Дело № 12-51/2020
Судья Макашкин Д.Ф.
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
7 мая 2020 года г. Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В, рассмотрев в открытом судебном заседании протест прокурора Мариинско-Посадского района Чувашской Республики Афанасьева С.Н. на постановление судьи Мариинско-Посадского районного суда Чувашской Республики от 28 января 2020 года, вынесенное отношении главы администрации Октябрьского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики Куракова Владимира Федотовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением судьи Мариинско-Посадского районного суда Чувашской Республики от 28 января 2020 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении главы администрации Октябрьского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики Куракова В.Ф. прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Не согласившись с постановлением судьи, прокурор Мариинско-Посадского района Чувашской Республики Афанасьев С.Н. принес протест в Верховный Суд Чувашской Республики, в котором просит постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении отменить и направить дело на новое рассмотрение в тот же суд.
Проверив дело в полном объеме, признав возможным рассмотрение протеста в отсутствие участников производства по делу об административном правонарушении, надлежаще извещенных о месте и времени судебного заседания, учитывая поданные ими ходатайства, прихожу к следующему.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
В соответствии со статьей 17.7 КоАП РФ умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.
Полномочия прокурора при осуществлении возложенных функций определен статьей 22 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в силу части 3 которой прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона, вносит представление об устранении нарушений закона.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Как следует из представленных материалов, 9 января 2019 года прокурором Мариинско-Посадского района Чувашской Республики главе Октябрьского сельского поселения внесено представление № об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, выявленных в ходе проведенной проверки, выраженных в неосуществлении контроля за выполнением предусмотренных планом по противодействию коррупции мероприятий, неисполнении запланированных мероприятий.
В представлении указаны выявленные нарушения, изложено требование о его рассмотрении с участием заместителя прокурора Соловьева В.Е. (пункт 1); устранении выявленных нарушений и недопущению их впредь (пункт 2); привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших нарушения законодательства (пункт 3); сообщении о результатах рассмотрения представления в прокуратуру Мариинско - Посадского района в установленный законом месячный срок (пункт 4).
9 января 2019 года представление прокурора направлено на адрес электронной почты администрации Октябрьского сельского поселения.
11 февраля 2019 года на адрес электронной почты прокуратуры Мариинско – Посадского района поступило письмо главы Октябрьского сельского поселения Куракова В.Ф. от 8 февраля 2019 года № о результатах рассмотрения представления прокурора от 9 января 2019 года №, состоявшегося с участием заместителя прокурора Соловьева В.Е.
Согласно справке от 3 декабря 2019 года, составленной помощником прокурора района Красновым Н.В., в ходе проведенной 29 ноября 2019 года проверки соблюдения законодательства о противодействии коррупции при реализации плана мероприятий по противодействию коррупции выявлено, что в период с 9 января 2019 года по 2 декабря 2019 года нарушения законодательства, указанные в представлении прокурора от 9 января 2019 года №, в полном объеме в установленный срок не устранены:
- не проведен анализ соблюдения ограничений и требований, касающиеся выполнения муниципальными служащими иной оплачиваемой работы;
- не проведен анализ соблюдения ограничений и требований, касающихся обязанности муниципальных служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;
- отсутствуют публикации и информационные материалы по вопросам коррупции в СМИ о противодействии коррупции, ее влиянии на социально – экономическое развитие территории поселения.
Кроме этого, ответ на представление от 9 января 2019 года № представлен прокурору 11 февраля 2019 года по истечении одного месяца со дня его получения и не содержит сведений о принятых мерах по устранению нарушений.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для вынесения 3 декабря 2019 года прокурором Мариинско-Посадского района Чувашской Республики постановления о возбуждении в отношении главы Октябрьского сельского поселения Куракова В.Ф. дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 КоАП РФ.
Прекращая в отношении Куракова В.Ф. производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава вмененного административного правонарушения, судья свое решение мотивировал тем, что представление прокурора от 9 января 2019 года № направлено в адрес главы сельского поселения в электронной форме с нарушением пункта 5.12.7 Инструкции по делопроизводству в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации, и его невыполнение не образует объективную строну состава вмененного административного правонарушения, представление рассмотрено своевременно и содержащиеся в нем требования прокурора в основном были выполнены.
С данными выводами судьи согласиться нельзя, они являются преждевременными и не основаны на исследованных материалах дела и требованиях закона.
Представление прокурора Мариинско – Посадского района Чувашской Республики от 9 января 2019 года основано на положениях Федерального закона от 25 декабря 2008 года «О противодействии коррупции», Указа Президента Российской Федерации от 29 июня 2018 года № «О Национальном плане противодействии коррупции на 2018 – 2020 годы», внесено в пределах полномочий, представленных прокурору Федеральным законом от 17 января 1992 года № «О прокуратуре Российской Федерации», и является законным.
Характер действий главы администрации Октябрьского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики Куракова В.Ф., в том числе фактическое рассмотрение представление прокурора от 9 января 2019 года № с участием заместителя прокурора Соловьева В.Е., свидетельствуют о том, что сомнений относительно законности данного представления и его внесения уполномоченным прокурором, в том числе по мотивам направления представления на адрес электронной почты администрации Октябрьского сельского поселения, у главы Куракова В.Ф. не имелось.
Данное представление подлежало исполнению в полном объеме в установленный законом месячный срок со дня получения.
Согласно справке о результатах проверки от 3 декабря 2019 года выявлено несвоевременное и неполное исполнение главой администрации Октябрьского сельского поселения представления прокурора от 9 января 2019 года №.
Оснований полагать, что результаты названой проверки являются недопустимыми доказательствами, не имеется.
В материалах дела отсутствуют объективные данные о том, что в месячный срок со дня получения представления прокурора от 9 января 2019 года № администрацией Октябрьского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики проведен анализ соблюдения ограничений и требований, касающихся выполнения муниципальными служащими иной оплачиваемой работы и их обязанности уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.
Сведения о том, что администрацией осуществлялась публикация и размещались в СМИ информационные материалы о противодействии коррупции, ее влиянии на социально экономическое развитие территории поселения, в материалах дела отсутствуют, главой Кураковым В.Ф. не представлены и судьей районного суда не истребованы.
При таких обстоятельствах вывод судьи районного суда о наличии исключающего производство по делу обстоятельства, предусмотренного частью 2 статьи 1 статьи 24.5 КоАП РФ, является преждевременным.
В нарушение требований статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ о всесторонности, полноте и объективности выяснения обстоятельств каждого дела, разрешении его в соответствии с законом и изложенные выше обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, судьей районного суда оставлены без внимания.
Допущенное судьей районного суда нарушение процессуальных требований КоАП РФ является существенным, носит фундаментальный, принципиальный характер и повлияло на выводы, сделанные по данному делу об административном правонарушении, в связи с чем постановление судьи Мариинско-Посадского районного суда Чувашской Республики от 28 января 2020 года нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене.
Вместе с тем дело об административном правонарушении в отношении Куракова В.Ф. не может быть возвращено на новое рассмотрение.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», следует, что невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, к установленному в предсталениии сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.
В этом случае срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока
Установленный в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в представлении прокурора месячный срок для его выполнения наступил 11 февраля 2019 года
Таким образом, в настоящее время годичный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный 4.5 КоАП РФ, истек, производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление судьи Мариинско-Посадского районного суда Чувашской Республики от 28 января 2020 года, вынесенное отношении главы администрации Октябрьского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики Куракова Владимира Федотовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 названого Кодекса в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики А.В. Голубев