Судебный акт #1 (Решение) по делу № 21-56/2023 от 03.02.2023

Судья Самарин А.И. дело № 21-56/2023

(дело № 12-4/2023)

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного Суда Республики Коми Санжаровская Н.Ю., рассмотрев 15 февраля 2023 года в г. Сыктывкаре Республики Коми в открытом судебном заседании жалобу Смирнова Сергея Владимировича на постановление начальника ОВМ ОМВД России по Сыктывдинскому району от 23 ноября 2022 года и решение судьи Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 13 января 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Смирнова Сергея Владимировича,

установил:

постановлением начальника ОВМ ОМВД России по Сыктывдинскому району Жилиной О.И. от 23 ноября 2022 года Смирнов С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.

Решением судьи Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 13 января 2023 года приведенное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба Смирнова С.В. - без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Коми, Смирнов С.В., не оспаривая факт совершения правонарушения, просит состоявшиеся по делу постановление должностного лица и решение суда отменить, освободив от административной ответственности ввиду малозначительности совершенного административного правонарушениям в соответствии с положениями статьи 2.9 КоАП РФ.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы в судебное заседание Верховного Суда Республики Коми не явились, о причинах своей неявки суд в известность не поставили. В соответствии со статьями 25.1, 30.6 КоАП РФ дело рассмотрено в их отсутствие.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" местом жительства являются - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

В силу статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Таким образом, регистрация по месту жительства или месту пребывания для гражданина Российской Федерации является обязательной.

Статьей 6 вышеуказанного Закона установлено, что гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, непосредственно в орган регистрационного учета с заявлением по установленной форме.

Согласно пункту 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17июля 1995 года № 713, гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, и представить: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту жительства; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.

В случае отсутствия жилищно-эксплуатационных организаций при заселении жилых помещений, принадлежащих на праве собственности гражданам или юридическим лицам, указанные документы представляются этим гражданам или представителю юридического лица, на которого возложены обязанности по контролю за использованием жилых помещений.

Гражданин вправе не предъявлять документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (договор социального найма, договор найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, прошедшие государственную регистрацию договор или иной документ, выражающие содержание сделки с недвижимым имуществом, свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение либо иной документ), если сведения, содержащиеся в соответствующем документе, находятся в распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления. В данном случае орган регистрационного учета самостоятельно запрашивает в государственных органах, органах местного самоуправления соответствующий документ (сведения, содержащиеся в нем), выписку из соответствующего реестра, иную информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации и производит регистрацию гражданина по месту жительства не позднее 6 рабочих дней со дня подачи им заявления о регистрации по месту жительства и документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Заявление установленной формы о регистрации по месту жительства в форме электронного документа, а также копии документов, указанных в настоящем пункте, в электронной форме могут быть представлены через Единый портал.

Частью 1 статьи 19.15.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за проживание гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации либо допущение такого проживания нанимателем или собственником этого жилого помещения свыше установленных законом сроков.Как следует из материалов дела и установлено должностным лицом и судом, Смирнов С.В. со 02 ноября 2022 года проживает без регистрации по месту жительства и пребывания по адресу: <Адрес обезличен>, чем нарушил пункты 16 и 9 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713.

Указанные обстоятельства явились основанием для составления 23 ноября 2022 года в отношении Смирнова С.В. протокола об административном правонарушении № 117 и последующего его привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.15.1 КоАП РФ.

Суд первой инстанции, руководствуясь положениями Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17июля 1995 года № 713, пришел к выводу о наличии в действиях Смирнова С.В. события и состава правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 19.15.1 КоАП РФ и отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным.

Фактические обстоятельства совершения Смирновым С.В. правонарушения и его виновность подтверждены совокупностью исследованных доказательств, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Материалами дела достоверно подтвержден факт нарушения Смирновым С.В. требований в области регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, что свидетельствует о наличии состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.15.1 КоАП РФ.

Инициируя пересмотр состоявшихся по делу актов, заявитель указывает на наличие оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, ссылаясь на малозначительность совершенного правонарушения.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства, в силу частей 2, 3 статьи 4.1 КоАП РФ, учитываются при назначении административного наказания.

В пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

Одним из требований принципа справедливости юридической ответственности является соразмерность наказания деянию. Принцип же целесообразности юридической ответственности предусматривает обязательный анализ субъективных особенностей правонарушителя.

Исходя из установленных обстоятельств совершения правонарушения и предусмотренных законодательством оснований для квалификации правонарушения как малозначительного, указанное обстоятельство не исключало право судьи применить положений статьи 2.9 КоАП РФ.

Таким образом, из материалов дела усматривается, что административное правонарушение, совершенное Смирновым С.В., по своему характеру и степени общественной опасности действий, возможно квалифицировать как малозначительное, принимая во внимание, что Смирнов С.В. существенного нарушения охраняемым общественным правоотношениям своими действиями не допустил.

Учитывая характер административного правонарушения, обстоятельства его совершения и незначительное превышение Смирновым С.В. установленного законодательством срока регистрации по месту жительства, роль правонарушителя, отсутствие реального вреда и тяжких последствий, судья апелляционной инстанции полагает возможным освободить Смирнова С.В. от административной ответственности по основанию малозначительности совершенного правонарушения, и ограничиться устным замечанием, в связи с чем, все состоявшиеся по делу акты подлежат отмене, а производство по делу - прекращению.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

постановление начальника ОВМ ОМВД России по Сыктывдинскому району Жилиной О.И. от 23 ноября 2022 года и решение судьи Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 13 января 2023 года отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Смирнова Сергея Владимировича прекратить, с освобождением Смирнова Сергея Владимировича от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Объявить Смирнову Сергею Владимировичу устное замечание.

Судья Н.Ю. Санжаровская

21-56/2023

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
Смирнов Сергей Владимирович
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Санжаровская Н.Ю.
Статьи

ст. 19.15.1 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
vs--komi.sudrf.ru
03.02.2023Материалы переданы в производство судье
15.02.2023Судебное заседание
16.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.02.2023Дело оформлено
21.02.2023Дело передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее