Судья Серухина А.В. дело № 07р-1185/2022
РЕШЕНИЕ
г. Волгоград 25 августа 2022 года
Судья Волгоградского областного суда Язынина С.Г., рассмотрев единолично в открытом судебном заседании жалобу государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям ФИО 1 на решение судьи Дзержинского районного суда г. Волгограда от 23 июня 2022 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «ВМС РЕЦИКЛИНГ» (далее – ООО «ВМС РЕЦИКЛИНГ», общество),
установил:
постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям от 1 апреля 2022 года № 16/28-2022-Э ООО «ВМС РЕЦИКЛИНГ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде предупреждения.
Решением судьи Дзержинского районного суда г. Волгограда от 23 июня 2022 года указанное постановление должностного лица отменено, производство по данному делу об административном правонарушении прекращено на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения общества к административной ответственности.
Не согласившись с названным решением, должностное лицо, вынесшее постановление, подало в Волгоградский областной суд жалобу, в которой просит отменить решение судьи районного суда, приводя доводы о том, что постановление о назначении наказания вынесено в пределах срока давности привлечения общества к административной ответственности, поскольку срок давности в данном случае необходимо исчислять со 2 апреля 2021 года.
В судебное заседание явился защитник общества Адамчук Д.А., который возражал против удовлетворения жалобы.
Проверив в полном объеме материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав Адамчука Д.А., прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем решении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 данного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Согласно пункту 1 статьи 24.3 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» единая государственная информационная система учета отходов от использования товаров является федеральной государственной информационной системой, которая содержит информацию об отходах от использования товаров, о наличии мощностей основного технологического оборудования по обеспечению утилизации указанных отходов и иную предусмотренную законодательством Российской Федерации информацию (далее также - система)
Положениями пункта 1 статьи 24.4 названного Федерального закона установлено, что единая государственная информационная система учета отходов от использования товаров эксплуатируется на основе официальной статистической и иной документированной информации, предоставляемой поставщиками информации, в том числе с использованием имеющихся у них информационных систем. Состав данной информации, формы, сроки и порядок ее предоставления определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2015 года № 1520 утверждены Правила создания, эксплуатации и модернизации единой государственной информационной системы учета отходов от использования товаров.
Из пункта 15 Приложения № 1 к названным Правилам следует, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере обращения с отходами от использования товаров, ежегодно, до 1 апреля года, следующего за отчетным представляют информацию о наличии мощностей основного технологического оборудования по обеспечению утилизации отходов по форме, предусмотренной приложением № 10 к названным Правилам.
Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения ООО «ВМС Рециклинг» к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении, постановлении должностного лица выводы о том, что названное лицо не выполнило в срок до 1 апреля 2021 года обязанность по представлению информации о наличии мощностей основного технологического оборудования по обеспечению утилизации отходов за 2020 год.
Судья Дзержинского районного суда г. Волгограда, рассмотрев жалобу, поданную защитником ООО «ВМС РЕЦИКЛИНГ», в порядке, предусмотренном статьями 30.1 - 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, решением от 23 июня 2022 года постановление должностного лица отменил, производство по делу прекратил на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса в связи с истечением срока давности привлечения общества к административной ответственности.
Принимая данное решение, судья районного суда сделал вывод о том, что по настоящему делу срок давности привлечения к административной ответственности по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях начал исчисляться с 1 апреля 2021 года и на момент вынесения должностным лицом постановления о назначении наказания истек.
Оснований не согласиться с этими выводами судьи районного суда не имеется.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 названного Кодекса, составляет один год.
Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Установленная пунктом 15 Приложения № 1 к Правилам создания, эксплуатации и модернизации единой государственной информационной системы учета отходов от использования товаров обязанность по представлению юридическими лицами, осуществляющими деятельность в сфере обращения с отходами от использования товаров, информации о наличии мощностей основного технологического оборудования по обеспечению утилизации отходов должна быть исполнена ежегодно, до 1 апреля года, следующего за отчетным. В рассматриваемом случае эта обязанность подлежала исполнению до 1 апреля 2021 года.
Следовательно, по настоящему делу событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наступило 1 апреля 2021 года.
Вопреки доводам жалобы, в данном случае с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 мая 2022 года № 19-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданки О.А. Мельниковой», согласно которому до внесения в законодательство об административных правонарушениях изменений, вытекающих из названного постановления, исчисление срока давности привлечения к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 4.5 названного кодекса должно осуществляться начиная со дня совершения административного правонарушения, указанный срок начал исчисляться с 1 апреля 2021 года и истек 1 апреля 2022 года.
С учетом изложенного, судья районного суда в рамках рассмотрения жалобы на постановление должностного лица Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям от 1 апреля 2022 года пришел к правильному выводу о том, что названное постановление о назначении административного наказания вынесено по истечении срока давности привлечения общества к административной ответственности, в связи с чем обоснованно отменил постановление должностного лица и прекратил производство по делу в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Оснований для отмены судебного акта не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Волгоградского областного суда
решил:
решение судьи Дзержинского районного суда г. Волгограда от 23 июня 2022 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «ВМС РЕЦИКЛИНГ» оставить без изменения, а жалобу государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям ФИО 1 – без удовлетворения.
Решение вступило в законную силу 25 августа 2022 года и может быть обжаловано и опротестовано в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Волгоградского
областного суда С.Г. Язынина