Дело №12-183/2019
РЕШЕНИЕ
г. Белый 29 июля 2019 года.
Судья Бельского районного суда Тверской области В.К. Теплякова,
с участием привлекаемого к административной ответственности должностного лица директора НП «Общество охотников и рыболовов «Чичатское»» Бацаева С.А., его представителя по доверенности Григорьева В.В.,
представителя Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области по доверенности Павленко А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Бацаева С.А. на постановление заместителя начальника отдела государственного охотничьего надзора управления охотопользования и охраны охотничьих ресурсов Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области Галкина Д.Н. от 27.03.2019 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.37 ч.3 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении директора НП «Общество охотников и рыболовов «Чичатское»» Бацаева С.А.,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением заместителя начальника отдела государственного охотничьего надзора управления охотопользования и охраны охотничьих ресурсов Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области Галкиным Д.Н. от 27.03.2019 года директор НП «Общество охотников и рыболовов «Чичатское»» Бацаев С.А признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде штрафа 3000 рублей.
С вынесенным постановлением Бацаев С.А. не согласился, подал жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, указал, что протокол об административном правонарушении составлен в отношении него как директора НП «Общество охотников и рыболовов «Чичатское»», в то время когда он уже не являлся должностным лицом, о чем он поставил в известность Павленко А.Н., составляющего протокол об административном правонарушении. Он не являлся должностным лицом ни на момент составления протокола об административном правонарушении, ни на момент вынесения постановления заместителем начальника отдела государственного охотничьего надзора управления охотопользования и охраны охотничьих ресурсов Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области Галкиным Д.Н. 27.03.2019 года. Также он просит судью учесть, что принимая решение о проведении мероприятий по регулированию численности кабана в количестве 25 особей Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области не была учтена реальная численность диких животных, о чем он сообщал в Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области. Этот факт подтверждает государственный инспектор ГКУ ТО ФИО1.. Документы были направлены в Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области.
Решением судьи Бельского районного суда Тверской области от 14 мая 2019 года постановление заместителя начальника отдела государственного охотничьего надзора управления охотопользования и охраны охотничьих ресурсов Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области Галкина Д.Н. от 27 марта 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 ст.8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Бацаева С.А. было отменено, дело об административном правонарушении в отношении Бацаева Сергея Анатольевича возвращено на новое рассмотрение заместителю начальника отдела государственного охотничьего надзора управления охотопользования и охраны охотничьих ресурсов Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области.
Решением судьи Тверского областного суда от 01 июля 2019 года решение судьи Бельского районного суда Тверской области от 14 мая 2019 года было отменено, дело направлено на новое рассмотрение судье Бельского районного суда Тверской области.
В настоящем судебном заседании директор НП «Общество охотников и рыболовов «Чичатское»» Бацаев С.А., его представитель по доверенности Григорьев В.В. поддержали доводы жалобы по изложенным в ней основаниям, пояснив при этом, что Бацаев С.А. освобожден от должности директора НП «Общество охотников и рыболовов «Чичатское»» с 31 января 2019 года. Протокол об административном правонарушении был составлен после увольнения. В августе 2018 года после получения решения Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области было установлено, что на территории НП «Общество охотников и рыболовов «Чичатское»» особей кабана нет, о чем были составлены соответствующие документы, которые были направлены в Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области. Решение о регулировании численности охотничьих ресурсов от 27.09.2018 года в НП «Общество охотников и рыболовов «Чичатское»» не получало. Бацаев С.А. не выдавал доверенность каким-либо лицам на получение разрешения на добычу кабана. Имеющиеся в материалах дела разрешения были переданы в НП «Общество охотников и рыболовов «Чичатское»» посторонним лицом. При этом доверенность на получение разрешений в материалах дела отсутствует. Бацаев С.А. полагает, что он незаконно привлечен к административной ответственности, просит отменить постановление и прекратить производство по делу об административном правонарушении.
Представитель Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области по доверенности Павленко А.Н. в судебном заседании пояснил, что все правовые акты, принятые Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области размещены на сайте Министерства. Охотопользователи обязаны самостоятельно отслеживать данную информацию. О принятии решений №53 от 03.08.2018 года и №65 от 27.09.2019 года «О регулировании численности кабана на территории НП «Общество охотников и рыболовов «Чичатское»» директор Бацаев С.А. был проинформирован через государственного инспектора Тверской области в области охраны окружающей среды ФИО1.. Однако должностное лицо Бацаев С.А. не принял меры к исполнению обязательного для него решения Министерства, за что и был привлечен к административной ответственности.
Выслушав Бацаева С.А., его представителя по доверенности Григорьева В.В., представителя Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области Павленко А.Н., изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Прекращение трудовых отношений с руководителем предприятия, осуществлявшим организационно-распорядительные функции, не исключает возможности возбуждения производства по делу об административном правонарушении в отношении этого лица и привлечения его к административной ответственности, так как правонарушение было допущено им в период исполнения служебных обязанностей.
Таким образом, поскольку Бацаев С.А. в августе – октябре 2018 года являлся директором НП «Общество охотников и рыболовов «Чичатское»», то он может быть привлечен к административной ответственности как должностное лицо вне зависимости от того, что к моменту возбуждения дела утратил статус руководителя предприятия и перестал осуществлять организационно-распорядительные функции.
Согласно части 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил пользования объектами животного мира, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 2 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой; на должностных лиц - от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, характеризуется противоправным действием (бездействием), которое выражается в нарушении правил пользования объектами животного мира, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 2 указанной статьи.
Субъективная сторона правонарушения - вина в форме умысла или неосторожности.
Как следует из материалов дела, 05 февраля 2019 года государственным инспектором Тверской области в области охраны окружающей среды в отношении директора НП «Общество охотников и рыболовов «Чичатское»» Бацаева С.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно данному протоколу Бацаев С.А., являясь директором НП «Общество охотников и рыболовов «Чичатское»» в соответствии с приказом о назначении на должность от 02 ноября 2009 г., осуществляя пользование животным миром на территории Бельского района Тверской области в границах охотничьих угодий, определенных в пункте 2.2 заключенного обществом охотхозяйственного соглашения от 28 июля 2011 г. N 25, не выполнил мероприятия по регулированию численности кабана до установленной нормы.
Постановлением заместителя начальника отдела государственного охотничьего надзора управления охотопользования и охраны охотничьих ресурсов Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 27.03.2019 года за совершение данных действий директор НП «Общество охотников и рыболовов «Чичатское»» Бацаев С.А. привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении подлежит выяснению виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу ст. 27 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" в целях охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека, предохранения от заболеваний сельскохозяйственных и других домашних животных, предотвращения нанесения ущерба народному хозяйству, животному миру и среде его обитания осуществляются меры по регулированию численности отдельных объектов животного мира.
Основанием для принятия решения о регулировании численности охотничьих ресурсов является превышение показателей максимальной численности охотничьих ресурсов и (или) угроза возникновения и распространения болезней охотничьих ресурсов, нанесения ущерба здоровью граждан, объектам животного мира и среде их обитания.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 48 этого же федерального закона регулирование численности охотничьих ресурсов осуществляется в целях поддержания численности охотничьих ресурсов, предотвращения возникновения и распространения болезней охотничьих ресурсов, нанесения ущерба здоровью граждан, объектам животного мира и среде их обитания. Регулирование численности охотничьих ресурсов осуществляется на основании решений органов государственной власти в пределах их полномочий. В таких решениях содержатся сведения о видах, поле, возрасте охотничьих ресурсов, численность которых регулируется, сроках и способах такого регулирования, об орудиях охоты, применяемых при регулировании численности охотничьих ресурсов.
Положения статьи 48 детализируют более общие нормы ст. 27 ФЗ "О животном мире", определяющей цели осуществления мер по регулированию численности отдельных объектов животного мира. Регулирование численности отдельных объектов животного мира должно осуществляться способами, исключающими причинение вреда объектам животного мира. Частями 2, 3 настоящей статьи определяются субъекты, осуществляющие регулирование численности охотничьих ресурсов, требования к содержанию решения о необходимом регулировании численности, а также основания для принятия такого решения. Форма и порядок принятия решений о регулировании численности охотничьих ресурсов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минсельхоза РФ от 20.01.2009 N 23 утвержден Порядок регулирования численности объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, в соответствии с которым решение о целесообразности проведения мероприятий по изъятию охотничьих животных принимается специально уполномоченными государственными органами не позднее чем через тридцать календарных дней после поступления сведений, обосновывающих целесообразность регулирования численности охотничьих животных.
Регулирование численности охотничьих животных осуществляется по письменным разрешениям на регулирование численности охотничьих животных, оформляемым по установленному образцу и выдаваемым специально уполномоченными государственными органами.
Нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативы численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях установлены приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 апреля 2010 г. N 138.
Решением Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 03.08.2018 № 53 на некоммерческое партнерство «Общество охотников и рыболовов «Чичатское» была возложена обязанность регулирования численности кабана. В соответствии с данным Решением НП ООиР «Чичатское» в период с 03.08.2018 года по 03.09.2018 года было обязано провести мероприятия по регулированию численности кабана и снизить его численность на 25 особей. Поскольку решение не было исполнено, Министерством было принято Решение о регулировании численности кабана от 27.09.2019 №65, в соответствии с которым НП ООиР «Чичатское» в период с 29.09.2018 по 28.10.2018 было обязано снизить численность кабана путем проведения мероприятий по регулированию численности кабана на 25 особей.
Часть 4 ст.48 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" устанавливает перечень субъектов, осуществляющих регулирование численности охотничьих ресурсов в закрепленных охотничьих угодьях. К ним относятся охотпользователи - юридические лица и индивидуальные предприниматели, заключившие охотхозяйственные соглашения.
Согласно обжалуемого постановления от 27.03.2019г. вина должностного лица Бацаева С.А. заключается в том, что у него имелась реальная возможность для соблюдения требований законов, но им не были предприняты все зависящие от него меры, направленные на выполнение Правил пользования объектами животного мира.
С данными выводами должностного лица согласиться нельзя.
Согласно части 2 статьи 1.5 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Бремя доказывания вины лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, лежит на должностном лице, либо на административном органе, возбудившем это дело.
В силу ст. 26.11 КоАП РФ никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В настоящем судебном заседании в качестве свидетелей допрошены егеря некоммерческого партнерства «Общество охотников и рыболовов «Чичатское» ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, которые пояснили, что в августе 2018 года от Бацаева С.А. узнали о проведении мероприятий по регулированию численности кабанов на территории охотхозяйства, получили задание установить местонахождение кабана. С этой целью ими были проверены все подкормочные площадки и поля, однако только на одном участке были обнаружены единичные следы кабана-одиночки.
Данное подтверждается и представленными в материалы дела об административном правонарушении служебными записками, актами о проведении осмотра подкормочных площадок для кабанов(л.д.48-63).
Работавший в указанный в решении старшим егерем ФИО2 в судебном заседании пояснил, что он получил от Бацаева С.А. два разрешения на добычу кабана на территории некоммерческого партнерства «Общество охотников и рыболовов «Чичатское» в октябре 2018 года. Им были приняты меры к обнаружению и отстрелу диких животных, однако особей кабана он не обнаружил, разрешения возвратил директору. От других егерей ему известно, что на других участках также отсутствует кабан.
Отсутствие необходимой для добычи с целью регулирования численности кабана на территории некоммерческого партнерства «Общество охотников и рыболовов «Чичатское» в судебном заседании подтвердил государственный инспектор Тверской области в области охраны окружающий среды ФИО1, допрошенный в качестве свидетеля. Свидетель пояснил, что по заявлению Бацаева С.А. об отсутствии на территории охотхозяйства особей кабана, он по поручению Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области в августе 2018 года провел обследование подкормочных площадок и полей на наличие кабана. В ходе данной проверки не установлено присутствия данного вида диких животных, о чем был составлен акт, который был направлен в Министерство. Тем не менее, 28 сентября 2018 года Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области приняло повторное решение о регулировании численности кабана на территории некоммерческого партнерства «Общество охотников и рыболовов «Чичатское» в том же объёме, как и в августе 2018 года. НП «Общество охотников и рыболовов «Чичатское» получило пять разрешений на добычу кабана, о чем Бацаев С.А. сообщил ему. Разрешения были им были зарегистрированы в журнале учета выдачи разрешений.
В силу требований ст.ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Бацаев С.А., при составлении в отношении него протокола об административном правонарушении, категорически отрицал наличие на территории НП ООиР «Чичатское» указанного количества кабанов, как указано в решениях Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 03.08.2018 № 53, от 27.09.2019 №65. Им были представлена в Министерство информация об отсутствии кабана и документы, подтверждающие эту информацию. Факт получения информации подтверждается регистрационно-контрольной формой входящего документа. По данной информации была проведена проверка государственным инспектором Тверской области в области охраны окружающей среды ФИО1, составлен акт от 17 августа 2018г., из которого следует, что на закрепленной территории за НП ООиР «Чичатское» отсутствуют следы кабана.
Судья оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Принимая во внимание показания допрошенных в настоящем судебном заседании свидетелей, судья учитывает, что они последовательны, логичны, согласуются между собой и письменными материалами дела об административном правонарушении.
При вышеизложенных обстоятельствах прихожу к выводу, что директор некоммерческого партнерства «Общество охотников и рыболовов «Чичатское» Бацаев С.А. предпринял все зависящие от него меры, направленные на выполнение Правил пользования объектами животного мира, а именно: дал указание егерям охотхозяйства установить места нахождения кабана; уведомил Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области об отсутствии данного вида животных на территории охотхозяйства; обеспечил должностным лицам Министерства проведение проверки по данной информации; выдал разрешение на добычу диких животных подчиненному лицу. Представленными доказательствами в судебном заседании установлено, что он не имел реальной возможности выполнить решения Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 03.08.2018 № 53 и от 29.09.2018 № 53 « О регулировании численности охотничьих ресурсов» из-за отсутствия на территории охотхозяйства численности особей кабана в минимальном количестве, как указано в решении.
Вышеизложенным опровергаются доводы представителя Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области в части бездействия директора некоммерческого партнерства «Общество охотников и рыболовов «Чичатское» Бацаева С.А., не принятие им мер к исполнению решений Министерства.
При таких обстоятельствах прихожу к выводу, что в действиях должностного лица отсутствует субъективная и объективная стороны правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а следовательно отсутствует состав вмененного правонарушения.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Учитывая, что административным органом не представлено однозначных допустимых доказательств виновности Бацаева С.А. в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.37 КоАП РФ, прихожу к выводу, что оспариваемое постановление подлежит отмене с прекращением производства по делу на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с отсутствием состава правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
Жалобу Бацаева С.А. на постановление заместителя начальника отдела государственного охотничьего надзора управления охотопользования и охраны охотничьих ресурсов Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области Галкина Д.Н. от 27 марта 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 ст.8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, удовлетворить.
Постановление заместителя начальника отдела государственного охотничьего надзора управления охотопользования и охраны охотничьих ресурсов Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области Галкина Д.Н. от 27 марта 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 ст.8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Бацаева С.А. отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано Тверской областной суд в порядке ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в порядке и сроки указанные статьями 30.2 - 30.8 настоящего Кодекса.
Судья Бельского районного суда В.К. Теплякова
Дело №12-183/2019
РЕШЕНИЕ
г. Белый 29 июля 2019 года.
Судья Бельского районного суда Тверской области В.К. Теплякова,
с участием привлекаемого к административной ответственности должностного лица директора НП «Общество охотников и рыболовов «Чичатское»» Бацаева С.А., его представителя по доверенности Григорьева В.В.,
представителя Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области по доверенности Павленко А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Бацаева С.А. на постановление заместителя начальника отдела государственного охотничьего надзора управления охотопользования и охраны охотничьих ресурсов Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области Галкина Д.Н. от 27.03.2019 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.37 ч.3 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении директора НП «Общество охотников и рыболовов «Чичатское»» Бацаева С.А.,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением заместителя начальника отдела государственного охотничьего надзора управления охотопользования и охраны охотничьих ресурсов Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области Галкиным Д.Н. от 27.03.2019 года директор НП «Общество охотников и рыболовов «Чичатское»» Бацаев С.А признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде штрафа 3000 рублей.
С вынесенным постановлением Бацаев С.А. не согласился, подал жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, указал, что протокол об административном правонарушении составлен в отношении него как директора НП «Общество охотников и рыболовов «Чичатское»», в то время когда он уже не являлся должностным лицом, о чем он поставил в известность Павленко А.Н., составляющего протокол об административном правонарушении. Он не являлся должностным лицом ни на момент составления протокола об административном правонарушении, ни на момент вынесения постановления заместителем начальника отдела государственного охотничьего надзора управления охотопользования и охраны охотничьих ресурсов Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области Галкиным Д.Н. 27.03.2019 года. Также он просит судью учесть, что принимая решение о проведении мероприятий по регулированию численности кабана в количестве 25 особей Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области не была учтена реальная численность диких животных, о чем он сообщал в Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области. Этот факт подтверждает государственный инспектор ГКУ ТО ФИО1.. Документы были направлены в Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области.
Решением судьи Бельского районного суда Тверской области от 14 мая 2019 года постановление заместителя начальника отдела государственного охотничьего надзора управления охотопользования и охраны охотничьих ресурсов Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области Галкина Д.Н. от 27 марта 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 ст.8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Бацаева С.А. было отменено, дело об административном правонарушении в отношении Бацаева Сергея Анатольевича возвращено на новое рассмотрение заместителю начальника отдела государственного охотничьего надзора управления охотопользования и охраны охотничьих ресурсов Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области.
Решением судьи Тверского областного суда от 01 июля 2019 года решение судьи Бельского районного суда Тверской области от 14 мая 2019 года было отменено, дело направлено на новое рассмотрение судье Бельского районного суда Тверской области.
В настоящем судебном заседании директор НП «Общество охотников и рыболовов «Чичатское»» Бацаев С.А., его представитель по доверенности Григорьев В.В. поддержали доводы жалобы по изложенным в ней основаниям, пояснив при этом, что Бацаев С.А. освобожден от должности директора НП «Общество охотников и рыболовов «Чичатское»» с 31 января 2019 года. Протокол об административном правонарушении был составлен после увольнения. В августе 2018 года после получения решения Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области было установлено, что на территории НП «Общество охотников и рыболовов «Чичатское»» особей кабана нет, о чем были составлены соответствующие документы, которые были направлены в Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области. Решение о регулировании численности охотничьих ресурсов от 27.09.2018 года в НП «Общество охотников и рыболовов «Чичатское»» не получало. Бацаев С.А. не выдавал доверенность каким-либо лицам на получение разрешения на добычу кабана. Имеющиеся в материалах дела разрешения были переданы в НП «Общество охотников и рыболовов «Чичатское»» посторонним лицом. При этом доверенность на получение разрешений в материалах дела отсутствует. Бацаев С.А. полагает, что он незаконно привлечен к административной ответственности, просит отменить постановление и прекратить производство по делу об административном правонарушении.
Представитель Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области по доверенности Павленко А.Н. в судебном заседании пояснил, что все правовые акты, принятые Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области размещены на сайте Министерства. Охотопользователи обязаны самостоятельно отслеживать данную информацию. О принятии решений №53 от 03.08.2018 года и №65 от 27.09.2019 года «О регулировании численности кабана на территории НП «Общество охотников и рыболовов «Чичатское»» директор Бацаев С.А. был проинформирован через государственного инспектора Тверской области в области охраны окружающей среды ФИО1.. Однако должностное лицо Бацаев С.А. не принял меры к исполнению обязательного для него решения Министерства, за что и был привлечен к административной ответственности.
Выслушав Бацаева С.А., его представителя по доверенности Григорьева В.В., представителя Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области Павленко А.Н., изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Прекращение трудовых отношений с руководителем предприятия, осуществлявшим организационно-распорядительные функции, не исключает возможности возбуждения производства по делу об административном правонарушении в отношении этого лица и привлечения его к административной ответственности, так как правонарушение было допущено им в период исполнения служебных обязанностей.
Таким образом, поскольку Бацаев С.А. в августе – октябре 2018 года являлся директором НП «Общество охотников и рыболовов «Чичатское»», то он может быть привлечен к административной ответственности как должностное лицо вне зависимости от того, что к моменту возбуждения дела утратил статус руководителя предприятия и перестал осуществлять организационно-распорядительные функции.
Согласно части 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил пользования объектами животного мира, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 2 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой; на должностных лиц - от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, характеризуется противоправным действием (бездействием), которое выражается в нарушении правил пользования объектами животного мира, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 2 указанной статьи.
Субъективная сторона правонарушения - вина в форме умысла или неосторожности.
Как следует из материалов дела, 05 февраля 2019 года государственным инспектором Тверской области в области охраны окружающей среды в отношении директора НП «Общество охотников и рыболовов «Чичатское»» Бацаева С.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно данному протоколу Бацаев С.А., являясь директором НП «Общество охотников и рыболовов «Чичатское»» в соответствии с приказом о назначении на должность от 02 ноября 2009 г., осуществляя пользование животным миром на территории Бельского района Тверской области в границах охотничьих угодий, определенных в пункте 2.2 заключенного обществом охотхозяйственного соглашения от 28 июля 2011 г. N 25, не выполнил мероприятия по регулированию численности кабана до установленной нормы.
Постановлением заместителя начальника отдела государственного охотничьего надзора управления охотопользования и охраны охотничьих ресурсов Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 27.03.2019 года за совершение данных действий директор НП «Общество охотников и рыболовов «Чичатское»» Бацаев С.А. привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении подлежит выяснению виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу ст. 27 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" в целях охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека, предохранения от заболеваний сельскохозяйственных и других домашних животных, предотвращения нанесения ущерба народному хозяйству, животному миру и среде его обитания осуществляются меры по регулированию численности отдельных объектов животного мира.
Основанием для принятия решения о регулировании численности охотничьих ресурсов является превышение показателей максимальной численности охотничьих ресурсов и (или) угроза возникновения и распространения болезней охотничьих ресурсов, нанесения ущерба здоровью граждан, объектам животного мира и среде их обитания.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 48 этого же федерального закона регулирование численности охотничьих ресурсов осуществляется в целях поддержания численности охотничьих ресурсов, предотвращения возникновения и распространения болезней охотничьих ресурсов, нанесения ущерба здоровью граждан, объектам животного мира и среде их обитания. Регулирование численности охотничьих ресурсов осуществляется на основании решений органов государственной власти в пределах их полномочий. В таких решениях содержатся сведения о видах, поле, возрасте охотничьих ресурсов, численность которых регулируется, сроках и способах такого регулирования, об орудиях охоты, применяемых при регулировании численности охотничьих ресурсов.
Положения статьи 48 детализируют более общие нормы ст. 27 ФЗ "О животном мире", определяющей цели осуществления мер по регулированию численности отдельных объектов животного мира. Регулирование численности отдельных объектов животного мира должно осуществляться способами, исключающими причинение вреда объектам животного мира. Частями 2, 3 настоящей статьи определяются субъекты, осуществляющие регулирование численности охотничьих ресурсов, требования к содержанию решения о необходимом регулировании численности, а также основания для принятия такого решения. Форма и порядок принятия решений о регулировании численности охотничьих ресурсов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минсельхоза РФ от 20.01.2009 N 23 утвержден Порядок регулирования численности объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, в соответствии с которым решение о целесообразности проведения мероприятий по изъятию охотничьих животных принимается специально уполномоченными государственными органами не позднее чем через тридцать календарных дней после поступления сведений, обосновывающих целесообразность регулирования численности охотничьих животных.
Регулирование численности охотничьих животных осуществляется по письменным разрешениям на регулирование численности охотничьих животных, оформляемым по установленному образцу и выдаваемым специально уполномоченными государственными органами.
Нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативы численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях установлены приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 апреля 2010 г. N 138.
Решением Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 03.08.2018 № 53 на некоммерческое партнерство «Общество охотников и рыболовов «Чичатское» была возложена обязанность регулирования численности кабана. В соответствии с данным Решением НП ООиР «Чичатское» в период с 03.08.2018 года по 03.09.2018 года было обязано провести мероприятия по регулированию численности кабана и снизить его численность на 25 особей. Поскольку решение не было исполнено, Министерством было принято Решение о регулировании численности кабана от 27.09.2019 №65, в соответствии с которым НП ООиР «Чичатское» в период с 29.09.2018 по 28.10.2018 было обязано снизить численность кабана путем проведения мероприятий по регулированию численности кабана на 25 особей.
Часть 4 ст.48 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" устанавливает перечень субъектов, осуществляющих регулирование численности охотничьих ресурсов в закрепленных охотничьих угодьях. К ним относятся охотпользователи - юридические лица и индивидуальные предприниматели, заключившие охотхозяйственные соглашения.
Согласно обжалуемого постановления от 27.03.2019г. вина должностного лица Бацаева С.А. заключается в том, что у него имелась реальная возможность для соблюдения требований законов, но им не были предприняты все зависящие от него меры, направленные на выполнение Правил пользования объектами животного мира.
С данными выводами должностного лица согласиться нельзя.
Согласно части 2 статьи 1.5 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Бремя доказывания вины лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, лежит на должностном лице, либо на административном органе, возбудившем это дело.
В силу ст. 26.11 КоАП РФ никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В настоящем судебном заседании в качестве свидетелей допрошены егеря некоммерческого партнерства «Общество охотников и рыболовов «Чичатское» ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, которые пояснили, что в августе 2018 года от Бацаева С.А. узнали о проведении мероприятий по регулированию численности кабанов на территории охотхозяйства, получили задание установить местонахождение кабана. С этой целью ими были проверены все подкормочные площадки и поля, однако только на одном участке были обнаружены единичные следы кабана-одиночки.
Данное подтверждается и представленными в материалы дела об административном правонарушении служебными записками, актами о проведении осмотра подкормочных площадок для кабанов(л.д.48-63).
Работавший в указанный в решении старшим егерем ФИО2 в судебном заседании пояснил, что он получил от Бацаева С.А. два разрешения на добычу кабана на территории некоммерческого партнерства «Общество охотников и рыболовов «Чичатское» в октябре 2018 года. Им были приняты меры к обнаружению и отстрелу диких животных, однако особей кабана он не обнаружил, разрешения возвратил директору. От других егерей ему известно, что на других участках также отсутствует кабан.
Отсутствие необходимой для добычи с целью регулирования численности кабана на территории некоммерческого партнерства «Общество охотников и рыболовов «Чичатское» в судебном заседании подтвердил государственный инспектор Тверской области в области охраны окружающий среды ФИО1, допрошенный в качестве свидетеля. Свидетель пояснил, что по заявлению Бацаева С.А. об отсутствии на территории охотхозяйства особей кабана, он по поручению Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области в августе 2018 года провел обследование подкормочных площадок и полей на наличие кабана. В ходе данной проверки не установлено присутствия данного вида диких животных, о чем был составлен акт, который был направлен в Министерство. Тем не менее, 28 сентября 2018 года Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области приняло повторное решение о регулировании численности кабана на территории некоммерческого партнерства «Общество охотников и рыболовов «Чичатское» в том же объёме, как и в августе 2018 года. НП «Общество охотников и рыболовов «Чичатское» получило пять разрешений на добычу кабана, о чем Бацаев С.А. сообщил ему. Разрешения были им были зарегистрированы в журнале учета выдачи разрешений.
В силу требований ст.ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Бацаев С.А., при составлении в отношении него протокола об административном правонарушении, категорически отрицал наличие на территории НП ООиР «Чичатское» указанного количества кабанов, как указано в решениях Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 03.08.2018 № 53, от 27.09.2019 №65. Им были представлена в Министерство информация об отсутствии кабана и документы, подтверждающие эту информацию. Факт получения информации подтверждается регистрационно-контрольной формой входящего документа. По данной информации была проведена проверка государственным инспектором Тверской области в области охраны окружающей среды ФИО1, составлен акт от 17 августа 2018г., из которого следует, что на закрепленной территории за НП ООиР «Чичатское» отсутствуют следы кабана.
Судья оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Принимая во внимание показания допрошенных в настоящем судебном заседании свидетелей, судья учитывает, что они последовательны, логичны, согласуются между собой и письменными материалами дела об административном правонарушении.
При вышеизложенных обстоятельствах прихожу к выводу, что директор некоммерческого партнерства «Общество охотников и рыболовов «Чичатское» Бацаев С.А. предпринял все зависящие от него меры, направленные на выполнение Правил пользования объектами животного мира, а именно: дал указание егерям охотхозяйства установить места нахождения кабана; уведомил Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области об отсутствии данного вида животных на территории охотхозяйства; обеспечил должностным лицам Министерства проведение проверки по данной информации; выдал разрешение на добычу диких животных подчиненному лицу. Представленными доказательствами в судебном заседании установлено, что он не имел реальной возможности выполнить решения Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 03.08.2018 № 53 и от 29.09.2018 № 53 « О регулировании численности охотничьих ресурсов» из-за отсутствия на территории охотхозяйства численности особей кабана в минимальном количестве, как указано в решении.
Вышеизложенным опровергаются доводы представителя Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области в части бездействия директора некоммерческого партнерства «Общество охотников и рыболовов «Чичатское» Бацаева С.А., не принятие им мер к исполнению решений Министерства.
При таких обстоятельствах прихожу к выводу, что в действиях должностного лица отсутствует субъективная и объективная стороны правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а следовательно отсутствует состав вмененного правонарушения.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Учитывая, что административным органом не представлено однозначных допустимых доказательств виновности Бацаева С.А. в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.37 КоАП РФ, прихожу к выводу, что оспариваемое постановление подлежит отмене с прекращением производства по делу на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с отсутствием состава правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
Жалобу Бацаева С.А. на постановление заместителя начальника отдела государственного охотничьего надзора управления охотопользования и охраны охотничьих ресурсов Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области Галкина Д.Н. от 27 марта 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 ст.8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, удовлетворить.
Постановление заместителя начальника отдела государственного охотничьего надзора управления охотопользования и охраны охотничьих ресурсов Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области Галкина Д.Н. от 27 марта 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 ст.8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Бацаева С.А. отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано Тверской областной суд в порядке ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в порядке и сроки указанные статьями 30.2 - 30.8 настоящего Кодекса.
Судья Бельского районного суда В.К. Теплякова