2-2676/2020
УИД 55RS0004-01-2020-003692-13
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Октябрьский районный суд города Омска
в составе председательствующего судьи Селиверстовой Ю.А.
при секретаре Шевченко Г.М.
с участием в подготовке и организации судебного разбирательства помощника судьи Теодозова С.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске 09 ноября 2020 года гражданское дело по иску Литвинова Валерия Анатольевича к территориальному отделению ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ в г. Омске о признании права на восстановление в едином реестре военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях,
установил:
Истец Литвинов В.А. обратился в суд с названным иском к ответчику, ссылаясь в его тексте на то, что в период прохождения им военной службы на основании протокола № 4 заседания жилищной комиссии 112 военного представительства Минобороны РФ от 14.11.2007 он был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий на состав семьи один человек с даты принятия на такой учет – с 14.11.2007. До предоставления ему жилого помещения на основании поданного им рапорта об увольнении он был уволен с военной службы с 19.05.2009 в связи с достижением предельного возраста военной службы, при этом он выражал желание в адрес руководства быть включенным в учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и после увольнения с военной службы. В то же время, после внесения записей об учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в электронный реестр нуждающихся в улучшении жилищных условий (интернет-сайт Минобороны РФ в лице департамента жилищного обеспечения mil.ru/dgo.htm) он обнаружил, что его данные в данном реестре отсутствуют, хотя жилым помещением он до настоящего времени не обеспечен и нуждается в улучшении жилищных условий. С 2005 года по настоящее время он как бесквартирный был зарегистрирован по месту жительства по адресу военного представительства № 112, где он проходил военную службу до увольнения. Место военной службы за все время такой службы он не менял, за пределы города Омска не выбывал. С учетом данных обстоятельств просил признать за ним право на обеспечение жилым помещением как гражданина, уволенного с военной службы, с даты принятия военнослужащего на учет нуждающихся в жилых помещениях – с 14.11.2007.
Истец Литвинов В.А. в судебном заседании при надлежащем извещении о месте и времени рассмотрения дела участия не принимал, направил в суд его представителя Шевченко А.А., действующего на основании доверенности, который пояснил, что до обращения истца к командованию по поводу включения его в список нуждающихся в улучшении жилищных условий он состоял в браке с Литвиновой (до заключения брака – Выростковой) Е.Н., отцу которой (Выросткову Н.М.) по договору социального найма в 1975 году предоставлялась трехкомнатная квартира по адресу: Омск, улица ..., общей площадью 55,9 кв.м., которая впоследствии в 1993 году была приватизирована на состав семьи четыре человека (мать его супруги, его супруга, дочь и он как муж дочери нанимателя). Таким образом, его обеспеченность жилой площадью была менее учетной нормы на одного человека. 13.11.2007 года его брак с Литвиновой Е.Н. был прекращен, в связи с чем он подарил свою долю в указанной квартире его дочери. Более ни до, ни после он жилых помещений для постоянного проживания в своей собственности не имел и не имеет. В соответствии с приказом Минобороны РФ он обязан предоставлять информацию в жилищную комиссию при наличии у него каких-либо изменений в учетных данных в течении 30 дней с даты наступления таких изменений. В то же время, с даты принятия его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий какие-либо изменения в его учетных данных, в том числе по составу семьи, по наличию у него каких-либо жилых помещений не происходили до настоящего времени, в связи с чем обязанности по предоставлению данных сведений с его стороны не нарушены. что во всякой менее учетной нормы в 15 кв.м. на человека.
Представитель ответчика ФГКУ «Центррегионжилье» Министерства обороны РФ (территориальное, г. Омск) в судебном заседании участия при надлежащем извещении о месте и времени рассмотрения дела не принимал, рассмотреть дело в его отсутствие не просил, в связи с чем с согласия стороны истца дело рассмотрено судом по правилам статьи 233 ГПК РФ в порядке заочного производства в отсутствие ответчика.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство обороны РФ в судебном заседании участия при надлежащем извещении о месте и времени рассмотрения дела не принимал, возражений против иска не направил.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы настоящего дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
На основании статьи 11 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом, в том числе и путем признания жилищного права.
В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее Закон о статусе военнослужащих) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 15 Закона о статусе военнослужащих, военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
На основании правовой позиции, изложенной в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» при рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона «О статусе военнослужащих», так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Пунктом 1 статьи 15.1 Закона статусе военнослужащих установлено, что норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Порядок обеспечения военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями по линии Минобороны РФ регулировался Инструкцией о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 15.02.2000 года № 80 (далее – Инструкция № 80), а также Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 № 1280 (далее – Инструкция № 1280).
Как следует из материалов дела, в период с 05.08.1980 года по 19.05.2009 года истец Литвинов В.А. являлся военнослужащим Министерства обороны РФ, после чего был уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе с исчисление продолжительности его календарной выслуги в 28 лет 9 месяцев.
До этого 30.10.2007 года Литвинов В.А. обратился с рапортом к начальнику 112 военного представительства Минобороны РФ о включении его в списки на получение жилой площади нуждающихся в улучшении жилищных условий военнослужащих на состав семьи один человек с указанием на то, что жилой площадью ранее он не обеспечивался.
В соответствии с пунктом 26 Инструкции № 80 учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), осуществляется жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по форме согласно приложению № 4 к настоящей Инструкции с одновременным заведением на военнослужащего карточки учета жилых помещений, предоставляемых военнослужащему, по форме согласно приложению № 5 к настоящей Инструкции и внесением содержащейся в ней информации в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).
Карточка учета жилых помещений, предоставляемых военнослужащему, оформляется в двух экземплярах: военно-учебными заведениями - на военнослужащих-выпускников, назначенных на воинские должности после окончания военно-учебного заведения и получения в связи с этим офицерского воинского звания; воинскими частями - на военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы.
В соответствии с пунктом 28 Инструкции № 80 военнослужащие включаются в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей.
Протоколом № 4 заседания жилищной комиссии 112 военного представительства Минобороны РФ от 14.11.2007 года было постановлено включить истца Литвинова В.А. в списки военного представительства на получение жилой площади с даты подписания протокола (с 14.11.2007) как подтверждающего право на получение жилой площади на основании представленных документов.
19.01.2009 года военнослужащий Литвинов В.А. обратился с рапортом к начальнику 112 военного представительства Минобороны РФ об увольнении с военной службы в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе без исключения из списка очередников на получение жилого помещения, поскольку жильем по нормам не обеспечен.
Исходя из представленного в материалы дела листа беседы с заместителем начальника 112 военного представительства Минобороны РФ от 25.03.2009 года подполковник Литвинов В.А. представляется к увольнению с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, установлено, что на момент увольнения не обеспечен жилой площадью по нормам жилищного законодательства, при этом зафиксирована просьба военнослужащего оставить его в списках очередников на получение жилья.
Согласно выписке из приказа начальника вооружения Вооруженных Сил РФ – заместителя Министра обороны РФ от 19.05.2009 № 52, подполковник Литвинов В.А. уволен в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, при этом в данном приказе указано, что жилым помещением он по установленным нормам не обеспечен, изъявил желание уволиться с оставлением в списках очередников на получение жилой площади по установленным нормам.
В карточке учета военнослужащего, находящегося на квартирном обеспечении в Минобороны РФ, имеется отметка о том, что Литвинов В.А. составом семьи один человек на условиях поднайма с 01.11.2007 по адресу: ... (до этого он проживал с прежней семьей по адресу: ...). Местом прохождения военной службы истца с 05.08.1980 по дату увольнения с военной службы указан Омский гарнизон. В данной карточке отметки о снятии истца с жилищного учета, в том числе по причинам его выбытия или обеспечения жилым помещением отсутствуют (л.д. 57-58).
По данным БУ «Омский центр КО и ТД», Единого государственного реестра недвижимости, по состоянию на дату включения истца в реестр нуждающихся в улучшении жилищных условий и по настоящее время истец жилыми помещениями не обеспечивался.
Из ответа на судебный запрос в АО «Омский завод транспортного машиностроения» по месту прохождения истцом военной службы в 112 военном представительстве получен ответ о том, что со стороны данного АО (с учетом сведений его правопредшественников) истец Литвинов В.А. жилым помещением также не обеспечивался за весь период прохождения им военной службы.
Пунктом 30 Инструкции № 80 предусмотрено, что ежегодно с 1 по 30 января КЭЧ района проводит перерегистрацию военнослужащих, состоящих на учете нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий). В ходе перерегистрации, при необходимости, дополнительно проверяются жилищные условия очередников. Воинские части ежемесячно к 3 числу следующего месяца направляют в КЭЧ района информацию об изменениях в учетных данных военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), и два раза в год до 20 января и 20 июля по состоянию на 1 января и 1 июля - уточненные списки очередников, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).
При обращении суда в данном судебном заседании к открытому интернет-сайту Минобороны РФ в лице департамента жилищного обеспечения mil.ru/dgo.htm было установлено, что истец Литвинов В.А. с личным номером Р- ... в едином реестре военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с рассматриваемым иском.
В соответствии с пунктом 31 Инструкции № 80, действовавшей на дату спорных правоотношений, военнослужащие снимаются с учета нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) по месту прохождения военной службы в случаях: улучшения жилищных условий по нормам, предусмотренным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и отпали другие основания для предоставления жилого помещения; убытия к новому месту прохождения военной службы, за исключением военнослужащих, убывших для прохождения военной службы (работы) за пределы территории Российской Федерации; выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет; получения служебного жилого помещения по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Не могут быть сняты с учета нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) семьи военнослужащих, потерявшие кормильца, состоявшего на учете, за исключением случаев, установленных статьей 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Пунктом 1 статьи 56 ГПК РФ установлена процессуальная обязанность каждой стороны гражданского процесса доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Обязанность доказать законность и обоснованность снятия истца с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий по линии Минобороны РФ лежит на ответчике, который в силу пункта 13 Положения о территориальных отделениях ФГКУ «Центррегионжилье», утвержденного приказом начальника ФГКУ «Центррегионжилье» от 03.12.2018 № 170, наделен полномочиями по обеспечению в настоящее время принятия решения о принятии (об отказе в принятии) военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на учет (снятии с учета) нуждающихся в жилых помещениях (л.д. 48-49).
В то же время, из представленных ответчиком, в том числе по запросу суда материалов следует, что, по сведениям «АРМ КЭЧ – Омская КЭЧ», военнослужащий Литвинов В.А. (Р- 738122), поставленный на учет 03.12.2007 как бесквартирный, снят с данного учета 09.01.2008 (то есть фактически через месяц) по причине: «выбыл». При этом в архиве 2 отдела ФГКУ «Центррегионжилье» (г. Новосибирск) документы Литвинова В.А. отсутствуют. В отделении (территориальное, город Омск) материалы, связанные с исключением Литвинова В.А. из списка нуждающихся в жилом помещении, отсутствуют (л.д. 33, 53-54).
При этом, как указывалось выше, в ходе судебного разбирательства с достоверностью установлено и не оспаривалось ответчиком, что за период военной службы и по настоящее время истец за пределы Омского гарнизона не выбывал, жилым, в том числе служебным помещением не обеспечивался.
Доказательств того, что в отношении истца были выявлены в представленных документах не соответствующие действительности сведения о нуждаемости в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), послужившие основанием для принятия на учет, а также неправомерные действия должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет, в материалы дела ответчиком не представлены, на их наличие сторона ответчика не ссылалась.
Доказательств уведомления истца о принятом решении о его снятии с жилищного учета в материалы дела также не представлено.
Таким образом, из материалов дела усматривается, что документы, послужившие основанием для снятия 09.01.2008 истца Литвинова В.А. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, у ответчика и третьего лица отсутствуют.
Доказательств наличия иных предусмотренных данной Инструкцией правовых и фактических оснований для снятия истца с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в материалы дела в нарушение пункта 1 статьи 56 ГПК РФ не представлено, на наличие таких доказательств сторона ответчика не ссылалась, факт необеспеченности истца до настоящего времени не оспаривала, при этом согласилась с законностью принятия истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий военнослужащего 14.11.2007.
Исходя из вышеприведенной совокупности нормативных предписаний и обстоятельств дела, а также того факта, что истец во всяком случае не был извещен о снятии его с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий (доказательства обратного ответчиком не представлены), суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований путем признания за истцом права на обеспечение его как гражданина, уволенного с военной службы, с даты принятия его на такой учет - с 14.11.2007.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать за Литвиновым Валерием Анатольевичем право на обеспечение жилым помещением как гражданина, уволенного с военной службы, с даты принятия военнослужащего на учет нуждающихся в жилых помещениях – с 14.11.2007.
Ответчик вправе подать в Октябрьский районный суд города Омска заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Ю. А. Селиверстова