Дело №12-4/2024
УИД №22RS0066-01-2023-004168-52
Р Е Ш Е Н И Е
на постановление по делу об административном правонарушении
г. Барнаул, ул. Папанинцев, д. 130 12 января 2024 г.
Судья Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края Т., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу врио заместителя министра здравоохранения Алтайского края Б. на постановление заместителя руководителя Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю – заместителя главного судебного пристава Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ №, вынесенное в отношении Министерства здравоохранения Алтайского края по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением заместителя руководителя Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю (далее – ГУ ФССП) от ДД.ММ.ГГГГ Министерство здравоохранения Алтайского края (далее – министерство) привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 70 000 руб.
Правонарушение выразилось в неисполнении министерством требований исполнительного документа неимущественного характера, выданного на основании решения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ., подлежащего немедленному исполнению, во вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа срок (до ДД.ММ.ГГГГ.) по обеспечению Ч. лекарственным препаратом «Спинраза» («Нусинерсен»), назначенным ему по жизненным показаниям на постоянной основе в соответствии с протоколом врачебной комиссии <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ в дозировке 12 мг каждые четыре месяца за счет бюджетных средств.
Не согласившись с вынесенным постановлением, врио заместителя министра здравоохранения Алтайского края Б. обратилась с жалобой в районный суд, в которой просила постановление должностного лица ГУ ФССП отменить, ссылаясь на то, что министерством предпринимались все необходимые меры для исполнения решения суда, что не учтено судебным приставом-исполнителем. В обоснование требований в жалобе указано, что закупка лекарственного препарата «Спинраза» произведена министерством в необходимом количестве и передана в <данные изъяты> для передачи в <данные изъяты> во исполнение решения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ которым на министерство не возлагалась обязанность по введению данного препарата Ч. согласно заключению <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ пациенту даны рекомендации проводить диспансерный осмотр невролога и направить ребенка в медицинское учреждение федерального уровня, от которого законный представитель Ч.. отказался; пациент ранее получил лечение лекарственным средством «Золгенсма», поэтому более ни в какой патогенетической терапии не нуждается, что подтверждается ответом специалистов <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> осуществлена передача лекарственного препарата «Спинраза» для Ч. который ДД.ММ.ГГГГ был госпитализирован в психоневрологическое отделение <данные изъяты> для проведения комбинированной терапии, где ДД.ММ.ГГГГ. ему осуществлено введение препарата.
Настоящая жалоба подана министерством в районный суд ДД.ММ.ГГГГ в установленный частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ десятидневный срок (копия постановления получена министерством ДД.ММ.ГГГГ препятствий для ее рассмотрения не имеется.
В судебное заседание законный представитель Министерства здравоохранения Алтайского края не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежаще.
Защитник министерства по доверенности К в судебном заседании на удовлетворении жалобы настаивал по вышеизложенным основаниям.
Законный представитель потерпевшего Ч. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежаще.
С учетом положений статей 25.1, 25.4, 25.15 КоАП РФ судья полагает возможным рассмотреть жалобу при данной явке.
Выслушав защитника министерства К изучив доводы жалобы, проверив материалы дела в полном объеме с учетом требований статьи 30.6 КоАП РФ, судья районного суда приходит к следующему выводу.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, а также актов других органов и должностных лиц определяются Федеральным законом от 2 октября 2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Согласно статье 2 данного закона задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель применяет к должнику штраф, предусмотренный статьей 17.15 КоАП РФ, и устанавливает новый срок для исполнения.
Статьей 5 настоящего Федерального закона определено, что принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов.
В силу статьи 6 указанного Федерального закона законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
Частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, которая влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.
Как следует из представленных материалов дела об административном правонарушении, решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены исковые требования Ч.. к Министерству здравоохранения Алтайского края о возложении обязанности на министерство обеспечить Ч.. жизненно необходимым лекарственным препаратом «Спинраза» («Нусинерсен») по жизненным показаниям на постоянной основе в соответствии с протоколом врачебной комиссии <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ. в дозировке 12 мг каждые четыре месяца за счет бюджетных средств. Решение суда обращено к немедленному исполнению (гражданское дело №
ДД.ММ.ГГГГ ведущим судебным приставом-исполнителем ГУ ФССП в отношении Министерства здравоохранения Алтайского края возбуждено исполнительное производство № на основании исполнительного документа – исполнительного листа №, выданного законному представителю взыскателя <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ В постановлении указано, что требования по исполнительному документу подлежат немедленному исполнению, а именно – в течение суток с момента получения должником копии настоящего постановления (пункт 3). Копия постановления получена должником ДД.ММ.ГГГГ
Поскольку требования исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, должником не исполнены, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ГУ ФССП вынесено постановление о взыскании с министерства исполнительского сбора в размере 50 000 руб. Одновременно с этим должнику установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа – до ДД.ММ.ГГГГ Копия постановления получена должником ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ. должнику установлен новый срок исполнения требований исполнительного документа – до ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ должнику установлен новый срок исполнения требований исполнительного документа – до ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ должнику установлен новый срок исполнения требований исполнительного документа – до ДД.ММ.ГГГГ
Постановлением должностного лица ГУ ФССП от ДД.ММ.ГГГГ министерство привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ за неисполнение требований в срок до ДД.ММ.ГГГГ подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Решением судьи <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. и решением судьи <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. постановление должностного лица оставлено без изменения (дело №
Постановлением должностного лица ГУ ФССП от ДД.ММ.ГГГГ министерство привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ за неисполнение требований в срок до ДД.ММ.ГГГГ., подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Решением судьи <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ и решением судьи <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. постановление должностного лица оставлено без изменения (дело №
Постановлением должностного лица ГУ ФССП от ДД.ММ.ГГГГ министерство привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ за неисполнение требований в срок до ДД.ММ.ГГГГ., подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Решением судьи <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. и решением судьи <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. постановление должностного лица оставлено без изменения (дело №
При этом постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ должнику также устанавливался новый срок исполнения требований исполнительного документа – до ДД.ММ.ГГГГ Копия постановления получена должником ДД.ММ.ГГГГ
Содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера во вновь установленный судебным приставом-исполнителем срок после наложения административного штрафа должником не исполнены.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления ДД.ММ.ГГГГ в отношении министерства протокола № об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ.
Постановлением заместителя руководителя ГУ ФССП от ДД.ММ.ГГГГ министерство привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ за неисполнение требований в срок до ДД.ММ.ГГГГ подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 70 000 руб.
Между тем с вынесенным постановлением согласиться нельзя.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (статья 26.1 КоАП РФ).
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. При этом бремя доказывания вины лежит на органах, должностных лицах, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (части 1, 2, 3).
Приведенные положения в их нормативном единстве и взаимосвязи означают, что выводы должностного лица юрисдикционного органа об административной ответственности лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должны быть основаны на исчерпывающей совокупности доказательств, исключающей какие-либо сомнения в обоснованности применения к виновному лицу мер административной ответственности.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1).
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2).
Из материалов дела следует, что постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ должнику установлен новый срок исполнения требований исполнительного документа – до ДД.ММ.ГГГГ При этом копия постановления была получена должником на следующий день после его вынесения – ДД.ММ.ГГГГ что подтверждается штампом входящей корреспонденции министерства на постановлении.
В судебном заседании защитник министерства пояснил, что согласно заключению <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ пациенту даны рекомендации проводить диспансерный осмотр невролога и направить ребенка в медицинское учреждение федерального уровня, от которого законный представитель Ч.. отказался.
С учетом времени, необходимого для вызова пациента в <данные изъяты> проведения обследования с целью выявлений возможных противопоказаний к введению Ч. лекарственного средства «Спинраза» (Нусинерсен) судья приходит к выводу о недостаточности срока, установленного судебным приставом-исполнителем, для исполнения требований исполнительного документа (в течение двух дней после получения должником копии постановления о назначении нового срока исполнения от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Вместе с тем должностное лицо ГУ ФССП в ходе рассмотрения указанные обстоятельства, свидетельствующие о возможном отсутствии у министерства вины во вмененном деянии, должным образом не проверило и не установило: имело ли юридическое лицо возможность исполнить решение суда за два дня, что является юридически значимым обстоятельством для привлечения к административной ответственности по статье 17.15 КоАП РФ.
В материалах административного дела и исполнительного производства такие сведения отсутствуют.
Допущенные процессуальные нарушения не позволили правильно всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а поэтому оспариваемое постановление нельзя признать законным.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления при наличии обстоятельств, установленных статьей 24.5 настоящего Кодекса.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
Поскольку годичный срок давности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, в настоящее время истек (событие имело место ДД.ММ.ГГГГ и возможность направления дела на новое рассмотрение утрачена, постановление заместителя руководителя Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю – заместителя главного судебного пристава Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ. № подлежит отмене, а производство по делу – прекращению ввиду истечения сроков давности привлечения Министерства здравоохранения Алтайского края к административной ответственности по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 30.1 – 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ №, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2 ░░░░░░ 17.15 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 25.1 – 25.5.1, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░ 5 ░░░░░░ 30.9 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.