Дело № 7-839/2023
РЕШЕНИЕ
Санкт-Петербург 31 октября 2023 года
Судья Ленинградского областного суда Смирнов А.С.,
при секретаре Ропотовой В.С.,
рассмотрев жалобы генерального директора АО «Выборгтеплоэнерго» Кривонос А.В. на постановление государственного инспектора труда в Ленинградской области от 14.06.2023 № 47/12-19221-И/311 и решение судьи Выборгского городского суда Ленинградской области от 05 сентября 2023 года №12-249/2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также на постановление государственного инспектора труда в Ленинградской области от 14.06.2023 № 47/12-19193-И/311 и решение судьи Выборгского городского суда Ленинградской области от 05 сентября 2023 года №12-250/2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
установил:
постановлением государственного инспектора труда в Ленинградской области от 14.06.2023 № 47/12-19221-И/311 АО «Выборгтеплоэнерго» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ, с назначением наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
Решением судьи Выборгского городского суда Ленинградской области от 05 сентября 2023 года по делу № 12-249/2023 указанное постановление от 14.06.2023 № 47/12-19221-И/311 изменено, размер назначенного штрафа снижен до 50000 рублей.
Постановлением государственного инспектора труда в Ленинградской области от 14.06.2023 № 47/12-19193-И/311 АО «Выборгтеплоэнерго» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, с назначением наказание в виде административного штрафа в размере 149311 рублей.
Решением судьи Выборгского городского суда Ленинградской области от 05 сентября 2023 года по делу № 12-250/2023 указанное постановление от 14.06.2023 № 47/12-19193-И/311 изменено, размер назначенного штрафа снижен до 130000 рублей.
Перечисленные постановления государственного инспектора труда и решения судьи Выборгского городского суда Ленинградской области от 05 сентября 2023 года по делу № 12-250/2023 и от 05 сентября 2023 года по делу №12-249/2023 обжалованы АО«Выборгтеплоэнерго» в Ленинградский областной суд. В жалобе содержится просьба об отмене принятых актов как необоснованных и о прекращении производства по делу.
Определением судьи Ленинградского областного суда от 25 октября 2023года, принятым в порядке ст. 30.4 КоАП РФ, дело № 7-840/2023 (№12?250/2023) и дело №7-839/2023 (№12?249/2023) об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ и ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ, в отношении АО «Выборгтеплоэнерго» объединены в одно производство с присвоением объединенному делу номера № 7-839/2023.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав защитника АО«Выборгтеплоэнерго» Матвееву Н.М., прихожу к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
В силу положений статьи 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ судом при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности, исследуются доказательства по делу. Суд не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Однако в ходе рассмотрения настоящего дела вышеуказанные требования закона выполнены не были.
В силу ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Статьей 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (действие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1); юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2).
Согласно пунктам 5 и 6 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны статья Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, мотивированное решение по делу.
По смыслу приведенных норм привлечение к административной ответственности выражается в установлении всех элементов состава административного правонарушения, его юридической квалификации и определении меры юридической ответственности, выраженной в санкции соответствующей статьи КоАП РФ.
Как следует из материалов дела должностными лицами Государственной инспекции труда в Ленинградской области нарушения АО«Выборгтеплоэнерго» трудового законодательства были выявлены в результате одного контрольного мероприятия, проведенного в связи с наступлением срока мероприятий, включенных в план на 2023 год, на основании решения о проведении плановой выездной проверки от 24.04.2023 № 47/12-13114-И/24-300 и по результатам которого составлен акт выездной проверки от 17.05.2023 №47/13114-И/24-311/3.
26.05.2023 в отношении АО «Выборгтеплоэнерго» составлено два протокола об административном правонарушении, выявленных по результатам проведенной проверки:
- № 47/12-13114-И/24-311/1.2 по ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ;
- № 47/12-13114-И/24-311/1.3 по ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
В силу ч. 6 ст. 4.4 КоАП РФ если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статьи) раздела II настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания за совершение указанных административных правонарушений применяются правила назначения административного наказания, предусмотренные частями 2 - 4 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Согласно руководящим разъяснениям п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если из протоколов об административных правонарушениях усматривается наличие оснований для назначения административного наказания по правилам ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, то следует вынести определение об объединении таких материалов и рассмотреть их в одном производстве с вынесением одного постановления.
Рассматривая указанные дела об административных правонарушениях, государственный инспектор труда в Ленинградской области в нарушение изложенных положений не объединил дела в одно производство, приняв самостоятельное постановление по каждому составленному протоколу об административном правонарушении.
Так, постановлением от 14.06.2023 № 47/12-19221-И/311 АО«Выборгтеплоэнерго» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ, за то, что в нарушение требований ст. 140 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) при прекращении трудового договора с машинистами (кочегарами) котельной ФИО4 и ФИО5 выплаты всех сумм, причитающихся работникам от работодателя, произведены не 10.01.2023 в день увольнения работников, а 19.01.2023. Кроме того, этим же постановлением вина АО«Выборгтеплоэнерго» установлена в том, что работодатель по состоянию на 17 мая 2023 года совершает бездействие, которое выражается в невнесении недостающих сведений в трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный с ФИО6, в трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный с ФИО7, в трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный с ФИО8, в трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный с ФИО9, в трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ,заключенный с ФИО10, в трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный с ФИО14, а именно, не дополнены его обязательным условием, предусмотренным ч. 2 ст. 57 ТК РФ, не указано место работы.
Частью 4 ст. 5.27 КоАП РФ предусмотрена ответственность за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем.
Однако, установленная государственным инспектором труда вина АО«Выборгтеплоэнерго» в нарушении срока выплат сумм, причитающихся работникам, при прекращении трудового договора не получила юридической квалификации по соответствующей части и статье КоАП РФ, тем самым отсутствует результат рассмотрения такого нарушения, а общество фактически привлечено к административной ответственности только за совершение одного административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27 КоАПРФ, что отражено в резолютивной части постановления от 14 июня 2023 года № 47/12-19221-И/311, тогда как административное наказание АО«Выборгтеплоэнерго» назначено в соответствии с правилами ст. 4.4 КоАП РФ за совершение нескольких административных правонарушений.
Постановлением от 14.06.2023 № 47/12-19193-И/311 АО«Выборгтеплоэнерго» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, за то, что в нарушение требований ст. 22, 214 ТК РФ, Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н, личные карточки учета выдачи средств индивидуальной защиты (СИЗ) не соответствует установленным требованиям, а именно на лицевой стороне отсутствует наименование типовых (типовых отраслевых) норм предусмотренной выдачи СИЗ, на оборотной стороне не указан процент износа выданного СИЗ (личная карточка ФИО11 и ФИО12). В нарушение ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» ФИО8 не ознакомлена с результатами проведения специальной оценки условий труда на её рабочем месте. В нарушение требований ст.ст. 214, 219 ТК РФ работодатель допустил работников, не прошедших в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда (не прошедших обучение по оказанию первой медицинской помощи в установленном порядке), а именно ФИО21, ФИО13, БанниковаИ.А., ФИО9, ФИО8, ФИО6, ФИО7, ФИО14, Горбунов A.M., ФИО15, ФИО16, БоркановаЕ.М., ФИО17, ФИО10, ФИО18; не обеспечил обучение по охране труда, в том числе обучение безопасным методам и приемам выполнения работ ФИО8; допустил специалиста по охране труда ФИО8, не прошедшего в установленном порядке обучения использованию (применению) СИЗ; не обеспечил обучение по охране труда, в том числе обучение по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве в установленном порядке, а именно практические навыки не отрабатывались; не обеспечил электрогазосварщиков ФИО11 и ФИО12 средствами индивидуальной защиты, а именно: краги сварщика, щиток защитный лицевой.
Частью 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты.
Однако, установленная государственным инспектором труда вина АО«Выборгтеплоэнерго» в нарушении порядка ведения личных карточек учета выдачи СИЗ, в неознакомлении с результатами проведения специальной оценки условий труда, в допуске работников, не прошедших в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда и не прошедших обучение по оказанию первой медицинской помощи в установленном порядке, также не получила юридической квалификации по соответствующей части и статье КоАП РФ, тем самым отсутствует результат рассмотрения таких нарушений, а общество фактически привлечено к административной ответственности только за совершение одного административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27.1 КоАПРФ, что отражено в резолютивной части постановления от 14 июня 2023 года № 47/12-19193-И/311, тогда как административное наказание АО«Выборгтеплоэнерго» назначено в соответствии с правилами ст. 4.4 КоАП РФ за совершение нескольких административных правонарушений.
Данные обстоятельства также не были учтены при рассмотрении жалобы АО«Выборгтеплоэнерго» судьёй Выборгского городского суда Ленинградской области.
Являются неверными как противоречащие ч. 6 ст. 4.4 и ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ выводы судьи о том, что не имеется существенных нарушений в отсутствии в оспариваемых постановлениях верной квалификации (самостоятельного состава административного правонарушения) по каждому выявленному административному правонарушению, поскольку итоговая квалификация не противоречит положениям ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ, а назначенное наказание соответствует санкции, предусматривающей назначение более строгого административного наказания.
Изложенное свидетельствует о существенном нарушении процессуальных требований КоАП РФ, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и в силу п. 4 ч. 1 ст. 30.7 настоящего Кодекса является основанием для отмены постановлений государственного инспектора труда в Ленинградской области от 14.06.2023 № 47/12-19221-И/311 и № 47/12-19193-И/311, а также решений судьи Выборгского городского суда Ленинградской области от 05 сентября 2023 года по делу №12-249/2023 и по делу № 12-250/2023 с возвращением дел об административных правонарушениях на новое рассмотрение в Государственную инспекцию труда в Ленинградской области, поскольку срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
Остальные доводы жалобы АО«Выборгтеплоэнерго» должны быть учтены должностным лицом при новом рассмотрении объединенного дела об административных правонарушениях.
Руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ,
решил:
отменить постановление государственного инспектора труда в Ленинградской области от 14.06.2023 № 47/12-19221-И/311 и решение судьи Выборгского городского суда Ленинградской области от 05 сентября 2023 года №12-249/2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также постановление государственного инспектора труда в Ленинградской области от 14.06.2023 № 47/12-19193-И/311 и решение судьи Выборгского городского суда Ленинградской области от 05 сентября 2023 года №12-250/2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО «Выборгтеплоэнерго», а дело возвратить на новое рассмотрение в Государственную инспекцию труда в Ленинградской области.
Судья А.С. Смирнов
(Судья М.В. Прокопьева)