дело № 2-383/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Махачкала 05 марта 2024 года
Ленинский районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Абдурахманова С.Г.,
при секретаре судебного заседания Сотеевой Б.У.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Исмаилова Тагира Абдуллаевича к Управлению имущественных и земельных отношений г. Махачкалы и Администрации г. Махачкала о признании незаконным отказ в утверждении схемы расположения земельного участка и признании права собственности на земельный участок,
установил:
Исмаилов Т.А. обратился в суд с иском к Управлению имущественных и земельных отношений г. Махачкалы и Администрации г. Махачкалы о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка и признании права собственности на земельный участок.
В обосновании иска указано, что 15.07.2003 Исмалов Т.А. был принят в члены садоводческого товарищества «Перестройка» с выделением садового участка №173 площадью 500 кв.м.
Он обратился к ответчику за оказанием муниципальной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. В ответ было получено уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги. Основания отказа: отсутствует исходный документ о выделении земельного участка с/т «Перестройка-2», а также к заявлению о предоставлении земельного участка не приложен протокол общего собрания членов некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами такой некоммерческой организации или иной документ, устанавливающий распределение земельных участков в этой некоммерческой организации, либо выписка из указанного протокола или указанного документа.
Данный отказ ответчика считает незаконными и необоснованными.
Просит суд :
- признать незаконным отказ Управления имущественных и земельных отношений г. Махачкалы в предоставлении Исмаилову Т.А. муниципальной услуги «подготовка и утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: <адрес>
- обязать Управление имущественных и земельных отношений г. Махачкалы оказать государственную муниципальную услугу Исмаилову Тагиру Абдуллаевичу "утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории" расположенного по адресу: <адрес>, пл. 500 кв.м.;
- признать за Исмаиловым Тагиром Абдуллаевичем право собственности на земельный участок № 173, площадью 500 кв.м. расположенный по адресу: <адрес>
Надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела истец Исмаилов Т.А. на рассмотрение дела не явился и не сообщил суду об уважительности причин неявки.
Представитель истца (по доверенности) Шерипов Ш.И. в судебном заседании поддержал исковое заявление по изложенным в нём основаниям и просил его удовлетворить, указав, что в соответствии положениям пункта 9.1 статьи 3 Федерального закона РФ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", в случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности.
Документы, решение о передаче земельного участка в с/т «Перестройка» Исмаилову Т.А. никем не оспорены и не отменены.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что истец является членом товарищества, использует участок по его целевому назначению; каких-либо ограничений прав на данный земельный участок не имеется, участок свободен от притязаний третьих лиц, границы его определены.
Каких-либо иных препятствий для оформления испрашиваемого земельного участка в собственность истца не имеется.
Представитель Администрации г. Махачкалы (по доверенности) Умалатов У.А. просил в удовлетворении иска отказать по основаниям указанными в уведомлении.
Представитель Управления имущественных и земельных отношений г. Махачкалы (по доверенности) Зайналбиева Д.С. просила в удовлетворении иска отказать по основаниям указанным в уведомлении.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
Согласно п. 2.7 ст. 3 ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса РФ» в качестве подтверждения членства в садоводческом товарищества к заявлению прилагаются: схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином; протокол общего собрания членов товарищества (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами данного товарищества, иной устанавливающий распределение земельных участков в этом объединении документ или выписка из указанного протокола или указанного документа.
Вместе с тем, как неоднократно указывал Верховный Суд РФ, согласно положению п. 2.7 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» по делам о предоставлении в собственность земельных участков в составе земель садоводческих товариществ заявитель должен представить доказательства своего членства в садоводческом товариществе и выделения ему в пользование земельного участка. К таким доказательствам членства в садоводческом товариществе относятся не исключительно протокол о принятии в члены садоводческого товарищества и распределении земельных участков, но и иные доказательства, в частности, членская книжка садовода, списки членов садоводческого товарищества, если указанные доказательства содержат всю необходимую информацию о членстве в садоводческом товариществе и предоставлении индивидуально определенного земельного участка (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 03.04.2018 № 18-КГ18-38).
При этом законом ни один из представленных документов не отнесен к обязательным.
Представленные административной истицей документы содержат информацию о членстве в садоводческом товариществе и предоставлении индивидуально определенного земельного участка, то есть соответствуют приведенным выше нормам права и их толкованию.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что представленные истцом документы достоверно подтверждают факт его принятия в с/т «Перестройка-2» и выделение ему земельного участка.
Членская книжка истца выдана первоначально существовавшим садоводческим товариществом «Перестройка». Данное садоводческое товарищество было зарегистрировано в качестве юридического лица, ему был предоставлен земельный участок.
Садоводческие товарищества «Перестройка-2» и «Перестройка-3» выделены из земель, предоставленных первоначальному садоводческому товариществу.
Из материалов дела следует, что у Администрации г. Махачкалы имелись сведения о садоводческом товариществе «Перестройка-2».
Согласно сведениям Публичной кадастровой карты земельные участки, поставленные на кадастровый учёт земельные участки в непосредственной близости от земельного участка административного истца и отраженные на подлежащей утверждению схеме расположения земельного участка, относятся к с/т «Перестройка-2».
Из представленной административной истицей архивной выписки следует, что в архиве Администрации г. Махачкалы имеются списки членов с/т «Перестройка-2», чем также подтверждается факт его существования.
Судом установлена, что Исмаилов Т.А. 15.06.2003 принят в члены садоводческого товарищества «Перестройка», за ним закреплен земельный участок № (1063 П-2№14) 173 площадью 500 кв. м. Указанные в членской книжке садовода данные соответствуют паспортным данным истицы.
Кроме членской книжки садовода, истцом также представлена архивная справка, согласно которой в списке членов с/т «Перестройка-2» имеется запись № 91 о членстве Исмаилова Т.А.
Из сведений Топографического плана и Схемы расположения земельного участка, предоставленных суду, видно, что на кадастровом плане территории отображено место расположения земельного участка № 173 с/т «Перестройка-2».
На обращение Исмаилова Т.А. Управление по земельным ресурсам и землеустройству администрации г. Махачкалы Уведомлением от 51.17-МФЦ-8234/23 от 04.08.2023 за подписью врио. начальника управления отказано в предоставлении муниципальной услуги - утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории городского округа с внутригородским делением «город Махачкала», расположенного по адресу: <адрес> указав основание;
В соответствии с пунктом 2.7. статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», члены некоммерческих организаций имеют право независимо от даты вступления в членство приобрести находящийся в государственной или муниципальной собственности садовый или огородный земельный участок без проведения торгов в собственность бесплатно, если, в том числе, такой земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона - указанной некоммерческой организации (отсутствует исходный документ о выделении земельного участка с/т «Перестройка-2»).
Также согласно пункта 2.8 статьи 3 указанного Закона к заявлению о предоставлении земельного участка необходимо прикладывать протокол общего собрания членов некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами такой некоммерческой организации или иной документ, устанавливающий распределение земельных участков в этой некоммерческой организации, либо выписка из указанного протокола или указанного документа.
Из материалов дела не следует и в суд ответчиком не представлены доказательства в подтверждение указанных в Уведомлении об отказе предоставления услуги оснований. Не указано, какие нарушения выявлены в представленной на утверждение схеме.
Ответчики не должны были ограничиваться формальным рассмотрением заявления.
Исследованию и оценке подлежало фактическое расположение земельного участка: на земельном участке, отведенном какому садоводческому товариществу он находится, а также оценка представленных административным истцом документов относительно их достоверности и полноты в качестве подтверждающих факт предоставления участнику садоводческого товарищества указанного на утверждаемой схеме земельного участка на отведенной товариществу территории.
Ссылку административного ответчика об отсутствии отсутствует исходный документ о выделении земельного участка с/т «Перестройка-2», нельзя признать состоятельной.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги, указанные в обжалуемом уведомлении, не соответствуют требованиям закона, само обжалуемое уведомление Управления имущественных и земельных отношений г. Махачкалы подлежит признанию незаконным и отмене.
Истцом ставится вопрос об обязании оказать муниципальную услугу и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Поскольку суд по общему правилу не должен подменять собой административный орган и осуществлять его полномочия, спорный вопрос подлежит разрешению судом по существу только в случае систематического уклонения административного ответчика от выполнения возложенных на него функций. С учётом изложенного, суд полагает, что разрешение вопроса об оказании муниципальной услуги в судебном порядке является преждевременным.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о возложении на ответчика Управление имущественных и земельных отношений г. Махачкалы обязанности повторно рассмотреть заявление о предоставлении муниципальной услуги.
Согласно ст. 3 пункт 9.1 Закона РФ "О введении в действие Земельного Кодекса РФ", если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В соответствии со ст. 59 Земельного кодекса РФ признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке.
Существенное правовое значение в данном случае имеют три обстоятельства:
испрашиваемый гражданином участок должен входить в состав территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения;
данное некоммерческое объединение должно быть создано до вступления в силу Федерального закона от 15 апреля 1998 годы 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", то есть до 23 апреля 1998 года;
гражданин, испрашивающий земельный участок в собственность бесплатно, должен являться членом данного некоммерческого объединения (партнерства) и пользоваться этим участком на законных основаниях.
По делам данной категории юридически значимым обстоятельством является время предоставления земельного участка для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан.
Пунктом 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Формирование земельного участка происходит посредством землеустройства и кадастрового учета (статьи 69, 70 Земельного кодекса Российской Федерации).
Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" (статья 70 Земельного кодекса Российской Федерации).
Исходя из части 2 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (здесь и далее нормы приведены в редакции, действовавшей на момент рассмотрения спора судом первой инстанции) к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
По смыслу приведенных норм права, описание границ земельного участка в установленном порядке и его постановка на кадастровый учет подтверждают существование такого земельного участка с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи.
Обращаясь в суд с исковыми требованиями о признании права собственности на расположенный в садовом товариществе земельный участок, Исмаилов Т.А. в качестве оснований иска, ссылались на положения Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
В силу пункта 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 1 марта 2022 г. члены некоммерческих организаций, созданных до 1 января 2019 г. для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, и члены садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, созданных путем реорганизации таких некоммерческих организаций, имеют право независимо от даты вступления в члены указанных некоммерческих организаций приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям: земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу названного федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства некоммерческой организации, указанной в абзаце первом этого пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация; по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации; земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
Согласно положениям пункта 2.8 статьи выше указанного закона, в случае, предусмотренном пунктом 2.7 этой статьи, предоставление земельного участка гражданину в собственность или в аренду осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагается схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденных проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 этой статьи, либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости. Также к такому заявлению прилагается протокол общего собрания членов некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 этой статьи, о распределении земельных участков между членами такой некоммерческой организации или иной документ, устанавливающий распределение земельных участков в данной некоммерческой организации, либо выписка из указанного протокола или указанного документа.
Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено Кодексом (пункты 1 и 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации). (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 16.01.2024 N 20-КГ23-12-К5).
В соответствии с ч. 2 ст. 56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Исходя из заявленных истцом требований, установлено, что Исмаилов Т.А. в соответствии с законом в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении ему спорного земельного участка в собственность не обращался.
Исмаилов Т.А. обратился к ответчику только для предоставления услуги в подготовке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории садового товарищества. В связи с чем, процедура межевания в отношении земельного участка, находящегося в пользовании истца, не проводилась, его границы невозможно индивидуализировать.
При изложенных обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения иска о признании права собственности на земельный участок.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Исмаилова Тагира Абдуллаевича удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить уведомление Управления имущественных и земельных отношений г. Махачкалы №51.17-МФЦ-8234/23 от 04.08.2023.
Обязать Управление имущественных и земельных отношений г. Махачкалы повторно рассмотреть заявление Исмаилова Тагира Абдуллаевича об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в отношении земельного участка по адресу: <адрес>, и направить ответ заявителю.
В удовлетворении остальной части иска Исмаилова Т.А. – отказать.
Резолютивная часть решения объявлена 05 марта 2024 года, мотивированное решение суда в окончательной форме составлено 12 марта 2024 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня принятии в окончательной форме.
Председательствующий С.Г. Абдурахманов
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> |
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> |