Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2977/2022 ~ М-2233/2022 от 25.05.2022

63RS0039-01-2022-000064-47

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 октября 2022 г.                          г.Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе

председательствующего судьи Наточеевой М.А.,

при секретаре Пыхтиной Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2977/2022 по исковому заявлению Саблиной Д. С. к Администрации городского округа Самара, Департаменту управления имуществом г.о.Самара, Департаменту опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации г.Самары, о признании распоряжении незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Саблина Д.С. обратилась в суд с исковым заявлением к А. городского округа Самара, Департаменту опеки, попечительства и социальной поддержки А. н.Самары, А. К. <адрес> о признании распоряжении незаконным, указав в обоснование заявленных требований, что Распоряжением первого заместителя главы г.о.Самары от ДД.ММ.ГГГГ Саблина Д.С. была неправомерно снята с учета как нуждающаяся в улучшении жилищных условий как вынужденный переселенец.

Свои исковые требования мотивировала тем, что являясь уроженкой <данные изъяты> в 2000 году в составе члена семьи своей матери – Сарсеновой С.А. была вынуждена переехать в РФ.

В 2001 году несовершеннолетней истице в возрасте 8 лет был присвоен статус вынужденного переселенца, согласно удостоверения АЕ .

С 2001 гола истица вместе со своей матерью была зарегистрирована по адресу: <адрес>, <данные изъяты>.

Саблина Д.С. изначально вместе со своей матерью –Сарсеновой С.А. была поставлена на учет как нуждающаяся в жилой площади. Мать истицы с момента переезда в РФ и регистрации вынужденным переселенцем, участвовала в федеральной программе «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальным услугам граждан РФ», а по достижению совершеннолетия, истица участвовала в ней ежегодно самостоятельно.

Согласно действующего законодательства РФ, в том числе, Постановления Правительства РФ от 08.11.2000 на основании заявления и пакета документов, требуемых на 2001 г., предоставленных матерью истицы Сарсеновой С.А., Распоряжением А. К. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ истец вместе с матерью была поставлена на учет граждан на улучшение жилищных условий как вынужденный переселенец.

Согласно выписке из решения Центральной жилищно-бытовой комиссии МВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ /с, утвержденного распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Сарсеновой С.А. Распоряжением МВД России от ДД.ММ.ГГГГ на семью в составе 1 (одного) человека была предоставлена единовременная социальная выплата и распоряжением первого заместителя главы г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ была снята с регистрационного учета нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании заявления Сарсеновой С.А.

ДД.ММ.ГГГГ ода истец заключила брак с Саблиным И.Е.

Согласно справке о составе семьи от ДД.ММ.ГГГГ в занимаемой комнате коммунальной квартиры был зарегистрирован ее муж. В учетном деле имеется заявление Сарсеновой С.А. о переводе очереди с члена семьи, состоящего на учете.

Саблиной Д.С. было подтверждена ее нахождение на учете с 2002 по июль 2021 г.

Согласно заявления истца от ДД.ММ.ГГГГ на имя заместителя главы А. г.о.Самара – руководителя Департамента опеки, ею были поданы документы на получение ГЖС в 2022 году, в том числе предоставлены сведения о составе семьи.

Супруг истца Саблин И.Е. является членом семьи, был вселен ею и совместно проживают по адресу: <адрес>, <данные изъяты>, <адрес>.

Истица полагает, что она с учетом супруга проживает в жилом помещении, которая является менее учетной нормы и нуждается в улучшении жилищных условий путем получения единой социальной выплаты как вынужденный переселенец.

Истица считает, что Распоряжение Первого заместителя главы г.о.Самары от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным, полагает подлежит отмене в части исключения истицы из списка очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и подлежит восстановлению с членом семьи - ее мужем на учете нуждающихся в жилых помещениях в очередности под имеющимся номером со дня первичной постановки на учет, что обеспечит ей защиту охраняемых законом интересов и будет способствовать осуществлению жилищных прав ее, и ее семьи путем получения ЕСВ.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, просила признать Распоряжение Первого заместителя Главы А. г.о.Самары от ДД.ММ.ГГГГ в части снятия Саблиной Д.С. и члена ее семьи Саблина И.Е. с жилищного учета незаконным, отменить в части исключения Саблиной Д.С. из списка очередников на жилье; обязать Департамент опеки, попечительства и социальной поддержки А. г.о.Самары, А. К. <адрес> восстановить Саблину Д.С. и члена её семьи Саблина И.Е. на учете как нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты постановки Саблиной Д.С. на жилищный учет с ДД.ММ.ГГГГ.

В последующем истец уточнила исковые требования и просила признать Распоряжение Первого заместителя Главы А. г.о.Самары от ДД.ММ.ГГГГ в части снятия Саблиной Д.С. и члена ее семьи Саблина И.Е. с жилищного учета незаконным, исключить сведения о снятии с жилищного учета из Распоряжения; обязать Департамент управления имуществом г.о.Самара и Департамент опеки, попечительства и социальной поддержки А. г.о.Самары восстановить Саблину Д.С. и члена её семьи Саблина И.Е. на учете как нуждающихся в улучшении жилищных условий в общей очереди и с даты постановки Саблиной Д.С. на жилищный учет с ДД.ММ.ГГГГ.

Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика был привлечен Департамент управления имуществом г.о.Самара.

В последующем истец вновь уточнила исковые требования и просила признать Распоряжение Первого заместителя Главы А. г.о.Самары от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с жилищного учета на улучшение жилищных условий Саблиной Д.С. незаконным и необоснованным и отменить; обязать А. городского округа Самара, Департамент управления имуществом г.о.Самара и Департамент опеки, попечительства и социальной поддержки А. г.о.Самары восстановить Саблину Д.С. в очередь на улучшение жилищных условий, как вынужденного переселенца, с даты постановки на жилищный учет с ДД.ММ.ГГГГ; включить Саблина И.Е., как члена семьи Саблиной Д.С., в список лиц вместе с Саблиной Д.С. на улучшение жилищных условий.

В судебном заседании представители истца Милованова Е.Ю. и Сарсенова С.А., исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в уточненном исковом заявлении, просили признать Распоряжение Первого заместителя Главы А. г.о.Самары от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с жилищного учета на улучшение жилищных условий Саблиной Д.С. незаконным и необоснованным и отменить его; обязать А. городского округа Самара, Департамент управления имуществом г.о.Самара и Департамент опеки, попечительства и социальной поддержки А. г.о.Самары восстановить Саблину Д.С. в очередь на улучшение жилищных условий, как вынужденного переселенца, с даты постановки на жилищный учет с ДД.ММ.ГГГГ; включить Саблина И.Е., как члена семьи Саблиной Д.С. в список лиц вместе с Саблиной Д.С. на улучшение жилищных условий.

Представитель Администрации г.о.Самара и Департамента опеки, попечительства и социальной поддержки А. г.о.Самара Сафронова М.В., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании исковые требования не признала, по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, просила в заявленных исковых требованиях отказать.

Представитель Департамента управления имуществом г.о.Самара Геворгян О.С., действующая по доверенности, в судебном заседании возражала против исковых требований, пояснив, что истец намеренно ухудшила свои жилищные условия.

Представитель А. К. <адрес> в судебное заседание своего представителя не направил, извещался надлежащим образом.

Третье лицо Саблин И.Е. в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом. Согласно сведениям Военного комиссариата Саблин И.Е. призван на военную службу по мобилизации и отправлен к месту ее прохождения. Приняв участие в ранее состоявшихся судебных заседаниях, поддержал исковые требования в полном объеме.

Суд, выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, оценив все представленные по делу доказательства в их совокупности и по правилам ст. 67 ГПК РФ, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания права, признания недействительным акта органа местного самоуправления.

В силу п. 1 ст. 13 ГК РФ ненормативный акт органа местного самоуправления, нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

Согласно п. 2 ст. 13 ГК РФ в случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации регламентировано право каждого гражданина Российской Федерации на жилище.

В соответствии п. 2 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище путем предоставления субсидий для приобретения или строительства жилых помещений в установленном порядке.

Согласно п. 1 ст. 1 Закона Российской Федерации № 4530-1 от 19 февраля 1993 года «О вынужденных переселенцах» вынужденный переселенец - гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

Согласно п. 4 ст. 5 Закона, статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет; лицо утрачивает статус вынужденного переселенца в связи с истечением срока предоставления статуса (подпункт 2 пункта 2 статьи 9 Закона).

В силу п. 5 ст. 5 Закона, срок действия статуса вынужденного переселенца продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца при наличии одновременно следующих оснований: 1) вынужденный переселенец и (или) члены семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющие статуса вынужденного переселенца, не являются нанимателями жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения на территории Российской Федерации; 2) неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, денежной компенсации за утраченное жилье; 3) неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, имеющими статус вынужденного переселенца, долговременной беспроцентной возвратной ссуды на строительство (приобретение) жилья до 1 января 2003 г.; 4) неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, имеющими статус вынужденного переселенца, безвозмездной субсидии на строительство (приобретение) жилья до 16 октября 2010 г.; 5) неполучение вынужденным переселенцем и членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, социальной выплаты на приобретение (строительство, восстановление) жилого помещения; 6) неполучение вынужденным переселенцем и членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, в установленном законодательством Российской Федерации порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на строительство (приобретение) жилого помещения; 7) непредоставление вынужденному переселенцу и (или) членам семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющим статуса вынужденного переселенца, в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома.

Следовательно, данный статус имеет специальный, целевой и срочный характер. По мере исполнения государством своих обязанностей по восстановлению нарушенных конституционных прав вынужденного переселенца объем дополнительных прав и гарантий, обусловленных его статусом, сокращается. С истечением же установленного срока и при отсутствии оснований для его продления действие статуса вынужденного переселенца прекращается.

Судом установлено, что в соответствии с решением Думы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в положение «О Департаменте опеки, попечительства и социальной поддержки А. г.о.Самара» полномочия по реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, федеральной целевой программы «Жилище» были переданы Департаменту опеки, попечительства и социальной поддержки А. г.о.Самара.

В соответствии с ч.2 ст. 11 Закона Самарской области от 05.07.2005 №139-ГД «О жилище» ежегодно уполномоченный орган уточняет списки граждан, состоящих на учете для получения жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма.

Распоряжением А. К. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Сарсенова С.А. была включена в список очередности на улучшение жилищных условий с составом 2 человека, а именно: Сарсенова С.А. и её дочь Саблина Д. С. (до регистрации брака <данные изъяты>), зарегистрированы по адресу: <адрес>, <данные изъяты>, <адрес>- общежитие (л.д.15).

Согласно выписки из решения Центральной жилищно-бытовой комиссии МВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ /с, утвержденного распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Сарсеновой С.А. Распоряжением МВД России от ДД.ММ.ГГГГ на семью в составе 1 (одного) человека была предоставлена единовременная социальная выплата и распоряжением первого заместителя главы г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ была снята с регистрационного учета нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании заявления Сарсеновой С.А.

Материалами дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Сарсенова С.А. обратилась в Департамент управления имуществом г.о.Самара с заявлением о внесении изменений в распоряжение А. К. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о снятии её с учета нуждающейся в жилых помещениях муниципального жилого фонда и переводом очереди на дочь - Саблину Д. С. (до регистрации брака Сарсенова).

Согласно Выписки Первого заместителя Главы г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ, в распоряжение А. К. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения, согласно которых, Сарсенова С.А. снята с регистрационного учета на основании личного заявления, и Сарсенова Д.С. (Саблина) осталась состоять на учете в качестве лица нуждающегося в улучшении жилищных условий.

По состоянию на 2021 год номер очередности Саблиной Д.С. (до регистрации брака <данные изъяты>) в списке граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма составлял 9928.

В материалах дела имеется договор социального найма, заключенный между Департаментом управления имуществом г.о.Самара и Саблиной Д.С., согласно которого, Департамент управления имуществом г.о.Самара передает в бессрочное пользование Саблиной Д.С. одну комнату, расположенную по адресу: <адрес>, <данные изъяты>.(л.д.20-22).

ДД.ММ.ГГГГ был заключен брак между Саблиным И.Е. и Сарсеновой Д.С., что подтверждается свидетельством о заключении брака.

Согласно копии паспорта Саблина И.Е., последний с ДД.ММ.ГГГГ состоял на регистрационном учете по адресу: <адрес>.

Ранее, в судебном заседании был допрошен Саблин И.Е., который пояснил, что после заключения брака с Саблиной Д.С. проживали совместно по адресу: г<данные изъяты>, <адрес>, ранее был зарегистрирован у родителей по адресу: <адрес>. в данном жилом помещении было зарегистрировано пять человек.

По запросу суда, ООО «ГЭК» была предоставлена выписка из лицевого счета и справка о составе семьи , из которых видно, что квартира, расположенная по адресу: <адрес> имеет площадь 50,1 кв.м., на данной площади зарегистрировано и проживает три человека: Анцинова Л.В., Струнникова Т.Н. и Анцинова Е.Н.

Судом установлено, что Саблин И.Е. зарегистрировался в комнате Саблиной Д.С, расположенной по адресу: <адрес>, <данные изъяты>, <адрес>ДД.ММ.ГГГГ (л.д.19).

ДД.ММ.ГГГГ в Департамент опеки, попечительства и социальной поддержки А. г.о.Самара обратилась Саблина Д.С. с заявлением о включении в состав её семьи супруга Саблина И.Е., для учета его при расчете социальной выплаты.

Вопросы предоставления государственных жилищных сертификатов гражданам, признанным в установленном порядке вынужденным переселенцам, рассматриваются в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 №153 «О некоторых вопросах реализации программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 г.г. на территории Самарской области.

Пункт 17 Правил определяет категории граждан, признаваемые применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы. В силу подпункта «б» данного пункта в отношении граждан, указанных в подпункте «ж» пункта 5 Правил членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются проживающие с гражданином - участником ведомственной целевой программы независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца его супруга (супруг), дети и родители, а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, ведущие с ним общее хозяйство с даты регистрации ходатайства о признании гражданина Российской Федерации вынужденным переселенцем.

Согласно подпункта «ж» пункта 5 Правил, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, имеют граждане Российской Федерации, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания и состоящие в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Материалами дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ руководителем управления по правовым и жилищным вопросам Департамента опеки, попечительства и социальной поддержки А. г.о.Самары был составлен акт, согласно которого, Саблина Д.С. приглашалась для получения перечня документов необходимых для рассмотрения вопроса о предоставлении ГЖИ в 2021 году, однако Саблина Д.С. отказалась идти на контакт.

Частью 3 ст. 11 Закона Самарской области от 5 июля 2005 года № 139-ГД «О жилище», устанавливающей, что граждане - в случае если в составе сведений, представленных ими при принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, произошли изменения - обязаны предоставить новые документы, подтверждающие такие изменения, а уполномоченный орган должен осуществить проверку обоснованности отнесения граждан к указанной категории нуждающихся в жилых помещениях с учетом вновь представленных документов.

Стороной истца в нарушение Закона Самарской области от 05.07.2005 №139-ГД, жилищного законодательства, не представлены документы, подтверждающие такие изменения.

Согласно представленным документам Саблина Д.С. зарегистрирована в помещении, площадью <данные изъяты> что подтверждает отсутствие нуждаемости.

Поскольку подтверждающие документы стороной истца не были предоставлены, ДД.ММ.ГГГГ Первым заместителя Главы г.о.Самары было вынесено Распоряжение о снятии Сарсеновой Д.С.(Саблина) с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда.

Более того, суд учитывает то обстоятельство, что Саблин И.Е. вселился в комнату <данные изъяты> в <адрес> в 2020 году при отсутствии на то необходимости. Ранее у него имелось другое место проживания и регистрации. Доказательств уважительности причин снятия с регистрационного учета по адресу: <адрес> Саблиным И.Е. суду не представлено. После регистрации супруга обеспеченность истца жилой площадью стала менее 9 кв.м.

Согласно ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Таким образом, зарегистрировав своего супруга по адресу: <адрес>, <данные изъяты>, истец искусственно ухудшила свои жилищные условия.

Следует также учитывать, что с момента ухудшения жилищных условий до издания оспариваемого распоряжения прошло менее 5 лет.

Таким образом, оснований для удовлетворения требования истца не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Саблиной Д. С. к А. городского округа Самара, Департаменту управления имуществом г.о.Самара, Департаменту опеки, попечительства и социальной поддержки А. <адрес> о признании Распоряжения Первого заместителя Главы А. г.о.Самары от ДД.ММ.ГГГГ о снятии Саблиной Д. С. с жилищного учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, об обязании восстановить в очереди на улучшение жилищных условий как вынужденного переселенца и включении Саблина И. Е. как члена семьи в список лиц на улучшение жилищных условий - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г.Самары в течении месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 28.10.2022 г.

Судья М.А. Наточеева

2-2977/2022 ~ М-2233/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Саблина Диана Сайрановна
Ответчики
Департамент опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации г. Самары
Администрация г.о. Самары
Администрации Куйбышевского района г. Самары
Другие
Департамент управления имуществом г.о. Самара
Саблин Иван Евгеньевич
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Наточеева Марина Анатольевна
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
25.05.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.05.2022Передача материалов судье
01.06.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.06.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
27.06.2022Предварительное судебное заседание
15.07.2022Судебное заседание
07.09.2022Судебное заседание
20.09.2022Судебное заседание
03.10.2022Судебное заседание
18.10.2022Судебное заседание
21.10.2022Судебное заседание
28.10.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее