Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2676/2020 ~ М-2495/2020 от 10.09.2020

2-2676/2020

УИД 55RS0004-01-2020-003692-13

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Октябрьский районный суд города Омска

в составе председательствующего судьи Селиверстовой Ю.А.

при секретаре Шевченко Г.М.

с участием в подготовке и организации судебного разбирательства помощника судьи Теодозова С.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске 09 ноября 2020 года гражданское дело по иску Литвинова Валерия Анатольевича к территориальному отделению ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ в г. Омске о признании права на восстановление в едином реестре военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях,

установил:

Истец Литвинов В.А. обратился в суд с названным иском к ответчику, ссылаясь в его тексте на то, что в период прохождения им военной службы на основании протокола № 4 заседания жилищной комиссии 112 военного представительства Минобороны РФ от 14.11.2007 он был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий на состав семьи один человек с даты принятия на такой учет – с 14.11.2007. До предоставления ему жилого помещения на основании поданного им рапорта об увольнении он был уволен с военной службы с 19.05.2009 в связи с достижением предельного возраста военной службы, при этом он выражал желание в адрес руководства быть включенным в учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и после увольнения с военной службы. В то же время, после внесения записей об учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в электронный реестр нуждающихся в улучшении жилищных условий (интернет-сайт Минобороны РФ в лице департамента жилищного обеспечения mil.ru/dgo.htm) он обнаружил, что его данные в данном реестре отсутствуют, хотя жилым помещением он до настоящего времени не обеспечен и нуждается в улучшении жилищных условий. С 2005 года по настоящее время он как бесквартирный был зарегистрирован по месту жительства по адресу военного представительства № 112, где он проходил военную службу до увольнения. Место военной службы за все время такой службы он не менял, за пределы города Омска не выбывал. С учетом данных обстоятельств просил признать за ним право на обеспечение жилым помещением как гражданина, уволенного с военной службы, с даты принятия военнослужащего на учет нуждающихся в жилых помещениях – с 14.11.2007.

Истец Литвинов В.А. в судебном заседании при надлежащем извещении о месте и времени рассмотрения дела участия не принимал, направил в суд его представителя Шевченко А.А., действующего на основании доверенности, который пояснил, что до обращения истца к командованию по поводу включения его в список нуждающихся в улучшении жилищных условий он состоял в браке с Литвиновой (до заключения брака – Выростковой) Е.Н., отцу которой (Выросткову Н.М.) по договору социального найма в 1975 году предоставлялась трехкомнатная квартира по адресу: Омск, улица ..., общей площадью 55,9 кв.м., которая впоследствии в 1993 году была приватизирована на состав семьи четыре человека (мать его супруги, его супруга, дочь и он как муж дочери нанимателя). Таким образом, его обеспеченность жилой площадью была менее учетной нормы на одного человека. 13.11.2007 года его брак с Литвиновой Е.Н. был прекращен, в связи с чем он подарил свою долю в указанной квартире его дочери. Более ни до, ни после он жилых помещений для постоянного проживания в своей собственности не имел и не имеет. В соответствии с приказом Минобороны РФ он обязан предоставлять информацию в жилищную комиссию при наличии у него каких-либо изменений в учетных данных в течении 30 дней с даты наступления таких изменений. В то же время, с даты принятия его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий какие-либо изменения в его учетных данных, в том числе по составу семьи, по наличию у него каких-либо жилых помещений не происходили до настоящего времени, в связи с чем обязанности по предоставлению данных сведений с его стороны не нарушены. что во всякой менее учетной нормы в 15 кв.м. на человека.

Представитель ответчика ФГКУ «Центррегионжилье» Министерства обороны РФ (территориальное, г. Омск) в судебном заседании участия при надлежащем извещении о месте и времени рассмотрения дела не принимал, рассмотреть дело в его отсутствие не просил, в связи с чем с согласия стороны истца дело рассмотрено судом по правилам статьи 233 ГПК РФ в порядке заочного производства в отсутствие ответчика.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство обороны РФ в судебном заседании участия при надлежащем извещении о месте и времени рассмотрения дела не принимал, возражений против иска не направил.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы настоящего дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

На основании статьи 11 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом, в том числе и путем признания жилищного права.

В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее Закон о статусе военнослужащих) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 15 Закона о статусе военнослужащих, военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.

На основании правовой позиции, изложенной в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» при рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона «О статусе военнослужащих», так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Пунктом 1 статьи 15.1 Закона статусе военнослужащих установлено, что норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

Порядок обеспечения военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями по линии Минобороны РФ регулировался Инструкцией о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 15.02.2000 года № 80 (далее – Инструкция № 80), а также Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 № 1280 (далее – Инструкция № 1280).

Как следует из материалов дела, в период с 05.08.1980 года по 19.05.2009 года истец Литвинов В.А. являлся военнослужащим Министерства обороны РФ, после чего был уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе с исчисление продолжительности его календарной выслуги в 28 лет 9 месяцев.

До этого 30.10.2007 года Литвинов В.А. обратился с рапортом к начальнику 112 военного представительства Минобороны РФ о включении его в списки на получение жилой площади нуждающихся в улучшении жилищных условий военнослужащих на состав семьи один человек с указанием на то, что жилой площадью ранее он не обеспечивался.

В соответствии с пунктом 26 Инструкции № 80 учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), осуществляется жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по форме согласно приложению № 4 к настоящей Инструкции с одновременным заведением на военнослужащего карточки учета жилых помещений, предоставляемых военнослужащему, по форме согласно приложению № 5 к настоящей Инструкции и внесением содержащейся в ней информации в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).

Карточка учета жилых помещений, предоставляемых военнослужащему, оформляется в двух экземплярах: военно-учебными заведениями - на военнослужащих-выпускников, назначенных на воинские должности после окончания военно-учебного заведения и получения в связи с этим офицерского воинского звания; воинскими частями - на военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы.

В соответствии с пунктом 28 Инструкции № 80 военнослужащие включаются в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей.

Протоколом № 4 заседания жилищной комиссии 112 военного представительства Минобороны РФ от 14.11.2007 года было постановлено включить истца Литвинова В.А. в списки военного представительства на получение жилой площади с даты подписания протокола (с 14.11.2007) как подтверждающего право на получение жилой площади на основании представленных документов.

19.01.2009 года военнослужащий Литвинов В.А. обратился с рапортом к начальнику 112 военного представительства Минобороны РФ об увольнении с военной службы в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе без исключения из списка очередников на получение жилого помещения, поскольку жильем по нормам не обеспечен.

Исходя из представленного в материалы дела листа беседы с заместителем начальника 112 военного представительства Минобороны РФ от 25.03.2009 года подполковник Литвинов В.А. представляется к увольнению с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, установлено, что на момент увольнения не обеспечен жилой площадью по нормам жилищного законодательства, при этом зафиксирована просьба военнослужащего оставить его в списках очередников на получение жилья.

Согласно выписке из приказа начальника вооружения Вооруженных Сил РФ – заместителя Министра обороны РФ от 19.05.2009 № 52, подполковник Литвинов В.А. уволен в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, при этом в данном приказе указано, что жилым помещением он по установленным нормам не обеспечен, изъявил желание уволиться с оставлением в списках очередников на получение жилой площади по установленным нормам.

В карточке учета военнослужащего, находящегося на квартирном обеспечении в Минобороны РФ, имеется отметка о том, что Литвинов В.А. составом семьи один человек на условиях поднайма с 01.11.2007 по адресу: ... (до этого он проживал с прежней семьей по адресу: ...). Местом прохождения военной службы истца с 05.08.1980 по дату увольнения с военной службы указан Омский гарнизон. В данной карточке отметки о снятии истца с жилищного учета, в том числе по причинам его выбытия или обеспечения жилым помещением отсутствуют (л.д. 57-58).

По данным БУ «Омский центр КО и ТД», Единого государственного реестра недвижимости, по состоянию на дату включения истца в реестр нуждающихся в улучшении жилищных условий и по настоящее время истец жилыми помещениями не обеспечивался.

Из ответа на судебный запрос в АО «Омский завод транспортного машиностроения» по месту прохождения истцом военной службы в 112 военном представительстве получен ответ о том, что со стороны данного АО (с учетом сведений его правопредшественников) истец Литвинов В.А. жилым помещением также не обеспечивался за весь период прохождения им военной службы.

Пунктом 30 Инструкции № 80 предусмотрено, что ежегодно с 1 по 30 января КЭЧ района проводит перерегистрацию военнослужащих, состоящих на учете нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий). В ходе перерегистрации, при необходимости, дополнительно проверяются жилищные условия очередников. Воинские части ежемесячно к 3 числу следующего месяца направляют в КЭЧ района информацию об изменениях в учетных данных военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), и два раза в год до 20 января и 20 июля по состоянию на 1 января и 1 июля - уточненные списки очередников, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).

При обращении суда в данном судебном заседании к открытому интернет-сайту Минобороны РФ в лице департамента жилищного обеспечения mil.ru/dgo.htm было установлено, что истец Литвинов В.А. с личным номером Р- ... в едином реестре военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с рассматриваемым иском.

В соответствии с пунктом 31 Инструкции № 80, действовавшей на дату спорных правоотношений, военнослужащие снимаются с учета нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) по месту прохождения военной службы в случаях: улучшения жилищных условий по нормам, предусмотренным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и отпали другие основания для предоставления жилого помещения; убытия к новому месту прохождения военной службы, за исключением военнослужащих, убывших для прохождения военной службы (работы) за пределы территории Российской Федерации; выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет; получения служебного жилого помещения по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Не могут быть сняты с учета нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) семьи военнослужащих, потерявшие кормильца, состоявшего на учете, за исключением случаев, установленных статьей 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих".

Пунктом 1 статьи 56 ГПК РФ установлена процессуальная обязанность каждой стороны гражданского процесса доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Обязанность доказать законность и обоснованность снятия истца с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий по линии Минобороны РФ лежит на ответчике, который в силу пункта 13 Положения о территориальных отделениях ФГКУ «Центррегионжилье», утвержденного приказом начальника ФГКУ «Центррегионжилье» от 03.12.2018 № 170, наделен полномочиями по обеспечению в настоящее время принятия решения о принятии (об отказе в принятии) военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на учет (снятии с учета) нуждающихся в жилых помещениях (л.д. 48-49).

В то же время, из представленных ответчиком, в том числе по запросу суда материалов следует, что, по сведениям «АРМ КЭЧ – Омская КЭЧ», военнослужащий Литвинов В.А. (Р- 738122), поставленный на учет 03.12.2007 как бесквартирный, снят с данного учета 09.01.2008 (то есть фактически через месяц) по причине: «выбыл». При этом в архиве 2 отдела ФГКУ «Центррегионжилье» (г. Новосибирск) документы Литвинова В.А. отсутствуют. В отделении (территориальное, город Омск) материалы, связанные с исключением Литвинова В.А. из списка нуждающихся в жилом помещении, отсутствуют (л.д. 33, 53-54).

При этом, как указывалось выше, в ходе судебного разбирательства с достоверностью установлено и не оспаривалось ответчиком, что за период военной службы и по настоящее время истец за пределы Омского гарнизона не выбывал, жилым, в том числе служебным помещением не обеспечивался.

Доказательств того, что в отношении истца были выявлены в представленных документах не соответствующие действительности сведения о нуждаемости в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), послужившие основанием для принятия на учет, а также неправомерные действия должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет, в материалы дела ответчиком не представлены, на их наличие сторона ответчика не ссылалась.

Доказательств уведомления истца о принятом решении о его снятии с жилищного учета в материалы дела также не представлено.

Таким образом, из материалов дела усматривается, что документы, послужившие основанием для снятия 09.01.2008 истца Литвинова В.А. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, у ответчика и третьего лица отсутствуют.

Доказательств наличия иных предусмотренных данной Инструкцией правовых и фактических оснований для снятия истца с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в материалы дела в нарушение пункта 1 статьи 56 ГПК РФ не представлено, на наличие таких доказательств сторона ответчика не ссылалась, факт необеспеченности истца до настоящего времени не оспаривала, при этом согласилась с законностью принятия истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий военнослужащего 14.11.2007.

Исходя из вышеприведенной совокупности нормативных предписаний и обстоятельств дела, а также того факта, что истец во всяком случае не был извещен о снятии его с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий (доказательства обратного ответчиком не представлены), суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований путем признания за истцом права на обеспечение его как гражданина, уволенного с военной службы, с даты принятия его на такой учет - с 14.11.2007.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать за Литвиновым Валерием Анатольевичем право на обеспечение жилым помещением как гражданина, уволенного с военной службы, с даты принятия военнослужащего на учет нуждающихся в жилых помещениях – с 14.11.2007.

Ответчик вправе подать в Октябрьский районный суд города Омска заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья Ю. А. Селиверстова

2-2676/2020 ~ М-2495/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Литвинов Валерий Анатольевич
Ответчики
Отделение ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ (территориальное, г. Омск)
Другие
Министерство обороны РФ
Диденко Любовь Николаевна
Шевченко Андрей Анатольевич
Суд
Октябрьский районный суд г. Омска
Судья
Селиверстова Юлия Александровна
Дело на странице суда
octobercourt--oms.sudrf.ru
10.09.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.09.2020Передача материалов судье
11.09.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.09.2020Подготовка дела (собеседование)
29.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.10.2020Судебное заседание
27.10.2020Судебное заседание
09.11.2020Судебное заседание
09.11.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.11.2020Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
12.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.11.2020Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
19.11.2020Регистрация заявления об отмене заочного решения
10.12.2020Рассмотрение заявления об отмене заочного решения
10.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее