Дело № 2-994/2022 копия
УИД 33RS0015-01-2022-001660-94
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 августа 2022 года г. Петушки
Петушинский районный суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи О.П.Перегудовой,
при секретаре судебного заседания О.В.Гармаевой,
с участием помощника прокурора Гусева В..О., представителя ответчика Захаровой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Петушинского района Владимирской области в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Костеревские коммунальные системы» об обязании разработать проект санитарно-защитной зоны и получить санитарно-эпидемиологическое заключение на разработанный проект,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Петушинского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Костеревские коммунальные системы» об обязании разработать проект санитарно-защитной зоны на основании и в порядке, предусмотренном СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, получить санитарно-эпидемиологическое заключение на разработанный проект санитарно-защитной зоны предприятия.
В обоснование иска указано, что прокуратурой Петушинского района проведена проверка в области исполнения требований федерального законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности МУП «Костеревские коммунальные системы». В ходе проведения проверки установлено, что МУП «Костеревские КС» в нарушение вышеуказанных требований действующего законодательства до настоящего времени проект санитарно-защитной зоны не разработан.
В судебном заседании помощник прокурора Гусев В.О. иск поддержал.
Представитель ответчика МУП «Костеревские коммунальные системы» Захарова Н.А. в судебном заседании исковые требования прокурора признала.
Выслушав лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Аналогичное положение содержится также в ст. 11 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон № 52-ФЗ) при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации, иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов сред обитания.
Согласно ч. 3 ст. 39 Закона № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с п. 3 ст. 44 ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях охраны окружающей среды городских и сельских поселений создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны с ограниченным режимом природопользования.
В силу п. 2 ст. 52 ФЗ «Об охране окружающей среды» содержится требование, согласно которому в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, в кварталах, микрорайонах городских и сельских поселений - территории, зеленые зоны, включающие в себя лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом природопользования.
Согласно ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
В соответствии с Правилами установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 N 222 (далее - Правила), правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до 01.01.2019, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны.
Согласно п. 13 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 30.12.2021) с 1 января 2025 года определенные в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны прекращают существование. Собственники зданий, сооружений, в отношении которых были определены ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны, до 1 октября 2024 года обязаны обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с приложением документов, предусмотренных положением о санитарно-защитной зоне.
Вместе с тем, срок действия санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74 (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03), продлен до 01.01.2025.
Санитарными правилами СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 предусмотрены требования к размещению, проектированию, строительству и эксплуатации объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. В силу п. 2.1 указанного СанПиНа в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Законом № 52-ФЗ, вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека устанавливается специальная территория с особым режимом использования (санитарно-защитная зона), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
При этом, ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
При этом, в соответствии с п. 2.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков.
Согласно п. 4.1 СанПиНа 2.2.1/2.1.1.1200-03 установление размеров санитарно-защитной зоны проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчётами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учётом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта.
Таким образом, санитарно-защитная зона является обязательным элементом любого объекта, который является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека. Использование площадей санитарно-защитной зоны осуществляется с учетом ограничений, установленных действующим законодательством и настоящими правилами и нормативами. Санитарно-защитная зона утверждается в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным нормам и правилам. Для действующих предприятий проект организации санитарно-защитной зоны является обязательным документом.
Согласно п. 13.4.1 раздела 13 таблицы 7.1 главы VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в соответствии с санитарной классификацией сооружения для механической и биологической очистки, а также иловые площадки с расчетной производительностью очистных сооружений до 5 тысяч куб. м/сутки относятся к промышленным объектам и производствам IV класса, в связи с чем размер санитарно-защитной зоны для указанных объектов следует принимать 100 м.
В соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 09.03.2022 № 84 в отношении объектов II-V классов опасности, приведенных вглаве VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон по результатам рассмотрения заявлений об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон принимаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
В ходе проведения проверки установлено, что МУП «Костеревские КС» осуществляют эксплуатацию очистных сооружений, расположенных в г. Костерево. Очистные сооружения введены в эксплуатацию в 1983 году, с 2015 года эксплуатируются МУП «Костеревские КС». Проектная мощность очистных сооружений составляет 2,4 тыс. м3/сут. (фактическая - 1,069 тыс. м3/сут); степень износа 73 %.
В ходе проверки установлено, что Обществом в нарушение вышеуказанных требований действующего законодательства до настоящего времени проект санитарно-защитной зоны не разработан.
Прокуратурой района 21.01.2022 в адрес и.о. директора МУП «Костеревские коммунальные системы» внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено. Вместе с тем, до настоящего времени нарушения требований действующего законодательства предприятием не устранены, проект санитарно-защитной зоны не разработан.
Эксплуатация объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического законодательства. Невыполнение требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства создает опасность причинения вреда здоровью граждан и окружающей среде в будущем.
Анализ всех исследованных в судебном заседании доказательств и значимых обстоятельств дела в их совокупности приводит суд к убеждению, что требования прокурора Петушинского района являются обоснованным и подлежат удовлетворению в полном объеме.
В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом всех обстоятельств дела, мнения лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу, что срок исполнения до 01 августа 2023 года будет достаточным для исполнения данного решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2.2.1/2.1.11200-03, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 22 ░░░░░░░ 2022 ░░░░
░░░░░: /░░░░░░░/ ░.░. ░░░░░░░░░░