РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Иркутск 29 марта 2023г.
Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Луст О.В., при секретаре Тымцивой В.Я.,
с участием истца ФИО12 представителя ответчика ГУ МВД России по Иркутской области Ветровой Н.В., действующей на основании доверенности, представителя ответчика ФКУЗ МСЧ МВД России по Иркутской области Шандрука А.О., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-120/2023 (УИД 38RS0032-01-2022-004961-29) по исковому заявлению ФИО13 к ГУ МВД России по Иркутской области, ФКУЗ МСЧ МВД России по Иркутской области о взыскании денежных средств, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО14 обратился в Кировский районный суд г.Иркутска с исковым заявлением к ГУ МВД России по Иркутской области о взыскании денежных средств, компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных исковых требований указано, что в течение 2021 – 2022 г.г. между ним и ответчиком возникли следующие правоотношения. Он является пенсионером МВД и прикреплен для медобслуживания к поликлинике ГУ МВД. Согласно ФЗ № от 19.07.2011г. ст. 11 п. 1; 2; 5 пенсионеры МВД имеют право на бесплатное зубопротезирование и санацию полости рта перед зубопротезированием в таком же объеме, как и ныне действующие сотрудники МВД. То есть в случае отсутствия в системе местного МВД медучреждения соответствующего профиля медпомощь оказывается в федеральном медучреждении за счёт средств федерального бюджета. На зубопротезирование он записался в поликлинику ИГМУ как ветеран федерального значения. Санацию полости рта, т.е. подготовку к зубопротезированию ему должны были сделать в стомкабинете поликлиники ГУ МВД, как было обещано заместителем начальника медицинского отдела полковником внутренней службы ФИО6 Однако заведующая стомкабинетом ФИО5 делать санацию отказалась, сославшись на отсутствие необходимого оборудования. И он был вынужден делать санацию в поликлинике ИГМУ, потратив на это 47 885 рублей. То есть две своих пенсии. Между тем, между поликлиникой ГУ МВД и стоматологической клиникой ИГМУ заключен договор об оказании соответствующих услуг. Но, как пояснил заместитель начальника медотдела ФИО6, ссылаясь на постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, договор распространяется только на аттестованных сотрудников. Он подавал заявления о возврате уплаченных денежных средств на имя начальника ГУ МВД РФ по Иркутской области, областному прокурору. Его заявления, вопреки требованиям ФЗ № возвращались опять в медотдел ГУ МВД, откуда он получал очередную отписку.
Просит суд взыскать с ГУ МВД России по Иркутской области денежные средства в размере 47 885 рублей, компенсацию морального вреда за бесконечные глумления, издевательства на протяжении ряда лет, в размере 20 000 рублей.
Определением суда от 12.01.2023г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФКУЗ «МСЧ МВД России по Иркутской области».
В судебном заседании истец ФИО15 заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, по доводам и правовым основаниям, изложенным в исковом заявлении, настаивал на их удовлетворении.
В судебном заседании представитель ответчика ГУ МВД России по Иркутской области – Ветрова Н.В., действующая на основании доверенности, заявленные исковые требования не признала, по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, просила в их удовлетворении отказать.
В судебном заседании представитель ответчика ФКУЗ «МСЧ МВД России по Иркутской области» - Шандрук А.О., действующий на основании доверенности, заявленные исковые требования не признал, по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, просил в их удовлетворении отказать.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы гражданского дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение в предусмотренных законом случаях (статья 39, часть 1); при этом определение условий и порядка реализации этого конституционного права отнесено к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Согласно п.2 ст. 45 Федерального закона от 07.02.2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" сотрудник полиции имеет право на бесплатное получение медицинской помощи, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, бесплатное обеспечение медицинскими изделиями по назначению врача в медицинских организациях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Отношения, связанные в том числе с медицинским обеспечением сотрудников органов внутренних дел (далее - сотрудник), граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей, регулируются Федеральным законом от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (часть 1 статьи 1 Закона; далее - Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).
В соответствии ст.1 ст. 11 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», сотрудник имеет право на бесплатное получение медицинской помощи, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением зубных протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, бесплатное обеспечение медицинскими изделиями по назначению врача в медицинских организациях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или федерального органа исполнительной власти в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны (далее - уполномоченный орган в сфере войск национальной гвардии) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 11 вышеуказанного Федерального закона РФ от 19.07.2011г. № 247-ФЗ, при отсутствии по месту службы, месту жительства или иному месту нахождения сотрудника медицинских организаций федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел либо при отсутствии в них отделений соответствующего профиля, специалистов либо специального медицинского оборудования сотрудник имеет право на получение медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Расходы, связанные с оказанием медицинской помощи сотруднику, возмещаются медицинским организациям государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В соответствии с ч.5 ст. 11 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ, граждане Российской Федерации, уволенные со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и имеющие стаж службы в органах внутренних дел 20 лет и более (в том числе в льготном исчислении), за исключением граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел по основаниям, указанным в части 8 статьи 3 настоящего Федерального закона, имеют право на медицинское обеспечение, установленное сотрудникам частью 1 настоящей статьи, а члены их семей и лица, находящиеся на их иждивении, имеют право на медицинское обеспечение, предусмотренное частью 3 настоящей статьи. Порядок медицинского обеспечения указанных граждан в медицинских организациях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок оказания медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, а также лицам, уволенным со службы в органах внутренних дел Российской Федерации с правом на пенсионное обеспечение, регламентирован Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2018 г. № 1563 «О порядке оказания сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, отдельным категориям граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, членам их семей и лицам, находящимся на их иждивении, медицинской помощи и обеспечения их санаторно-курортным лечением» и Инструкцией об особенностях организации оказания медицинской помощи, в том числе при санаторно-курортном лечении, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел Российской Федерации, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, членам их семей и лицам, находящимся на их иждивении, в медицинских организациях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 24 апреля 2019 г. № 275.
Судом установлено, что ФИО16 является пенсионером МВД и прикреплен на медицинское обслуживание к поликлинике ФКУЗ «МСЧ МВД России по Иркутской области».
12.04.2022г. ФИО17. сообщил начальнику ФКУЗ «МСЧ МВД России по Иркутской области» - ФИО6 о том, что он получил услуги по подготовке к протезированию в ФГБОУ ВО ИГМУ МЗ РФ «Факультетские клиники ИГМУ» и предоставил акты об оказании медицинских услуг для разрешения вопроса о возмещении расходов.
В ответе № от 19.05.2022г. ФКУЗ «МСЧ МВД России по Иркутской области» истцу было разъяснено, что МСЧ заключен контракт с ФГБОУ ВО ИГМУ МЗ РФ «Факультетские клиники ИГМУ» на возмещение расходов за оказанную сотрудникам органов внутренних дел медицинскую помощь (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.12.2018г. № «О порядке оказания сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, отдельным категориям граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, членам их семей и лицам, находящимся на их иждивении, медицинской помощи и обеспечения их санаторно-курортным лечением»). Поскольку Карасёв В.В. не является сотрудником ОВД, оплата за оказанные ему услуги по данному договору невозможна. Медицинскую помощь за пределами ведомственной медицинской организации Карасёв В.В. может получить в рамках ОМС либо за плату. Услуги, указанные в представленных им актах под кодами В01.003.004.005, В01.065.001, А16.07.008.001, А16.07.030.002, А16.07.002.009, А16.07.002.009, могут быть получены за счет средств обязательного медицинского страхования (по полису ОМС).
Обращаясь с иском в суд, истец полагает отказ ответчика в возмещении ему расходов на оплату медицинских услуг незаконным, нарушающим его права и законные интересы.
Из пояснений истца, данных в ходе судебного разбирательства, следует, что он записался на зубопротезирование в поликлинику ИГМУ, как ветеран федерального значения. Перед зубопротезированием ему необходимо было провести подготовку полости рта (санацию), для чего он обратился в стомкабинет поликлиники ГУ МВД. Однако заведующая стомкабинетом ФИО5 делать санацию отказалась, сославшись на отсутствие необходимого оборудования. В связи с чем, он был вынужден делать санацию в поликлинике ИГМУ, потратив на это 47 885 рублей. В подтверждение понесенных расходов, суду были представлены кассовые чеки и акты об оказании медицинских услуг.
Из амбулаторной карты № на имя истца, следует, что 04.03.2022г. ФИО20 обратился в стоматологический кабинет поликлиники ФКУЗ «МСЧ МВД России по Иркутской области», цель лечения: подготовка к протезированию, методы лечения: раскрытие и пломбирование каналов, постановка пломбы. Выдано направление на рентген. Яка на приём 10.03.2022г. со снимками.
10.03.2022г. ФИО18. прибыл в стоматологический кабинет поликлиники ФКУЗ «МСЧ МВД России по Иркутской области», где ему был проведено депульпирование 14 зуба по ортопед.показаниям. С целью обеспечения качества и безопасности оказываемой медицинской помощи, ФИО19. был направлен на повторную консультацию к врачу-стоматологу-ортопеду для определения необходимости денервирования планируемых опорных зубов – 14,13,23,27,35,36 – в связи с особенностями анатомического строения. Явка 16.03.2022г. Зав.стом.кабинета ФКУЗ «МСЧ МВД России по Иркутской области» ФИО5 была сделана запись в карте (обращение к врачу-стоматологу-ортопеду) об уточнении необходимости депульпирования 14,23,36,35 зубов и возможности обточить коронки этих зубов без предварительного денерирования, с обоснованием своей позиции.
16.03.2022г. после консультации с врачом-стоматологом-ортопедом ФГБОУ ВО ИГМУ МЗ РФ ФИО11, совместно принято решение 13,14 зуб оставить в настоящем состоянии, ортопед настаивает на депульпировании 35,36 зуба. Проведен консилиум врачей в составе: лечащего врача ФИО5 (завед.стом кабинета), врача-стоматолога-терапевта высшей категории ФИО9, врача стоматолога-хирурга ФИО10 Принято совместное решение о невозможности качественного депульпирования 35,36 зуба в условиях ОМС-приема, ввиду особенностей анатомического строения зубов (глубокое склерозирование каналов 35,36 зубов, практически полное закрытие пульповой камеры полости зубов дентиклем, что подтверждается диагностическим снимком – ОПТГ. Более того, вопрос целесообразности данного вмешательства остается дискутабельным. Пациент согласился с доводами лечащего врача. Рекомендована консультация о необходимости и возможности качественного депульпирования со стоматологами-терапевтами городской, областной стом. поликлиник, работающих в системе ОМС, направление на депульпирование у пациента на руках
В период с 17.03.2022г. по 29.03.2022г. ФИО21. находился на стационарном лечении в неврологическом отделении госпиталя ФКУЗ «МСЧ МВД России по Иркутской области».
После 29.03.2022г. ФИО22 в стоматологический кабинет поликлиники ФКУЗ «МСЧ МВД России по Иркутской области» не обращался.
Допрошенная в ходе судебного разбирательства свидетель ФИО5, пояснила суду, что является заведующей стоматологического кабинета ФКУЗ «МСЧ МВД России по Иркутской области». ФИО23. в марте прошлого года пришел на прием, с целью подготовки полости рта к протезированию, по рекомендации врача стоматолога-ортопеда ФИО11 стом.клиники ФГБОУ ВО ИГМУ МЗ РФ. Она провела осмотр, обговорила план лечения с ФИО31 разъяснила, что это не быстрый процесс, после чего начала работу. Строение челюсти сложное, с учетом возрастных изменений. При этом врач ФИО11 указала на необходимость депульпирования 13,14,23,27,36,35 зубов. Она не была согласна с этим и рекомендовала истцу ещё раз сходить на консультацию к врачу стоматологу-ортопеду для уточнения, с указанием своих доводов и сомнений. После консультации с врачом, истец пришёл на приём, они ещё раз обговорили план лечения, который должен был растянуться на несколько месяцев, кроме того, она не была согласна с позицией врача стоматолога-ортопеда по нескольким зубам, поэтому был проведён консилиум, после чего, ФИО30 рекомендована консультация стоматологов-терапевтов городской, областной стом.поликлиник, работающих в системе ОМС о необходимости и возможности качественного депульпирования. Кроме того, после того, как они обговорили план лечения, истец ей сообщил о том, что ложится на стационарное лечение и имеет возможность часто приходить к ней на приём. На это, она ему разъяснила порядок, не предусматривающий приём пациентов, находящихся на стационарном лечении, и сказала, чтобы он после выписке записался к ней на приём. Это был последний раз, когда они виделись. В конце апреля она узнала от своего руководителя, что Карасёву В.В. была оказана платная стоматологическая медицинская помощь в ФГБОУ ВО ИГМУ МЗ РФ. Из актов, которые представил истец, видно, что была обработка плохо проходимых каналов, это те работы, о которых они и говорили с ним, это возможно было сделать, но процесс трудоемкий и длительный. Данные работы проводятся в стоматологических клиниках по полису ОМС.
Из медицинской карты стоматологического больного № ФГБОУ ВО ИГМУ Минздрава России, следует, что ФИО32. были оказаны платные медицинские услуги в области стоматологии.
Таким образом, судом установлено, что ФИО24. оказывалась медицинская помощь по стоматологическому профилю в стоматологическом кабинете поликлиники ФКУЗ «МСЧ МВД России по Иркутской области». При этом истец не лишён был возможности продолжения лечения в стоматологическом кабинете поликлиники ФКУЗ «МСЧ МВД России по Иркутской области», как и не лишён был возможности получения соответствующих медицинских услуг по стоматологическому профилю в «Областной стоматологической поликлиники», ФГБОУ ВО ИГМУ МЗ РФ «Факультетские клиники ИГМУ», ОГАЗ «Городская стоматологическая поликлиника», по полису ОМС. Вместе с тем, данным правом истец не воспользовался, доказательств обратного суду не представлено.
Доводы истца о том, что он имеет право на компенсацию расходов, в связи с заключенным договором между ГУ МВД и стоматологической клиникой ИГМУ, суд считает несостоятельными, основанными на неверном толковании норма закона.
Согласно ч. 5 ст. 11 Федерального закона от 19.07.2011 г. N 247-ФЗ на граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и имеющие стаж службы в органах внутренних дел 20 лет и более, распространяются гарантии, предусмотренные ч. 1 данной статьи, в которой отсутствует указание на возможность получения такими лицами медицинской помощи по договорам, заключенным МВД с муниципальными и государственными учреждениями здравоохранения, указано на возможность получения помощи только в ведомственных медицинских учреждениях.
Постановлением Правительства РФ от 15.12.2018 N 1563 "О порядке оказания сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, отдельным категориям граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, членам их семей и лицам, находящимся на их иждивении, медицинской помощи и обеспечения их санаторно-курортным лечением" утверждены, в частности:
- Правила медицинского обеспечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, отдельных категорий граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в медицинских организациях Министерства внутренних дел Российской Федерации и медицинских организациях федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - Правила N 1).
- Правила оказания медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, за исключением медицинских организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации и медицинских организаций Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, и возмещения расходов указанным организациям (далее - Правила N 2).
Таким образом, правила обеспечения медицинской помощью сотрудников и лиц, уволенных со службы, имеют различия. Законодательством предусмотрена возможность оказания медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения только для сотрудников органов МВД, но не для лиц, уволенных со службы, для которых возможность получения такой помощи предусмотрена только в ведомственных медицинских организациях. Отсутствие у истца права на медицинское обслуживание в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения по договорам, которые заключаются МВД РФ с данными учреждениями, прямо следует из действующего законодательства.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ответчиком ФКУЗ «МСЧ МВД России по Иркутской области» не было отказано ФИО25 в оказании стоматологических услуг. При этом ФИО26 своим правом на бесплатное получение медицинской помощи не воспользовался. В связи с чем, нарушений прав истца со стороны ответчиков не допущено.
При таких обстоятельствах, исковые требования ФИО27 к ГУ МВД России по Иркутской области, ФКУЗ МСЧ МВД России по Иркутской области о взыскании денежных средств, не подлежат удовлетворению.
Принимая во внимание, что нарушений прав истца, судом не установлено, оснований для удовлетворения заявленных исковых требований ФИО28 к ГУ МВД России по Иркутской области, ФКУЗ МСЧ МВД России по Иркутской области о компенсации морального вреда, у суда также не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО29 к ГУ МВД России по Иркутской области, ФКУЗ МСЧ МВД России по Иркутской области о взыскании денежных средств, компенсации морального вреда – оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.
Судья О.В. Луст
Мотивированный текст решения изготовлен 05.04.2023г.
Судья О.В. Луст