Дело № 2-55/2024 УИД 14RS0013-01-2024-000081-12
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
п. Сангар 07 мая 2024 года
Кобяйский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Черноградской Е.Е., единолично, с участием
помощника прокурора <Адрес обезличен> Григорьева М.А.,
при секретаре Семеновой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокуратуры <Адрес обезличен> в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальной бюджетной организации дополнительного образования «Детская юношеская спортивная школа <Адрес обезличен>», администрации муниципального района <Адрес обезличен> о возложении обязанностей,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор района Винокуров А.Н. обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что прокуратурой района проведена проверка в МБО ДО «Детская юношеская спортивная школа <Адрес обезличен>» исполнения законодательства органами местного самоуправления законов при реализации полномочий в сфере противодействия экстремизму и терроризму, в том числе соблюдения требований законодательства об антитеррористической защищенности на объектах культуры и спорта. Проверкой установлено, что МБО ДО «Детская юношеская спортивная школа <Адрес обезличен>» присвоена 3 категория безопасности, здание не обеспечено пропускным режимом и контролем за соблюдением пропускного и внутри объектового режимов и не оборудовано ручными металлоискателями. Несоблюдения требований законодательства отрицательно сказывается на комплексной безопасности граждан, находящихся в учреждении спорта, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, что не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного учреждения и может способствовать совершению противоправных действий.
Просит возложить на МБО ДО «Детская юношеская спортивная школа <Адрес обезличен>» обязанность, в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу, выполнить мероприятия по установке пропускного режима и контроля за соблюдением пропускного режима и контроля за соблюдением пропускного и внутриобъектового режимов и оборудовать ручными металлоискателями в зданиях, расположенных по адресу: <Адрес обезличен>, спортивного зала <Адрес обезличен> и <Адрес обезличен>, спортивного зала <Адрес обезличен>
Определением судьи от <Дата обезличена> администрация муниципального района <Адрес обезличен> был привлечена в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора по гражданскому делу.
<Дата обезличена> от прокурора района Винокуров А.Н. поступило уточнение исковых требований, согласно которому проведенной проверкой установлено, что МБО ДО «ДЮСШ <Адрес обезличен>» имеет недостаточный уровень антитеррористической защищенности, т.е. здания не оснащены охранной сигнализацией, не обеспечены охрана объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций; не оборудованы контрольно-пропускным пунктом.
Согласно Уставу МБО ДО «ДЮСШ <Адрес обезличен>» собственником имущества и учредителем является администрации МР <Адрес обезличен>
Просит возложить на МБО ДО «Детская юношеская спортивная школа <Адрес обезличен>», администрацию МР <Адрес обезличен> обязанность, в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу, в зданиях спортивных залов <Адрес обезличен> расположенный по адресу: <Адрес обезличен>, и <Адрес обезличен> расположенный по адресу: <Адрес обезличен>, устранить нарушения действующего законодательства - Постановления Правительства РФ от 02.08.2009 года №1006 «Об утверждении требований антитеррористической деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности», а именно: оснастить объекты охранной сигнализацией; обеспечить охрану объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций; оборудовать при главном входе в здания ДЮСШ контрольно-пропускные пункты (пост охраны), в соответствии с требованиями п.25 Постановления №1006 от 02.08.2019 года.
Стороны о времени и месте судебного заседания надлежаще извещены.
Представитель ответчика директор МКО ДО Кузенко А.В. на судебное заседание не явилась, просит рассмотреть дело без её участия, в возражении указала, что с предъявленными требованиями согласны, здания обеспечены пропускным и внутриобъектовыми режимами с личным контролем работников организации и ведение записи посетителей спортивных залов <Адрес обезличен> и <Адрес обезличен> установлены тревожные кнопки дистанционного и оперативного вызова охраны, поданы заявки на выделение финансовых средств для установки арочных металлоискателей.
Представитель соответчика Администрации МР <Адрес обезличен> Аманатова А.А. на судебное заседание не явилась, просит рассмотреть дело без её участия, с исковыми требованиями прокурора согласны, возражений не имеют.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено судом в отсутствие представителей ответчиков.
Помощник прокурора <Адрес обезличен> района Григорьев М.А. в судебном заседании иск поддержал в полном объеме, пояснил, что в <Дата обезличена> проведена проверка, внесено представление, нарушения до сего дня не устранены, срок для устранения нарушений считает достаточным, т.к. у ответчиков было достаточно времени для устранения нарушений.
В соответствии с ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с п.8 ч.1 ст.41 Федерального закона №273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно ч.13 ст.30 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
На основании ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно п.п. "а" и "б" п. 4 и п. 6 ч. 1 ст. 3 Федерального закона №35-ФЗ, противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); антитеррористическая защищенность объекта (территории) - это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условии может одновременно находиться более пятидесяти человек.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона №35-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 №1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и форма паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее по тексту - Требования).
В соответствии с п.25 Требований, в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным п.24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: а) оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации; б) обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; в) оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации (по средствам стационарной кнопки тревожной сигнализации) и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); г) оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны); д) оснащение объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями.
Как установлено в судебном заседании, Муниципальная бюджетная организация дополнительного образования «Детская юношеская спортивная школа <Адрес обезличен>» создано <Дата обезличена>, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от <Дата обезличена>, лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица указана директор Кузенко А.В., основным видом деятельности является образование дополнительное детей и взрослых.
Согласно выписке из ЕГРН от <Дата обезличена>, собственником здания, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, является администрация МО <Адрес обезличен> здание <Дата обезличена> передано в оперативное управление МБО ДО «Детская юношеская спортивная школа <Адрес обезличен>».
Согласно выписке из ЕГРН от <Дата обезличена>, собственником здания, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, является администрация МО <Адрес обезличен>, <Дата обезличена> здание передано в оперативное управление МКО ДО «Детская юношеская спортивная школа <Адрес обезличен>».
Прокуратурой <Адрес обезличен> района проведена проверка соблюдения МКО ДО «Детская юношеская спортивная <Адрес обезличен>» исполнения законов при реализации полномочий в сфере противодействия экстремизму и терроризму, в том числе соблюдения требований законодательства об антитеррористической защищенности на объектах культуры и спорта.
Проверкой установлено, что в МКО ДО «Детская юношеская спортивная школа <Адрес обезличен>» выявлены недостатки в антитеррористической защищенности объекта: в зданиях не установлены пропускной режим и контроль за соблюдением пропускного режима и контроль за соблюдением пропускного и внутриобъектового режимов, не оборудованы ручными металлоискателями.
По результатам проверки <Дата обезличена> прокурором внесено преставление об устранении нарушений законодательства, которое до сих пор не устранено.
Согласно паспорту безопасности объекта, утвержденного директором МКО ДО «ДЮСШ <Адрес обезличен>» Черепахиным П.М. от <Дата обезличена>, зданию спортивного зала <Адрес обезличен> присвоена 3 категория безопасности, на объекте имеются, в том числе видеокамеры серии «ST» - 2 шт., видеорегистратор «ST» - 1 шт., внешняя камера «ST» - 2 шт., телевизионный монитор - 1 шт., охранно-пожарная сигнализация, система видеонаблюдения, система экстренного оповещения о потенциальной угрозе возникновения ЧС (громкоговорящая система оповещения, сирена и т.д.), кнопка тревожной сигнализации с выводом на ОВО по <Адрес обезличен>.
Согласно паспорту безопасности объекта, утвержденного директором МКО ДО «ДЮСШ <Адрес обезличен>» Черепахиным П.М. от <Дата обезличена>, зданию спортивного зала <Адрес обезличен> присвоена 3 категория безопасности, на объекте имеются в том числе видеокамеры серии «ST» - 2 шт., видеорегистратор «ST» - 1 шт., внешняя камера «ST» - 2 шт., телевизионный монитор - 1 шт., оповещатель «Маяк-12 КП», охранно-пожарная сигнализация, система видеонаблюдения, система экстренного оповещения о потенциальной угрозе возникновения ЧС (громкоговорящая система оповещения, сирена и т.д.), кнопка тревожной сигнализации с выводом на ОВО по <Адрес обезличен>.
На представление прокурора директором Кузенко А.В. предоставлена информация, согласно которому на имя главы МР <Адрес обезличен> начальника МБУ «УФКиМС» Афанасьева направлены заявки на выделение финансирования для исполнения требований, указанных в представлении прокурора.
Согласно информации директора Кузенко А.В. от <Дата обезличена>, в зданиях спортивных залов <Адрес обезличен> и <Адрес обезличен> ведется пропускной режим с записью посетителей, имеется кнопка вызова, обслуживаемая ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии <Адрес обезличен> имеются ручные металлодетекторы, что подтверждается квитанцией от <Дата обезличена> о приобретении ручных металлодетекторов ЛКД <Номер обезличен>, цветовой, звуковой и вибро индикацией.
Положениями ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района (пункт 6.1 части 1).
В ч.3 ст.5 Закона о противодействии терроризму также установлена обязанность органов местного самоуправления осуществлять в пределах своих полномочий противодействие терроризму, под которым, согласно п. 4 ст. 3, понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно Уставу МКО ДО «Детская юношеская спортивная школа <Адрес обезличен>», утвержденного <Дата обезличена> главой МО <Адрес обезличен> Левиным И.И., предметом деятельности организации является дополнительное образование детей направленное на физическое воспитание личности, приобретение знаний, умений и навыков физической культуры и спорта. организация обязана осуществлять материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями и т.д.
Согласно Уставу учредителем организации является администрация Муниципального района <Адрес обезличен> который в соответствии с разделом 4 Устава, обеспечивает содержание зданий и сооружений организации, обустройство прилагающих к ним территорий, предварительно согласовывает совершение организацией крупных сделок.
В соответствии с п.6.8, 6.9 Устава главным распределителем бюджетных средств является администрация МО <Адрес обезличен> финансовое обеспечение осуществляется в виде субсидий из бюджета МО <Адрес обезличен>
Таким образом, принятие мер к террористической защищенности образовательного учреждения является обязанностью также и органа местного самоуправления, являющегося к тому же учредителем этого образовательного учреждения. Администрация от имени муниципального образования является главным распорядителем бюджетных средств, предусмотренных в бюджете района по отрасли "Образование", в том числе бюджетных инвестиций.
Актом проверки от <Дата обезличена>, проведенной прокурором Винокуровым А.Н. с участием директора Кузенко А.В., установлено, что в зданиях спортивных залов <Адрес обезличен> расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, и <Адрес обезличен>, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, охрана объекта не обеспечивается сотрудниками частных охранных организаций, главные входы в здания не оборудованы контрольно-пропускными пунктами.
Согласно информации, предоставленной начальником ОВО по <Адрес обезличен> Федотовым Д.В., объекты спортивный зал <Адрес обезличен> и спортивный зал <Адрес обезличен> оснащены техническими средствами охраны с выводом на ПЦО ОВО по <Адрес обезличен>.
Таким образом, судом установлено, что здания спортивных залов <Адрес обезличен> и <Адрес обезличен> на которых проводятся занятия по образовательной деятельности, в нарушения п.п. а, б, г п. 25 требования Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 года №1006, охрана объекта не обеспечивается сотрудниками частных охранных организаций, главные входы в здания не оборудованы контрольно-пропускными пунктами.
Требование в части оснастить объекты охранной сигнализацией подлежит отказу в удовлетворении, т.к. согласно паспортам безопасности, здания оснащены охранной сигнализацией с выводом на пульт ОВО по <Адрес обезличен>, что также подтверждается актом проверки от <Дата обезличена>.
В силу положений ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.
Устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса сторон.
Установленный прокуратурой срок в один год, с момента вступления в законную силу судебного решения, суд находит разумным, поскольку несоблюдение требований, установленных указанными нормативными правовыми актами, отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в образовательном учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая устойчивость объекта, отсутствует постоянный контроль и возможность своевременного предупреждения террористических актов, чрезвычайных ситуаций на территории данного учреждения, что может способствовать совершению противоправных действий в отношении лиц, находящихся в учреждении.
При таких обстоятельствах, требования прокурора являются обоснованными. Принимая во внимание изложенное, учитывая, что указанные выше мероприятия отнесены к числу обязательных мероприятий, на ответчиков в силу закона возложена обязанность по обеспечению антитеррористической защищенности, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований частично.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░░ ░░░░░░░░░> (░░░ <░░░░░ ░░░░░░░░░>) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░ ░░░░░░░░░>» (░░░░ <░░░░░ ░░░░░░░░░>, ░░░ <░░░░░ ░░░░░░░░░>), ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░ ░░░░░░░░░> (░░░░ <░░░░░ ░░░░░░░░░>, ░░░ <░░░░░ ░░░░░░░░░>) ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░ ░░░░░░░░░>», ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░ ░░░░░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░ ░░░░░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░ ░░░░░░░░░>, ░ <░░░░░ ░░░░░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░ ░░░░░░░░░>, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ 02.08.2019 №1006 "░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░), ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░)", ░ ░░░░░░:
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░.░. «░» ░.25 ░░░░░░░░░░░░░ №1006;
- ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░ ░░░░░░), ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░.░. «░» ░.25 ░░░░░░░░░░░░░ №1006.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░).
░░░░░: ░/░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 07.05.2024 ░░░░.