Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-6578/2024 от 16.04.2024

Судья Будаева Ю.В. гр. дело № 33-6578/2024

(№ 2-1834/2024) 63RS0031-01-2023-008207-17

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 мая 2024 г. г.о.Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего Головиной Е.А.

судей Левиной М.В., Осьмининой Ю.С.

при помощнике судьи Головачева Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации г.о. Тольятти Самарской области на решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 21.02.2024г., которым постановлено:

«Исковые требования Трофимовой Альбины Айратовны (паспорт серии выдан <адрес> ДД.ММ.ГГГГ), действующей в интересах несовершеннолетнего ребенка ФИО2 – удовлетворить частично.

Обязать Администрацию городского округа Тольятти (ИНН 6320001741) предоставить во внеочередном порядке семье в составе: Трофимова Альбина Айратовна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Трофимов Евгений Дмитриевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт серии выдан <адрес> ДД.ММ.ГГГГ) отдельное благоустроенное жилое помещение в границах городского округа Тольятти Самарской области, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, по договору социального найма, в пределах установленной нормы, действующей на момент предоставления жилого помещения, с учетом права на дополнительную площадь.».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Головиной Е.А., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Трофимова А.А., действующая в интересах несовершеннолетних детей ФИО3, ФИО2, обратилась в суд с иском к Администрации городского округа Тольятти о предоставлении жилого помещения, в обоснование исковых требований указав, что распоряжением заместителя Главы городского округа Тольятти № 5320-р/5 от 04.07.2019 года «О принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещения» с ДД.ММ.ГГГГ истец с составом семьи 4 человека, супруг – Трофимов Е.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении муниципального жилищного фонда, предоставляемом по договорам социального найма, на основании пункта 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Из данного распоряжения усматривается, что истец и члены ее семьи зарегистрированы в однокомнатной квартире, общей площадью 34,3 кв.м, по адресу: <адрес>, принадлежащей на праве собственности свекрови истца ФИО10, малоимущая семья, сын, ФИО2, ребенок-инвалид с заболеванием, входящим в Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения РФ от ДД.ММ.ГГГГ н, справка об инвалидности, серии МСЭ-2016 , выданная БСМЭ № 29 ФКУ ГБ МСЭ по Самарской области Минтруда России ДД.ММ.ГГГГ, инвалидность установлена на срок до ДД.ММ.ГГГГ, выписка из протокола решения врачебной комиссии ГБУЗ Самарской области «Тольяттинская городская клиническая поликлиника № 3» АПК № 5 от ДД.ММ.ГГГГ . ДД.ММ.ГГГГ Трофимову К.Е. выдана выписка из протокола решения врачебной комиссии ГБУЗ Самарской области «Тольяттинская городская клиническая поликлиника № 3» № 35/53, из которой следует, что у него заболевание (G 80), которое входит в перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими право на дополнительную жилую площадь, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.11.2012 года № 991н. 03.11.2023 года Трофимову К.Е. выдана выписка из протокола решения врачебной комиссии ГБУЗ Самарской области «Тольяттинская городская клиническая поликлиника № 3» № 35/53, из которой следует, что у него заболевание (G 40), которое входит в перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими право на дополнительную жилую площадь, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.11.2012 года № 987н. Жилого помещения, принадлежащего на праве собственности, у истца и членов ее семьи не имеется. В отношении лиц, являющихся инвалидами, вставших на учет после 01.01.2005 года, к которым относится Трофимов К.Е., действует порядок обеспечения жилыми помещениями, установленный Жилищным кодексом Российской Федерации, соответствующие меры социальной поддержки указанных лиц специальным законодательством к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации не отнесены. Реализация прав инвалидов из числа лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в соответствующем перечне, на получение вне очереди жилых помещений по договорам социального найма по основаниям, предусмотренным пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, относится к компетенции органов местного самоуправления. Непредоставлением истцу жилья нарушаются ее права.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, а также нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», просила обязать ответчика – администрацию городского округа Тольятти предоставить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в лице Трофимовой А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с составом семьи 4 человека: муж - Трофимов Е.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын ФИО3, года рождения, сын – ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения отдельное благоустроенное жилое помещение в границах городского округа <адрес>, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства во внеочередном порядке по договору социального найма, общей площадью не менее 60 кв.м, и с учетом права на дополнительную жилую площадь.

Судом первой инстанции постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

Не согласившись с указанным решением администрацией г.о. Тольятти Самарской области подана апелляционная жалоба на решение суда, в которой они просят решение отменить и принять новое решение, которым заявленные исковые требования оставить без удовлетворения.

Стороны и иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, о причине неявки судебной коллегии не сообщили.

Кроме того, информация о рассмотрении апелляционной жалобы в соответствии с положениями Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на официальном сайте Самарского областного суда в сети Интернет (http://oblsud.sam.sudrf.ru).

В связи с чем судебная коллегия, руководствуясь ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В силу ст. 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчиков, судебная коллегия приходит к следующему.

Признавая право каждого на жилище, статья 40 Конституции Российской Федерации возлагает на органы государственной власти и местного самоуправления создание условий для осуществления этого права и предусматривает возможность предоставления жилища малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в нем, бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ст. 6 Федерального закона РФ № 189 от 29 декабря 2004 года «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего

предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Частью 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В силу ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.

Судом первой инстанции установлено, что истец Трофимова А.А. является матерью ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Распоряжением заместителя Главы городского округа Тольятти № 5320-р/5 от 04.07.2019 года «О принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещения» с ДД.ММ.ГГГГ истец с составом семьи 4 человека, супруг – Трофимов Е.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении муниципального жилищного фонда, предоставляемом по договорам социального найма, на основании пункта 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Истец и члены ее семьи зарегистрированы в однокомнатной квартире, общей площадью 34,3 кв.м, по адресу: <адрес>, принадлежащей на праве собственности свекрови истца ФИО10, малоимущая семья, сын, ФИО2, ребенок-инвалид с заболеванием, входящим в Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения РФ от ДД.ММ.ГГГГ н, справка об инвалидности, серии МСЭ-2016 , выданная БСМЭ ФКУ ГБ МСЭ по <адрес> Минтруда России ДД.ММ.ГГГГ, инвалидность установлена на срок до ДД.ММ.ГГГГ, выписка из протокола решения врачебной комиссии ГБУЗ <адрес> «Тольяттинская городская клиническая поликлиника » АПК от ДД.ММ.ГГГГ .

Согласно выписке из истории развития ребенка ГБУЗ Самарской области «Тольяттинская городская клиническая поликлиника № 3» АПК № 5 ФИО2 наблюдается врачом-неврологом и врачом-эпилептологом с рождения, состоит на диспансерном учете с диагнозом: эпилепсия с адверсивными тоническими приступами. ДЦП. Гидроцефалия ассиметричная. Грубая задержка психо-речевого развития. С октября 2018 года имеет статус «инвалид детства». Ребенок непрерывно получает противосудорожную терапию, нуждается в постоянном контроле и уходе.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 выдана выписка из протокола решения врачебной комиссии ГБУЗ Самарской области «Тольяттинская городская клиническая поликлиника № 3» № 35/53, из которой следует, что у него заболевание (G 80), которое входит в перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими право на дополнительную жилую площадь, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.11.2012 года № 991н.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 выдана выписка из протокола решения врачебной комиссии ГБУЗ Самарской области «Тольяттинская городская клиническая поликлиника № 3» № 35/53, из которой следует, что у него заболевание (G 40), которое входит в перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими право на дополнительную жилую площадь, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.11.2012 года № 987н. Жилого помещения, принадлежащего на праве собственности, у истца и членов ее семьи не имеется.

В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет.

Между тем, для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.

Пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Кодекса перечне.

Положения данной нормы устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категорий граждан.

С учетом изложенного, суд пришел к выводу, что к такой категории граждан относится несовершеннолетний ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являющийся ребенком-инвалидом, нуждающийся в постоянном уходе и опеке, которые не могут быть обеспечены в случае его самостоятельного проживания.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно абз. 3 указанной статьи инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Положениями Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 14, 50), а также положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (ст. 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.

При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (ст. 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 5 ч. 1 ст. 55, ст. 60 и 61 Закона N 131-ФЗ).

Удовлетворяя исковые требования в полном объеме, суд первой инстанции, руководствуясь вышеуказанными нормами права, пришел к выводу, с которым соглашается судебная коллегия, что Трофимов К.Е. имеет право на предоставление жилого помещения вне очереди из муниципального жилищного фонда г.о. Тольятти, предоставляемого по договору социального найма, однако до настоящего времени жилое помещение из муниципального жилищного фонда не предоставлено, чем нарушаются его права.

Так, Трофимов К.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения зарегистрирован и проживает в однокомнатной квартире общей площадью 34,3 кв. м., на 9 этаже, расположенной по адресу: <адрес>. В данной квартире, которая принадлежит свекрови ФИО1 ФИО10, всего зарегистрировано и проживают 4 человека: муж - Трофимов Е.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын - ФИО16., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын - ФИО2, 2017 года рождения.

Распоряжением заместителя главы г.о. Тольятти от 04.07.2019 г. № 5320-р/5 на основании п.1 ч.1 ст. 51 ЖК РФ Трофимова А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с составом семьи 4 человека: муж - Трофимов Е.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, принята на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении муниципального жилищного фонда, предоставляемом по договору социального найма с 26.06.2019 г., как малоимущая семья, сын ФИО2, ребенок-инвалид, с заболеванием входящим в Перечень заболеваний, дающих инвалидам страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения РФ от 30.11.2012 г. № 991н.

Указанное распоряжение не отменено и недействительным не признавалось.

ФИО2 имеет заболевание, которое включено о Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно проживание граждан в одной квартире, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.11.2012 г.№ 987н.

Также ФИО2 не обеспечен жилым помещением, наличие заболевания, указанного в п. 9 Перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения от ДД.ММ.ГГГГ н, дает право ФИО2 на предоставление ему жилого помещения во внеочередном порядке.

Представленная в материалы дела выписка из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ подтверждает отсутствие у Трофимовой Алибины Айратовны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в собственности каких-либо объектов недвижимости.

Принимая решение об обеспечении во внеочередном порядке жилым помещением не только ФИО2, как ребенка-инвалида, с его матерью Трофимовой А.А., но и отца ФИО4 и брата ФИО3, 12.08.2009года рождения, суд в полной мере учел правовую позицию, изложенную в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 22.01.2018 N 4-П "По делу о проверке конституционности пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой граждан А.А. Шакировой, М.М. Шакирова и А.М. Шакировой", конкретизируя предписания статей 7 (часть 1), 38 (часть 2) и 40 (часть 1) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 60, согласно которой гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет, и корреспондирующие этим предписаниям приведенные положения международно-правовых актов, предполагающих, помимо прочего, предпочтительность совместного проживания родителей со своими несовершеннолетними детьми и, соответственно, возлагающих на государство ответственность за создание для этого необходимых условий, федеральный законодатель ввел в правовое регулирование правила, касающиеся места жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, и граждан, находящихся под опекой, каковым признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов (пункт 2 статьи 20 ГК Российской Федерации и пункт 3 статьи 65 Семейного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, действующее законодательство, учитывая физическую и умственную незрелость несовершеннолетнего ребенка, а в отношении ребенка-инвалида - также необходимость постоянного обеспечения его особых нужд и потребностей, исходит из того, что местом жительства ребенка является место жительства его семьи (законного представителя), и устанавливает обязанность родителей (иных законных представителей) проживать совместно с ребенком.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 01.02.2021 N 3-П "По делу о проверке конституционности пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и части третьей статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданки Г." пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, подлежащий применению во взаимосвязи с положениями части 2 статьи 58 этого Кодекса и статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", предполагает принятие решения о предоставлении вне очереди жилого помещения гражданину, имеющему статус инвалида, страдающему соответствующим хроническим заболеванием, признанному недееспособным и нуждающемуся по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе, с учетом площади, которая была бы достаточна, чтобы обеспечить ему, помимо отдельного проживания, возможность получать такой уход и должное содействие в удовлетворении особых его потребностей, когда требуется постоянное нахождение с ним в предоставляемом ему жилом помещении опекуна или проживание с ним опекуна, являющегося по смыслу семейного законодательства членом его семьи (супругом или близким родственником), в качестве члена семьи нанимателя.

В ходе рассмотрения гражданского дела судом первой инстанции установлено, что несовершеннолетний ФИО2 нуждается в постоянном уходе, опеке, общении со всеми членами семьи, что способствует его социализации, в связи с чем, принимая во внимание, что в целях обеспечения баланса прав несовершеннолетнего, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, его родителей, других членов его семьи, проживающих совместно с ним в одном жилом помещении, а именно, брата ФИО3, который также является несовершеннолетним, в отношении которого у родителей также имеется обязанность совместного проживания, пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Трофимовой А.А. о возложении на администрацию городского округа Тольятти обязанности по предоставлению во внеочередном порядке жилого помещения на состав семьи четыре человека: ФИО1, супруг ФИО4, сын ФИО3, ФИО2

Таким образом, судебная коллегия полагает доводы администрации г.о. Тольятти Самарской области о том, что обеспечение во внеочередном порядке жилым помещением по договору социального найма всей семьи истицы, состоящей из 4 человек, противоречит положения п.3 ч.2 ст. 57 ЖК РФ, подлежат отклонению.

Доводы администрации г.о. Тольятти о том, что она не является надлежащим ответчиком по данному спору, судом правомерно отклонены, поскольку гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, жилые помещения по договору социального найма предоставляются местной администрацией вне очереди, исходя из следующих норм закона.

В силу ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.

Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (ч. 3 ст. 57 ЖК РФ).

Согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и которые указаны в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.

Согласно материалам дела ФИО2 был поставлен на жилищный учет по установленному ЖК РФ основанию, в связи с чем он подлежит обеспечению жилым помещением органом местного самоуправления из муниципального жилищного фонда, возможность внеочередного предоставления жилья не зависит от бюджетной обеспеченности муниципального образования.

В силу ст. 12, ч. 1 ст. 130 и ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац двенадцатый ч. 1 ст. 2, п. 6 ч. 1 ст. 14, п. 6 ч. 1 ст. 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения (п. 1 ч. 1 ст. 50), в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.

Аналогичные положения закреплены и в ч. 1 ст. 14 и п. 3 ч. 2 ст. 19 ЖК РФ, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют также полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Порядок предоставления жилых помещений из муниципального жилищного фонда предусмотрен чч. 3, 4 ст. 57 ЖК РФ, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются по решению органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилья по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма.

При этом содержащееся в п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ условие о предоставлении гражданам упомянутой категории жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (п. 4 ч. 1 ст. 51 указанного кодекса), закрепляет только особенности реализации их жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.

Согласно ч. 1 ст. 5 Закона Самарской области от 06.07.2015 N 74-ГД "О разграничении полномочий между органами местного самоуправления городского округа Самара и внутригородских районов городского округа Самара по решению вопросов местного значения внутригородских районов" (принят Самарской Губернской Думой 23.06.2015) органы местного самоуправления городского округа Самара: ведут учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случаях, предусмотренных законодательством (п. 1); предоставляют в установленном порядке гражданам жилые помещения (п. 2).

Из изложенного следует вывод о том, что предоставление жилых помещений малоимущим гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, является полномочием органа местного самоуправления.

Данная правовая позиция нашла свое отражение в пункте 11 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018).

Право истца на получение жилого помещения во внеочередном порядке прямо предусмотрено ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и реализация данного права не может быть поставлена в зависимость от каких-либо дополнительных факторов.

Пунктом 6 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года № 901, установлено, что жилые помещения инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляются на каждого члена семьи в пределах нормы, устанавливаемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В целом доводы апелляционной жалобы в целом не содержат правовых оснований к отмене постановленного решения, так как основаны на неправильном толковании норм материального права, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств дела, оснований для которой не имеется, по существу сводятся к изложению приведенных истцом в обоснование иска доводов, получивших в решении надлежащую правовую оценку, и не содержат указания на обстоятельства, которые не исследованы судом и не получили оценку в решении.

Согласно положениям ст. 59, 67, 71 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне их надлежит доказать, принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Право оценки доказательств принадлежит суду первой инстанции.

Судебная коллегия не усматривает в обжалуемом решении нарушения или неправильного применения норм как материального, так и процессуального права, доводы апелляционной жалобы, проверенные в порядке ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 328 – 330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 21.02.2024г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г.о. Тольятти Самарской области - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи

33-6578/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Трофимова Альбина Айратовна, действующая за себя и в интересах несовершеннолетних детей Трофимова П.Е., Трофимова К.Е.
Ответчики
Администрация г.о. Тольятти Самарской области
Другие
Меркулов Алексей Анатольевич (представитель истца)
Трофимов Е.Д.
Правительство Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
17.04.2024[Гр.] Передача дела судье
23.05.2024[Гр.] Судебное заседание
03.06.2024[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.06.2024[Гр.] Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее