Дело № 2-412/2022 (№ 2-3070/2021)
УИД 42RS 0002-01-2021-005676-37
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Город Белово Кемеровская область 21 февраля 2022 года
Беловский городской суд Кемеровской области
в составе председательствующего судьи Логвиненко О.А.
при секретаре КЕМ,
с участием: представителя истца по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № БЕВ
- ответчика ЮП,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Беловского городского округа к Юнусову ЮП о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Беловского городского округа обратилась в суд с иском к Юнусову ЮП о понуждении к совершению действий.
Свои требования мотивирует тем, что на основании пункта 8 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Решения Совета народных депутатов Беловского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка проведения осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации и выдачи рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений», было обследовано жилое здание, расположенное по адресу: <адрес>
В ходе проверки было установлено, что указанное нежилое здание не эксплуатируется, находится в процессе физического разрушения и представляет опасность для жизни и здоровья граждан.
Собственником здания является ответчик, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ.
На сегодняшний день дом не эксплуатируется, находится в полуразрушенном состоянии. Оконные и дверные проемы отсутствуют. Наблюдается разрушение кирпичной кладки. На территории земельного участка осуществлено складирование мусора.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно статье 37 Федерального закона РФ от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», при прекращении эксплуатации здания собственник здания должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание.
Однако спорное здание никем не охраняется, подлежит разрушению, при этом представляет угрозу жизни и имуществу жителей города Белово.
Указанные действия могут привести к чрезвычайной ситуации и привести к гибели людей.
Согласно статье 1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от ДД.ММ.ГГГГ №, чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Право собственности не является абсолютным и может быть ограничено в случае необходимости защиты публичных интересов, в частности охраны жизни и здоровья граждан, обеспечения общественной безопасности.
В силу части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. В соответствии с части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина, в том числе и права собственности, в той мере, в какой это необходимо для защиты здоровья, прав и законных интересов других лиц.
Согласно пунктом 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права, в том числе и право собственности, могут быть ограничены на основании федерального закона в той мере, в какой это необходимо для защиты здоровья, прав и законных интересов других лиц.
В соответствии со статьей 1 Протокола № 1 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 допускается ограничение права собственности физического или юридического лица для осуществления контроля за использованием собственности в соответствии с общими интересами.
Статьей 16 Федерального закона № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в полномочия органов местного самоуправления входит участие в предупреждении чрезвычайных ситуаций в границах городского округа (пункт 8 часть 1) и обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа (пункт 10 часть 1).
Согласно статье 26 Устава Беловского городского округа, Администрация Беловского городского округа входит в состав структуры органов местного самоуправления, как исполнительно - распорядительный орган муниципального образования, и в рамках мероприятий по предупреждению ЧС на территории Беловского городского округа и обеспечению мер пожарной безопасности, вправе потребовать принятия мер по предупреждению причинения вреда населению города и окружающей среде.
Действующим законодательством, в том числе статьей 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, предусмотренных законом, органы местного самоуправления, вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьи 37 ФЗ от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», ФЗ от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», ст. 131-132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просит:
Обязать ответчика – Юнусова ЮП, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <адрес>, в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять все необходимые меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей на территорию нежилого здания, расположенного по <адрес> а именно: осуществить зашивку оконных и дверных проемов. Убрать мусор с территории земельного участка.
Представитель, истца - Администрации Беловского городского округа по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № БЕВ в судебном заседании уточнила предмет исковых требований, просит обязать Юнусова ЮП, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <адрес> течение 3 (трех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, принять все необходимые меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, а именно произвести демонтаж полуразрушенной стены кирпичной кладки с дверным блоком, расположенной по <адрес>, дала суду пояснения аналогичные изложенному в исковом заявлении. Кроме того, пояснила, что при проведении обследования было выявлено складирование на участке строительных материалов и то, что окна в здании застеклены, двери заблокированы. Между тем, имеется полуразрушенная стена кирпичной кладки с дверным блоком, которая представляет угрозу жизни и здоровью граждан.
Ответчик ЮП в судебном заседании против удовлетворения исковых требований с учетом уточнения предмета иска не возражал, пояснил суду, что территория принадлежащего ему здания по <адрес> огорожена, находится под охраной; стекла в здании застеклены, мусор на участке отсутствует, складированы стройматериалы. Кирпичную стену с дверным блоком он намерен разобрать для строительства на старом фундаменте нового здания. Кроме того, пояснил, что обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, однако ответа не получил.
Суд, выслушав представителя истца БЕВ, ответчика ЮП, изучив письменные материалы дела, считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно п.п.8,10 ст.16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
Согласно ч.3 ст.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся, в том числе: проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно положениям ст.26 Устава муниципального образования «Беловский городской округ» в структуру органов местного самоуправления помимо прочего входит исполнительно-распорядительный орган муниципального образования - Администрация Беловского городского округа (местная Администрация). Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и исполнению отдельных, переданных федеральным законом или законом Кемеровской области, государственных полномочий.
В силу положений ч.3 ст.17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч.3 ст.55 Конституции РФ).
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с положениями ч.ч.1,5 ст.55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с их разрешенным использованием (назначением). Эксплуатация зданий, сооружений, в том числе содержание автомобильных дорог, должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов.
Согласно ст.7 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате: 1) разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; 2) разрушения всего здания, сооружения или их части; 3) деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; 4) повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.
В соответствии со ст.11 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» здание или сооружение должно быть спроектировано и построено, а территория, необходимая для использования здания или сооружения, должна быть благоустроена таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения не возникало угрозы наступления несчастных случаев и нанесения травм людям - пользователям зданиями и сооружениями в результате скольжения, падения, столкновения, ожога, поражения электрическим током, а также вследствие взрыва.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ (ред.от 23.06.2016) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Целями настоящего Федерального закона, в том числе, является предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций (ст.3 ФЗ).
В соответствии с частью 1 ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.
Представителем истца БЕВ в судебном заседании уточнен предмет исковых требований в части демонтажа стены, однако, отказ от иска в части требований: принять все необходимые меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей на территорию нежилого здания, расположенного <адрес> а именно: осуществить зашивку оконных и дверных проемов; убрать мусор с территории земельного участка- суду не заявлен.
В судебном заседании установлено, что согласно выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ № № ответчик ЮП является собственником здания с кадастровым номером №, расположенного по <адрес> (л.д. 37-39).
Из текста актов осмотра здания сооружения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14), от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18), следует, что объектом осмотра является нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес>; при осмотре установлено, что на земельном участке по адресу: <адрес>, расположено нежилое здание, выполненное из кирпича, шлакоблока, оштукатуренное. На момент осмотра нежилое здание, наблюдается разрушение кирпичной кладки, штукатурного слоя, оконные и дверные блоки отсутствуют. На территории земельного участка осуществляется складирование бытового мусора. Земельный участок имеет ограждение, выполненное из металлического профлиста.
Таким образом, выявлены нарушения: собственниками объекта не предприняты необходимые меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде: здание находится в полуразрушенном состоянии, представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан, а также иные меры, препятствующие несанкционированному доступу людей на территорию объекта, а именно: не произведена зашивка оконных и дверных проемов.
ДД.ММ.ГГГГ начальником Управления архитектуры и градостроительства Администрации Беловского городского округа <адрес> утверждены рекомендации о мерах по устранению выявленных нарушений (л.д.20), а именно: предпринять необходимые меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей на территорию объекта, а именно: осуществить зашивку оконных и дверных проемов. Произвести снос здания в течение трех месяцев.
Данные рекомендации и акт осмотра от ДД.ММ.ГГГГ направлены в адрес ответчика (л.д. 24-26).
При повторном осмотре, состоявшемся ДД.ММ.ГГГГ, было выявлено, что рекомендации от ДД.ММ.ГГГГ не были выполнены (л.д. 18-19).
Ответчиком Юнусовым П.В. в материалы дела представлен договор от ДД.ММ.ГГГГ, из текста которого следует, что ЮП (Заказчик) и ММЭ (Исполнитель) заключили договор, по условиям которого Исполнитель обязуется выполнить услуги по охране с целью недопущения проникновения и хищения на территорию нежилого помещения по адресу: <адрес>, а Заказчик обязуется принять результаты услуги оплатить их (л.д. 52).
Кроме того, текста акта осмотра здания сооружения от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что объектом осмотра является нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес>; при осмотре установлено, что на земельном участке по адресу: <адрес>, расположено частично демонтированное нежилое здание с полуразрушенной стеной кирпичной кладки с дверным блоком. На территории земельного участка осуществляется складирование бытового мусора. Земельный участок имеет ограждение, выполненное из металлического профлиста.
Таким образом, выявлены нарушения: собственниками объекта не предприняты необходимые меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде: здание находится в полуразрушенном состоянии, представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан.
Каких-либо доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, ответчиком не представлено.
Оценив представленные истцом доказательства в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что нарушения требований действующего законодательства о безопасности зданий и сооружений, выявленные в ходе проведения осмотра объекта дома и земельного участка, расположенных по <адрес> подтверждают тот факт, что принадлежащее ответчику недвижимое имущество находится в полуразрушенном состоянии, поэтому представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан.
В связи с изложенным суд полагает обоснованными требования истца о понуждении ответчика произвести демонтаж полуразрушенной стены кирпичной кладки с дверным блоком, расположенной по <адрес>
В силу положения статей 209, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества и вправе совершать в отношении его любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Способ защиты нарушенного права путем возложения на нарушителей обязанности по совершению определенных действий не противоречит установленным статьями 10, 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации пределам и способам защиты гражданских прав.
В соответствии с ч.2 статьи 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая порядок и сроки проведения всех необходимых мероприятий к принятию мер, препятствующих несанкционированному доступу на объект незавершенного строительства и на прилегающую территорию, суд полагает необходимым установить ответчику срок для исполнения решения суда - в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, суд полагает необходимым исковые требования удовлетворить частично, обязать Юнусова ЮП, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, в течение 3 (трех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, принять все необходимые меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, а именно произвести демонтаж полуразрушенной стены кирпичной кладки с дверным блоком, расположенной по <адрес>
В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Поскольку истец при подаче искового заявления в суд был освобожден от уплаты государственной пошлины, суд полагает необходимым взыскать с ответчика в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 196-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ 3 (░░░░) ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░>
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░