Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2-994/2022 ~ М-787/2022 от 28.06.2022

Дело № 2-994/2022                                                                                                                              копия

УИД 33RS0015-01-2022-001660-94

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

        16 августа 2022 года                                                                                                             г. Петушки

        Петушинский районный суд Владимирской области в составе:

председательствующего судьи                                                                                           О.П.Перегудовой,

при секретаре судебного заседания                                                                                   О.В.Гармаевой,

        с участием помощника прокурора Гусева В..О., представителя ответчика Захаровой Н.А.,               

        рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Петушинского района Владимирской области в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Костеревские коммунальные системы» об обязании разработать проект санитарно-защитной зоны и получить санитарно-эпидемиологическое заключение на разработанный проект,          

У С Т А Н О В И Л:

        Прокурор Петушинского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Костеревские коммунальные системы» об обязании разработать проект санитарно-защитной зоны на основании и в порядке, предусмотренном СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, получить санитарно-эпидемиологическое заключение на разработанный проект санитарно-защитной зоны предприятия.

        В обоснование иска указано, что прокуратурой Петушинского района проведена проверка в области исполнения требований федерального законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности МУП «Костеревские коммунальные системы». В ходе проведения проверки установлено, что МУП «Костеревские КС» в нарушение вышеуказанных требований действующего законодательства до настоящего времени проект санитарно-защитной зоны не разработан.

        В судебном заседании помощник прокурора Гусев В.О. иск поддержал.

        Представитель ответчика МУП «Костеревские коммунальные системы» Захарова Н.А. в судебном заседании исковые требования прокурора признала.

        Выслушав лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

        Согласно статье 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

        Аналогичное положение содержится также в ст. 11 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

        В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон № 52-ФЗ) при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации, иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов сред обитания.

        Согласно ч. 3 ст. 39 Закона № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

        В соответствии с п. 3 ст. 44 ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях охраны окружающей среды городских и сельских поселений создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны с ограниченным режимом природопользования.

        В силу п. 2 ст. 52 ФЗ «Об охране окружающей среды» содержится требование, согласно которому в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, в кварталах, микрорайонах городских и сельских поселений - территории, зеленые зоны, включающие в себя лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом природопользования.

        Согласно ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

        В соответствии с Правилами установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 N 222 (далее - Правила), правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до 01.01.2019, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны.

        Согласно п. 13 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 30.12.2021) с 1 января 2025 года определенные в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны прекращают существование. Собственники зданий, сооружений, в отношении которых были определены ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны, до 1 октября 2024 года обязаны обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с приложением документов, предусмотренных положением о санитарно-защитной зоне.

        Вместе с тем, срок действия санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74 (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03), продлен до 01.01.2025.

        Санитарными правилами СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 предусмотрены требования к размещению, проектированию, строительству и эксплуатации объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. В силу п. 2.1 указанного СанПиНа в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Законом № 52-ФЗ, вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека устанавливается специальная территория с особым режимом использования (санитарно-защитная зона), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

        При этом, ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.

        При этом, в соответствии с п. 2.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков.

        Согласно п. 4.1 СанПиНа 2.2.1/2.1.1.1200-03 установление размеров санитарно-защитной зоны проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчётами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учётом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта.

        Таким образом, санитарно-защитная зона является обязательным элементом любого объекта, который является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека. Использование площадей санитарно-защитной зоны осуществляется с учетом ограничений, установленных действующим законодательством и настоящими правилами и нормативами. Санитарно-защитная зона утверждается в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным нормам и правилам. Для действующих предприятий проект организации санитарно-защитной зоны является обязательным документом.

        Согласно п. 13.4.1 раздела 13 таблицы 7.1 главы VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в соответствии с санитарной классификацией сооружения для механической и биологической очистки, а также иловые площадки с расчетной производительностью очистных сооружений до 5 тысяч куб. м/сутки относятся к промышленным объектам и производствам IV класса, в связи с чем размер санитарно-защитной зоны для указанных объектов следует принимать 100 м.

        В соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 09.03.2022 № 84 в отношении объектов II-V классов опасности, приведенных вглаве VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон по результатам рассмотрения заявлений об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон принимаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

        В ходе проведения проверки установлено, что МУП «Костеревские КС» осуществляют эксплуатацию очистных сооружений, расположенных в г. Костерево. Очистные сооружения введены в эксплуатацию в 1983 году, с 2015 года эксплуатируются МУП «Костеревские КС». Проектная мощность очистных сооружений составляет 2,4 тыс. м3/сут. (фактическая - 1,069 тыс. м3/сут); степень износа 73 %.

        В ходе проверки установлено, что Обществом в нарушение вышеуказанных требований действующего законодательства до настоящего времени проект санитарно-защитной зоны не разработан.

        Прокуратурой района 21.01.2022 в адрес и.о. директора МУП «Костеревские коммунальные системы» внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено. Вместе с тем, до настоящего времени нарушения требований действующего законодательства предприятием не устранены, проект санитарно-защитной зоны не разработан.

        Эксплуатация объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического законодательства. Невыполнение требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства создает опасность причинения вреда здоровью граждан и окружающей среде в будущем.

        Анализ всех исследованных в судебном заседании доказательств и значимых обстоятельств дела в их совокупности приводит суд к убеждению, что требования прокурора Петушинского района являются обоснованным и подлежат удовлетворению в полном объеме.

        В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

        С учетом всех обстоятельств дела, мнения лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу, что срок исполнения до 01 августа 2023 года будет достаточным для исполнения данного решения суда.

        На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

        ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.

        ░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2.2.1/2.1.11200-03, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.

        ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 22 ░░░░░░░ 2022 ░░░░

░░░░░: /░░░░░░░/ ░.░. ░░░░░░░░░░

2-994/2022 ~ М-787/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Помощник Прокурора Петушинского района Гусев В.О
Ответчики
МУП "Костеревские коммунальные системы"
Другие
Захарова Наталья Аркадьевна
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Владимирской области в Петушинском и Собинском районах
Суд
Петушинский районный суд Владимирской области
Судья
Перегудова Ольга Петровна
Дело на сайте суда
petushinsky--wld.sudrf.ru
28.06.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.06.2022Передача материалов судье
30.06.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.08.2022Судебное заседание
16.08.2022Судебное заседание
22.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее