Дело №2-4108/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 декабря 2021 года г.Махачкала
Ленинский районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Онжолова М.Б.,
при секретаре Акаевой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Махачкале гражданское дело по иску заместителя прокурора г.Махачкалы в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.Махачкалы, МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства г.Махачкалы» и МБУ «Махачкала-1» о признании незаконным бездействия и обязании устранить нарушения законодательства в сфере безопасности дорожного движения,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации <адрес> и МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства <адрес>» о признании незаконным бездействия и обязании устранить нарушения законодательства в сфере безопасности дорожного движения.
В обоснование иска указано, что прокуратурой города проведена проверка исполнения законодательства в сфере безопасности дорожного движения. Установлено, что <адрес> не соответствует требованиям нормативных документов в указанной сфере, а именно, в нарушение ФИО10 50597-2017 Национальный стандарт Российской Федерации «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденных приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ №-ст, и ФИО10 52766-2007 Национальный стандарт Российской Федерации «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования.», утвержденных приказом Ростехрегулирования от ДД.ММ.ГГГГ №-ст, на проезжей части автомобильной дороги отсутствует асфальто-бетонное покрытие и тротуары. Изложенное подтверждается актом о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии дороги (улицы) от ДД.ММ.ГГГГ, составленным государственными инспекторами дорожного надзора ОГИБДД УМВД РФ по <адрес> ФИО3 и ФИО4 при участии помощника прокурора <адрес> ФИО5 по результатам обследования вышеуказанного участка улично-дорожной сети. В силу действующего законодательства обязанность по устранению выявленных недостатков лежит на ответчиках. В результате бездействия администрации городского округа с внутригородским делением «<адрес>» и МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства <адрес>» нарушаются указанные требования законодательства, что может повлечь аварийность на автодороге и нарушение законных прав граждан на безопасные условия дорожного движения.
В связи с чем, просит признать незаконным бездействие администрации городского округа с внутригородским делением «<адрес>» и МКУ «Управление жилищно- коммунального хозяйства <адрес>», выразившееся в невыполнении мероприятий по содержанию <адрес> в соответствии с требованиями законодательства о, безопасности дорожного движения, а именно необустройстве проезжей части улицы асфальтобетонным покрытием и тротуарами в соответствии с ГОСТ, обязать администрацию городского округа с внутригородским делением «<адрес>» и МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства <адрес>» выполнить мероприятия по содержанию <адрес> в соответствии с требованиями законодательства о безопасности дорожного движения, а именно обустроить проезжую часть асфальтобетонным покрытием и тротуарами в соответствии с ГОСТ.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено МБУ «Махачкала-1».
В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> – ФИО6 исковые требования поддержала, иск просила удовлетворить по изложенным в нем основаниям.
В судебном заседании представитель ответчика администрации <адрес> – ФИО7 иск не признал, в удовлетворении исковых требований просил отказать, указав, что администрация <адрес> является ненадлежащим ответчиком.
В судебном заседании представитель ответчика МБУ «Махачкала-1» - ФИО8 иск не признал, в удовлетворении исковых требований просил отказать.
Ответчик МКУ «УЖКХ <адрес>», надлежаще извещенное о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направило, об уважительных причинах неявки суду не сообщило, о рассмотрении дела в отсутствие представителя не просило.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело, рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, проверив доводы искового заявления, выслушав объяснения явившихся лиц, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении иска по следующим основаниям.
Согласно ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п.3 ст.123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено Федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований. Судебная защита прокурором интересов неопределенного круга лиц является одной из форм осуществления надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, исполнения законов, действующих на территории РФ в целях пресечения любых фактов нарушения законности.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 части 3 данного Федерального закона, дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ).
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены Законом Российской Федерации от 10.12.1995г. 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
По смыслу пункта 2 статьи 12 вышеуказанного Закона, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения, а также соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения.
Все требования стандартов являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Как следует из материалов дела, государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД УМВД РФ по <адрес> составлен акт о том, что на <адрес> в <адрес> выявлены следующие недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы): в нарушение ГОСТ 50597-2017 имеются выбоины на проезжей части, превышавшие предельно допустимые повреждения покрытия проезжей части. Кроме того в нарушение требований п.4.5.1 ФИО10 52766-2007 по всей <адрес> отсутствуют тротуары.
Приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ N 1245-ст утвержден национальный стандарт РФ – ФИО10 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля".
Настоящий стандарт устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог), улиц и дорог городов и сельских поселений (далее - улиц), железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям.
В соответствии с п. 5.2.1 указанного ГОСТ 50597-2017 продольная ровность покрытия по полосам движения проезжей части при измерении по ГОСТ 33101 должна соответствовать значениям, указанным в таблице 5.1, при измерении трехметровой рейкой по 9.2.1 и 9.2.2 - в таблице 5.2, то есть при измерении профиметром - от 4 до 8 мм, при измерении трехметровой рейкой - от 7 до 30 мм.
Согласно п. 5.2.4 ФИО10 50597-2017, покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.
В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов (п. 4.2).
Таблицей 5.3 в числе прочего, установлены следующие виды дефектов покрытия проезжей части, в частности: отдельное повреждение (выбоина, просадка, пролом) длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более, площадью, м2, равной или более; повреждения (выбоины, просадки, проломы) площадью менее 0,06 м2, длиной менее 15 см, глубиной менее 5 см на участке полосы движения длиной 100 м, площадью, м2, более. Максимальный срок устранения недостатков в зависимости от повреждения дороги, составляет 20 суток.
Согласно п.4.5.1 "ФИО10 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" (утв. Приказом Ростехрегулирования от ДД.ММ.ГГГГ N 270-ст) (ред. от ДД.ММ.ГГГГ), тротуары следует устраивать в пределах населенных пунктов на автомобильных дорогах I - III категорий, IV и V категорий с твердым покрытием. К дорогам с твердым покрытием относят дороги с капитальным и облегченным типом дорожных одежд, а также дороги с переходным типом дорожных одежд, имеющие покрытие из каменных материалов, обработанных вяжущими. В населенных пунктах тротуары устраивают в соответствии с требованиями нормативных документов на планировку и застройку городских и сельских поселений. Тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны.
В силу ч.1 ст. 12 Федерального закона N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Принимая во внимание изложенное, суд находит составленный государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД УМВД РФ по <адрес> акт допустимым, достоверным и достаточным основанием для вывода о несоответствии дорожного покрытия требованиям ГОСТ 50597-2017 и ФИО10 52766-2007.
Наличие на указанной улице дефектов проезжей части и отсутствие тротуаров подтверждается также приложенными к иску фотографиями, и ответчиками не оспариваются.
Данный акт в совокупности с фотофиксацией, имеющей привязку к местности, подтверждает доводы прокурора о выявленных нарушениях.
Статья 210 ГК РФ предусматривает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно части 1, части 8 статьи 6 Федерального закона 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. К собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Частью 4 ст. 6 Федерального закона "О безопасности - дорожного движения" определено, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. При этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (часть 2 статьи 12 ФЗ №).
В силу ст. 5 Федерального закона №196-ФЗ от 10.12.1995г. "О безопасности дорожного движения" обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в частности, посредством материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.
На основании п.5 ст.6 Устава муниципального образования "<адрес>", принятого решением Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением "<адрес>" от ДД.ММ.ГГГГ N 8-7, к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах <адрес> и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах <адрес>, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что указанная в иске дорога относится к муниципальному образованию - ГОсВД «<адрес>» и находится в его собственности, что ответчиками не оспаривается.
Таким образом, обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, в том числе по их ремонту и содержанию, и обеспечению безопасности дорожного движения, в силу закона возложена на соответствующий орган местного самоуправления.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов могут создавать муниципальные учреждения, осуществлять финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.
Во исполнение возложенной на администрацию <адрес> обязанности по надлежащему содержанию автомобильных дорог создано МКУ «УЖКХ <адрес>», основными целями которого является, в том числе, ремонт и содержание муниципальных автомобильных дорог в соответствии с планами работ, согласованными администрацией Махачкалы, в пределах выделенных бюджетных средств. Все дороги в границах <адрес> переданы в оперативное управление МКУ, в том числе, автомобильная дорога, указанная в исковом заявлении.
Согласно п.п. 1, 2 Положения о муниципальном казенном учреждении "Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации <адрес>, утвержденного решением Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением "<адрес>" от ДД.ММ.ГГГГ N 27-5, Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации <адрес> (далее - Управление) является отраслевым (функциональным) органом Администрации <адрес>, созданным в целях реализации муниципальной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства территории <адрес>.
В соответствии с п.п.12.1, 12.9 и 12.10 указанного Положения, Управление осуществляет функции по организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; выполнению функций заказчика по закупкам товаров, выполнению работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд города в сфере жилищно-коммунального хозяйства; осуществлению контроля за надлежащим исполнением подрядными организациями обязательств по договорам и муниципальным контрактам.
В силу п. 8.8.3 Правил благоустройства территории городского округа "<адрес>", утвержденных решением Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением "<адрес>" от ДД.ММ.ГГГГ N 21-4 (действующая редакция на дату причинения вреда), текущий и капитальный ремонт, содержание, строительство и реконструкция автомобильных дорог общего пользования, мостов, тротуаров и иных транспортных инженерных сооружений в границах города (за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения) осуществляются специализированными или подрядными организациями по муниципальным контрактам с Управлением ЖКХ <адрес> или Комитетом по строительству <адрес> в соответствии с планом капитальных вложений.
За ненадлежащее исполнение специализированными или подрядными организациями обязательств и установленных сроков их выполнения по заключенным с Управлением ЖКХ или Комитетом по строительству <адрес> контрактам ответственность перед контрольными и надзорными органами, а также за причинение ущерба третьим лицам несут указанные специализированные или подрядные организации.
Согласно п.1 Постановления Администрации городского округа с внутригородским делением "<адрес>" от ДД.ММ.ГГГГ N 639 "Об организации деятельности муниципального бюджетного учреждения "Махачкала-1" (далее - Постановление от ДД.ММ.ГГГГ №) муниципальное бюджетное учреждение "Махачкала-1" <адрес> (далее - МБУ "Махачкала-1") создано путем изменения типа муниципального казенного учреждения "Городская аварийно-ремонтная служба".
На основании указанного Постановления от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден перечень мероприятий по созданию МБУ «Махачкала-1».
Согласно п.2.2 указанного перечня, утвержден устав (изменения к нему) муниципального бюджетного учреждения "Махачкала-1" (далее - Устав МБУ "Махачкала-1).
В соответствии с п.2 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ № и п.2.2. Устава МБУ «Махачкала-1», основной целью деятельности МБУ "Махачкала-1" является выполнение работ, оказание услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, озеленения, оказание услуг в сфере дорожной деятельности, а также ремонта и строительства муниципального жилищного фонда и иного недвижимого имущества для обеспечения реализации предусмотренных федеральными законами, законами Республики Дагестан, нормативными правовыми актами муниципального образования городского округа с внутригородским делением "<адрес>" полномочий <адрес>.
В силу п.3 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 639 функции и полномочия учредителя МБУ "Махачкала-1" от имени Администрации <адрес> осуществляет УЖКХ Администрации <адрес>. Функции и полномочия собственника имущества МБУ "Махачкала-1" от имени Администрации <адрес> осуществляет Комитет по управлению имуществом <адрес>.
Из материалов дела следует, что исковые требования прокурором предъявлены к трем ответчикам - Администрации <адрес>, МКУ «УЖКХ <адрес>» и МБУ «Махачкала-1».
Между тем, МБУ «Махачкала-1», несмотря на бюджетный статус юридического лица, является подрядчиком по гражданско-правовым договорам, следовательно, в указанных работах он может нести только гражданско-правовую ответственность при нарушении договорных отношений.
Администрация <адрес> и МКУ «УЖКХ <адрес>» являются органами местного самоуправления разного уровня.
При решении вопроса о том, кто из них является надлежащим ответчиком по заявленным исковым требованиям, суд руководствуются тем, что приведенными выше нормативными актами обязанность по содержанию дорожного покрытия и его соответствию техническим регламентам и требованиям лежит на структурном подразделении администрации <адрес> – МКУ «УЖКХ <адрес>», которое несет ответственность за качество дорог.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по заявленным прокурором требованиям является МКУ «УЖКХ <адрес>», которое является структурным подразделением администрации города, в функциональные обязанности которого входит, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Оценивая полученные доказательства, суд полагает, что в совокупности они достоверны, соответствуют признакам относимости и допустимости доказательств, установленным ст.ст.59, 60 ГПК РФ, и, вследствие изложенного, содержат доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения настоящего дела, а также устанавливает обстоятельства, которые могут быть подтверждены только данными средствами доказывания. Помимо изложенного, все собранные по настоящему делу доказательства обеспечивают достаточность и взаимную связь в их совокупности. Принимая во внимание изложенное, правильно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, надлежаще оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о частичном удовлетворения исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление заместителя прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие МКУ «Управление жилищно- коммунального хозяйства <адрес>», выразившееся в невыполнении мероприятий по содержанию <адрес> в соответствии с требованиями законодательства о, безопасности дорожного движения, а именно необустройстве проезжей части улицы асфальтобетонным покрытием и тротуарами в соответствии с ГОСТ.
Обязать МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства <адрес>» выполнить мероприятия по содержанию <адрес> в соответствии с требованиями законодательства о безопасности дорожного движения, а именно обустроить проезжую часть асфальтобетонным покрытием и тротуарами в соответствии с ГОСТ.
В удовлетворении остальной части иска, отказать.
Резолютивная часть решения объявлена ДД.ММ.ГГГГ.
Мотивированное решение в окончательной форме вынесено ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РД в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья М.Б. Онжолов
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>