных средств для приобретения жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако, до настоящего времени Министерством, как главным распорядителем средств субвенций, обязанности по выделению денежных средств не выполнены.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что у администрации Бахчисарайского района Республики Крым отсутствует объективная возможность исполнить требование судебного пристава-исполнителя в срок в связи с отсутствием достаточного финансирования.

Оценка виновности должностного лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, предполагает выяснение в соответствии со ст. 2.4, со ст. 26.1 названного Кодекса наличие объективных препятствий в неисполнении требований исполнительного документа с учетом того, были ли привлекаемым лицом предприняты все необходимые меры, направленные на своевременное исполнение решения суда, в том числе, связанные с получением необходимого финансирования.

Согласно ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), иным должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом местного самоуправления, руководителем государственного, муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, выполнение государственным, муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и государственных, муниципальных учреждений подлежит прекращению.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление № 68 от 07 апреля 2023 года начальника отделения – старшего судебного пристава отделения судебных приставов по Бахчисарайскому району ГУФССП России по Республике Крым ФИО4 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.15 КоАП РФ подлежит отмене в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, а производство по делу об административном правонарушении в отношении администрации Бахчисарайского района Республики Крым по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ прекращению на основании ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Жалобу главы администрации Бахчисарайского района Республики Крым ФИО5 удовлетворить.

Постановление № 68 от 07 апреля 2023 года начальника отделения – старшего судебного пристава отделения судебных приставов по Бахчисарайскому району ГУФССП России по Республике Крым ФИО4 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное в отношении администрации Бахчисарайского района Республики Крым - отменить, а производство по делу об административном правонарушении прекратить по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.8, 30.9 КоАП РФ.

Судья                                                                              Г.С. Атаманюк

12-69/2023

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
Администрация Бахчисарайского района Республики Крым
Суд
Бахчисарайский районный суд Республики Крым
Судья
Атаманюк Герман Степанович
Статьи

ст.17.15 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
bahchisarai--krm.sudrf.ru
18.04.2023Материалы переданы в производство судье
19.04.2023Истребованы материалы
27.04.2023Поступили истребованные материалы
16.06.2023Судебное заседание
16.06.2023Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
16.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.07.2023Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
01.08.2023Вступило в законную силу
01.08.2023Дело оформлено
15.01.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее