УИД 25RS0023-01-2024-000101-20
дело № 2-91/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 марта 2024 года пгт. Ольга
Ольгинский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Плотициной Н.А.,
при секретаре судебного заседания Литвиненко Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Овчинниковой О.Н. и Расшиваловлй А.М. к КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» и администрации Ольгинского муниципального округа Приморского края, соответчики - Правительство Приморского края и Министерство труда и социальной политики Приморского края, о признании установленным факта нарушения условий жизнедеятельности в результате чрезвычайной ситуации, вызванной прохождением снежного циклона на территории Ольгинского муниципального округа в период с 21-23 декабря 2022 года, признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации природного характера, возложении на КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» обязанности включить в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи и произвести выплату единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей каждому,
УСТАНОВИЛ:
Овчинникова О.Н. и Расшивалова А.М. обратилась в суд с указанным иском к КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» и администрации Ольгинского муниципального округа Приморского края, указав в его обоснование, что на основании постановления Губернатора Приморского края от 16.01.2023 № 1 «О чрезвычайной ситуации регионального характера» в Ольгинском муниципальном округе в связи с прохождением сильного снегопада 21-23 декабря 2022 г. введен режим ЧС. Постановлением администрации Ольгинского муниципального округа от 22.01.2023 № 8 определены границы ЧС «Ольгинский муниципальный округ».
В момент ЧС истцы находились по месту своего проживания по адресу: <адрес>. Условия их проживания в период снегопадов были нарушены: - отсутствовало электроснабжение в течение четырех суток, из-за этого в доме было отсутствие воды и тепла, так как доме стоит электрокотел; - отсутствовало транспортное сообщение как внутри поселка, так и с населенными пунктами, где оно имелось. Длительное время отсутствовала возможность выбраться из дома из-за двухметрового снега. Улица не чистилась, федеральная трасса была почищена ориентировочно 26.12.2022;
-отсутствовала какая-либо связь. В связи с этим через официальный портал государственных услуг РФ в КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» истцами были поданы заявления о выплате единовременной материальной помощи в связи с нарушением условий проживания при ЧС. От указанного учреждения был получен отказ по основанию: «Факт нарушения условий жизнедеятельности заявителя в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации хотя бы по одному из критериев не установлен» и с указанием причины отказа «Условия жизнедеятельности заявителя в чрезвычайных условиях не нарушены». Постановлением администрации Ольгинского муниципального округа от 19.01.2023 № 9 создана комиссия для установления факта проживания в жилом помещении, находящемся в зоне ЧС, факта нарушений условий жизнедеятельности и факта утраты имущества первой необходимости в результате ЧС, вызванной прохождением снежного циклона на территории Ольгинского муниципального округа в период 21-23 декабря 2022 года. Однако данная комиссия по их адресу не приходила, заключение об отсутствии нарушения условий проживания сделала заочно, с результатами обследования заявителей не ознакомила. Заключение комиссии явилось основанием для отказа КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» в предоставлении государственной услуги. Таким образом, истцы были лишены права на получение государственной услуги, гарантированной действующим законодательством. В связи с изложенным, истцы просят признать факт нарушения условий их жизнедеятельности в результате чрезвычайной ситуации, вызванной прохождением снежного циклона на территории Ольгинского муниципального округа в период с 21-23 декабря 2022 года, установленным; признать их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации природного характера; обязать КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» включить их список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи и произвести в их пользу выплату единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей каждому.
При подготовке дела к судебному разбирательству судом в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 150, ч. 3 ст. 40 ГПК РФ привлечены к участию в деле в качестве соответчиков Правительство Приморского края и Министерство труда и социальной политики Приморского края.
20.03.2024 представителем ответчика КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» представлены возражения на исковое заявление, в которых отражено, что абз. 7 п. 1 ст. 18 ФЗ от 21.12.1994 № 68-ФЗ определено право граждан на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие ЧС. В соответствии с приказом МЧС России от 30.12.2011 № 795 факт нарушения условий жизнедеятельности устанавливается в случае невозможности проживания граждан по причине утраты или повреждения их имущества, угрозы жизни или здоровья. На территории муниципального округа для оказания помощи гражданами были привлечены вертолеты МЧС России, санитарной авиации, снегоболотоходы, снегоходы и другая техника. Работали горячие линии в единой диспетчерской дежурной службе и администрации округа по приему заявок от граждан, нуждающихся в оказании адресной помощи, переправе в другие населенные пункты, в районном доме культуры был развернут пункт временного размещения. Истцы не обращались с просьбой эвакуировать их и доставить для проживания в ПВР в связи с невозможностью проживания в своих жилых помещениях, также не поступало обращений с просьбой о перемещении их из блокированных мест. Отсутствие электричества и невозможность осуществления транспортного сообщения именно общественным транспортом не причинили им ущерб. Истцы находились в своем доме, не заявляли о том, что не могут при сложившихся условиях проживать в жилом помещении, что их жизни и здоровью при проживании в жилом помещении создается угроза. В соответствии с заключением комиссии ОМСУ факт нарушения условий жизнедеятельности истцов не установлен. До настоящего времени данное заключение комиссии не оспорено и не признано незаконным. Доказательств того, что в связи с отсутствием электроснабжения в жилом помещении, а также невозможностью осуществления транспортного сообщения были нарушены условия жизнедеятельности, истцами в суд не представлено. Исключительная компетенция по установлению факта нарушения условий жизнедеятельности гражданина в результате ЧС находится у органа местного самоуправления, суд не вправе подменять собой ОМСУ при разрешении данного вопроса. На основании изложенного, представитель ответчика просит в заявленных требованиях к КГКУ отказать в полном объеме.
27.03.2024 от представителя Правительства Приморского края также поступили письменные возражения на исковые требования, в которых он сообщает об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований ввиду следующего. Правительство Приморского края и Министерство труда и социальной политики Приморского края являются ненадлежащими ответчиками, но подлежат привлечению к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в связи с тем, что решением суда будут затрагиваться их права и обязанности. Доказательств, что истцы обращались за помощью в администрацию и службы, задействованные в ликвидации ЧС, об оказании помощи или иными жалобами на угрозу их жизни и здоровью, в материалы дела не представлено. Исходя из действующего законодательства в случае, если нарушено электроснабжение, транспортное сообщение, но факт невозможности проживания людей в связи с гибелью и повреждением имущества, угрозой их жизни и здоровья не был установлен, то условия нарушения жизнедеятельности нарушенными не считаются, а значит, отсутствуют основания для назначения единовременных выплат. В материалы дела представлены заключения уполномоченной действующим законодательством комиссии ОМСУ, согласно которым при имеющихся (отмеченных в заключении) отдельных показателей фактов нарушения условий жизнедеятельности не установлено. При отсутствии требования истца об оспаривании заключения комиссии ОМСУ, суд не вправе устанавливать факты нарушения условий жизнедеятельности, установление которых отнесено к полномочиям ОМС. Учитывая, что согласно заключениям комиссии ОМСУ факты нарушения условий жизнедеятельности не установлены, отсутствуют основания для принятия решений структурными подразделениями КГКУ о включении истцов в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи в соответствии с п.п. «з» п. 4.4. порядка № 236-пп, соответственно отсутствуют основания для возложения такой обязанности в судебном порядке. В связи с изложенным, представитель соответчика просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
28.03.2024 от Министерства труда и социальной политики Приморского края поступил письменный отзыв на исковое заявление, в котором Министерство полагает заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Истцами не представлено доказательств факта нарушения условий жизнедеятельности в результате ЧС. Заключением комиссии факт нарушения условий жизнедеятельности истцов не установлен. Комиссия с учетом полномочий установила, что основания, по которым оценивается каждый из критериев, не подтверждают факт нарушения условий жизнедеятельности истцов. Заключение комиссии по существу является решением органа местного самоуправления, порядок обжалования которого установлен нормами КАС РФ. Юридически значимым обстоятельством настоящего дела является факт того, что заключение комиссии является действующим, имеющим юридическую силу, никем не отменено и не оспорено. Истцами не представлено доказательств обращения в соответствии с КАС РФ с требованием об оспаривании заключения комиссии, а также доказательств отсутствия электроснабжения в их жилом помещении непрерывно более суток, возможности функционирования общественного транспорта от ближайшего к истцам остановочного пункта. В соответствии со ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения в ином порядке надлежащего документа, удостоверяющего данный факт. В данном случае такой документ имеется, который никем не оспорен и не отменен. Суд не вправе подменять собой решения органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам, отнесенным к их компетенции. Требования истцов о признании факта нарушения условий жизнедеятельности, о признании их пострадавшими в результате ЧС не подлежат удовлетворению, поскольку являются бездоказательными, необоснованными и фактически направлены на подмену решения администрации Ольгинского муниципального района; требования о признании права истцов на включение в сводный список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи, о признании за истцами права на получение единовременной материальной помощи не подлежат удовлетворению, поскольку согласно действующим заключению комиссии и решениям Учреждения у истцов отсутствует право на получение такой помощи (кроме того, заявленные требования направлены на подмену решения Учреждения). На основании изложенного представитель Министерства просит в удовлетворении требований истцов отказать в полном объеме.
В судебное заседание истцы Овчинникова О.Н. и Расшивалова А.М., а также представители ответчиков не явились, о месте и времени рассмотрения спора извещены надлежащим образом по правилам ст. 113 ГПК РФ, ходатайств об отложении судебного разбирательства не представили. Истцы просили о рассмотрении иска без их участия, в письменных возражениях представителей КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» и Правительства Приморского края содержатся ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие. При указанных обстоятельствах, в соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ, судом определено о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся сторон.
Изучив и оценив все представленные доказательства в их совокупности в соответствии с правилами ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный вследствие чрезвычайных ситуаций.
Подпунктом «л» п. 1 ст. 11 названного Закона определено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Постановлением Правительства Приморского края от 13.04.2022 № 236-пп утвержден Порядок оказания единовременной материальной помощи, финансовой помощи гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в соответствии с п. 1.4 и пп. «а» п. 2.1 которого, единовременная материальная помощь оказывается в размере 10 тыс. рублей на человека при условии проживания лица в зоне чрезвычайной ситуации и нарушении условий его жизнедеятельности в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
С 21 декабря 2022 года постановлением Губернатора Приморского края от 16.01.2023 № 1-пг в связи с прохождением на территории Ольгинского муниципального округа сильного снегопада, приведшего к нарушению электроснабжения и транспортного сообщения, сложившаяся на территории Ольгинского муниципального округа обстановка признана чрезвычайной ситуацией регионального характера. Границы зоны чрезвычайной ситуации определены в пределах территориальных границ Ольгинского муниципального округа.
Постановлением администрации Ольгинского муниципального округа от 22.01.2023 № 8 границы чрезвычайной ситуации муниципального характера, вызванной прохождением снежного циклона, установлены в границах Ольгинского муниципального округа.
Судом установлено, следует из материалов дела и не оспаривается ответчиками, что на момент данной чрезвычайной ситуации истцы Овчинникова О.Н. и Расшивалова А.М. проживали на территории Ольгинского муниципального округа Приморского края по адресу: <адрес>, где они с 07.02.2000 по настоящее время зарегистрированы по месту жительства.
19.01.2023 истцы обратились в КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» с заявлениями о предоставлении государственной услуги «Назначение выплаты единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
В соответствии с пунктами 2.2 и 2.3 вышеприведенного Порядка, утв. постановлением Правительства Приморского края от 13.04.2022 № 236-пп, подтверждение (неподтверждение) фактов проживания в жилых помещениях, которые попали в зону чрезвычайной ситуации, при введении режима чрезвычайной ситуации, установление (неустановление) фактов нарушения условий жизнедеятельности в результате чрезвычайной ситуации, утраты имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации осуществляется комиссиями, создаваемыми органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края (далее - Комиссии). Факты нарушения условий жизнедеятельности устанавливаются Комиссиями в соответствии с критериями, предусмотренными Порядком установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт, утвержденным приказом МЧС России от 30 декабря 2011 года № 795 «Об утверждении Порядка установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт».
25.01.2023 по факту поступивших заявлений Овчинниковой О.Н. и Расшиваловой А.М. комиссией, действующей на основании постановления администрации Ольгинского муниципального округа от 19.01.2023 № 9, проведено обследование места проживания заявителей, по результатам которого составлено заключение, которым установлен факт проживания истцов по адресу: <адрес> период чрезвычайной ситуации, а также нарушение электроснабжения указанного жилого помещения, недоступность общественного транспорта в районе проживания заявителя и невозможность функционирования общественного транспорта от ближайшего к заявителям остановочного пункта. При этом, факт нарушения условий жизнедеятельности истцов в результате чрезвычайной ситуации не установлен.
В силу п. 11.2 Административного регламента по предоставлению государственной услуги «Назначение выплаты единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», утв. приказом министерства труда и социальной политики Приморского края от 30.06.2022 № 337, одним из оснований для отказа в предоставлении государственной услуги является неустановление факта нарушения условий жизнедеятельности заявителя в результате чрезвычайной ситуации.
Решениями КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» от 31.01.2023 Овчинниковой О.Н. и Расшиваловой А.М. отказано в назначении выплаты единовременной материальной помощи гражданину, пострадавшему в результате чрезвычайной ситуации по основанию: - Факт нарушения условий жизнедеятельности заявителя в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации хотя бы по одному их критериев не установлен. Разъяснение причин отказа в предоставлении государственной услуги: - Условия жизнедеятельности заявителя в результате чрезвычайной ситуации не нарушены.
Между тем, согласно п. 3 Порядка установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт, утв. приказом МЧС России от 30.12.2011 № 795 (далее – Порядок от 30.12.2011 № 795), факт нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте устанавливается исходя из следующих критериев:
а) невозможность проживания потерпевшего в жилых помещениях (местах проживания);
б) невозможность осуществления транспортного сообщения между территорией проживания потерпевшего и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены;
в) нарушение санитарно-эпидемиологического благополучия потерпевшего.
Условия жизнедеятельности при аварии на опасном объекте считаются нарушенными, если выявлено нарушение условий хотя бы по одному из критериев, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, при этом прекращение нарушения условий жизнедеятельности по указанным критериям означает окончание фактического периода нарушения таких условий (пункт 4 Порядка от 30.12.2011 № 795).
Критерий невозможности проживания потерпевшего в жилых помещениях (местах проживания) оценивается по следующим показателям состояния жилого помещения, характеризующим возможность или невозможность проживания в нем:
а) степень повреждения здания (помещения);
б) состояние теплоснабжения здания (помещения);
в) состояние водоснабжения здания (помещения);
г) состояние электроснабжения здания (помещения);
д) возможность использования лифта.
Состояние электроснабжения здания (помещения) определяется инструментально. Невозможность проживания потерпевшего в жилых помещениях (местах проживания) констатируется, если в результате аварии на опасном объекте более суток прекращено электроснабжение жилого здания (помещения), осуществляемое до аварии на опасном объекте (пункт 5 Порядка от 30.12.2011 № 795).
Пунктом 6 Порядка от 30.12.2011 № 795 установлено, что критерий невозможности осуществления транспортного сообщения между территорией проживания потерпевшего и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены, оценивается путем:
а) определения наличия и состава общественного транспорта в районе проживания потерпевшего;
б) определения возможности функционирования общественного транспорта от ближайшего к потерпевшему остановочного пункта.
Невозможность осуществления транспортного сообщения констатируется при наличии абсолютной невозможности функционирования общественного транспорта между территорией проживания потерпевшего и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены.
Таким образом, муниципальной комиссией, проводившей обследование места жительства истцов, установлены два прямо предусмотренных действующим законодательством критерия нарушения условий их жизнедеятельности в результате чрезвычайной ситуации - нарушение электроснабжения жилого помещения и недоступность общественного транспорта в районе проживания заявителей.
Указанные обстоятельства не оспариваются ответчиками и помимо комиссионного заключения, подтверждаются сведениями АО «ДРСК» структурное подразделение «Приморские северные электрические сети» от 18.04.2023 об аварийных отключениях электроэнергии в период снежного циклона на территории Ольгинского муниципального района в декабре 2022 года, согласно которым в с. Милоградово аварийное отключение произошло 23.12.2022, включено 27.12.2022 в 17 час. 19 мин. (простой – 100 часов 29 мин.), сообщением АО «Примавтодор» филиал «Ольгинский» от 26.04.2023, в соответствии с которым с 21 по 27 декабря 2022 года полностью отсутствовало транспортное сообщение по Ольгинскому району Приморского края. Полностью двухполосное движение по автомобильной дороге «Находка-Лазо-Ольга-Кавалерово» было восстановлено 18 января 2023 года. Дата восстановления безопасного двухполосного сообщения в населенных пунктах Ольгинского района Приморского края по автомобильной дороге «Находка-Лазо-Ольга-Кавалерово» с. Милоградово - 08.01.2023, а также информацией ООО «АТО «Приморье-Арсеньев» от 17.04.2023 о том, что в результате обильных осадков в виде снега, имевших место в декабре 2022 года, существенная часть дорог в Приморском крае была непригодна для проезда автотранспорта, в т.ч. на участке пути от п. Кавалерово до п. Ольга органами ГИБДД был запрещен проезд пассажирскому автотранспорту. В связи с этим в период с 22.12.2022 по 14.01.2023 ООО АТО «Приморье-Арсеньев» не имело физической возможности осуществлять регулярные рейсы по перевозке пассажиров и багажа по маршруту № 532/2 «Владивосток-Кавалерово-Ольга-Владивосток». С 15.01.2023 после приведения дорожными службами пути от г. Владивостока до п. Ольга в надлежащее для движения автотранспорта состояние и отмены органами ГИБДД ограничений на движение, рейсы по указанному маршруту были возобновлены.
При таких обстоятельствах вывод заключения муниципальной комиссии о том, что нарушения условий жизнедеятельности заявителей не установлено, противоречат установленным по делу фактам, приведенным положениям Порядка установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт, утв. приказом МЧС России от 30.12.2011 № 795, подлежащего непосредственному применению к спорным правоотношениям в силу пункта 2.3 Порядка оказания единовременной материальной помощи, финансовой помощи гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утв. постановлением Правительства Приморского края от 13.04.2022 № 236 ПП, прямо предусматривающего, что факты нарушения условий жизнедеятельности устанавливаются Комиссиями в соответствии с критериями, предусмотренными утвержденным приказом МЧС России от 30.12.2011 № 795 Порядком.
Поскольку любой из приведенных критериев (отсутствие электроснабжения, невозможность осуществления транспортного сообщения) в соответствии с пунктом 4 Порядка от 30.12.2011 № 795 является основанием для установления факта нарушения условий жизнедеятельности истцов в результате чрезвычайной ситуации, суд признает данный факт установленным и приходит к выводу, что при установленных обстоятельствах истцы являются пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации природного характера и подлежат включению по их заявлениям в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи.
Между тем, суд не находит оснований для удовлетворения искового требования о возложении на КГКУ обязанности произвести в пользу истцов выплату единовременной материальной помощи, поскольку в соответствии с положениями п.п. 4.5 - 4.7, 5.1, 5.2 постановления Правительства Приморского края от 13.04.2022 № 236 ПП, структурные подразделения КГКУ формируют списки граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи, финансовой помощи, и направляют их в КГКУ, которое формирует сводный список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи, финансовой помощи, с указанием способов доставки выплат и направляет его в Министерство труда и социальной политики Приморского края, которое в свою очередь готовит проект решения Правительства Приморского края о выделении средств из резервного фонда с указанием размера выделяемых средств для оказания единовременной материальной помощи, финансовой помощи и направляет его на согласование в установленном порядке. Таким образом, на данной стадии спора КГКУ не является распорядителем выделяемых средств для оказания единовременной материальной помощи и не может нести обязанность по выплате единовременной материальной помощи.
Следовательно, исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
Доводы ответчика о том, что в период ЧС истцы находились в своем доме и не заявляли о том, что не могут более пребывать в жилом помещении, вред здоровью истцов не причинен, их жилое помещение не пострадало и они не обращались с просьбой об эвакуации и доставлении для проживания в пункт временного размещения, отсутствие электричества и транспортного сообщения не причинили им ущерб, не свидетельствуют о том, что в период снегопада истцы не находились в тяжелой жизненной ситуации. Исходя из вышеприведенных положений закона необходимость в доказывании невозможности проживания в жилых помещениях в связи с отсутствием в них электроснабжения и/или невозможностью осуществления транспортного сообщения, отсутствует, поскольку условия жизнедеятельности граждан считаются нарушенными, если выявлены нарушения условий хотя бы по одному из указанных критериев. Нарушение хотя бы одного из таких условий представляет угрозу для жизни и здоровья граждан и дополнительному доказыванию не подлежит.
Доводы ответчика о том, при отсутствии требования об оспаривании заключения комиссии ОМСУ, суд не вправе устанавливать факт нарушений условий жизнедеятельности, признаются судом несостоятельными, поскольку обращение истцов в суд с настоящим иском свидетельствует об их несогласии с заключением муниципальной комиссии. В соответствии с положениями ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций. В данном случае рассматривается спор о праве истцов на получение единовременной материальной помощи, оказываемой гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации. При этом заключение муниципальной комиссии не является неоспоримым и в силу положений ст. 61 ГПК РФ не имеет преюдициальной силы.
Выводы муниципальной комиссии об отсутствии нарушений условий жизнедеятельности истцов, а также принятые на их основании решения противоречат положениям п. 4 Порядка от 30.12.2011 № 795.
Довод о том, что Правительство Приморского края и Министерство труда и социальной политики Приморского края являются ненадлежащими ответчиками и подлежат привлечению к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом отклоняется, поскольку из характера спорных правоотношений сторон усматривается, что при введении режима чрезвычайной ситуации регионального или межмуниципального характера финансовое обеспечение расходов, связанных с оказанием единовременной материальной помощи, осуществляется за счет средств резервного фонда, выделенных Министерству труда и социальной политики Приморского края, а распределителем резервов из резервного фонда для оказания единовременной помощи является Правительство Приморского края. Таким образом, рассматриваемым спором затрагиваются права Министерства труда и социальной политики Приморского края и Правительства Приморского края, в силу чего процессуальный статус сторон является верным.
Руководствуясь ст. ст. 194 -198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Овчинниковой О.Н. и Расшиваловлй А.М. - удовлетворить частично.
Признать факт нарушения условий жизнедеятельности Овчинниковой О.Н., <данные изъяты> и Расшиваловлй А.М., <данные изъяты> в результате чрезвычайной ситуации, вызванной прохождением снежного циклона на территории Ольгинского муниципального округа в период с 21-23 декабря 2022 года установленным.
Признать Овчинникову О.Н., Расшивалову А.М. пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации природного характера, вызванной прохождением снежного циклона на территории Ольгинского муниципального округа в период с 21-23 декабря 2022 года.
Обязать КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» <данные изъяты> включить Овчинникову О.Н., Расшивалову А.М. в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации природного характера, вызванной прохождением снежного циклона на территории Ольгинского муниципального округа в период с 21-23 декабря 2022 года в размере 10 000 рублей на каждого, выплачиваемой за счет средств резервного фонда в соответствии с постановлением администрации Приморского края № 223-па от 15.05.2018 «О создании и использовании резервного фонда Правительства Приморского края по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Приморского края».
В удовлетворении искового требования о возложении на КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» обязанности произвести в пользу Овчинниковой О.Н., Расшиваловлй А.М. выплату единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Ольгинский районный суд в течение месяца со дня принятия судом мотивированного решения.
Судья Н.А. Плотицина
Мотивированное решение принято 29 марта 2024 года.