Дело № 21-266/2023
Р Е Ш Е Н И Е
03 мая 2023 года г. Симферополь
Судья Верховного Суда Республики Крым Дяченко Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и г. Севастополю Рудаковой Анны Павловны на решение судьи Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 15 марта 2023 го да по делу № 12-70/2023 в отношении первого заместителя директора Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения «Международный детский центр <данные изъяты>» ФИО3,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес> и городу Севастополю РудаковойА.П. №.32-1550/2022 от ДД.ММ.ГГГГ первый заместитель директора Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения «Международный детский центр «Артек» (далее -ФГБОУ «Международный детский центр «Артек», Учреждение) ФИО3 привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 7 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 15 марта 2023 года постановление должностного лица отменено с прекращением производства по делу на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием в действиях должностного лица состава административного правонарушения.
В жалобе должностное лицо Рудакова А.П. выражает несогласие с решением судьи, просит об его отмене. В обоснование жалобы приводит доводы обоснованности привлечения ФИО3 к административной ответственности.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, заслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание; прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
На основании части 7 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заключение федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органом или организацией либо государственным внебюджетным фондом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения либо осуществление указанными органами или организациями недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.
Из материалов дела следует, что основанием для реагирования Крымского УФАС России явилось обращение Временной оперативной группы МВД России по обеспечению экономической безопасности и противодействия коррупции с целью установления достоверности имеющихся сведений о возможном нарушении Заказчиком - ФГБОУ «МДЦ «Артек» норм законодательства Российской Федерации при заключении с ООО «Спорттовары Боско» контракта № 159 от 12 марта 2021 года.
В ходе проведенной проверки установлено, что Заказчиком с ООО «Спорттовары Боско» заключен контракт № 159 от 12 марта 2021г. на оказание услуг по технической обработке, хранению и выдаче постельных принадлежностей, текстильных изделий для сотрудников ФГБОУ «МДЦ «Артек», которые заезжают в организацию отдыха и оздоровления детей одновременно с детьми на весь период смены.
Указанный контракт был заключен в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Вместе с тем, Заказчик неправомерно выбрал способ определения поставщика (у единственного поставщика), так как услуги по договору не направлены на устранение внезапно возникнувших неблагоприятных обстоятельств.
В результате неправомерного заключения договора ООО «Спорттовары Боско» получило преимущественный доступ к оказанию услуг по максимально возможной цене, минуя участие в конкурентных процедурах, в связи с чем, было поставлено в преимущественное положение по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, выполняющими аналогичный вид деятельности на соответствующем товарном рынке.
Также, антимонопольным органом указано на необоснованное применение сторонами договора положений части 2 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с чем усматривается наличие признаков заключения договора после фактического оказания услуг.
Проведенной проверкой установлено, что со стороны ФГБОУ «МДЦ «Артек» контракт № подписан ФИО3
Изложенные обстоятельства послужили основанием для составления ДД.ММ.ГГГГ уполномоченным должностным лицом административного органа протокола об административном правонарушении в отношении должностного лица ФГБОУ «МДЦ «Артек» ФИО3 с последующим привлечением ее к административной ответственности по части 7 ст. 14.32 КоАП РФ.
Решением судьи Центрального районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ постановление должностного лица отменено с прекращением производства по делу на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием в действиях должностного лица состава административного правонарушения.
Отменяя постановление должностного лица, судья исходил из того, что действия ФИО3, связанные с заключением контракта № с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в полной мере соответствовали требованиям п. 9 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
С данными выводами соглашается и Верховный Суд Республики Крым.
ФИО2 части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Из системного анализа положений статей 6, 8, ч. 1, 5 ст. 24, п. 9 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», ФИО2 Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-У, письма Роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, является обстоятельством непреодолимой силы. Заказчик, в том числе для предупреждения чрезвычайной ситуации (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) вправе осуществить на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ закупку любых товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), требуемых Заказчику в связи с возникновением таких обстоятельств, то есть, Заказчик вправе осуществить такую закупку при условии наличия причинно-следственной связи между объектом закупки и его использованием для удовлетворения потребностей, возникших вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы, и (или) его использованием для предупреждения чрезвычайной ситуации (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций).
ФИО2 Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-У на территории Республики Крым введен режим повышенной готовности, условия и порядок действия которого неоднократно продлевался и изменялся.
ФИО2 Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-У (в редакции на момент совершения вмененного административного правонарушения), деятельность по предоставлению мест для временного проживания (детские лагеря, пансионаты, дома отдыха, гостевые дома, базы отдыха, кемпинги, гостиницы, хостелы), за исключением предоставления мест для временного проживания для граждан, находящихся в служебных командировках, приостановлена до ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО2 протоколу заседания оперативного штаба Министерства просвещения Российской Федерации по предупреждению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) от ДД.ММ.ГГГГ № ГД-12/04пр было принято решение об отмене оздоровительных смен в организациях отдыха детей и их оздоровления (ФГБОУ «МДЦ «Артек», ФГБОУ «ВДЦ «Смена», ФГБОУ «ВДЦ «Орленок», ФГБОУ «ВДЦ «Океан»), запланированных с ДД.ММ.ГГГГ и организация проведения следующих порядковых смен с ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, начало функционирования Учреждения и прием детей для отдыха и оздоровления, было обусловлено решением, принятым на заседании Межведомственной комиссии по вопросам организации отдыха и оздоровления детей в <адрес>, оформленным протоколом от ДД.ММ.ГГГГ №, направленным в адрес ФГБОУ «МДЦ «Артек», а также письмом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №.
Так, ФИО2 пунктам 3.2 и 3.3 Рекомендаций МР3.1/ДД.ММ.ГГГГ-20, рекомендуется: осуществлять одномоментный заезд всех работников лагеря. Укомплектование штатов организации отдыха и оздоровления осуществляется региональными специалистами, вводится запрет на работу по совместительству (на момент работы в лагере). Исключить прием на работу лиц старше 65 лет; на период работы смены (21 календарный день) исключить возможность выезда работников за пределы лагеря.
С целью выполнения указанных выше рекомендаций в Учреждении было издано распоряжение директора ФГБОУ «МДЦ «Артек» от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО2 которому работники, задействованные в организации работы детских лагерей в период проведения смены, заселялись для проживания в корпуса лагерей, так называемую «чистую зону».
Таким образом, решение о возможности начала летней оздоровительной компании принималось на федеральном и региональном уровне с учетом рекомендаций Роспотребнадзора и решений оперативных штабов по предупреждению распространения новой короновирусной инфекции.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации №-р от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Спорттовары Боско» было определено единственным исполнителем осуществляемых в 2020г. ФГБОУ «МДЦ «Артек» закупок услуг по изготовлению, технической обработке, хранению и выдаче форменной одежды, постельных принадлежностей и текстильных изделий для детей и вожатых.
Распоряжением Правительства Российской Федерации №-р от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Спорттовары Боско» вновь определено единственным исполнителем по осуществляемым в 2021-2022г.г. ФГБОУ «МДЦ «Артек» закупкам услуг по прокату форменной одежды, постельных принадлежностей и текстильных изделий для обучающихся и вожатых (включая старших вожатых и воспитателей).
Объектом закупки по контракту № от ДД.ММ.ГГГГг., заключенного заказчиком ФГБОУ «МДЦ «Артек» с ООО «Спорттовары «Боско», явилось оказание услуг по технической обработке, хранению и выдаче постельных принадлежностей, текстильных изделий для сотрудников Учреждения, которые заезжают в организацию отдыха и оздоровления детей одновременно с детьми на весь период смены.
При таких обстоятельствах выводы судьи первой инстанции об отмене постановления должностного лица и прекращении производства по делу в отношении должностного лица ФИО3 в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения являются законными и обоснованными.
Доводы жалобы выводы судьи первой инстанции не опровергают, а потому не могут быть приняты во внимание.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого решения судьи не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
решение судьи Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 15.03.2023 года по делу № 12-70/20223 в отношении первого заместителя директора ФГБОУ «Международный детский центр «Артек» ФИО3 оставить без изменения, а жалобу должностного лица УФАС по Республике Крым и г. Севастополю Рудаковой Анны Павловны - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьей 30.12 КоАП РФ.
Судья Верховного Суда
Республики Крым (подпись) Л.А. Дяченко
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>