Дело № 13а-612/2023 (2а-1128/2023)
12RS0001-01-2023-001224-66
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
04 декабря 2023 года г. Волжск
Волжский городской суд Республики Марий Эл в составе судьи Глуховой Ю.Р., при секретаре судебного заседания Онучиной Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление администрации городского округа «Город Волжск» об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Решением Волжского городского суда Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию городского округа «Город Волжск» возложена обязанность в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу ограничить свободный доступ в неэксплуатируемый многоквартирный дом, расположенный по адресу<адрес>
Администрация городского округа «Город Волжск» обратилась в суд с заявлением об освобождении от уплаты исполнительского сбора по указанному решению суда в рамках исполнительного производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 50000 рублей, в связи с отсутствием вины в неисполнении решения суда в установленный срок. В обоснование указывая на то, что администрацией городского округа «Город Волжск» будет заключен договор подряда о сносе многоквартирного жилого дома с физическим или юридическим лицом, подавшим заявку на разбор аварийного дома. После заключения договора дом будет снесен. Также, указано на получение ДД.ММ.ГГГГ, постановления о взыскании исполнительского сбора со сроком исполнения ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель должника администрации городского округа «Город Волжск» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения извещен, представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие.
Ведущий судебный пристав-исполнитель СОСП по Республике Марий Эл ГМУ ФССП России Хидиатуллина И.С., представитель ГМУ ФССП Р. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Выслушав прокурора Алиева Э.Э. возражавшего удовлетворению заявления, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц определяет Федеральный закон от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве).
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, который определяется судебным приставом-исполнителем по истечении этого срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (части 1 и 2 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Исполнительский сбор как санкция штрафного характера представляет собой возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Следовательно, исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения; с учетом положений части 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве и пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру обязательства и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа, то есть если придет к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении требований исполнительного документа (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 г. N 13-П, от 19 января 2017 г. N 1-П, определения от 2 апреля 2015 г. N 654-О, от 27 февраля 2018 г. N 517-О, от 24 апреля 2018 г. N 1027-О, пункты 75, 78 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. N 50).
Решением Волжского городского суда Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию городского округа «Город Волжск» возложена обязанность в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу ограничить свободный доступ в неэксплуатируемый многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>. Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ (л.д.50-51).
ДД.ММ.ГГГГ ведущим судебным приставом-исполнителем межрайонного отделения судебных приставов по взысканию административных штрафов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл Хидиатуллиной И.С. возбуждено исполнительное производство в отношении должника администрации городского округа «Город Волжск» №-ИП (л.д.74).
В связи с неисполнением должником требований исполнительного документа в установленный срок судебным приставом-исполнителем ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о взыскании с должника администрации городского округа «Город Волжск» исполнительского сбора в размере 50 000 рублей (л.д.75).
Для правильного разрешения заявленных требований правовое значение имеет решение вопроса о том, приняла ли администрация городского округа «Город Волжск» все зависящие от нее меры в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства, имеются ли причины, находящиеся вне ее контроля и препятствующие исполнению требований исполнительного документа в установленный пятидневный срок для добровольного исполнения исполнительного документа.
Администрация городского округа «Город Волжск» ссылаясь на наличие объективных причин, исключающих возможность исполнить решение суда в течение пяти дней со дня получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства, указала на заключение в будущем договора подряда о сносе многоквартирного жилого дома с физическим или юридическим лицом, подавшим заявку на разбор аварийного дома, а также на бюджетную роспись расходов на 2023 год, плановый период 2024 и 2025 годов (л.д.81-87).
Главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) регламентирован порядок обращения взыскания на средства местных бюджетов. Согласно статье 242.2 БК РФ для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям исполнительный лист и иные предусмотренные БК РФ документы направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования (пункт 4); исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете; при исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись (пункт 5); исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение (пункт 6).
Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 01 октября 2009 года N 1312-О-О, данные законоположения направлены на гарантирование полного исполнения судебных решений по обращению взыскания на средства местных бюджетов и в этих целях во взаимосвязи с иными нормами БК РФ ориентируют органы местного самоуправления на включение в состав расходов местного бюджета на соответствующий год бюджетных ассигнований на исполнение судебных актов по искам к муниципальным образованиям (абзац девятый статьи 69). Кроме того, для случаев превышения сумм взыскания по судебному решению объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели решением о бюджете, они предусматривают механизм оперативной корректировки исполнения местного бюджета, который предполагает внесение изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение о местном бюджете в соответствии с решением руководителя финансового органа муниципального образования (абзац пятый пункта 3 статьи 217).
В силу специального указания пункта 5 статьи 242.2 БК РФ это полномочие руководителя финансового органа муниципального образования - при наличии к тому оснований - является не только правом, но и обязанностью и влечет необходимость принятия всех возможных организационно-технических мер по перераспределению бюджетных средств, находящихся на казначейских счетах, с учетом конкретных условий исполнения бюджета муниципального образования и с соблюдением правил, установленных действующим бюджетным законодательством.
Поскольку сводная бюджетная роспись производна от решения о бюджете и должна ему соответствовать (абзац десятый статьи 6, абзац первый пункта 3 статьи 217 БК РФ), внесение в нее изменений для исполнения судебных решений по обращению взыскания на средства местного бюджета без изменения решения о бюджете допустимо лишь при условии соблюдения основных параметров бюджета по расходам, утвержденных представительным органом муниципального образования.
Согласно взаимосвязанным положениям пункта 4 статьи 21, пункта 4 статьи 217 и пункта 3 статьи 219.1 БК РФ внесение изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение о бюджете, в том числе при исполнении судебных решений по обращению взыскания на средства местных бюджетов, может быть произведено лишь в порядке перераспределения расходов внутри одного вида (статьи, раздела и т.д.), т.е. в случае направления ассигнований, выделенных на конкретные расходы, на иные расходы того же рода, определенные одной целью.
При таких обстоятельствах, администрация городского округа «Город Волжск» не представила доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, о принятии необходимых мер для своевременного исполнения судебного акта, а также мер по перераспределению бюджетных средств, находящихся на соответствующих казначейских счетах.
Указание должником на получение ДД.ММ.ГГГГ, постановления о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения ДД.ММ.ГГГГ, не указывает на нарушение прав администрации городского округа «Город Волжск», поскольку, данный срок является повторным, фактически должнику был установлен пятидневный срок с момента возбуждения исполнительного производства ДД.ММ.ГГГГ.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Поскольку доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, должником не представлено, оснований для удовлетворения заявления не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 358 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
В удовлетворении заявления администрации городского округа «Город Волжск» об освобождении от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству №-ИП отказать.
На определение может быть подана частная жалоба в Верховный Суд Республики Марий Эл через Волжский городской суд Республики Марий Эл в течение пятнадцати дней со дня вынесения.
Судья Ю.Р. Глухова