Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-822/2023 ~ М-664/2023 от 20.07.2023

                                                                    УИД 16RS0039-01-2023-000800-97

                                                                                                  Дело №2-822/2023

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

26 октября 2023 года                                                                         город Заинск

Заинский городской суд Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Исаичевой В.П.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Дворовой Л.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Казанского межрайоного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к ООО «Заинский водоканал» о возложении обязанности по обеспечению соблюдений природоохранного законодательства при сбросе сточных вод в водный объект

установил:

Казанский межрайоного природоохранного прокурора ( далее- истец) обратился в суд с исковым заявлением к ООО «Заинский Водоканал» о возложении обязанности по обеспечению соблюдений природоохранного законодательства при сбросе сточных вод в водный объект.

В обоснование иска указал, что в ходе проведения проверки в отношении Волжско-Камского межрегионального управления Росприроднадзора проведен анализ материалов контрольного (надзорного) органа, входе которого выявлены нарушения законодательства Российской Федерации в детальности ООО «Заинский Водоканал» при сбросе сточных вод в водный объект в районе выпуска биологических очистных сооружений ( далее БОС).

ООО «Заинский Водоканал» осуществляет эксплуатацию БОС и БОС , расположенных в г. Заинск и принадлежащих на праве собственности Исполнительному комитету г. Заинска, на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от 28.09.2018 в целях сброса сточных вод, выданного Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан.

    На основании вышеуказанного решения о предоставлении водного объекта в пользование осуществление сброса сточных вод осуществляется на расстоянии 2-х км от устья р. Бугульдинка в г. Заинске (географические координаты: 55°19’27,4” с.ш., 52°00,57,1” в.д.).

Согласно части 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации запрещается сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

    Норматив допустимого (предельно допустимого) сброса или лимита сброса составляется в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 № 469 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей».

    С учетом положений данного нормативного правого акта приказом Управления от 16.10.2018 -с/н ООО «Заинский Водоканал» выдано разрешение № СВ.31.14.18.58 на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водный объект).

    В реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - HBOC), БОС и внесены под реестровым номером П как «БОС 1,2 ООО «Заинский Водоканал».

    Исходя из данных реестра объектов HBOC и схемы водоснабжения и водоотведения г. Заинска, утвержденной постановлением Исполнительного комитета г. Заинска от 07.11.2019, сброс недостаточно очищенных сточных вод осуществляется по одному выпуску, расположенному по вышеуказанным координатам.

        Прокуратурой установлено, что на основании неоднократных лабораторных исследований, проведенных ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» в январе 2023 года, Управлением в рамках выездной проверки выявлены факты превышения предельно допустимых концентраций следующих загрязняющих веществ на выпуске сточных вод в р. Бугульдинка из объекта «БОС 1,2 ООО «Заинский Водоканал»: по аммонию-иону, меди, нефтепродуктам; железу; фосфат-иону (фосфору); нитритам; сульфат-иону; хрому, нитрат-иону.

    Так, в соответствии с протоколом -СтВ-ГК от 23.01.2023, составленному аккредитованной испытательной лабораторией филиала «ЦЛАТИ по Республике Татарстан» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» по результатам отбора проб сточной воды, превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ на выпуске сточных вод относительно утвержденных для предприятия нормативов допустимого воздействия на водный объект составило: по аммонию-иону - в 27,2 раза, по меди - в 7 раз, по нефтепродуктам - в 13 раз, по железу - в 3 раза, по фосфат-иону (фосфору) - в 8,8 раза, по нитритам - в 47,5 раза, по сульфат-иону - в 1,56 раза, по хрому - в 1,4 раза.

Аналогичные превышения предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ также зафиксированы протоколами от 31.01.2023, от 31.01.2023.

Учитывая изложенные обстоятельства, в феврале 2023 года ООО «Заинский Водоканал» и его должностные лица привлечены Управлением к административной ответственности согласно ч. 1 ст. 8.14, ст. 7.6 КоАП РФ. Постановления о назначении административного наказания вступили в законную силу.

Однако несмотря на принятые контрольным (надзорным) органом меры, требования законодательства по обеспечению очистки сточных вод ООО «Заинский Водоканал» не исполнялись.

В связи с этим прокуратурой 24.04.2023 в адрес предприятия внесено представление об устранении нарушений закона. По результатам его рассмотрения факт нарушения требований законодательства по обеспечению очистки сточных вод подтвердился, однако предприятием реальных мер по недопущению фактов сброса недостаточно очищенных сточных вод не предпринято.

В частности, на основании отбора проб, проведенного 26.04.2023 аккредитованной испытательной лабораторией филиала «ЦЛАТИ по Республике Татарстан» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» в месте сброса сточных вод в р. Бугульдинка из объекта «БОС 1,2 ООО «Заинский Водоканал», лабораторными исследованиями выявлено превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ (протокол от 17.05.2023).

При сравнительном анализе результатов вышеуказанного лабораторного исследования с нормативом допустимого воздействия на водный объект, утвержденный для предприятия приказом Управления от 16.10.2018 -с/н, прокуратурой установлено, что имеются следующие превышения предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ: по взвешенным веществам - в 2,97 раза, по железу - в 4,9 раза, по меди - в 4 раза, по нефтепродуктам - в 2,4 раза, по нитритам - в 18,25 раза, по сульфат- иону - в 1,67 раза, по фосфатам - в 2,55 раза, по цинку - в 11,3 раза.

Согласно части 1 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.

На основании пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

В силу частей 4 и 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации содержание радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений в водных объектах не должно превышать соответственно предельно допустимые уровни естественного радиационного фона, характерные для отдельных водных объектов, и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативы.

Согласно пункту 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»);

Предприятием вышеуказанные требования закона и положения утвержденного норматива допустимого (предельно допустимого) сброса в водный объект проигнорированы.

Незаконными действиями ООО «Заинский Водоканал» нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц в области охраны окружающей среды, гарантированные ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно которым каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

По общему правилу части 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности).

        Сброс неочищенных сточных вод в водный объект приводит к химическому и биологическому (бактериологическому) загрязнению р. Бугульдинка, что в свою очередь нарушает интересы Российской Федерации как собственника водного объекта.

        Просит возложить обязанность на ООО «Заинский Водоканал» в срок до 31.12.2023 обеспечить нормативную очистку сбрасываемых предприятием в р. Бугульдинка сточных вод на объекте «БОС ООО «Заинский Водоканал» согласно разрешению № СВ.31.14.18.58, утверждённому приказом Волжско-Камского межрегионального управления Росприроднадзора от 16.10.2018 -с/н, по следующим веществам: взвешенные вещества, железо, медь, нефтепродукты, нитриты, сульфат- ионы, фосфаты, цинк.

        В судебном заседании представитель истца- помощник Заинского городского суда Л.Р.Р. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске. Дополнила, что в адрес ООО «Заинский Водоканал» неоднократно выносили представления об устранении изложенных нарушений. С увеличением срока для устранения недостатков, о котором заявили ответчики, не согласны. После вынесения решения суда у ответчиков имеется право обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.

        Представитель ответчика ООО «Заинский Водоканал» Ф.С.Г. исковые требования не признал по основаниям, изложенным в возражениях. Дополнительно пояснил, на основании соглашения с исполнительным комитетом ООО «Заинский водоканал» были переданы на обслуживание очистные сооружения. При передаче очистных сооружений, акт о состоянии не был составлен. После передачи выяснилось, что 8 лет очистные не очищались. С 2017 года они обращались в Исполнительный комитет с заявками о том, что очистные не работают, и нарушения в их работе подлежат устранению, на что никаких ответов получено не было. В 2020 году в связи с изменением в законодательства, Министерство экологии стало начислять плату за негативное воздействие на окружающую среду. Очистным сооружениям, которые в настоящее время состоят на учете в их организации только на обслуживании и им – более 60 лет, и они не обеспечивают должную очистку. Необходимо несколько миллиардов рублей, чтобы построить новые очистные сооружения. Водоканал за свой счет не может провести реконструкцию. Между Исполнительным комитетом города Заинск и Водоканалом заключено концессионное соглашение, которые они исправно выполняют, подают отчеты. В данном соглашении не указано, что они должны за свой счет произвести реконструкцию очистных сооружений. Считает, что ответчиков должен быть Исполнительный комитет города Заинска, как балансодержатель указанных очистных сооружений. В указанный в исковом заявлении срок невозможно устранить указанные нарушения, просит установить срок для устранения до 31.12.2024, в ближайшее время денежные средства будут выделены.

        Представитель ответчика ООО «Заинский Водоканал» Ш.Н.Г. в судебном заседании исковые требования не признала и дала пояснения, аналогичные пояснениям Ф.С.Г. Дополнив, что БОС-1 и БОС-2 находятся на балансе исполнительного комитета города Заинск. Их организация только приняла объект на обслуживание. В случае обнаружения каких-либо дефектов, они должны уведомить Исполнительный комитет. О ветхом состоянии очистных сооружений с 2017 года они уведомляли исполнительный комитет. В настоящее время в Министерстве строительства рассматривается вопрос о новом сооружении, которое будет примерно в 2024 году. За время эксплуатации очистных сооружений, со стороны Заинского водоканала, все условия исполняются. Ранее Заинский водоканал был привлечен к административной ответственности, с назначением административного штрафа в размере 150 тысяч рублей. Считает, что необходимо строить новые сооружения, иначе может случиться экологическая катастрофа. Кроме того, они не могут пояснить, откуда были взяты пробы. Река это живой организм, куда производят сбросы иные предприятия. Просит отсрочить исполнение до 31.12.2024.

        Представитель ответчика ООО «Заинский Водоканал» Х.И.Р. в судебном заседании исковые требования не признала и дала пояснения, аналогичные пояснениям Ш.Н.Г.

        Представитель третьего лица- Исполнительного комитета города Заинск Заинского муниципального района РТ- С.Ю.А. в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что ООО «Заинский Водоканал» является эксплуатирующей организацией с 2015 года. Ответчик начисляет и получает плату, получает дополнительные выплаты за негативное воздействие. Все споры должны разрешаться в порядке действующего законодательства. Со стороны Заинского Водоканала не было отказа от имущества, никаких споров в суде не имеется. В Арбитражном суде имеется на рассмотрении вопрос об исключении объектов, которые для города не нужны.

        Представитель третьего лица- Волжско-Камского межрегионального управления Росприроднадзора в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Из представленного отзыва на исковое заявление следует, что в рамках федерального государственного экологического надзора Волжско- Камским межрегиональным управлением Росприроднадзора в декабре 2021 года проводилась внеплановая проверка в отношении ООО «Заинский Водоканал». По результатам проверки было установлено, что общество осуществляет сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод с превышением нормативов допустимых концентрации загрязняющих (вредных) веществ на выпуске сточных вод с очистных сооружений в пределах норматива ПДС установленных разрешением, выданных на основании Приказа Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Росприроднадзора по РТ от 16.10.2018. Пол результатам проверки ООО «Заинский Водоканал» выдано предписание от 27.12.2021 об устранении нарушений в срок до 27.03.2022, 10.02.2022 предписание продлено на 90 суток (до 24.06.2022), с требованием обеспечить соблюдение норматива допустимого сброса загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых ООО «Заинский Водоканал» после очистных сооружений в р.Бугульдинка. С 11.01.2023 по 01.02.2023 проведена выездная проверка ООО «Заинский Водоканал» на основании требования Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры. По результатам проверки выявлены нарушения. Вынесены постановления по ст.8.1, 8.5, 7.6, ч.1 ст. 8.14 КоАП РФ и рассчитан ущерб водному объекту- р.Бугульдинка. Сумма вреда составила 1265493 руб. претензия о добровольной уплате ущерба направлена в адрес ООО «Заинский Водоканал».

        Представитель третьего лица Министерства строительства и архитектуры Республики Татарстан надлежащим образом извещенный о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Из представленного отзыва на исковое заявление следует, что ООО «Заинский Водоканал» эксплуатирует 2 очереди биологических очистных сооружений общей проектной производительностью 15,7 тыс.м3/сут. По итогам осмотра очистных сооружений в феврале 2022 года представителями ГКУ «Главное Управление инженерных сетей Республики Татарстан», ФГБОУ «КГАСУ» и ООО «Заинский Водоканал» установлено, что действующие очистные сооружения, эксплуатируемые более 60 лет, морально устарели, сооружения и оборудование изношены и не способны обеспечить все действующие требования на сброс, соответствующие водоемам рыбохозяйственного назначения. В целях увеличения эффективности сточных вод, снижения вредного воздействия на водный объект, а также увеличения надежности работы всей системы водоотведения г.Заинска необходима модернизация очистных сооружений. В связи с чем ГКУ «Главное управление инженерных сетей Республики Татарстан» было предложено в рамках предпроектных мероприятий произвести техническое обследование очистных сооружений с разработкой основных проектных решений (определение оптимальной технологической схемы с учетом количества и качества поступающих стоков). По итогам проверки сметной документации ГАУ «Управление государственной экспертизы и ценообразования респубилки Татарстан по строительству и архитектуре» стоимость выполнения проектно- изыскательских работ по объекту «Реконструкция биологических очистных сооружений и г.Заинск» составит 24752,4 тыс. руб. с НДС в ценах 1 квартала 20232 года. Выделение необходимых финансовых средств на выполнение проектно- изыскательских работ согласовано в Раисом Республики Татарстан. В настоящее время ведется работа по подготовке проекта указанной программы, в котором предусмотрено включение в 2021 году выполнение проект-изыскательских работ по объекту «Реконструкция биологических очистных сооружений и г.Заинск».

        Выслушав стороны, исследовав изложенные обстоятельства дела, оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.

        В соответствии со ст. 41, 42 Конституции РФ, каждому гарантируется право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

        В соответствии со ст. ст. 17, 18 Конституции Российской Федерации в России признаются и гарантируются права и свободы человека.

        Одними из таким прав, согласно ст. ст. 41, 42 Конституции РФ, являются права каждого на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

        В соответствии со ст. 1 Федерального закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон "Об охране окружающей среды") охрана окружающей среды - это деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных организаций и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

        Согласно Федеральному закону от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Среда обитания человека - это совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека.

        В соответствии со ст. 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды", хозяйственная деятельность должна осуществляться на основе принципа допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды, а также на основе принципа запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы и могут привести к истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям.

        Согласно ч. 2 ст. 39 Федерального закона "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды.

В соответствии п. 2 ст. 3 Водного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов водного законодательства является приоритет охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации водопользователем является физическое или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом. Водным объектом является природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.

К поверхностным водным объектам, согласно ч. 2 ст. 5 Водного кодекса РФ, относятся в частности водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища).

Сточные воды - это воды, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 11 Водного кодекса РФ сброс сточных вод в водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется на основании решений о предоставлении водного объекта в пользование.

Порядок получения решения установлен ст. ст. 22, 23 Водного кодекса РФ, Правилами подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 844.

Для охраны водных объектов, в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей, устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в число которых, в соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", входят нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.

Согласно п. 1, 4 ст. 23 Федерального закона "Об охране окружающей среды" нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.

В соответствии с Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 09.01.2013 N 2 разрешениями на сбросы для хозяйствующих субъектов устанавливаются перечень и количества загрязняющих веществ, допускаемых к сбросу в водные объекты при соблюдении предусмотренных законодательством Российской Федерации условий (допустимая концентрация вещества на выпуске сточных и (или) дренажных вод (мг/дмЗ), показатели разрешенного сброса загрязняющих веществ (тонн в год) на период действия разрешения на сброс с разбивкой по кварталам и утвержденный расход сточных вод (мЗ в час) отдельно по каждому выпуску сточных и (или) дренажных вод: в пределах утвержденных нормативов допустимого сброса веществ и микроорганизмов в водные объекты; в пределах лимитов на сбросы.

Статья 18 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусматривает, что водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купания, отдыха, в том числе водные объекты, расположенные в черте городских и сельских поселений, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Установлено, что Казанской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства, в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства в деятельности Общества с ограниченной ответственностью "Заинский Водоканал" (далее - ООО "Заинский Водоканал") при пользовании водным объектом - р. Бугульдинка.

Основным видом деятельности ООО " Заинский Водоканал " является сбор, очистка и распределение воды, удаление и обработка сточных вод.

ООО " Заинский Водоканал " 28 сентября 2018 года Министерством экологии и природных ресурсов выдано решение о предоставлении водного объекта в пользование с целью сброса сточных, в том числе дренажных вод в водный объект - р. Бугульдинка.

16.10.2018 Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ООО «Заинский Водоканал» выдано разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду ( водные объекты).

В ходе проверки при участии сотрудников Волжско-Камского межрегионального Управления Росприроднадзора был осуществлен отбор природной поверхностной воды и очищенной сточной воды ООО "Заинский Водоканал".

    В сточных водах предприятия в соответствии с протоколом результатов количественного химического анализов проб воды выявлены превышения относительно значений, указанных в решении о предоставлении водного объекта в пользование по следующим веществам: в соответствии с протоколом от 23.01.2023, составленному аккредитованной испытательной лабораторией филиала «ЦЛАТИ по Республике Татарстан» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» по результатам отбора проб сточной воды, превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ на выпуске сточных вод относительно утвержденных для предприятия нормативов допустимого воздействия на водный объект составило: по аммонию-иону - в 27,2 раза, по меди - в 7 раз, по нефтепродуктам - в 13 раз, по железу - в 3 раза, по фосфат-иону (фосфору) - в 8,8 раза, по нитритам - в 47,5 раза, по сульфат-иону - в 1,56 раза, по хрому - в 1,4 раза.

Аналогичные превышения предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ также зафиксированы протоколами от 31.01.2023, от 31.01.2023.

В данной связи, на основании вынесенного Казанской межрайонной природоохранной прокуратуры постановления о возбуждении административного производства виновное должностное лицо - главный инженер ООО "Заинский Водоканал" Н.Д.Ф. привлечен Управлением Росприроднадзора по РТ к административной ответственности по части 1 ст. 8.14 КоАП РФ "Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты" с назначением наказания в виде штрафа в размере 10 000 рублей, и по ст.7.6 КоАП РФ «Самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий» с назначением наказания в виде штрафа в размере 50000 рублей. Постановления вступили в законную силу.

Кроме того, с целью устранения выявленных нарушений закона директору ООО "Заинский Водоканал" внесено представление.

ООО "Заинский Водоканал" включено в список объектов хозяйственной и иной деятельности по территории Республики Татарстан, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.

Разрешение на сброс загрязняющих веществ в водный объект является документом, свидетельствующим о наличии у хозяйствующего субъекта законного права на использование компонентов окружающей среды для сброса загрязняющих веществ.

Тем не менее, требования данных правовых актов предприятием проигнорированы. ООО "Заинский Водоканал" сбрасывает неочищенные и необезвреженные сточные воды в р. Бугульдинка. Сброс сточных вод осуществляется также в отсутствие разработанных и утвержденных в установленном порядке нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водный объект и разрешения на сброс загрязняющих веществ в водный объект.

Перечисленные факты, бездействие предприятия по устранению допущенных нарушений закона, выявленных проведенной проверкой, явились основанием для обращения прокуратуры в суд с указанными требованиями в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов РФ.

Незаконными действиями ООО "Заинский Водоканал" нарушаются права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц - граждан Российской Федерации в области охраны окружающей среды, гарантированные ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 8 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", согласно которым каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, поскольку использование водных ресурсов без учета экологического состояния водных объектов, приводит к загрязнению Куйбышевского водохранилища, являющегося согласно ст. 8 Водного Кодекса РФ федеральной собственностью, чем также нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны и использования водных ресурсов.

Сброс неочищенных и необезвреженных сточных вод в водный объект приводит к химическому и биологическому (бактериологическому и иному) загрязнению, что в свою очередь создает угрозу нарушения здоровья населения, развитию массовых инфекционных, паразитарных и неинфекционных заболеваний.

Как усматривается из материалов дела, ответчиком до настоящего времени нарушения не устранены.

При таких обстоятельствах, суд считает исковые требования прокурора обоснованными, подлежащими удовлетворению.

Согласно статье 12 ГК РФ, в качестве способа защиты прав предусмотрено присуждение к исполнению обязанности в натуре.

В соответствии со статьями 204, 206 ГПК РФ, в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая все обстоятельства дела, что для устранения возложенных на ответчика обязанностей необходимо достаточное время, учитывая обстоятельства финансирования строительства очистных сооружений, наступление зимнего периода, когда такие виды работ ав зимний период проводить невозможно, суд приходит к выводу, что срок для устранения недостатков необходимо установить до 01.07.2024 года.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

                                                  решил:

Иск прокурора Казанского межрайонного природоохранного прокуратура удовлетворить.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью "Заинский Водоканал" ( ИНН 1647016930) в срок до 01 июля 2024 года обеспечить нормативную очистку сбрасываемых предприятием в р. Бугульдинка сточных вод на объекте «БОС 1,2 ООО «Заинский Водоканал» согласно разрешению № СВ.31.14.18.58, утверждённому приказом Волжско-Камского межрегионального управления Росприроднадзора от 16.10.2018 -с/н, по следующим веществам: взвешенные вещества, железо, медь, нефтепродукты, нитриты, сульфат- ионы, фосфаты, цинк.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Заинский городской суд Республики Татарстан.

Судья:                                                               Исаичева В.П.

                       Мотивированное решение составлено 02 ноября 2023 года.

2-822/2023 ~ М-664/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Казанский межрайонный природоохранный прокурор в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации
Ответчики
ООО "Заинский Водоканал"
Другие
Министерство строительства и архитектуры Республики Татарстан
Волжско-Камское межрегиональное управление Росприроднадзор
Шабаева Елена Григорьевна
Хабибуллина Ильзира Рушатовна
Исполнительный комитет Заинского муниципального района РТ
Суд
Заинский городской суд Республики Татарстан
Судья
Исаичева Венера Петровна
Дело на странице суда
zainsky--tat.sudrf.ru
20.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.07.2023Передача материалов судье
21.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.09.2023Судебное заседание
18.09.2023Судебное заседание
18.10.2023Судебное заседание
26.10.2023Судебное заседание
02.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.12.2023Дело оформлено
15.12.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее