Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 сентября 2022 года <адрес>
Болховский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Фроловой Е.В.,
при секретаре Голиковой А.Н.,
с участием помощника прокурора <адрес> Ворониной Е.Ю.,
представителя ответчика администрации <адрес> по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ Ульяновой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний Болховского районного суда <адрес> гражданское дело по иску прокурора <адрес>, в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> о понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес>, в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации <адрес> о понуждении к совершению действий.
В обосновании заявленного требования указав, что прокуратурой района проведена проверка исполнения федерального законодательства в сфере безопасности дорожного движения. Так, на территории Новосинецкого сельского поселения <адрес> расположен <адрес>. Проведенная прокуратурой района проверка совместно с ОГИБДД ОМВД России по <адрес> показала, что к указанному населенному пункту имеется один возможный подъезд, на котором отсутствует твердое дорожное покрытие, передвижение по нему практически невозможно ввиду бездорожья, что затрудняет доступ к деревне службам быстрого реагирования: скорая медицинская помощь, пожарная служба и т.д. В нарушение требований ГОСТ Р 50597-2017 на <адрес> от <адрес> до автомобильной дороги Калуга - Перемышль через Белев - Орел на протяжении всего участка дороги (750 м) имеется грунтовое покрытие, на котором присутствует ямочность, колейность (глубина колеи в некоторых местах достигает 15 см), не обустроены обочины, отсутствуют четкие границы дороги. В соответствии с положениями <адрес> к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района и в населенных пунктах сельских поселений. Таким образом, содержание и ремонт автомобильных дорог местного значения на территории <адрес> возложено на исполнительный орган местного самоуправления, и именно администрация <адрес> обязана организовать дорожное сообщение с указанным населенным пунктом. Выше приведенные нормы федерального законодательства свидетельствуют о том, что несоответствие указанной дороги нормативным требованиям нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения и стало возможно вследствие ненадлежащего подхода ответственных должностных лиц администрации района, к исполнению возложенных на них обязанностей. Ответчик является самостоятельным юридическим лицом, имеет обособленное имущество, наделен свободой выбора контрагентов, предметов и условий заключаемых соглашений, а также мер воздействия к контрагентам, ненадлежащее исполнившим своим обязательства.
Прокурор просил обязать администрацию <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 автомобильную дорогу от <адрес> до автомобильной дороги «Калуга - Перемышль - Белев - Орел»: устранить ямочность, колейность; обустроить обочины, обозначить границы дороги.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Воронина Е.Ю. исковые требования поддержала в полном объеме,ссылаясь на доводы, указанные в иске.
Представитель ответчика администрации <адрес> Ульянова Т.В. в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме.
Представитель третьего лица ОГИБДД ОМВД России по <адрес> в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен должным образом, причины неявки неизвестны.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы, дела приходит к следующему.
Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с ч.4 ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Аналогичные требования закреплены за органом местного самоуправления и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
На основании ч. 1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Дорожная деятельность в силу указанного Федерального закона включает деятельность реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Понятие «содержание автомобильной дороги» раскрыто в пункте 12 статьи 3 вышеуказанного Федерального закона и определяется как комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с п. «а» п.13.2 ст.3 Технического регламента Таможенного союза 014/2011 «Технический регламент Таможенного союза. Безопасность автомобильных дорог» автомобильная дорога и дорожные сооружения на ней при эксплуатации должны соответствовать следующим требованиям безопасности: на покрытии проезжей части должны отсутствовать проломы, просадки, выбоины и иные повреждения или дефекты, а также посторонние предметы, затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной скоростью и представляющие опасность для потребителей транспортных услуг или третьих лиц.
Также в целях реализации положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ N 1245-ст утвержден «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».
Указанный стандарт устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям. Требования настоящего стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Согласно 5.2.4 стандарта - покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.
Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, глубине - 5 см.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой <адрес>совместно с сотрудниками ОГИБДД ОМВД России по <адрес> и ведущим специалистом администрации проведено обследование на участке автомобильной дороги проходящей по <адрес>.
Из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что на <адрес> от <адрес> до автомобильной дороги Калуга - Перемышль через Белев - Орел на протяжении всего участка дороги (750 м) имеется грунтовое покрытие, на котором присутствует ямочность, колейность (глубина колеи в некоторых местах достигает 15 см) в нарушение требований ГОСТ Р 50597-2017. Не обустроены обочины. Отсутствуют четкие границы дороги (л.д.14).
Из статьи <адрес> следует, что к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района и в населенных пунктах сельских поселений (л.д.30-31).
Пунктом 4.2 ГОСТ Р 50597-2017 предусмотрено, что в случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает предъявляемым требованиям стандарта, организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов.
Согласно п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений, устранение которых осуществляют в установленные законом сроки.
Ненадлежащее состояние указанных дорог создает угрозу безопасности дорожного движения, угрозу жизни и здоровью граждан.
Частью 1 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Факт ненадлежащего состояния дорог и наличие установленных в ходе проверки недостатков представителем ответчика не оспаривались.
Таким образом, требования законодательства о безопасности дорожного движения и дорожной деятельности должностными лицами администрации <адрес>, обязанными осуществлять полномочия в области безопасности дорожного движения не соблюдаются.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора <адрес>.
Руководствуясь ст.ст. 173, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора <адрес>, в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> о понуждении к совершению действий удовлетворить.
Обязать администрацию <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 автомобильную дорогу от <адрес> до автомобильной дороги «Калуга - Перемышль - Белев - Орел»: устранить ямочность, колейность; обустроить обочины, обозначить границы дороги.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда в течение месяца через Болховский районный суд <адрес>.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: Е.В. Фролова