дело №12-3/2024
РЕШЕНИЕ
с. Ярково 15 февраля 2024 года
Судья Ярковского районного суда Тюменской области Бабушкина А.В.,
с участием представителя администрация Ярковского муниципального района Тюменской области Блем Л.В., рассмотрев жалобу администрации Ярковского муниципального района Тюменской области на постановление № 08-57-12 от 07.12.2023, вынесенное начальником межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Северо–Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее Ростехнадзора), по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.5 ч.11 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Северо-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 07.12.2023 администрация Ярковского муниципального района Тюменской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ, а именно: в неисполнении в установленный срок предписаний Ростехнадзора № 57-12/322-213-1/2023-П и № 57-12/322-213-2-/2023-П от 24.03.2023, выразившееся в не устранении нарушений, установленных при проведении внеплановой проверки ранее выданного предписания в отношении гидротехнических сооружений эксплуатируемых Администрацией Ярковского муниципального района: «Противопаводковая дамба с. Бачелино Ярковского района Тюменской области» рег. № 214710001159200, III класс, по адресу: Тюменская область, Ярковский район, с.Бачелино; «Противопаводковая дамба в с.Иевлево Ярковского муниципального района Тюменской области» рег. № 214710001161600, III класс, по адресу: Тюменская область, Ярковский район, с. Иевлево; «Противопаводковая дамба с. Ярково, участок № 1, р. Тобол Ярковского муниципального района Тюменской области», рег. № 214710001165000, III класс, по адресу: Тюменская область, Ярковский район, с. Ярково, участок № 1, от ПКО до ПК 18+30, ППД-1; «Противопаводковая дамба с. Ярково, участок № 2, р. Тобол Ярковского муниципального Ярковского района Тюменской области», рег. № 214710001165200, III класс по адресу: Тюменская область, Ярковский район, с. Ярково, участок № 2, от ПКО до ПК 2+55, ППД-2; «Противопаводковая дамба д. Космакова Ярковского муниципального района Тюменской области», рег. № 214710001165700, III класс, по адресу: Тюменская область, Ярковский район, д. Космаково; «Противопаводковая дамба д. Петропавловка Ярковского муниципального района Тюменской области», рег. № 214710001157400, III класс, по адресу: Тюменская область, Ярковский район, д. Петропавловка; «Противопаводковая дамба с. Щетково Ярковского муниципального района Тюменской области», рег. № 214710001161500, III класс, по адресу: Тюменская область, Ярковский район, с. Щетково; «Противопаводковая дамба с. Южаково Ярковского муниципального района Тюменской области», рег. № 214710001161700, III класс, по адресу: Тюменская область, Ярковский район, с. Южаково; «Противопаводковая дамба с. Ярково, участок № 3, р. Тобол Ярковского муниципального района Тюменской области», рег. № 214710001165300, III класс, по адресу: Тюменская область, Ярковский район, с.Ярково, участок № 3, от ПК22+08 до ПК 25+08, ППД-3; «Противопаводковая дамба с. Ярково, участок № 5, р. Тобол Ярковского муниципального Ярковского района Тюменской области», рег. № 214710001165600, III класс, по адресу: Тюменская область, Ярковский район, с.Ярково, участок № 5, от ПК 0до ПК 19+60, ППД-5.
Назначено наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
С данным постановлением не согласна администрация Ярковского муниципального района. В жалобе просит изменить постановление в части назначения административного наказания в виде административного штрафа менее минимального предела, предусмотренного ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ. Указывает, что в целях устранения недостатков ими проведены организационно-технические мероприятия, направленные на обеспечение безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений, в частности: бюджету Ярковского муниципального района Тюменской области выделена сумма в размере 20 616 180 руб. 00 коп., в том числе на ремонт гидротехнических сооружений; заключен муниципальный контракт на выполнение неотложных работ по ремонту гидротехнических сооружений, направленных на повышение уровня безопасности гидротехнических сооружений, срок выполнения был установлен до 01.10.2023, работы выполнены в полном объеме; проведены работы по нивелированию ГТС, очистке сооружений от древесно-кустарной растительности; гидротехнические сооружения (с.Южаково, с. Иевлево, с. Бачелино) в настоящее время отремонтированы в полном объеме; подрядчиком готовится Декларация безопасности ГТС, заключен договор по обслуживанию гидротехнических сооружений от 23.08.2023 для устранения нарушений, указанных в предписании надзорного органа; перечень необходимых документов, направлен в ГУ МЧС России по Тюменской области для утверждения и согласования. Просит применить ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ и изменить постановление в части административного наказания в виде административного штрафа, с назначением менее минимального предела, предусмотренного ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ.
В возражениях на жалобу Северо-Уральское Управление Ростехнадзора просит постановление оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Выслушав представителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно п.8 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.
Частью 11 ст. 19.5 КоАП РФ установлена ответственность, в том числе за невыполнение в установленный срок законного предписания органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О безопасности гидротехнических сооружений" собственник гидротехнического сооружения обязан, в т.ч. обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией.
В соответствии со ст. 19 указанного нормативного акта нарушениями законодательства о безопасности гидротехнических сооружений являются, в том числе невыполнение требований представления декларации безопасности гидротехнического сооружения, невыполнение предписаний органов государственного надзора.
Согласно п.3 Постановления Правительства РФ от 18.12.2001 N 876 (ред. от 21.08.2014) "Об утверждении Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения" расчет вероятного вреда производится владельцем гидротехнического сооружения и согласовывается им с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых может быть причинен этот вред, в порядке, устанавливаемом указанными органами в соответствии с их полномочиями.
В соответствии с п. 7 Постановления Правительства РФ № 1303 от 6 ноября 1998 г. N 1303 «Об утверждении положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений» разработке декларации безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в эксплуатации…, предшествует обследование гидротехнических сооружений, которое организуется их собственником и (или) эксплуатирующей организацией.
Порядок согласования расчета вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в Тюменской области в результате аварии гидротехнического сооружения закреплен в Постановлении Правительства Тюменской области от 24.02.2010 N 38-п (ред. от 18.03.2016) "Об установлении Порядка согласования расчета вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в Тюменской области в результате аварии гидротехнического сооружения" и обязателен для исполнения всеми владельцами гидротехнических сооружений (собственниками или эксплуатирующими организациями гидротехнических сооружений).
Как следует из материалов дела, в ходе внеплановой документарной проверки, проведенной в период с 09.11.2023 по 22.11.2023 государственным инспектором межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Северо – Уральского управления Ростехнадзора ФИО3 установлено невыполнение администрацией Ярковского муниципального района Тюменской области предписаний № 57-12/322-213-1/2023-П и № 57-12/322-2/2023-П от 24.03.2023.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении юридического лица – администрации Ярковского муниципального района Тюменской области протокола об административном правонарушении, содержание которого соответствует требованиям ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт нарушения требований законодательства и нормативных документов в области безопасности гидротехнических сооружений фактически не оспаривается юридическим лицом и подтверждается собранными по делу доказательствами:
протоколом об административном правонарушении № 08-57-12-2023 от 24.11.2023 (том 1 л.д. 157-171);
предписанием об устранении нарушений № 57-12/322-213-1/2023-П от 24.03.2023 (том 2 л.д. 94-98), предписанием об устранении нарушений № 57-12/322-213-2/2023-П от 24.03.2023 (том 2 л.д. 99-112), которыми установлен срок устранения нарушений до 16.10.2023, предписания обжалованы не были;
решением о проведении выездной проверки от 02.11.2023 № Р-322-1221-рш, в котором определены сроки проведения проверки с 09.11.2023 по 22.11.2023 (том 2 л.д. 90-93);
актом выездной проверки от 22.11.2023 № 57-12/322-1221/2023-А, согласно которому из выявленных 152 нарушений, устранено 26 (том 1 л.д. 173-204);
выпиской из ЕГРЮЛ администрации Ярковского муниципального района (том 2 л.д. 55-61);
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В силу части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере, менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Предусмотрев приведенные выше нормы КоАП РФ, законодатель тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае, с учетом того, что назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Вместе с тем, в рамках рассматриваемого дела исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, для назначения наказания в виде административного штрафа в размере, менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией указанной нормы, не установлено.
Недостаточное бюджетное финансирование не является основанием для освобождения должностного лица администрации от исполнения обязанностей по соблюдению указанных требований, в том числе с учетом характера и степени общественной опасности вмененного административного правонарушения, поскольку невыполнение требований безопасности гидротехнических сооружений, может повлечь негативные последствия, приводит к недопустимому риску для жизни и здоровья людей, имущества.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства обращений администрации Ярковского муниципального района в адрес должностных лиц Ростехнадзора по поводу возможного продления срока исполнения внесённых предписаний.
При этом следует учитывать, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ч.1 ст.3.1 КоАП РФ).
Начальником межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Северо–Уральского управления Ростехнадзора правильно и полно исследованы добытые по делу доказательства, совокупность которых позволила ему сделать обоснованный вывод о доказанности вины юридического лица в совершении инкриминируемого правонарушения.
Административное наказание назначено в соответствии с санкцией ч.11 ст. 19.5 КоАП РФ, применено с учётом характера совершенного административного правонарушения, является законным и обоснованным, в минимальном размере санкции указанной статьи, с учетом смягчающих и отсутствием отягчающих обстоятельств.
Нарушений процедуры привлечения юридического лица к административной ответственности не установлено.
Оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении по ч. 4 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется, поскольку ее положения могут применяться исключительно в отношении должностного лица.
Вместе с тем, размер назначенного администрации Ярковского муниципального района административного штрафа с учетом представленных заявителем документов не соотносится с характером и степенью общественной опасности совершенного административного правонарушения. В связи с чем, в силу ч. 3.3. ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья считает возможным снизить размер административного штрафа до 200 000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ 07.12.2023, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░–░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░.11 ░░.19.5 ░░░░ ░░ – ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 200 000 ░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>