Дело №2-2243/23
УИД: 50RS0029-01-2023-001054-82
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 июня 2023г. г. Наро-Фоминск
Наро-Фоминский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Бузылевой Н.А.,
при секретаре судебного заседания Щербининой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2243/23 по иску ФИО1 к Министерству социального развития <адрес> в лице Окружного управления социального развития № о признании незаконным решения об отказе в назначении компенсации, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству социального развития <адрес> в лице Окружного управления социального развития №, в котором просит признать решение № от ДД.ММ.ГГГГ. Министерства социального развития <адрес> в лице Окружного управления социального развития № незаконным в части нарушения права ветерана труда ФИО1 досрочно, по достижении возраста 64 года, оформить документы для получения государственной услуги в виде ежемесячной денежной компенсации платы за занимаемую общую площадь жилого помещения и стоимости коммунальных услуг; обязать Министерство социального развития <адрес> в лице Окружного управления социального развития № направить в адрес ФИО1 дополнительное разъяснение о его праве на новое обращение за получением государственной услуги в виде ежемесячной денежной компенсации платы за занимаемую общую площадь жилого помещения и стоимости коммунальных услуг - с учетом законоположения части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» о возможности досрочного оформления страховой пенсии по старости для мужчин, имеющих страховой стаж не менее 42 лет.
В обоснование исковых требований указано, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ветеран труда, пенсионер по линии МВД России за выслугу лет после того, как ему исполнилось 60 лет, в декабре 2022 года через Наро-Фоминский МФЦ, посредством интернет-портала «Госуслуги», подал в орган социальной защиты населения заявление о назначении ежемесячной денежной компенсации платы за занимаемую общую площадь жилого помещения и стоимости коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона Московской области от 23.03.2006г. № 36/2006-03 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в <адрес>», ветеранам труда при достижении ими возраста, дающего право на получение страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, независимо от прекращения ими трудовой деятельности в качестве меры социальной поддержки предоставляются:
-ежемесячная денежная компенсация в размере 50 процентов платы за занимаемую общую площадь жилого помещения в пределах стандарта нормативной площади жилого помещения, установленного законом <адрес>;
-компенсация платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения.
Решением Министерства социального развития <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было отказано в назначении ежемесячной денежной компенсации платы за занимаемую общую площадь жилого помещения и стоимости коммунальных услуг по причине отсутствия у заявителя права на получение государственной услуги (заявитель не достиг возраста, дающего право на получение страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации).
В Решении также разъясняется, что заявителю (ФИО1) ежемесячная денежная компенсация может быть назначена после достижения возраста, дающего право на получение страховой пенсии по старости соответствии с законодательством Российской Федерации (в его (заявителя) случае при достижении 64 лет) и повторной подачи заявления на получение государственной услуги с необходимым комплектом документов.
В основном с Решением истец согласен, поскольку действительно, в соответствии с законодательством о поэтапном увеличении пенсионного возраста граждан и нормой абзаца первого части 1 статьи 3 Закона Московской области от 23.03.2006 № 36/2006-03 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в <адрес>» ФИО1 как ветеран труда в возрасте 60 лет не имеет права получение денежной компенсации платы за занимаемую общую площадь жилого помещения и стоимости коммунальных услуг. Однако, истец не согласен с Решением в той его части, в которой ФИО1 дано официальное разъяснение о том, при каких условиях он вправе получить такую госуслугу. В Решении указано, что ежемесячная денежная компенсация может быть назначена после достижения возраста, дающего право на получение страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае с ФИО1 при достижении им 64 лет) и повторной подачи заявления на получение государственной услуги с необходимым комплектом документов.
Действительно, согласно информативной таблице Пенсионного фонда России и в соответствии с Приложением № 1 к Федеральному закону от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (в редакции закона о поэтапном увеличении пенсионного возраста), истец, 1962 г.р., достигает пенсионного возраста в 2026 году. Однако, в соответствии с требованиями части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
Истец на дату, предшествующую его обращению о получении госуслуги (ДД.ММ.ГГГГ), уже имел страховой стаж общей длительностью более 43 лет. Следовательно, ФИО1 на основании части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» срок назначения страховой пенсии по старости сокращается на 24 месяца (2 года), и он вправе повторно обратиться в орган социальной защиты не в 2026 году в возрасте 64 лет, а в ноябре 2024 года, когда ему исполнится 62 года.
Данное обстоятельство имеет существенное значение - по сроку получения государственной услуги по дополнительному пенсионному обеспечению, который для ФИО1 должен быть сокращен на целых два года.
Орган социальной защиты, имея все возможности для получения в Пенсионном фонде России соответствующих сведений о гражданине, который обратился за получением государственной услуги (по его общему трудовому страховому стажу, например), неправильно разъяснил ФИО1 условия получения им государственной услуги при новом обращении - без учета исключения из общего правила о назначении страховой пенсии по старости.
Удостоверение ветерана труда выдавалось ФИО1 именно тем органом, которым принято обжалуемое Решение. Удостоверение выдано ДД.ММ.ГГГГ и документы, на основании которых оно выдавалось (в том числе, о продолжительной выслуге лет ФИО1), до сих пор хранятся у ответчика. Орган социальной защиты мог и должен был разъяснить ФИО1 действующее законодательство в исчерпывающем объеме (со всеми исключениями), а не ограничиваться цитированием общей нормы пенсионного закона.
Органы социальной защиты населения в <адрес> по решению вопроса, по которому возник настоящий спор, работают по соответствующему регламенту (Административному регламенту по предоставлению государственной услуги по назначению и выплате ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в <адрес>), утвержденному распоряжением Министерства социальной защиты населения Московской области от 13.08.2014 № 18РВ-51.
В соответствии с пунктом 4 названного регламента, Основными требованиями к информированию граждан о порядке предоставления государственной услуги являются достоверность предоставляемой информации, четкость изложения информации, полнота информирования.
Показателями доступности и качества предоставления государственной услуги являются: достоверность предоставляемой гражданам информации; полнота информирования граждан (пункт 56 регламента).
В случае принятия решения об отказе в назначении ежемесячной денежной компенсации гражданским служащим в уведомлении об отказе указывается мотивированное обоснование причин отказа и ссылка на конкретные положения нормативных правовых актов и иных документов, являющихся основанием такого отказа, или, если причиной отказа является установленное в ходе проверки несоответствие заявителя требованиям законодательства для предоставления государственной услуги (пункт 107 регламента).
В нарушение данных требований Регламента заявление ФИО1 было рассмотрено органом социальной защиты поверхностно, без надлежащего исследования обстоятельств, связанных с возможными сроками получения заявителем права на страховую пенсию по старости и нового обращения за получением государственной услуги, в которой ему пока (в силу возраста) было отказано. Ответчик мог и должен был упомянуть в своем Решении об исключении из общего правила, которое действует в отношении лиц со значительным трудовым страховым стажем. Кроме того, Решение не содержит ссылок на конкретные положения нормативных правовых актов и иных документов, являющихся основанием для отказа ФИО1 в предоставлении госуслуги.
Решение нарушает право ФИО1 досрочно оформить документы по выплате ежемесячной денежной компенсации платы за жилье и стоимости коммунальных услуг.
Истец ФИО1, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании отсутствовал, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель ответчика Министерству социального развития <адрес> в лице Окружного управления социального развития №, ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, представила письменные возражения.
Исследовав письменные материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд полагает требования истца не подлежащими удовлетворению.
Из материалов дела следует и установлено в судебном заседании, что ФИО1 является ветераном труда, пенсионером по линии МВД России.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Окружное управление социального развития № с заявлением на выплату ежемесячной денежной компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг
Решением Окружного управления социального развития № Министерства социального развития <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 отказано в назначении ежемесячной денежной компенсации платы за занимаемую общую площадь жилого помещения и стоимости коммунальных услуг пог причине отсутствия у заявителя права на получение Государственной услуги (заявитель не достиг возраста, дающего право на получение страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации. В решении разъяснено, что в предоставлении услуги отказано в связи с несоответствием категориям лиц, имеющих право на получение услуги. Ежемесячная денежная компенсация может быть назначена после достижения возраста, дающего право на получение услуги. Ежемесячная денежная компенсация может быть назначена после достижения возраста, дающего право на получение страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством РФ (в его случае при достижении 64 лет) и повторной подачи заявления на получение государственной услуги с необходимым комплектом документов (л.д. 41).
В соответствии с ч. 4 п. 1 ст. 13 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», ветераны труда имеют право на ежемесячную денежную компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Согласно ст. 22 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» закона меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Закона Московской области от 23.03.2006 №36/2006-03 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области» ветеранам труда, при достижении ими возраста, дающего право на получение страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются следующие меры социальной поддержки:
1) бесплатные изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов, металлокерамики, других дорогостоящих материалов и искусственных имплантатов) в медицинских организациях по месту жительства в соответствии с перечнем, утвержденным центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, уполномоченным в сфере здравоохранения.
2) бесплатное обслуживание в медицинских учреждениях Московской области;
3) ежемесячная денежная компенсация расходов по оплате услуг местных телефонных соединений в размере 220 рублей.
4) ежемесячная денежная компенсация в размере 50 процентов платы за занимаемую общую площадь жилого помещения в пределах стандарта нормативной площади жилого помещения, установленного законом Московской области:
платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения;
взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме - для собственников жилых помещений.
5) ежемесячная денежная компенсация в размере 50 процентов стоимости коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение), обращение с твердыми коммунальными отходами);
лицам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - ежемесячная денежная компенсация в размере 50 процентов:
стоимости платы за твердое топливо при наличии печного отопления и транспортных услуг для его доставки;
стоимости платы за природный газ или бытовой газ в баллонах и электроэнергию, используемые для отопления.
6) при продолжении трудовой деятельности - предоставление ежегодного основного оплачиваемого отпуска в удобное время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 35 календарных дней в году;
7) бесплатный проезд на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте Московской области (автобус, троллейбус, трамвай) по маршрутам регулярных перевозок по социальной карте жителя Московской области;
8) оплата в размере 50 процентов стоимости проезда на внутреннем водном транспорте общего пользования по местным и пригородным маршрутам по удостоверению единого образца;
9) бесплатный проезд на железнодорожном транспорте в пригородном сообщении (кроме скорых и скоростных поездов повышенной комфортности) по социальной карте жителя Московской области.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
ДД.ММ.ГГГГ по заявлению ФИО1 вынесено Решение № об отказе в предоставлении Компенсации по причине отсутствия у заявителя права на получение государственной услуги. Дополнительно в Решении разъяснено, что в предоставлении услуги отказано т.к. заявитель не достиг возраста, дающего право на получение страховой пенсии по старости. В решении заявителю дополнительно разъяснено, что его право на получение компенсации возникнет при достижении им возраста 64 года. В Решении возраст 64 года был указан в соответствии с общей информационной таблицей Пенсионного фонда РФ, по определению права граждан на страховую пенсию по старости.
С 1 января 2019 года страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста. Пунктом 28.1 статьи 1 Закона предпенсионерами являются «лица, достигшие предпенсионного возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), имеющие страховой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации».
Другими словами, лица предпенсионного возраста - лица (женщины после 55 лет, мужчины - после 60 лет), для которых изменяются сроки выхода на пенсию в переходный период в рамках поэтапного увеличения возраста, по достижении которого будет назначаться страховая пенсия по старости.
Так как истцу назначена пенсия ГУВД <адрес> за выслугу лет с 2004 года, то он уже является пенсионером. Следовательно, предпенсионером быть не может и воспользоваться мерами социальной поддержки, установленными для ветеранов труда, сможет после достижения возраста для назначения страховой пенсии по старости, т.е. ДД.ММ.ГГГГ.
Министерство социального развития не является органом, определяющим возраст граждан, по достижении которого назначается страховая пенсия по старости и дает разъяснения гражданам в соответствии с Положением только в сферах социальной защиты, труда, охраны труда и занятости населения <адрес>.
Назначение страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях”, при соблюдении определенных условий, связанных с наличием специальных условий труда или социально значимых периодов не входит в полномочия Министерства.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Министерством социального развития <адрес> ФИО1 правомерно отказано в назначении Ежемесячной денежной компенсации платы за занимаемую площадь жилого помещения и стоимости коммунальных услуг.
Указание в решении на возраст, при достижении которого у ФИО1 возникнет право на получение услуги, носит информативный характер и не влечет нарушение прав истца.
Поскольку в решении от ДД.ММ.ГГГГ разъяснено, что ежемесячная денежная компенсация может быть назначена после достижения возраста, дающего право на получение страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством РФ и повторной подачи заявления на получение государственной услуги с необходимым компактом документов, оснований для возложения обязанности дополнительного разъяснения о праве на новое обращение за получением государственной услуги, не имеется.
При таких обстоятельствах суд находит требования ФИО1 не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к Министерству социального развития <адрес> в лице Окружного управления социального развития № о признании незаконным решения № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении компенсации платы за занимаемую общую площадь жилого помещения и стоимости коммунальных услуг в части указания возраста, возложении обязанности направить дополнительное разъяснение оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Наро-Фоминский городской суд в течение одного месяца с даты принятия решения в окончательной форме.
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: <адрес>, паспорт №
Министерство социального развития <адрес> ОГРН № ИНН №
Судья Бузылева Н.А.
Решение в окончательной форме изготовлено 24.08.2023.