Судья Мокрушин О.А.
Дело № 72-585/2022
УИД 59RS0002-01-2022-001173-42
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 28 июня 2022 г.
Судья Пермского краевого суда Синицына Т.А., рассмотрев в судебном заседании жалобу М. на решение судьи Индустриального районного суда г. Перми от 11 мая 2022 г., постановление инспектора группы по ИАЗ 1 батальона полка ДПС ГИБДД Управления МВД России по г. Перми от 11 февраля 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
11 февраля 2022 г. инспектором группы по ИАЗ 1 батальона полка ДПС ГИБДД Управления МВД России по г. Перми вынесено постановление № 11 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), по факту дорожно-транспортного происшествия, произошедшего 28 января 2022 г.
Решением судьи Индустриального районного суда г. Перми от 11 мая 2022 г., принятым по результатам рассмотрения жалобы М., постановление от 11 февраля 2022 г. оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в краевой суд, М. просит постановление должностного лица, решение судьи районного суда отменить, ссылаясь на существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, допущенных при проведении административного расследования и рассмотрении дела судьей районного суда.
В судебном заседании в краевом суде М., защитник О., извещенные надлежаще, участие в судебном заседании в краевом суде не принимали.
Изучив доводы жалобы, материалы дела по жалобе, материал по факту дорожно-транспортного происшествия от 28 января 2022 г., судья краевого суда приходит к следующему.
В соответствии пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ одним из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Дело об административном правонарушении считается возбужденным, в том числе с момента вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 настоящего Кодекса (пункт 4 части 4 статьи 28.1 КоАП РФ).
В силу пункта 6 статьи 28.7 КоАП РФ по окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Из материалов дела следует, что 28 января 2022 г. в 16 часов 45 минут на ул. Шоссе Космонавтов, 299 произошло дорожно-транспортное происшествие с участием транспортного средства – автобус MERCEDES-BENZ, государственный регистрационный знак **, под управлением А1. пассажира М.
Определением инспектора группы по ИАЗ 1 батальона полка ДПС ГИБДД Управления МВД России по г. Перми от 31 января 2022 г. на основании поступившего в дежурную часть отделения полиции № 2 (Индустриальный район) сообщения из медицинского учреждения об обращении в медицинскую организацию М. с травмами, которые предположительно были получены в автобусе, возбуждено дело об административном правонарушении по статье 12.24 КоАП РФ и проведении административного расследования.
Статьей 12.24 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение Правил дорожного движения и правил эксплуатации транспортного средства повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего.
В ходе проведения административного расследования были взяты объяснения с М., А2., А1., В., назначена и проведена судебно-медицинская экспертиза в отношении М.
11 февраля 2022 г. по результатам проведения административного расследования инспектором группы по ИАЗ 1 батальона полка ДПС ГИБДД Управления МВД России по г. Перми Б. на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ вынесено постановление № 11 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.24 КоАП.
Согласно резолютивной части данного постановления, должностным лицом постановлено: административное расследование прекратить; вопрос о возмещении вреда рекомендовать решать в гражданском порядке, в соответствии со статьей 4.7 КоАП РФ.
Между тем, в силу положений административного законодательства процессуальным результатом административного расследования является составляемый уполномоченным должностным лицом протокол об административном правонарушении либо постановление о прекращении дела об административном правонарушении (часть 6 статьи 28.7 КоАП РФ). Должностным лицом по результатам проведения административного расследования, в нарушение части 6 статьи 28.7 КоАП РФ, несмотря на наименование вынесенного акта о прекращении производства по делу об административном правонарушении, принято процессуальное решение, не предусмотренное указанной выше нормой, что является существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ. Данное нарушение судьей районного суда при рассмотрении жалобы устранено не было. Данные обстоятельства являются самостоятельным основанием для отмены постановления и решения судьи.
Кроме того, в нарушение пункта 6 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении должностного лица отсутствуют какие-либо мотивированные суждения, не приведены мотивы принятого им постановления, не дана оценка доказательствам, имеющимся в материалах дела.
В силу статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Из принятых по делу постановления и решения не усматривается, что при рассмотрении материалов дела должностным лицом, а в последующем при проверке законности постановления судьей районного суда были выполнены требования приведенных норм. Имеющиеся в деле доказательства не были оценены в их совокупности.
Вопрос о соблюдении водителем транспортного средства автобус MERCEDES-BENZ, государственный регистрационный знак **, Правил дорожного движения (утв. Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090) как того требует объективная сторона правонарушений предусмотренных статьей 12.24 КоАП РФ, должностным лицом не выяснялся. Разрешение вопроса какими пунктами Правил дорожного движения следовало руководствоваться участнику дорожно-транспортного происшествия относится к компетенции лица в производстве которого находится дело об административном правонарушении.
В жалобе, поданной в районный суд, М. ссылалась на допущенные должностным лицом нарушения, выразившиеся в не извещении ее о рассмотрении дела, по итогам которого вынесено оспариваемое постановление.
Судьей районного суда указанные доводы отклонены как основанные на неверном толковании правовых норм, регулирующих административное расследование дел об административных правонарушениях.
Такой вывод судьи не соответствует требованиям Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях.
Из положений частей 1 и 2 статьи 25.2 КоАП РФ следует, что потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.
Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу части 3 статьи 25.2 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Право потерпевшего на участие в деле об административном правонарушении должно быть обеспечено независимо от того, является ли наступление последствий признаком состава административного правонарушения.
В настоящем случае производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.24 КоАП РФ, возбуждено в связи с произошедшим дорожно-транспортным происшествием, в результате которого М. получила травму и обращалась в медицинское учреждение.
Соответственно, М., в связи с обращением которой возбуждено дело об административном правонарушении с проведением административного расследования, обладает правами, предусмотренными статьей 25.2 КоАП РФ.
Также необоснованным является вывод судьи об отсутствии обязанности извещения потерпевшего в связи с тем, что дело прекращено по результатам административного расследования.
Из положений частей 3 и 3.1 статьи 28.7 КоАП РФ следует, что при вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в определении.
Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему.
Согласно части 6 статьи 28.7 КоАП РФ по окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.
Из данной нормы следует, что по результатам административного расследования должностным лицом принимается одно из двух процессуальных решений: либо в виде составления протокола об административном правонарушении, либо в виде вынесения постановления о прекращении дела об административном правонарушении.
Порядок составления протокола об административном правонарушении урегулирован статьей 28.2 КоАП РФ.
Согласно части 3 статьи 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные названным кодексом, о чем делается запись в протоколе. В силу части 6 статьи 28.2 КоАП РФ копия протокола об административном правонарушении должна быть вручена, помимо прочего, потерпевшему.
Исходя из положений части 6 статьи 28.7, части 1 статьи 28.9 КоАП РФ, по результатам административного расследования при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в статье 24.5 названного кодекса, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, должно быть вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении с соблюдением требований, предусмотренных статьей 29.10 названного кодекса.
По смыслу положений приведенных норм потерпевший должен быть извещен органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, о проведении административного расследования, его ходе и результатах, о месте и времени составления протокола об административном правонарушении или вынесения постановления о прекращении производства по такому делу.
При этом следует учитывать, что условия для осуществления сторонами принадлежащих им процессуальных прав должны быть созданы на всех стадиях производства по делу об административном правонарушении.
Невыполнение должностным лицом требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях об извещении потерпевшего о месте и времени составления по результатам административного расследования протокола об административном правонарушении или вынесения постановления о прекращении производства по такому делу противоречит положениям приведенных выше норм, свидетельствует о нарушении порядка производства по делу об административном правонарушении, поскольку в данном случае не созданы необходимые условия для обеспечения гарантий процессуальных прав указанного лица, что может стать препятствием для их защиты и является недопустимым (данная позиция отражена в постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 12 августа 2021 г. № 82-АД21-8-К7).
Аналогичные нарушения допущены должностным лицом в отношении А1., управлявшего транспортным средством в котором произошло падение пассажира М. обратившейся в последствии за медицинской помощью в связи с полученной травмой, что явилось основанием для возбуждения дела об административном правонарушении. В рассматриваемом случае А1. является лицом в отношении которого велось производство по делу об административном правонарушении. Вместе с тем должностным лицом А1. не был извещен о вынесении постановления от 11 февраля 2022 г., а судьей районного суда о рассмотрении жалобы М. на указанное постановление, что влечет нарушение права на защиту лица в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, должностным лицом постановление от 11 февраля 2022 г. вынесено с существенным нарушением процессуальных требований КоАП РФ, которое повлияло на всесторонность и полноту рассмотрения дела, что не соответствует задачам производства по делам об административных правонарушениях.
Судьей районного суда при рассмотрении жалобы М. допущенные должностным лицом существенные процессуальные нарушения, не устранены.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В связи с изложенным постановление инспектора группы по ИАЗ 1 батальона полка ДПС ГИБДД Управления МВД России по г. Перми от 11 февраля 2022 г. и решение судьи Индустриального районного суда г. Перми от 11 мая 2022 г. нельзя признать законными и обоснованными, они подлежат отмене с возвращением дела на новое рассмотрение в полк ДПС ГИБДД Управления МВД России по г. Перми.
При новом рассмотрении дела об административном правонарушении должностному лицу необходимо учесть изложенное, проверить доводы М. изложенные в жалобах, в том числе относительно заключения эксперта и принять законное и обоснованное решение с учетом всех установленных по делу обстоятельств.
Учитывая основания отмены постановления должностного лица и решения судьи районного суда, судья краевого суда не входит в обсуждение иных доводов поданной М. жалобы, поскольку они подлежат оценке при новом рассмотрении дела.
Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда
р е ш и л:
Решение судьи Индустриального районного суда г. Перми от 11 мая 2022 г., постановление № 11 инспектора группы по ИАЗ 1 батальона полка ДПС ГИБДД Управления МВД России по г. Перми от 11 февраля 2022 г. отменить, дело об административном правонарушении (АМ-11), предусмотренном статьей 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возвратить в полк ДПС ГИБДД Управления МВД России по г. Перми на новое рассмотрение.
Судья - (подпись)