Дело № 2-83/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 февраля 2020 года р.п. Москаленки
Москаленский районный суд Омской области в составе
председательствующего судьи Кобзарь О.В.,
при секретаре Искаковой Р.Т.,
с участием помощника прокурора Москаленского района Омской области Хамитова А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Москаленского района Омской области в защиту неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Москаленского муниципального района Омской области «Краснознаменская средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанности разместить на официальном сайте в сети «Интернет» информацию о результатах проведения специальной оценки условий труда,
установил:
Прокурор Москаленского района Омской области обратился в суд исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Москаленского муниципального района Омской области «Краснознаменская средняя общеобразовательная школа» (далее МБОУ «Краснознаменская СОШ») о наложении обязанности разместить на официальном сайте в сети «Интернет» информацию о результатах проведения специальной оценки условий труда.
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой Москаленского района проведена проверка соблюдения трудового законодательства в деятельности МБОУ «Краснознаменская СОШ», в результате которой в деятельности образовательного учреждения были выявлены нарушения Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", выразившиеся в том, что на официальном сайте образовательного учреждения не размещены сводные данные о результатах проведения специальной оценки условий труда в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда.
В адрес образовательного учреждения прокуратурой района было направлено представление об устранении нарушений, которое рассмотрено, но меры, направленные на устранение нарушений, не приняты, вследствие чего прокурор был вынужден обратиться в суд с настоящими исковыми требованиями.
В судебном заседании помощник прокурора Москаленского района Хамитов А.С. заявленные требования поддержал по изложенным в иске основаниям, дополнительно суду пояснил, что нарушения на момент рассмотрения дела не устранены.
Представитель МБОУ «Краснознаменская СОШ» в судебном заседании не участвовал, в заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования признает в полном объёме.
Исследовав материалы дела с учетом доводов сторон, суд приходит к следующему выводу.
Статьей 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства, при этом, в соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно ст. 22 ТК РФ, работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, при этом в силу положений, содержащихся в статье. 212 ТК РФ, обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя, который обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее – Закон), предметом регулирования настоящего Федерального закона являются отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Закон устанавливает правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, определяет правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда.
Как указано в ст. 3 Закона, специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
Согласно ст. 4 Закона, именно работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда.В ч. 6 ст. 15 Закона указано, что работодатель с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных и законодательства Российской Федерации о государственной и об иной охраняемой законом тайне организует размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при наличии такого сайта) сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда, в срок не позднее чем в течение тридцати календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
Судом установлено, что прокуратурой Москаленского района Омской области была проведена проверка соблюдения требований трудового законодательства МБОУ «Краснознаменская СОШ». В результате проверки выявлены нарушения, которые выразились в том, что на официальном сайте образовательного учреждения в течение тридцати календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специализированной оценки условий труда с 27.12.2018, не размещены сводные данные о результатах проведения специальной оценки условий труда в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда.
В адрес образовательного учреждения прокуратурой района было направлено представление об устранении нарушений, которое рассмотрено, но меры, направленные на устранение нарушений, не приняты.
По мнению суда, обязанностям работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда соответствуют права работников и государственных органов, связанные с требованиями их исполнения. Невыполнение работодателем своих обязанностей может служить основанием для отказа работника от работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью (ст. 379 ТК РФ), а также для привлечения виновных лиц к ответственности.
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Результаты специальной оценки условий труда могут быть использованы работодателем во всех процедурах, связанных с охраной труда, что, в конечном итоге, будет направлено на защиту прав и законных интересов работников образовательного учреждения на безопасные условия для осуществления трудовой деятельности.
Согласно статьи 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Основываясь на приведенной норме Закона, суд полагает возможным при удовлетворении заявленных исковых требований, указать в резолютивной части решения на срок, в течение которого ответчикам необходимо выполнить действия – один месяц с момента вступления судебного акта в законную силу, находя указанный срок обоснованным с учетом характера заявленных исковых требований, а также на основе исследованных в судебном заседании материалов дела.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором Москаленского района исковых требований и находит их подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ суд считает необходимым взыскать с МБОУ «Краснознаменская СОШ» судебные издержки в виде государственной пошлины в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Москаленского района Омской области удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Москаленского муниципального района Омской области «Краснознаменская средняя общеобразовательная школа» разместить на официальном сайте в сети «Интернет» информацию о результатах проведения специальной оценки условий труда в срок один месяц с даты вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с муниципального бюджетного образовательного учреждения Москаленского муниципального района Омской области «Краснознаменская средняя общеобразовательная школа» государственную пошлину в местный бюджет Москаленского муниципального района Омской области в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Москаленский районный суд в течение одного месяца.
Судья О.В. Кобзарь
Мотивированное решение изготовлено 27.02.2020.
"КОПИЯ ВЕРНА" подпись судьи ______________________ Секретарь судебного заседания Искакова Р.Т. «_____»_________________20_____ г. |
УИД 55RS0020-01-2020-000108-23