Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-612/2023 ~ М-447/2023 от 19.04.2023

Копия

                                                                                          Дело № 2-612/2023

                                                                        УИД 16RS0035-01-2023-000547-98

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

18 мая 2023 года                                                                            г. Азнакаево РТ

Азнакаевский городской суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи                                                          Ткачева Д.Г.,

при секретаре                                                                                   Валеевой Л.Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Азнакаевского городского прокурора РТ, действующего в интересах Гумеров Р.Ф., к НО «Государственный жилищный фонд при Президенте РТ» о предоставлении жилого помещения,

                                                 У С Т А Н О В И Л:

         Азнакаевский городской прокурор Республики Татарстан, действующий в интересах Гумеров Р.Ф., обратился в суд с исковым заявлением к НО «Государственный жилищный фонд при Президенте РТ» о предоставлении жилого помещения.

        В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан Гумерову Р.Ф. выдан сертификат о выделении субсидии на приобретение жилья. ДД.ММ.ГГГГ Гумеровым Р.Ф. и специализированная некоммерческая организация - НО «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» заключили договор социальной ипотеки (договор участия гражданина в «выборе будущей собственной квартиры» с целью получения права ее использования, и паенокапления в целях получения в собственность). В пункте 1.1. Договора указано, что договор составлен и подписан участниками договора во исполнение нормативных актов, регулирующих отношения по республиканской государственной поддержке в улучшении жилищных условий нуждающихся Граждан, вставших, па учет по социальной ипотеке. Настоящий договор предоставляет Гражданину право выбора, право «использования», и возможность получения права собственности на проинвестированную специализированной некоммерческой организацией «будущую собственную квартиру». Пунктом 1.2. Договора установлено, что республиканские нормативные акты, регулирующие предоставление государственной поддержки (социальную ипотеку), в том числе акты, содержащие условие о распространении на возникшие ранее отношения (имеют обратную силу), обязательны для исполнения участниками договора и являются неотъемлемой частью настоящего договора. В пункте 3.4.6. Договора закреплена обязанность Фонда, предусматривающая исполнение условий государственной поддержки, содержащиеся в нормативных актах Республики Татарстан, указанных в пункте 1.2. настоящего договора. Из приложения к вышеуказанному Договору - примерного графика внесения сумма задатка, обеспечивающего приобретение «права оформления в собственность» выбранной «будущей собственной квартиры» следует, что Гумеров Р.Ф. выбрал квартиру площадью 38,47 кв.м. Начальная стоимость квадратного метра жилого помещения составляет 28 150 рублей, сверхнормативная стоимость - 28 150 рублей. Площадь сверх норматива составляет 5,47 кв.м. Первоначальный взнос: накопленная сумма задатков на право оформления будущей собственной квартиры в собственность составила 928 950 рублей, выкупленная площадь - 33 кв.м., невыкупленная площадь - 6,6 кв.м. Постановлением руководителя Исполнительного комитета города Азнакаево Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу из-за аварийного технического состояния его несущих строительных конструкций, а именно перекрытия и каркаса, характеризующееся их несоответствием требованиям механической прочности, долговечности и безопасности, которые могут привести к потере прочности и внезапному обрушению несущего каркаса здания. Кроме того, решением Арбитражного суда Республики Татарстан по Делу № А65-5561/2021 от ДД.ММ.ГГГГ (дата объявления резолютивной части ДД.ММ.ГГГГ) многоквартирный жилой дом , расположенный по адресу: <адрес>, признан построенным ненадлежащего качества. Согласно экспертному заключению ООО «ЦАЛЭСК» от ДД.ММ.ГГГГ, назначенному Арбитражным судом Республики Татарстан, работы по строительству вышеуказанного дома не соответствуют условиям договора от ДД.ММ.ГГГГ и нормативным требованиям по проектированию и строительству конструкций жилых зданий. Согласно выводам экспертного заключения по результатам обследования и проверочного расчета конструкций железобетонного монолитного каркаса здания техническое состояние плит перекрытия и каркаса в целом оценивается как аварийное и восстановлению не подлежит. Требуется срочное применение противоаварийных мероприятий: немедленная разгрузка конструкций, устройство временных креплений, стоек, подпорок, ограждений опасной зоны. Многоквартирный жилой дом, в котором расположено спорное жилое помещение Гумерова Р.Ф., признан аварийным, не соответствует установленным законом требованиям, а значит конституционные права Гумерова Р.Ф., как ребенка, оставшегося без попечения родителей, на жилище не реализованы, из чего следует, что Фондом обязанность по предоставлению заявителю жилого помещения, пригодного для проживания, отвечающих требованиям законодательства, не исполнена. Просит обязать специализированную некоммерческую организацию - НО «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» предоставить Гумеров Р.Ф. благоустроенное жилое помещение, площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям в течение 2 (двух) месяцев после вынесения решения суда.

         Представитель истца – Гарипов А.А. в судебном заседании исковое заявление поддержал.

         Представитель ответчика - НО «Государственный жилищный фонд при Президенте РТ», надлежаще извещенный о дате судебного заседания, на суд не явился, мнения по иску не представил, о причине неявки и ее уважительности не сообщил, не просил дело рассмотреть в их отсутствие и судом принято решение о рассмотрении дела в порядке заочного производства.

Представитель третьего лица - Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ на судебное заседание не явился, представил отзыв на иск, просил иск оставить без удовлетворения.

         Выслушав участника процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

         Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

        Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21.12.1996    №    159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

          Абзацем 1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, возложена обязанность по однократному предоставлению благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

        В соответствии с частью 2 статьи 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

       Судом установлено, что Азнакаевской городской прокуратурой проведена проверка исполнения жилищного законодательства в сфере обеспечения жилыми помещениями лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и в отношении Гумерова Р.Ф.

        28.09.2012 Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан Гумерову Р.Ф. выдан сертификат о выделении субсидии на приобретение жилья.

       ДД.ММ.ГГГГ Гумеровым Р.Ф. и специализированная некоммерческая организация - НО «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» заключили договор социальной ипотеки (договор участия гражданина в «выборе будущей собственной квартиры» с целью получения права ее использования, и паенокапления в целях получения в собственность).

        В пункте 1.1. Договора указано, что договор составлен и подписан участниками договора во исполнение нормативных актов, регулирующих отношения по республиканской государственной поддержке в улучшении жилищных условий нуждающихся Граждан, вставших, па учет по социальной ипотеке. Настоящий договор предоставляет Гражданину право выбора, право «использования», и возможность получения права собственности на проинвестированную специализированной некоммерческой организацией «будущую собственную квартиру».

         Пунктом 1.2. Договора установлено, что республиканские нормативные акты, регулирующие предоставление государственной поддержки (социальную ипотеку), в том числе акты, содержащие условие о распространении на возникшие ранее отношения (имеют обратную силу), обязательны для исполнения участниками договора и являются неотъемлемой частью настоящего договора.

         В пункте 3.4.6. Договора закреплена обязанность Фонда, предусматривающая исполнение условий государственной поддержки, содержащиеся в нормативных актах Республики Татарстан, указанных в пункте 1.2. настоящего договора.

         Из приложения к вышеуказанному Договору - примерного графика внесения сумма задатка, обеспечивающего приобретение «права оформления в собственность» выбранной «будущей собственной квартиры» следует, что Гумеров Р.Ф. выбрал квартиру площадью 38,47 кв.м. Начальная стоимость квадратного метра жилого помещения составляет 28 150 рублей, сверхнормативная стоимость - 28 150 рублей. Площадь сверх норматива составляет 5,47 кв.м. Первоначальный взнос: накопленная сумма задатков на право оформления будущей собственной квартиры в собственность составила 928 950 рублей, выкупленная площадь - 33 кв.м., невыкупленная площадь - 6,6 кв.м.

         Постановлением руководителя Исполнительного комитета города Азнакаево Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу из-за аварийного технического состояния его несущих строительных конструкций, а именно перекрытия и каркаса, характеризующееся их несоответствием требованиям механической прочности, долговечности и безопасности, которые могут привести к потере прочности и внезапному обрушению несущего каркаса здания.

          Кроме того, решением Арбитражного суда Республики Татарстан по Делу № А65-5561/2021 от ДД.ММ.ГГГГ (дата объявления резолютивной части ДД.ММ.ГГГГ) многоквартирный жилой дом , расположенный по адресу: <адрес>, признан построенным ненадлежащего качества.

         Согласно экспертному заключению ООО «ЦАЛЭСК» от ДД.ММ.ГГГГ, назначенному Арбитражным судом Республики Татарстан, работы по строительству вышеуказанного дома не соответствуют условиям договора /ф от ДД.ММ.ГГГГ и нормативным требованиям по проектированию и строительству конструкций жилых зданий.

        Согласно выводам экспертного заключения по результатам обследования и проверочного расчета конструкций железобетонного монолитного каркаса здания техническое состояние плит перекрытия и каркаса в целом оценивается как аварийное и восстановлению не подлежит. Требуется срочное применение противоаварийных мероприятий: немедленная разгрузка конструкций, устройство временных креплений, стоек, подпорок, ограждений опасной зоны.

        Многоквартирный жилой дом, в котором расположено спорное жилое помещение Гумерова Р.Ф., признан аварийным, не соответствует установленным законом требованиям, а значит конституционные права Гумерова Р.Ф., как ребенка, оставшегося без попечения родителей, на жилище не реализованы, из чего следует, что Фондом обязанность по предоставлению заявителю жилого помещения, пригодного для проживания, отвечающих требованиям законодательства, не исполнена.

        В Республике Татарстан 08.12.2004 принят Закон № 63-3PT «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» (ред. от 20.07.2012), устанавливающий меры социальной поддержки отдельных категорий населения в Республике Taтapcтан.

       Действие настоящего Закона распространяется на граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Татарстан, относящихся к категориям, указанным в статье 2 настоящего Закона (статья 1 Закона № 63-3PT).

       Согласно части 1 статьи 2 Закона № 63-3PT меры государственной адресной социальной поддержки в порядке, предусмотренном законодательством Республики Татарстан, устанавливаются в том числе детям-сиротам; детям, оставшимся без попечения родителей; лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

         В соответствии с частью 5 статьи 8 Закона № 63-3PT дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

        Порядок предоставления жилых помещений и дополнительных гарантий на имущество и жилое помещение данной категории граждан устанавливается Кабинетом Министров Республики Татарстан.

        В пункте 5 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 18.12.2007 № 732 (ред. от 20.12.2011, действующем на момент выдачи сертификата Гумерову Р.Ф.) «О дополнительных мерах по обеспечению жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения» установлено, что мероприятия по обеспечению жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения, осуществляются специализированной организацией, определяемой в соответствии е Законом Республики Татарстан от 27.12.2004 № 69-ЗРТ «О государственной поддержке жилищного строительства в Республике Татарстан».

         Настоящий Закон направлен на реализацию конституционного права граждан на жилище, объединение усилий государственных органов, органов местного самоуправления и организаций всех форм собственности но развитию жилищного строительства и формирование рынка доступного жилья в Республике Татарстан.

         Правовую основу настоящего Закона составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Конституция Республики Татарстан, законы и иные нормативные правовые акты Республики Татарстан (статья 2 Закона № 69-ЗРТ).

        Жилищные права граждан охраняются Конституцией Российской Федерации, согласно которым каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

         Государственная поддержка развития жилищного строительства к Республике Татарстан осуществляется на основе принципов доступности, обеспечения содействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в Республике Татарстан реализации жителями Республики Татарстан конституционного права на жилище, платности, срочности, возвратности, адресности государственной поддержки с учетом доходов граждан, обеспечения защиты прав граждан и инвесторов (статья 4 Закона № 69-ЗРТ).

         Специализированные организации - республиканские некоммерческие организации или органы, созданные или уполномоченные Президентом Республики Татарстан в соответствии с настоящим Законом в целях его непосредственной реализации.

        Фонд имеет Устав, согласно которому ПО «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» является не имеющей членства некоммерческой организацией, созданной в форме фонда, учрежденной Республикой Татарстан в лице Президента Республики Татарстан, не ставящей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не направляющая полученную прибыль учредителю.

         В статье 5 Устава закреплены и раскрыты предмет и цели деятельности Фонда, согласно которым предметом деятельности являются действия, направленные на обеспечение развития жилищного строительства в Республике Татарстан, в том числе реализация жилья на принципах социальной ипотеки, ипотечного кредитования граждан и юридических лиц, осуществляемые в соответствии с действующим законодательством и настоящим Уставом; целями деятельности - являются развитие жилищного строительства в Республике Татарстан и содействие в обеспечении реализации гражданами их конституционного права на жилище.

        Из вышеуказанных правовых норм следует, обязанностью Фонда являются содействие в реализации конституционных прав граждан на жилище, а до 2012 года включительно па Фонде лежала обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

           В пункте 10 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2020, содержится аналогичная правовая позиция, которая гласит, что предусмотренная законом обязанность по обеспечению детей- сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений не может быть признана исполненной надлежащим образом в случае предоставления жилых помещений, не отвечающих требованиям, предъявляемым к ним действующим законодательством.

    Учитывая обстоятельства дела, проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования Азнакаевского городского прокурора РТ являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

    Руководствуясь статьями 194, 196 – 199, 233 - 237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

исковое заявление Азнакаевского городского прокурора РТ, действующего в интересах Гумеров Р.Ф., к НО «Государственный жилищный фонд при Президенте РТ» о предоставлении жилого помещения удовлетворить.

           Обязать НО «Государственный жилищный фонд при Президенте РТ» предоставить Гумеров Р.Ф. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям в течение 2 (двух) месяцев после вынесения решения суда.

         Ответчик вправе подать в Азнакаевский городской суд Республики Татарстан заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан через Азнакаевский городской суд РТ в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

     Мотивированное заочное решение изготовлено 18 мая 2023 года.

Судья                                                 Д.Г.Ткачев

2-612/2023 ~ М-447/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Азнакаевский городской прокурор
Ответчики
НО "ГЖФ при Президенте РТ"
Другие
Гумеров Рамиль Федорович
Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ
Суд
Азнакаевский городской суд Республики Татарстан
Судья
Ткачев Дмитрий Геннадиевич
Дело на странице суда
aznakaevsky--tat.sudrf.ru
19.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.04.2023Передача материалов судье
21.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.05.2023Судебное заседание
18.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.05.2023Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
01.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.06.2023Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
13.06.2023Регистрация заявления об отмене заочного решения
27.06.2023Рассмотрение заявления об отмене заочного решения
07.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее