25RS0034-01-2023-001292-19
№ 12-16/2023
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
с. Чугуевка 07.12.2023
Судья Чугуевского районного суда Приморского края Российской Федерации Поденок А.А., рассмотрев жалобу Феодосиева Дмитрия Владимировича на постановление врио начальника ОВМ ОМВД России по Чугуевскому округу Севрюк Е.Ю. от 18.10.2023, которым он признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст.18.19 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением врио начальника ОВМ ОМВД России по Чугуевскому округу Севрюк Е.Ю. № от 18.10.2023 Феодосиев Д.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 2000 рублей.
При рассмотрении дела установлено, что Феодосиев Д.В., проживающий по адресу: <адрес>, являясь принимающей стороной иностранного гражданина ФИО4, роившегося 21.02.1988, в период с 08.10.2023 по 18.10.2023 не исполнил обязанности, установленные п. 3 ст. 20 Федерального закона № 109-ФЗ от 18.07.2006 «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», не предоставил в орган миграционного учета, расположенный по адресу: <адрес> края, уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания.
Не согласившись с указанным постановлением, Феодосиев Д.В. обратился в Чугуевский районный суд с жалобой, в которой считал его незаконным. Указал, что при рассмотрении дела об административном правонарушении существенно нарушены нормы процессуального права. Вопреки требованиям ст.ст. 24.1, 29.10 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассмотрено в день составления протокола об административном правонарушении. О рассмотрении дела в тот же день он не извещался и об этом не ходатайствовал. Подобные действия должностного лица повлекли существенное нарушение его прав. В нарушение требований ст. 29.10 КоАП в постановлении должностным лицом указаны недостоверные сведения о том, что он якобы признал вину в совершении административного правонарушения. Вместе с тем вину в совершении административного правонарушения он не признавал и не заявлял об этом. Просил постановление по делу об административном правонарушении отменить, а производство по нему прекратить.
В письменном отзыве врио начальника ОВМ ОМВД России по Чугуевскому округу Севрюк Е.Ю. считала обжалуемое постановление законным и обоснованным, а жалобу – не подлежащей удовлетворению.
При рассмотрении жалобы врио начальника ОВМ ОМВД России по Чугуевскому округу Севрюк Е.Ю. показала, что 13.10.1023 в ОВМ по Чугуевскому округу из КГАУ «МВЦ Приморского края» поступили документы о приеме от Феодосиева Д.В. уведомления о прибытии иностранного гражданина ФИО4 и других предусмотренных законодательством РФ документов. В ходе проверки указанных документов установлено, что Феодосиев Д.В. в период с 08.10.203 по 13.10.2023 не осуществил мероприятия по постановке указанного гражданина на миграционный учет, в связи с чем 16.10.2023 Феодосиев Д.В. был приглашен для рассмотрения 17.10.2023 вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ. Поскольку в назначенное время 17.10.2023 Феодосиев Д.В. не явился, ему вручено уведомление о явке в ОВМ ОМВД России по Чугуевскому округу 18.10.2023. Феодосиев Д.В. явился по вызову, после чего в его присутствии в отношении него был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренного ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ. Феодосиеву Д.В. разъяснены положения ст. 25.1 КоАП РФ и ст. 51 Конституции РФ и сообщено о возможности рассмотрения дела об административном правонарушении 18.10.2023 либо 19.10.2023. Феодосиев Д.В. согласился на рассмотрение дела об административном правонарушении 18.10.2023, каких-либо ходатайств не заявлял.
Свидетель ФИО3 пояснила, что состоит в должности специалиста-эксперта ОВМ ОМВД России по Чугуевскому округу. 18.10.2023 она находилась на рабочем месте и присутствовала при составлении протокола об административном правонарушении и при рассмотрении дела в отношении Феодосиева Д.В. В еёприсутствии врио начальника ОВМ ОМВД России по Чугуевскому округу Севрюк Е.Ю. сообщила Феодосиеву Д.В. о возможности рассмотрения дела об административном правонарушении как 18.10.2023, так и 19.10.2023. Феодосиев Д.В. просил о рассмотрении дела 18.10.2023 и никаких претензий по данному поводу не высказывал. Достоверность сведений, указанных в постановлении по делу, Феодосиев Д.В. не оспаривал.
На рассмотрение жалобы Феодосиев Д.В, извещенный надлежащим образом о времени и месте ее рассмотрения, не явился.
С учетом принятия мер по надлежащему извещению Феодосиева Д.В. жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Выслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме (ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ). При рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ.
Согласно ч. 1 ст. 1.5, ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Вместе с тем указанные задачи производства по делу об административном правонарушении должностным лицом не выполнены.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 18.10.2023 № Феодосиев Д.В., являясь принимающей стороной гражданина Республики Узбекистан ФИО4, в связи с осуществлением миграционного учета в установленные законом сроки не осуществил необходимые мероприятия по постановке на миграционный учет иностранного гражданина по месту пребывания, чем нарушил п. 3 ст. 20 Федерального закона № 109-ФЗ от 18.07.2006 «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».
В соответствии со ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении указываются должность, фамилия, имя, отчество должностного лица, его вынесшего; дата и место рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения; мотивированное решение по делу (решение о привлечении к ответственности); срок и порядок обжалования постановления.
При рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом не в полной мере учтены положения ст.ст. 9, 20 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».
Оспариваемое постановление нельзя признать отвечающим приведенным требованиям закона, поскольку должностным лицом допущены существенные нарушения процессуальных требований, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также дана ненадлежащая оценка доказательствам, имеющимся в материалах дела об административном правонарушении.
Положениями ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
С учетом бланкетности правовой нормы административная ответственность наступает при неисполнении лицом отраслевого законодательства.
В силу ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с данным Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания представляется в орган миграционного учета принимающей стороной или непосредственно данным иностранным гражданином в случаях, предусмотренных ч.ч. 3 3.5, ч. 4 ст. 22 данного Федерального закона.
Стороной, принимающей иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации (принимающая сторона), признается гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, предоставившие в соответствии с законодательством Российской Федерации для фактического проживания иностранному гражданину или лицу без гражданства жилое или иное помещение, либо организация, в которой иностранный гражданин в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность в случае, предусмотренном ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». В качестве принимающей стороны могут выступать иностранный гражданин или лицо без гражданства, имеющие в собственности жилое помещение на территории Российской Федерации и предоставившие в соответствии с законодательством Российской Федерации это жилое помещение в пользование для фактического проживания иностранному гражданину или лицу без гражданства (п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»).
По общему правилу, установленному ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания представляется в орган миграционного учета принимающей стороной в течение 7 рабочих дней.
Приведенные положения закона распространяются на вновь прибывших в место пребывания или изменивших место пребывания иностранных граждан, а правонарушение является совершенным принимающей стороной на 8 рабочий день, после фактического прибытия иностранного гражданина, подлежащего миграционному учету. Указанное правонарушение не является длящимся, поскольку в приведенными выше положениями закона установлены конкретные сроки исполнения обязанности по постановке иностранного гражданина на миграционный учет (7 рабочих дней), а указание времени совершения правонарушения в постановлении по делу об административном правонарушении в виде временного периода недопустимо.
Для иностранных граждан, оставшихся в месте пребывания по истечению ранее заявленного срока, законом установлен специальный порядок уведомления органа миграционного учета и иные сроки совершения данных действий.
В силу ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» при осуществлении миграционного учета осуществляются сбор, фиксация, хранение, обобщение и использование сведений об иностранном гражданине, перечисленных в данной норме. В соответствии с п. 9 ч. 1 этой статьи в числе иных к таким сведениям относятся заявленные сроки пребывания (проживания) иностранного гражданина в Российской Федерации.
В случае изменения сведений, фиксируемых при осуществлении миграционного учета, соответствующие данные должны сообщаться в органы миграционного учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.2007 № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» утверждены Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.
Согласно п. 42 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.2007 № 9, при изменении сведений об иностранном гражданине, предусмотренных п.п. 1, 3 - 6, 8 и 12 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», а также при его фактическом проживании в месте пребывания после заявленных сроков пребывания принимающая сторона или в случаях, предусмотренных ч.ч. 3 - 3.5 и 4 ст. 22 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», иностранный гражданин в течение 3 рабочих дней сообщает об этом в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации непосредственно - лично или в электронной форме либо через многофункциональный центр (за исключением случаев, предусмотренных ч.ч. 3 и 3.2 ст. 22 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»), предоставив заполненный бланк уведомления о прибытии с приложением к нему мотивированного заявления в произвольной форме и копий документов, подтверждающих изменение сведений об иностранном гражданине.
Из представленным материалов, в том числе сведений СПО «Российский паспорт» в отношении Феодосиева Д.В., сведений из информационных баз данных в отношении ФИО4, следует, что последний въехал на территорию Российской Федерации 15.04.2023 и 26.04.2023 поставлен Феодосиевым Д.В. на миграционный учет в порядке, установленном ст. 20 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», по месту пребывания, расположенному по адресу: <адрес>.
Срок пребывания ФИО4 по указанному месту пребывания истекал 04.10.2023 и, как следует из письменных возражений, и сведений, содержащихся в информационных базах данных, ФИО4 после истечения данного срока остался по месту пребывания, расположенному по адресу: <адрес>.
Таким образом, дальнейший миграционный учет ФИО4 должен был осуществляться в порядке, установленном ст. 9 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», п. 42 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.2007 № 9, а уведомление и документы миграционного учета – направляться принимающей стороной в орган миграционного учета в течение трех рабочих дней.
При рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом оценка указанным обстоятельствам не дана, что свидетельствует о невыполнении задач производства по делам об административных правонарушениях, связанных с всесторонним, полным, объективным и своевременным выяснением обстоятельств каждого дела, разрешением его в соответствии с законом.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья вправе принять решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Вместе с тем по данному делу применение положений п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ невозможно, поскольку указание о нарушении Феодосиевым Д.В. требований, предусмотренных ст. 9 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», п. 42 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.2007 № 9, повлечет фактическое изложение иных обстоятельств правонарушения, приведение иных положений миграционного законодательства, несоблюдение которых влечет административную ответственность по ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ, указание иного времени совершения административного правонарушения и времени исполнения Феодосиевым Д.В. обязанностей принимающей стороны, предусмотренных миграционным законодательством, выходящего за пределы указанного в протоколе по делу об административном правонарушении и оспариваемом постановлении временного периода, что повлечет нарушение права Феодосиева Д.В. на защиту и прав, предусмотренных ст. 25.1 КоАП РФ.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть принято решение по об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
С учетом установленных нарушений, влекущих безусловную отмену обжалуемого постановления, доводы Феодосиева Д.В. о нарушении его прав при рассмотрении дела об административном правонарушении не подлежат оценке. В жалобе Феодосиев Д.В. ссылается на нарушение требований процессуального законодательства, не влекущие прекращение производства по делу.
Оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении или обстоятельств, исключающих производство по нему, не установлено, а убедительных доводов о наличии таких обстоятельств жалоба не содержит.
С учетом того, что срок давности привлечения к административной ответственности не истек, а приведенные выше нарушения не могут быть устранены при рассмотрении жалобы, прихожу к выводу о необходимости отмены постановления и направления дела на новое рассмотрение.
По изложенному, руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9, 30.12 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. № ░░ 18.10.2023 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░. ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░. 30.14 ░░░░ ░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░