Дело № 12-511/2022 59RS0001-01-2022-004691-17
РЕШЕНИЕ
27 октября 2022 года г. Пермь
Судья Дзержинского районного суда г. Перми Мухина Е.В.,
при ведении протокола секретарём Морозовой А.М.,
с участием законного представителя привлекаемого лица – председателя правления Товарищества собственников жилья «Союз» ФИО3 на основании протокола собрания правления от 25.10.2021,
защитника Саликовой О.А. по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Товарищества собственников жилья «Союз» Саликовой О.А. на постановление административной комиссии Дзержинского района № 1339-08-2022 от 31.08.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.6 Закона Пермского края от 06.04.2015 № 460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае» (далее – Закон № 460-ПК),
УСТАНОВИЛ:
Постановлением административной комиссии Дзержинского района № 1339-08-2022 от 31.08.2022 ТСЖ «Союз» признано виновным в совершении административного правонарушения по ст. 6.6 Закона № 460-ПК, назначено наказание в виде штрафа в размере 15000 рублей.
Не согласившись с постановлением, защитник ТСЖ «Союз» Саликова О.А. направила в суд жалобу, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указывает, что согласно пообъектному плану-графику подготовки систем теплопотребления жилищного фонда к эксплуатации в осенне-зимний период 2022-2023 годов ТСЖ «Союз» от 12.05.2022, согласованному с теплоснабжающей организацией АО «Энергосбыт Плюс» Пермский филиал тепловая инспекция и первым заместителем главы администрации района города Перми, по адресу объекта г. Пермь, ул. Строителей, 16 были установлены следующие сроки выполнения работ: ввод: начало работ 03.08.2022, окончание работ 16.08.2022; узел управления: начало работ 03.08.2022, окончание работ 16.08.2022; промывка внутридомовой инженерной системы теплоснабжения: начало работ 03.08.2022, окончание работ - 16.08.2022; гидравлические испытания внутридомовой инженерной системы теплоснабжения (включая теплопотребляющую энергоустановку): начало работ 03.08.2022, окончание работ - 16.08.2022; теплоизоляция внутридомовой инженерной системы теплоснабжения (включая теплопотребляющую энергоустановку): начало работ 03.08.2022, окончание работ 16.08.2022; готовность - 20.08.2022; заполнение внутридомовой инженерной системы теплоснабжения: начало работ - 20.08.2022, окончание - 25.08.2022. 24.08.2022 начальнику отдела ЖКХ и жилищных отношений администрации Дзержинского района г. Перми ФИО9, ТСЖ «Союз» направлен пакет документов, подтверждающих готовность МКД по адресу: г. Пермь, ул. Строителей, д. 16, что подтверждается входящей отметкой и принятии данных документов. Однако административной комиссией данные обстоятельства оставлены без внимания.
В судебном заседании законный представитель привлекаемого лица – председатель правления Товарищества собственников жилья «Союз» ФИО6 с привлечением к ответственности не согласилась, пояснила, что все работы были проведены своевременно, о проведении проверки в отношении ТСЖ ее не информировали, о вынесенном постановлении от 31.08.2022 узнала в сентябре, получив его по почте, при этом извещения ни на протокол, ни на заседание комиссии не было. В августе ее пригласили в прокуратуру для предоставления информации о подготовке дома к отопительному сезону, все документы были готовы, их предоставила. Считает привлечение к ответственности необоснованным. Ранее ТСЖ к административной ответственности не привлекалось, штраф является существенным.
Защитник ТСЖ «Союз» Саликова О.А. в судебном заседании на удовлетворении жалобы настаивала, пояснив о выполнении всех работ, указанных в постановлении как невыполненные.
Административная комиссия Дзержинского района г. Перми о дне слушания извещена, и.о. первого заместителя главы администрации района ФИО7 направлен в суд письменный отзыв, подготовленный должностным лицом, составившим протокол – ведущим специалистом отдела жилищно-коммунального хозяйства и жилищных отношений администрации Дзержинского района г.Перми ФИО8, согласно которому при проведении проверки 28.07.2022 готовности многоквартирного дома к отопительному сезону установлены нарушения. В акте, согласованном тепловой инспекцией, указаны сроки окончания проведения работ – 09.06.2022, при этом администрация проинформирована об этом 24.08.2022.
Заслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, включая направленные материалы из административной комиссии, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ст. 6.6 Закона № 460-ПК наступает за невыполнение или выполнение с нарушением установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления сроков работ по подготовке к сезонной эксплуатации зданий, инженерных сооружений и коммуникаций, объектов коммунального назначения и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения.
Подпунктом «а» пункта 3 Положения о лицензировании к числу лицензионных требований отнесено соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ.
В силу положений части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с п.3 Постановления администрации г. Перми от 05.03.2022 № 147 «О подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы города Перми к эксплуатации в осенне-зимний период 2022-2023 годов» установлено, что собственникам помещений, осуществляющим непосредственное управление многоквартирными домами, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, управляющим организациям, осуществляющим управление многоквартирными домами, обеспечить готовность жилищного фонда города Перми к эксплуатации в осенне-зимний период 2022-2023 годов в сроки, установленные сводными пообъектными планами-графиками подготовки объектов жилищного фонда к эксплуатации в осенне-зимний период 2022-2023 годов, утвержденными территориальными органами администрации города Перми во исполнение пункта 7.3 настоящего постановления.
В соответствии с п. 5.3 вышеуказанного Постановления, в сроки, установленные для каждого объекта сводными пообъектными планами-графиками подготовки объектов жилищного фонда к эксплуатации в осенне-зимний период 2022-2023 годов, утвержденными территориальными органами администрации города Перми во исполнение пункта 7.3 настоящего постановления, подтвердить готовность объектов жилищного фонда к эксплуатации в осенне-зимний период путем сдачи на каждый объект в территориальный орган администрации города Перми акта готовности систем теплопотребления объектов к отопительному периоду 2022-2023 годов, акта осмотра технического состояния вводов (выводов) инженерных коммуникаций в подвальные помещения, акта герметизации вводов (выводов) инженерных коммуникаций в подвальные помещения, акта обследования технического состояния дымоходов и вентиляционных каналов, паспорта готовности жилого дома к эксплуатации в осенне-зимний период 2022-2023 годов по формам согласно приложениям 8, 10, 11, 12, 13 к настоящему постановлению.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Указанные обстоятельства, согласно ст. ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ, устанавливаются на основании доказательств, оценка которых производится должностным лицом и судьей по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследования всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу, а использование доказательств, полученных с нарушением закона, не допускается.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 18 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться с позиции соблюдения требований закона при их получении.
Согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Как следует из материалов дела, при проведении проверки 28.07.2022 за соблюдением плана-графика и готовности к отопительному периоду, установлены нарушения требований по готовности многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Строителей, 16 к отопительному периоду: не проведена промывка оборудования и коммуникаций теплопотребляющих установок; не проведены испытания на плотность оборудования тепловых пунктов; отсутствие пломб на расчетных шайбах и соплахэлеваторов; не проведены испытания оборудования теплопотребляющих установок на плотность и прочность; отсутствует паспорт готовности жилого дома к эксплуатации в осенне-зимний период 2022-2023 годов; отсутствует акт осмотра технического состояния вводов (выводов) инженерных коммуникаций в подвальные помещения; отсутствует акт герметизации вводов (выводов) инженерных коммуникаций в подвальные помещения; отсутствует акт обследования технического состояния дымоходов и вентиляционных каналов; отсутствует акт готовности системы теплопотребления объекта к отопительному периоду 2022-2023 годов.
Управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Пермь, ул. Строителей, 16, осуществляет ТСЖ «Союз».
Администрацией Дзержинского района г. Перми на основании Постановления администрации г. Перми № 147 от 05.03.2022 утвержден сводный пообъектный план-график подготовки объектов жилищного фонда к эксплуатации в осенне-зимний период 2022-2023 годов (паспорта готовности), согласно которому многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Пермь, ул. Строителей, 16 должен быть подготовлен к эксплуатации в осенне-зимний период 2022-2023 годов в срок до 27.07.2022.
В нарушение пункта 3 постановления администрации г. Перми № 147 от 05.03.2022 ТСЖ «Союз» не представлены документы о готовности многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Строителей, 16 к эксплуатации в осенне-зимний период.
Данные обстоятельства послужили основанием для составления должностным лицом в отношении ТСЖ «Союз» протокола об административном правонарушении № 24 от 05.08.2022 по статье 6.6 Закона № 460-ПК и последующим привлечением юридического лица административной комиссией Дзержинского района к административной ответственности по указанной статье.
При вынесении постановления от 31.08.2022 должностные лица административной комиссии руководствовались: актом проверки готовности к отопительному периоду 2022-2023 годов от 28.07.2022, согласно которому комиссией установлена неготовность к отопительному периоду; протоколом об административном правонарушении от 05.08.2022 № 24; информацией из ГИС ЖКХ; выпиской из ЕГРЮЛ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.
Проверка законности и обоснованности постановления по делу об административном правонарушении в судебном порядке предполагает обязанность судьи установить, соблюдена ли установленная законом процедура рассмотрения дела, достаточны ли собранные доказательства для сделанных в этом постановлении выводов, соответствуют ли выводы, изложенные в постановлении, фактическим обстоятельствам дела, правильно ли применен закон, не осталось ли в деле неустранимых сомнений и справедливо ли административное наказание, назначенное лицу, совершившему административное правонарушение (Определение Конституционного Суда РФ от 04.04.2013 № 486-О).
Как следует из ст. ст. 25.4 и 28.2 КоАП РФ, лица, привлекаемые к административной ответственности, считаются извещенными надлежащим образом, если к началу составления протокола административный орган располагает сведениями о получении адресатом направленного ему извещения.
Ненадлежащее извещение лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте составления протокола является существенным нарушением порядка привлечения к административной ответственности, поскольку лицо, привлекаемое к ответственности, в таком случае лишается предоставленных КоАП РФ гарантий защиты: права на ознакомление с материалами дела, дачу объяснений по существу предъявленных обвинений, права пользоваться юридической помощью защитника. Соблюдение положений ст. 28.2 КоАП РФ достигается не только в случае присутствия лица, привлекаемого к административной ответственности, но и при его отсутствии при условии его надлежащего извещения о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Вышеуказанные правовые нормы призваны обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности. Лишая лицо возможности воспользоваться процессуальными правами при совершении отдельных процессуальных действий, административный орган нарушает предусмотренные КоАП РФ требования о всестороннем, полном и объективном выяснении всех обстоятельств дела (ст. 24.1 КоАП РФ).
Дело об административном правонарушении рассматривается с обязательным участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. При отсутствии указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о его надлежащем извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения (ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ).
Как следует из материалов дела, протокол об административном правонарушении составлен 05.08.2022. Лицо, привлекаемое к административной ответственности – ТСЖ «Союз» извещено на протокол посредством электронного информирования 28.07.2022. При этом адрес, на который отправлено извещение, отличается от адреса, зарегистрированного на сайте Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, в уведомлении о доставке, имеющемся в материалах дела административной комиссии, значится «доставка этим получателем или группам выполнена, но сервер назначения не прислал уведомление о доставке». Иных способов информирования о составлении протокола не представлено.
Извещение на вынесение 31.08.2022 постановления в представленных материалах отсутствует. Направление протокола от 05.08.2022 в адрес привлекаемого к административной ответственности произведено 10.08.2022 посредством Федеральной почтовой службы, согласно предоставленной информации – «ожидает адресата в месте вручения».
КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, в связи с этим оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому такое извещение направлено.
Таким образом, исходя из исследованных документов, установлено, что привлекаемое к административной ответственности лицо ни о составлении протокола, ни о вынесении постановления проинформировано не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Надлежащее извещение лица, привлекаемого к ответственности, входит в задачу органов, уполномоченных составлять протоколы.
Исходя из изложенного, суд считает, что извещение на протокол, а также при вынесении постановления проведено с существенным нарушением требований законодательства об административных правонарушениях.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Требования приведенных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении ТСЖ «Союз» не выполнены.
Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
Из названных разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации можно сделать вывод, что положения ст. 28.2 КоАП РФ, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. Несоблюдение такого порядка органами, уполномоченными привлекать к административной ответственности, нарушает право привлекаемого лица на защиту. Протокол об административном правонарушении, оформленный с нарушением требований ст. 28.2 КоАП РФ, в силу ст. 64 АПК РФ, ст. 26.2 КоАП РФ не может быть признан надлежащим доказательством по делу.
Кроме того, отмечается, что в постановлении от 31.08.2022 привлекаемому лицу вменяется непредоставление плана-графика подготовки объектов к 06.07.2022 по результатам проведения проверки 02.07.2022, а в протоколе № 24 от 05.08.2022 указано об обязанности предоставления плана-графика 27.07.2022 и проведении проверки 28.07.2022.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу ст. 28.9 КоАП РФ, при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в статье 24.5 настоящего Кодекса, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении с соблюдением требований, предусмотренных статьей 29.10 настоящего Кодекса.
Учитывая, что по данному делу лицом, составившим протокол об административном правонарушении, не представлено бесспорных доказательств, подтверждающих извещение привлекаемого лица на составление протокола, считаю необходимым прекратить производство по делу на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ч. 2 п. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
Жалобу защитника удовлетворить.
Постановление административной комиссии Дзержинского района г.Перми № 1339-08-2022 от 31.08.2022 о привлечении Товарищества собственников жилья «Союз» к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 6.6 Закона Пермского края от 06.04.2015 № 460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае» отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Постановление может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми в течение 10 дней с момента вручения или получения его копии.
Копия верна
Судья Е.В.Мухина