Дело № 5-54/2023 К О П И Я
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
о назначении административного наказания
Томская область, Верхнекетский район,
р. п. Белый Яр 11 июля 2023 года
Судья Верхнекетского районного суда Томской области Юрастова Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в отношении
Козлова Сергея Сергеевича, <данные изъяты>, |
У С Т А Н О В И Л:
Козлов С.С., являющийся мастером погрузки ООО «СеверЛес», привлек к осуществлению трудовой деятельности в качестве крановщика гражданина Республики Узбекистан А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, при наличии у того патента 70 № с указанием профессии «рамщик», который на момент проведения сотрудниками ОМВД России по Верхнекетскому району УМВД России по Томской области проверочных мероприятий в рамках комплексной оперативно-профилактической операции «Нелегал-2023» 23 июня 2023 года в 11 часов 40 минут на территории по переработке древесины, принадлежащей ООО «СеверЛес», расположенной по адресу: Томская область, Верхнекетский район, р.п. Белый Яр, ул. Таежная, 1д, управлял подъемным краном, перемещая доски, то есть осуществлял трудовую деятельность по профессии (специальности), не указанной в патенте.
Таким образом, Козлов С.С. нарушил требования п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», тем самым совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Козлов С.С., надлежаще извещенный о времени, дате и месте рассмотрения дела, в суд не явился, ходатайств об отложении рассмотрения дела от него не поступило, в связи с чем судья в соответствии с положениями ст. 25.4 КоАП РФ счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Исследовав письменные материалы дела и оценив представленные доказательства, судья приходит к следующему.
Как установлено ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ, привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Согласно примечанию к ст. 18.15 КоАП РФ в целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, особенности их трудоустройства и трудовой деятельности на территории Российской Федерации и возникающие в этой связи обязанности работодателя определены Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ).
В соответствии с ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.
Разрешением на работу, согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ, является документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, и других категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности; патентом - документ, подтверждающий в соответствии с настоящим Федеральным законом право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением отдельных категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности.
Факт совершения Козловым С.С. административного правонарушения подтверждается совокупностью следующих доказательств:
- протоколом об административном правонарушении серии № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что 23 июня 2023 года в 11 часов 40 минут в ходе проверочных мероприятий по адресу: Томская область, Верхнекетский район, р.п. Белый Яр, ул. Таежная, 1д, на территории по переработке древесины, принадлежащей ООО «СеверЛес», установлено, что гражданин Республики Узбекистан А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, осуществлял трудовую деятельность в ООО «СеверЛес» в качестве крановщика при наличии у него патента №, в котором указана профессия «рамщик», то есть работал по профессии (специальности), не указанной в патенте. Должностное лицо - мастер погрузки ООО «СеверЛес», своим действием (бездействием) нарушил требования п. 4.2 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ, тем самым совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ. В соответствующей графе протокола Козлов С.С. собственноручно указал, что с правонарушением согласен (л.д. 1);
- объяснением Козлова С.С., указавшего, что он является мастером погрузки ООО «СеверЛес». Промышленная территория по приему и отгрузке древесины и осуществлению коммерческой деятельности расположена по адресу: р.п. Белый Яр, ул. Таежная, 1д. В его трудовые обязанности входит общее руководство процессом погрузки, в должность вступил ДД.ММ.ГГГГ, поэтому не имеет нужного опыта и знаний. 23 июня 2023 года он сказал гражданину Узбекистана А., чтобы тот управлял краном; о том, что эта специальность не указана у того в патенте, не знал. С нарушением согласен (л.д. 2);
- копией рапорта инспектора по ОП ОИК УВМ УМВД России по Томской области Б. от 23 июня 2023 года о том, что 23 июня 2023 года в ходе проведения проверочных мероприятий в рамках КОПО «Нелегал-2023» на территории Верхнекетского района Томской области было выявлено нарушение миграционного законодательства. Гражданин Республики Узбекистан А. по адресу: Томская область, Верхнекетский район, р.п. Белый Яр, ул. Таежная, 1д, осуществлял трудовую деятельность в качестве крановщика при наличии патента с указанием профессии «рамщик» (л.д. 3);
- копией объяснения А. с приложением фотографии, в котором он указал, что прибыл на территорию Российской Федерации с целью работы. При проверке его сотрудниками миграционного учета 23 июня 2023 года осуществлял трудовую деятельность по адресу р.п. Белый Яр, ул. Таежная, 1д, на промышленной территории ООО «СеверЛес» в качестве крановщика (управлял подъемным краном, перемещая доски), при наличии патента, в котором указана профессия «рамщик». Данную работу выполнял впервые (л.д. 4);
- копией патента № на имя А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в котором указана профессия «рамщик», территория действия патента – Томская область (л.д. 6);
- копией постановления от ДД.ММ.ГГГГ в отношении А. о признании его виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.10 КоАП РФ, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей;
- копией приказа генерального директора ООО «СеверЛес» от ДД.ММ.ГГГГ № о переводе Козлова С.С. с должности рамщика на должность мастера погрузки (л.д. 7).
Оценив приведенные доказательства в соответствии с положениями ст. 26.11 КоАП РФ, судья пришел к выводу о том, что они относимы, допустимы, достоверны, получены с соблюдением требований закона, согласуются между собой, достаточны для разрешения дела, в своей совокупности устанавливают одни и те же факты, подтверждающие виновность Козлова С.С. в совершении административного правонарушения.
Действия Козлова С.С. судья квалифицирует по ч. 1 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности).
При назначении наказания судья учитывает конкретные обстоятельства дела и характер совершенного административного правонарушения, данные о личности Козлова С.С., который к административной ответственности за совершение аналогичных правонарушений ранее не привлекался, иного материалы дела не содержат и судье не представлено, его имущественное положение, наличие смягчающего и отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Правонарушение, совершенное Козловым С.С., малозначительным не является ввиду важности охраняемых отношений, поскольку одной из целей контроля в сфере трудовой деятельности иностранных граждан является миграционный учет и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации, а также защита иных национальных интересов Российской Федерации, в том числе экономических и социальных.
В силу ч. 1 ст. 4.1.1. КоАП РФ за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений указанных норм, обязанность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением предусмотрена при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае не следует, что имеются условия, предусмотренные ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, в части такого обстоятельства как отсутствие возникновения угрозы причинения вреда неопределенному кругу лиц и безопасности государства ввиду ненадлежащего исполнения гражданином публично-правовых обязанностей, возложенных на него требованиями миграционного законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения между иностранными гражданами с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие, в частности, в связи с осуществлением иностранными гражданами на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности и необходимостью осуществления федерального государственного контроля (надзора) за трудовой деятельностью иностранных работников на территории Российской Федерации с целью регулирования процессов внешней трудовой миграции.
Привлечение к трудовой деятельности в качестве крановщика иностранного гражданина без патента на право осуществления указанной трудовой деятельности на территории Российской Федерации могло привести к возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, доказательств обратного не представлено.
Таким образом, с учетом характера создаваемой совершенным правонарушением угрозы охраняемым интересам, необходимых условий, приведенных в ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, для применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ не имеется.
Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность Козлова С.С. в соответствии с п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ, судья признает его раскаяние в содеянном, признание вины.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, в соответствии со ст. 4.3 КоАП РФ судьей не установлено.
Вместе с тем, в соответствии с требованиями ст. ст. 24.1, 26.1, 26.11 КоАП РФ в целях проверки вопроса об объеме полномочий Козлова С.С. и возможности их выполнения, имеющего в рассматриваемом случае правовое значение для установления его виновности в совершении вмененного правонарушения, судья приходит к следующему выводу.
Должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст. 2.4 КоАП РФ).
В силу примечания к статье 2.4 КоАП РФ совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Таким образом, по делу необходимо выяснить, является ли Козлов С.С. должностным лицом, то есть выполняет ли он организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.
Так, из должностной инструкции мастера погрузки, утвержденной генеральным директором ООО «СеверЛес» ДД.ММ.ГГГГ, следует, что в обязанности Козлова С.С. не входит решение кадровых вопросов, прием на работу и увольнение работников, кадровые перестановки.
Исходя из представленной должностной инструкции, Козлов С.С., являясь мастером погрузки, какими-либо организационно-распорядительными полномочиями не обладал, административно-хозяйственных функций не выполнял. Решение Козлова С.С. о привлечении А. к работе на кране является его личной инициативой. Иного в материалы дела не представлено.
При указанных обстоятельствах, судья приходит к выводу о том, что Козлов С.С. не является должностным лицом, так как являясь мастером погрузки в ООО «СеверЛес», он не выполнял организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, как это необходимо по смыслу ст. 2.4 КоАП РФ.
Поскольку санкция ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ предусматривает ответственность, в том числе для граждан, к которым относится Козлов С.С., он является субъектом указанного административного правонарушения, в связи с чем в его действиях имеется состав административного правонарушения.
Учитывая, что минимальный размер административного штрафа, предусмотренного ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ, для физических лиц составляет 2 000 рублей, а также принимая во внимание отсутствие каких-либо исключительных обстоятельств, связанных, в том числе, с личностью и имущественным положением Козлова С.С., оснований для снижения в соответствии с ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ назначенного наказания ниже низшего предела, установленного санкцией статьи, судьей не установлено.
С учетом фактических обстоятельств административного правонарушения, судья полагает возможным назначить Козлову С.С. административное наказание в виде административного штрафа в размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ для граждан.
Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л :
Признать Козлова Сергея Сергеевича виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 (три тысячи) рублей.
Постановление может быть обжаловано в Томский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Сумма административного штрафа вносится или переводится лицом, привлеченным к административной ответственности, Козловым С.С., паспорт гражданина Российской Федерации серия №, по следующим реквизитам: Наименование получателя платежа: УФК по Томской области (УМВД России по Томской области), ИНН 7018016237, КПП 701701001, р/счет 03100643000000016500, банк получателя Отделение Томск Банка России//УФК по Томской области, г. Томск, БИК 016902004, кор./счет 40102810245370000058, КБК 18811601181019000140, ОКТМО: 69616000, УИН 18880470230060003886, наименование платежа: административный штраф.
Разъяснить Козлову С.С., что в силу ч. 1 ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Копию квитанции об уплате административного штрафа необходимо представить в Верхнекетский районный суд Томской области по адресу: р. п. Белый Яр, Верхнекетского района Томской области, ул. Гагарина, д. 51.
Судья (подписано) Е.В. Юрастова
Копия верна
Судья Е.В. Юрастова
Оригинал постановления находится в деле № 5-54/2023 в Верхнекетском районном суде Томской области.
70RS0013-01-2023-000293-94
На момент размещения на сайт не вступило в законную силу.