62RS0001-01-2022-004145-28
2-984/2023 (2-3543/2022)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 февраля 2023 года г. Рязань
Железнодорожный районный суд г. Рязани в составе председательствующего судьи Орловой И.В.,
при секретаре судебного заседания Гарифуллиной И.К.,
с участием истца Пономарева О.Ю.,
представителя истцов – Сушковой С.В.,
представителя ответчиков – Боковой Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда дело по иску Пономарева Олега Юрьевича, Пономаревой Дарьи Олеговны к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации в лице территориального отдела «Рязанский» о прекращении права общей долевой собственности и принятия жилого помещения в собственность,
установил:
Пономарев О.Ю., Пономарева Д.О. обратились с иском к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации в лице территориального отдела «Рязанский» о прекращении права общей долевой собственности и принятия жилого помещения в собственность.
В обоснование иска указано, что в связи с прохождением военной службы Пономареву Олегу Юрьевичу на состав семьи 3 человека (<данные изъяты>) на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ № было предоставлено жилое помещение общей площадью <данные изъяты>., расположенное по адресу: <адрес>
На момент оформления ордера жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, было закреплено за Министерством обороны РФ и предоставлено истцу и членам его семьи в связи с прохождением им военной службы.
На основании договора № безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ Пономареву О.Ю., действующему от своего имени и как законный представитель своей несовершеннолетней дочери Пономаревой Дарьи Олеговны, ДД.ММ.ГГГГ г.р., передана вышеуказанная квартира по праву общей долевой собственности (по <данные изъяты> доле в праве за каждым). Договор заключен в соответствии с законом Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Право собственности на указанную квартиру зарегистрировано за истцами в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права, а также выпиской из ЕГРН.
В спорной квартире в настоящий момент зарегистрированы по месту жительства истец Пономарев Олег Юрьевич, истица Пономарева Дарья Олеговна и ФИО4, являющаяся <данные изъяты> Пономарева Олега Юрьевича.
Согласно выписке из приказа <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №, Пономарев Олег Юрьевич назначен <данные изъяты> для прохождения дальнейшей службы. Военную службу проходил с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, что подтверждается выпиской из послужного списка № от ДД.ММ.ГГГГ.
В целях реализации права на жилищное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» Пономарев О.Ю. и члены его семьи обратились к ответчику с заявлением о передаче в государственную собственность в лице уполномоченного органа Минобороны России, занимаемого ими жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес>.
Вместе с тем согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ № Пономареву О.Ю. и членам семьи было отказано в принятии указанного жилого помещения и предложено обратиться в суд.
Просят суд обязать Министерство обороны Российской Федерации принять жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв. м. в государственную собственность; прекратить право общей долевой собственности Пономарева Олега Юрьевича и Пономаревой Дарьи Олеговны (по <данные изъяты> доли у каждого) на жилое помещение по адресу: <адрес>; возложить на Федеральное государственное автономное учреждение «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации обязанность заключить с Пономаревым Олегом Юрьевичем, Пономаревой Дарьей Олеговной, ФИО4 договор социального найма на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв. м.
В судебном заседании истец Пономарев О.Ю., представитель истца Сушкова С.Ю. заявленные исковые требования поддержали по основаниям, указанным в иске.
Истец Пономарева Д.О. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, имеется заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ответчиков - Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное государственное автономное учреждение «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекс)» Министерства обороны Российской Федерации Бокова Г.В. исковые требования не признала, суду пояснила, что Федеральное государственное автономное учреждение «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации не наделено полномочиями на принятие в федеральную собственность жилого помещения в порядке деприватизации. В настоящее время в Министерстве обороны Российской Федерации отсутствует нормативно регулируемый порядок передачи приватизированных жилых помещений из частной в государственную собственность.
Третье лицо ФИО4, представитель третьего лица – <данные изъяты> в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Суд, выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
В силу ч. 1 ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
В соответствии с п. 1 ст. 3 ФЗ «О статусе военнослужащих» для военнослужащих устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.
Согласно п. 9 ст. 2 ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей, имеющие право на социальные гарантии и компенсации в соответствии с данным Федеральным законом, пользуются социальными гарантиями и компенсациями, установленными для граждан федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Судом установлено, что на основании договора № безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ за Пономаревым О.Ю., ДД.ММ.ГГГГ г.р., действующим от своего имени и как законного представителя своего несовершеннолетнего ребенка Пономаревой Д.О., ДД.ММ.ГГГГ г.р., признано право общей долевой собственности - по <данные изъяты> доли за Пономаревым О.Ю. и Пономаревой Д.О. на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. Договор заключен в соответствии с законом Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» между истцами и <данные изъяты>.
Право собственности на указанную квартиру зарегистрировано за истцами в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, выписками из ЕГРН.
В соответствии с п. 1 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст. 20 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ», граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы в местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с гражданами и членами их семей, проживающими в этих жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 04 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В силу требований ст. 9.1 Закона РФ от 04 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и ст. 20 ЖК РФ, граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих помещений с этими гражданами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
Указанный закон позволяет всем гражданам реализовать свое право на передачу принадлежащего им на праве собственности жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что спорное жилое помещение было закреплено за Министерством обороны РФ и предоставлено Пономареву О.Ю. и членам его семьи в связи с прохождением Пономаревым О.Ю. военной службы.
Как следует из справок <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, задолженности по оплате коммунальных услуг в отношении спорного жилого помещения не имеется.
В настоящее время военнослужащий Пономарев О.Ю. проходит военную службу в <адрес> в должности <данные изъяты>, что подтверждается выпиской из приказа <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №.
Обращение истцов в Федеральное государственное автономное учреждение «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекс)» Министерства обороны Российской Федерации о деприватизации жилого помещения и передаче его в собственность Российской Федерации было оставлено без удовлетворения (сообщение от ДД.ММ.ГГГГ №).
В соответствии со ст. 35 Конституции РФ, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Аналогичные положения закреплены в ч.1 ст. ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации. Таким образом, законом предусматривается право граждан при наличии их волеизъявления передать приватизированное ими жилое помещение в государственную и муниципальную собственность на основании соответствующего договора с заключением на указанное жиле помещение договора социального найма. Реализация данного права не ставится в зависимость от волеизъявления соответствующих органов местного самоуправления и органов исполнительной власти и уполномоченных ими лиц. В качестве необходимых условий в законе указано, что жилое помещение должно принадлежать гражданину на праве собственности в порядке приватизации, являться единственным местом постоянного жительства и быть свободным от обязательств. Иные условия для реализации гражданином данного права законом не устанавливается.
Отсутствие порядка передачи военнослужащими приватизированных жилых помещений в государственную собственность не должно нарушать их права на передачу принадлежащих им на праве собственности и свободных от обязательств жилых помещений в государственную или муниципальную собственность, предусмотренного ст. 9.1. Закона РФ от 04.07.1991 №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и ставит их в неравное положение с иными гражданами.
В соответствии с п. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
В силу п. 1 ст. 235 Гражданского кодекса РФ, право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
В соответствии со ст. 246 Гражданского кодекса РФ, распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников. Участник долевой собственности вправе по своему усмотрению продать, подарить, завещать, отдать в залог свою долю, либо распорядиться ею иным образом с соблюдением при ее возмездном отчуждении правил, предусмотренных ст. 250 данного Кодекса.
На территории Рязанской области уполномоченным органом по вопросам, связанным с жилищным обеспечением и жилищным Фондом, являлось ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения». На основании Приказа Министра Обороны Российской Федерации от 06.11.2020 года №583 «О реорганизации федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации в форме присоединения к нему федеральных государственных казенных учреждений» федеральное государственное казенное учреждение «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации с 01 января 2021 года реорганизовано в форме присоединения к федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации (ФГАУ «Росжилкомплекс») с сохранением основных целей деятельности.
В соответствии с Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 года №1082, Министерство обороны Российской Федерации уполномочено осуществлять в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил.
В соответствии с Федеральным законом от 31.05.1996 года №61-ФЗ «Об обороне», имущество Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.09.2021 года №1496 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности.
Кроме того, в соответствии с вышеназванным Постановлением Правительства РФ от 06.09.2021 года №1496 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, ряд функций, в частности, выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и сделок с ним, предоставляет военнослужащим жилые помещения, в том числе служебные помещения и помещения в общежитиях, в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными актами РФ; денежные средства на приобретение жилых помещений.
В соответствии с Инструкцией об организации деятельности центральных органов военного управления по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в вооруженных силах РФ, жилыми помещениями, утвержденной приказом Министра обороны №1550 от 18.11.2010 года при обеспечении военнослужащих жилыми помещениями на органы военного управления возлагаются следующие задачи:
Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации: а) организует в Министерстве обороны Российской Федерации деятельность по обеспечению военнослужащих жилыми помещениями; б) координирует деятельность органов военного управления по обеспечению военнослужащих жилыми помещениями; в) осуществляет следующие функции уполномоченного органа по обеспечению военнослужащих жилыми помещениями: принятие решений о принятии (об отказе в принятии) военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (далее именуются нуждающиеся в жилых помещениях); ведение реестра военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях; распределение жилых помещений; снятие военнослужащих с учета нуждающихся в жилых помещениях; предоставление жилых помещений военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей; заключение (расторжение, изменение) с военнослужащими договоров социального найма жилого помещения и найма служебного жилого помещения; г) определяет потребность Министерства обороны в жилых помещениях; д) согласовывает разработанные Департаментом государственного заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации плановые документы по строительству и приобретению жилых помещений на предмет потребности по населенным пунктам на плановый период; ж) подготавливает (участвует в подготовке) проекты правовых актов о жилищном обеспечении военнослужащих; з) осуществляет работу по предоставлению военнослужащим, принятым на учет нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающим с ними членам их семей жилых помещений, освобожденных занимавшими их военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей (за исключением жилых помещений, находящихся в собственности указанных лиц); и) рассматривает обращения военнослужащих и граждан Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения.
Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации: а) организует закрепление приобретенных (построенных) жилых помещений на праве оперативного управления; б) организует передачу жилых помещений, в отношении которых заключены с военнослужащими договоры социального найма, из федеральной собственности в муниципальную собственность; в) ведет реестр жилых помещений Министерства обороны.
Судом установлено, что спорная квартира является единственным местом жительства истцов Пономарева О.Ю., Пономаревой Д.О., о чем представлены соответствующие выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, она свободна от обязательств, не обременена арестами и залогами. Доказательств обратного суду ответчиками не представлено. Поскольку истцами выражено волеизъявление на передачу, принадлежащего им жилого помещения, ранее полученного в порядке приватизации, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению. При этом, исходя из того, что ранее жилое помещение истцов было закреплено за Министерством обороны РФ, суд приходит к выводу, что именно Министерство обороны РФ, его органы, структурные подразделения и подконтрольные организации должны принять у истцов спорное жилое помещение в государственную собственность и заключить договор социального найма на указанное жилое помещение.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что требования истцов о возложении обязанности на Министерство обороны Российской Федерации о принятии в государственную собственность жилого помещения общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, прекращении права общей долевой собственности у Пономарева О.Ю., Пономаревой Д.О. (по <данные изъяты> доли у каждого) на указанное жилое помещение, возложении обязанности на Федеральное государственное автономное учреждение «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации заключить с истцами договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Пономарева Олега Юрьевича (паспорт №), Пономаревой Дарьи Олеговны (паспорт №) к Министерству обороны Российской Федерации (ИНН №, ОГРН №), Федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации в лице территориального отдела «Рязанский» (ИНН №, ОГРН №) о прекращении права общей долевой собственности и принятия жилого помещения в собственность – удовлетворить.
Обязать Министерство обороны Российской Федерации принять жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. в государственную собственность.
Прекратить право общей долевой собственности Пономарева Олега Юрьевича, Пономаревой Дарьи Олеговны (по <данные изъяты> доле каждого) на жилое помещение по адресу: <адрес>
Обязать Федеральное государственное автономное учреждение «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации заключить с Пономаревым Олегом Юрьевичем, Пономаревой Дарьей Олеговной договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья