Дело № 2 -181/2022г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Решение в окончательной форме принято 30 июня 2022 года
р.п. Вача 28 июня 2022 года
Вачский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Бариновой Н.С.,
при секретаре судебного заседания Тонковой С.В.,
с участием процессуального истца зам. прокурора \ Владимировой С.С.,
представителя ответчика администрации Вачского муниципального района \ Хохлова В. Н., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску \ в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Вачского муниципального района \ об обязании устранить нарушения законодательства при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны в здании, расположенном по адресу \, р.\, путем выполнения мероприятий по приведению его в состояние постоянной готовности к использованию по предназначению в соответствии с требованиями Приказа МЧС России от \ \ «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» и Приказа МЧС России от \ \ «Об утверждении Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время».
УСТАНОВИЛ:
\ обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Вачского муниципального района \ об обязании устранить нарушения законодательства при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны в здании, расположенном по адресу \, р.\, путем выполнения мероприятий по приведению его в состояние постоянной готовности к использованию по предназначению в соответствии с требованиями Приказа МЧС России от \ \ «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» и Приказа МЧС России от \ \ «Об утверждении Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время».
В обоснование исковых требований указано следующее:
\ совместно с ОНД и ПР по \ по заданию прокуратуры области проведена проверка соблюдения требований законодательства оборонно-промышленного комплекса, в части эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, в ходе которой установлено следующее.
В ходе проверки установлено, что Вачский муниципальный район является собственником нежилого помещения – подвал \, расположенного по адресу: \, р.\, которое имеет статус защитного сооружения гражданской обороны.
В соответствии с данными паспорта убежища (противорадиационное укрытие) \, оформленного в 2000 году, защитное сооружение имеет следующие технические характеристики: вместимость 500 человек, площадь 366 м2, общий объем 805 м3, класс защиты П-5, системы отопления, энергоснабжения, водоснабжения – от системы здания, назначение – защита укрываемых.
Однако указанное защитное сооружение находится в состоянии непригодном для его использования по прямому назначению.
По результатам проверки путем обследования защитных сооружений гражданской обороны ОНД и ПР по \ представлена информация, согласно которой защитное сооружение, расположенное по адресу: \, р.\, в полном объеме не соответствует требованиям приказа МЧС РФ от \ \ «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны».
Защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу: \, р.\, согласно паспорту ЗС ГО является встроенным в здание, которое в настоящее время не готово к приему укрываемых, мероприятия по содержанию и приведению в готовность защитного сооружения не проводятся.
Поскольку до настоящего времени защитное сооружение гражданской обороны – противорадиационное укрытие \, расположенное по адресу: \, р.\, своего статуса как защитное сооружение гражданской обороны не утратило, ответчик обязан привести его надлежащее состояние, так как не приведение данного объекта в соответствие с требованиями законодательства исключает возможность укрытия в нем граждан, что нарушает права неопределенного круга лиц.
Администрация Вачского муниципального района, являясь исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования Вачский муниципальный район, несет ответственность за поддержание рассматриваемого объекта гражданской обороны в состоянии постоянной готовности к использованию.
В данном судебном заседании процессуальный истец зам. прокурора \ Владимирова С.С. исковые требования поддержала в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в иске, просила:
Обязать администрацию Вачского муниципального района \ устранить нарушения законодательства при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны в здании, расположенном по адресу \, р.\, путем выполнения мероприятий по приведению его в состояние постоянной готовности к использованию по предназначению в соответствии с требованиями Приказа МЧС России от \ \ «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» и Приказа МЧС России от \ \ «Об утверждении Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время».
Предоставить срок для выполнения указанных требований 1 год с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика администрации Вачского муниципального района \ Хохлов В. Н. в судебном заседании возражал против удовлетворения требований, ссылаясь на доводы, изложенные в письменном отзыве на иск, который приобщен к материалам дела. По мнению администрации противорадиационных укрытий на территории Вачского муниципального района быть не должно, однако они есть, в связи с чем, в настоящее время администрацией Вачского муниципального района ведется работа по исключению данного защитного сооружения гражданской обороны из реестра защитных сооружений, как необоснованно поставленное на учет.
Суд, выслушав пояснения сторон, проверив материалы дела, установив юридически значимые для разрешения спора обстоятельства, исследовав и оценив в совокупности доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся по делу доказательств в соответствии со ст. ст. 67,71 ГПК РФ, считает исковые требования Прокурора Вачского района Нижегородской области обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с преамбулой Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее – Федеральный закон № 28-ФЗ), настоящий Федеральный закон определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.
Согласно ст. 1 Федерального закона № 28-ФЗ гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Одной из основных задач в области гражданской обороны в соответствии с требованиями ст. 2 Федерального закона № 28-ФЗ является предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона № 28-ФЗ организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
К вопросам местного значения муниципального района относится среди прочего: составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального района, утверждение и исполнение бюджета муниципального района, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального района; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
В силу ст. 6 Федерального закона № 28-ФЗ порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 14 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по изменению типов защитных сооружений гражданской обороны, созданию и эксплуатации объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию (далее – Порядок).
Согласно п. 2 Порядка, к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и техники, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
Защитное сооружение гражданской обороны - инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате последствий аварий и катастроф на потенциально опасных объектах либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов, а также от воздействия современных средств поражения (СП 229.1325800.2014, ГОСТ Р 22.1.12-2005).
В соответствии с п. 9 Порядка, органы местного самоуправления на соответствующих территориях: в мирное время создают, сохраняют существующие объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам, приказом Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации от 15.12.2002 № 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений (далее – Правила).
В соответствии с п.п. 1.3, 1.4 Правил, в организациях, эксплуатирующих ЗС ГО, назначаются ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования. Для ремонта и обслуживания помещений и оборудования ЗС ГО ответственные лица разрабатывают необходимую проектно-сметную документацию и организуют выполнение спланированных работ.
Согласно п. 1.2, п. 2.2. Правил, статус защитного сооружения гражданской обороны определяется наличием паспорта защитного сооружения. Документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является паспорт ЗС ГО, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения.
В соответствии с п. 2.15 Правил, к убежищам, эксплуатируемым в качестве ПРУ или укрытий, и ПРУ, эксплуатируемым в качестве укрытий, предъявляются требования, установленные настоящими Правилами для ПРУ или укрытий соответственно.
Согласно п. 3.2.1 Правил при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
При этом должна быть обеспечена сохранность: защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.
В соответствии с п. 3.2.11 Правил, инженерно-техническое оборудование ЗС ГО должно содержаться в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению.
Для обслуживания ЗС ГО в мирное время в организациях, эксплуатирующих эти сооружения, создаются звенья по обслуживанию ЗС ГО. Для поддержания ЗС ГО в готовности к использованию по предназначению в период пребывания в них укрываемых создаются группы (звенья) по обслуживанию сооружений из расчета одна группа (звено) на каждый объект ГО в зависимости от их вместимости (п.1.4).
Готовность и использование ЗС ГО по предназначению обеспечивают руководители ГО организаций, на учете которых они находятся (п.1.7).
Согласно п. 3.6 Правил, в ЗС ГО должна быть следующая документация: паспорт ЗС ГО с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений, журнал оценки технического состояния ЗС ГО, сигналы оповещения гражданской обороны, план перевода ЗС ГО на режим приема укрываемых, план ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации, планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств, список личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО, эксплуатационная схема систем вентиляции ЗС ГО, эксплуатационная схема водоснабжения и канализации ЗС ГО, эксплуатационная схема электроснабжения ЗС ГО, инструкции по использованию средств индивидуальной защиты, инструкции по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами, инструкция по обслуживанию ДЭС, инструкция о мерах пожарной безопасности, правила поведения укрываемых в ЗС ГО, журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (ПРУ), журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью, журнал учета работы ДЭС, журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования, схема эвакуации укрываемых из очага поражения, список телефонов.
Обозначению подлежат все ЗС ГО.
Маршруты движения к защитным сооружениям выбираются из условия минимально возможного времени подхода к ним от места работы или места жительства укрываемых.
Маршруты обозначаются указателями в местах, где обеспечивается хорошая видимость в дневное и ночное время (в ночное время указатели подсвечиваются с учетом требований по светомаскировке).
В силу ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно, в том числе, осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Приказом МЧС России от 21.07.2005 № 575 утвержден Порядок содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время (далее – Порядок), который определяет требования по содержанию и использованию защитных сооружений гражданской обороны в мирное время.
Согласно пункту 2 указанного Порядка содержание ЗС ГО в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки к использованию по предназначению и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. Для поддержания ЗС ГО в готовности к использованию по предназначению в организациях создаются группы (звенья) по их обслуживанию. При этом необходимо обеспечить сохранность: защитных свойств как ЗС ГО в целом, так и отдельных его элементов; герметизации и гидроизоляции всего ЗС ГО; инженерно-технического и специального оборудования, средств связи и оповещения ЗС ГО.
Исходя из системного толкования вышеприведенного законодательства поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию защитных сооружений, расположенных в границах муниципального района и находящихся в муниципальной собственности, относится к компетенции собственника и эксплуатирующей организации..
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Вачский муниципальный район является собственником нежилого помещения – подвал \, расположенного по адресу: \, р.\, которое имеет статус защитного сооружения гражданской обороны.
В соответствии с данными паспорта убежища (противорадиационное укрытие) \, оформленного в 2000 году, защитное сооружение имеет следующие технические характеристики: вместимость 500 человек, площадь 366 м2, общий объем 805 м3, класс защиты П-5, системы отопления, энергоснабжения, водоснабжения – от системы здания, назначение – защита укрываемых.
Однако, как установлено в судебном заседании и не опровергнуто ответчиком, указанное защитное сооружение находится в состоянии непригодном для его использования по прямому назначению.
По результатам проверки путем обследования защитных сооружений гражданской обороны ОНД и ПР по \ представлена информация, согласно которой защитное сооружение, расположенное по адресу: \, р.\, в полном объеме не соответствует требованиям приказа МЧС РФ от \ \ «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны».
Защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу: \, р.\, согласно паспорту ЗС ГО является встроенным в здание, которое в настоящее время не готово к приему укрываемых, мероприятия по содержанию и приведению в готовность защитного сооружения не проводятся.
В этой связи, учитывая, что защитное сооружение гражданской обороны – противорадиационное укрытие \, расположенное по адресу: \, р.\, до настоящего времени своего статуса как защитное сооружение гражданской обороны не утратило, ответчик обязан привести его надлежащее состояние, так как не приведение данного объекта в соответствие с требованиями законодательства исключает возможность укрытия в нем граждан, что нарушает права неопределенного круга лиц.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором
Администрация Вачского муниципального района, являясь исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования Вачский муниципальный район, несет ответственность за поддержание рассматриваемого объекта гражданской обороны в состоянии постоянной готовности к использованию.
Таким образом, суд считает, что в силу закона обязанность по поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническому обслуживанию защитного сооружения возлагается на его собственника - администрацию Вачского муниципального района.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что не обеспечение ответчиком мер по поддержанию в надлежащем состоянии указанного объекта, создает угрозу защищенности граждан, непринятие мер в области гражданской обороны нарушает требование федерального законодательства, нарушает права неопределенного круга лиц и представляет угрозу для граждан и общества.
Указанные обстоятельства ответчиком не оспорены.
Исходя из установленных по делу обстоятельств и приведенных норм права, суд приходит к выводу о необходимости обязать администрацию Вачского муниципального района \ устранить нарушения законодательства при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны в здании, расположенном по адресу \, р.\, путем выполнения мероприятий по приведению его в состояние постоянной готовности к использованию по предназначению в соответствии с требованиями Приказа МЧС России от \ \ «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» и Приказа МЧС России от \ \ «Об утверждении Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время».
В соответствии с ч.2 ст.178 КАС РФ установить ответчикам срок для совершения вышеуказанных действий в течение \ с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования \ в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Вачского муниципального района \, удовлетворить.
Обязать администрацию Вачского муниципального района \ устранить нарушения законодательства при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны в здании, расположенном по адресу \, р.\, путем выполнения мероприятий по приведению его в состояние постоянной готовности к использованию по предназначению в соответствии с требованиями Приказа МЧС России от \ \ «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» и Приказа МЧС России от \ \ «Об утверждении Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время».
В соответствии с ч.2 ст.178 КАС РФ установить ответчикам срок для совершения вышеуказанных действий в течение \ с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Вачский районный суд в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Н. С. Баринова