Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1440/2021 (2-6484/2020;) от 14.12.2020

32RS0027-01-2020-003947-59

Дело № 2-1440/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 сентября 2021 года                                                                                          г. Брянск

Советский районный суд г. Брянска в составе

председательствующего судьи                                                           Сочень Т.Ю.,

при секретаре                                                                                       Нехаевой Ю.А.,

с участием истца и представителя истца П., действующего на основании постановления Клинцовской городской администрации Брянской области от <дата> №..., Доманчука А.В.,

представителя ответчика Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области, действующей на основании доверенности № 118 от 13.01.2021 года, Костромовой Е.В.,

представителя третьего лица Правительства Брянской области, действующего на основании доверенности № 1-8269и от 25.12.2020 года, Чикина Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Доманчука Андрея Викторовича, действующего в своих интересах и интересах П. к Департаменту семьи, социальной и демографической политики Брянской области о признании незаконными действий, понуждении к совершению действия,

УСТАНОВИЛ:

Доманчук А.В., действующий в своих интересах и в интересах П., обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что является опекуном недееспособной П., что подтверждается удостоверением №... и Постановлением Клинцовской городской администрации Брянской области от <дата> Доманчук А.В. и его подопечной П. принадлежит на праве общей долевой собственности жилой дом, общей площадью 99,6 кв.м., расположенный <адрес>. Территория города Клинцы Брянской области с момента катастрофы на Чернобыльской АЭС и по настоящее время относится к зоне с правом на отселение. В 2016 году истцы выехали из г. Клинцы Брянской области на постоянное место жительство <адрес>. Письмом Департамента строительства и архитектуры по Брянской области № 2657/30-ДС от 25.05.2017 г. истцам сообщено, что Комиссией Департамента строительства и архитектуры Брянской области по рассмотрению заявлений и документов граждан на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС было принято решение о выплате Доманчук А.В., П. компенсации за утраченное имущество, расположенное <адрес> в размере 1428000 руб. В связи с чем, Доманчук А.В., действующий в своих интересах и в интересах недееспособной П. обратился в Клинцовскую городскую администрацию с заявлением об отказе от права собственности на утраченное имущество, расположенное <адрес>. Также истцом были переданы в Клинцовскую городскую администрацию правоустанавливающие документы на данный жилой дом (техническим паспорт, свидетельство о государственной регистрации права и ключи от дома), на что Клинцовская городская администрация выдала истцу справку № 12 от 09.06.2017 г., которую Доманчук А.В. представил в Департамент строительства и архитектуры Брянской области для выплаты ему и его подопечной денежной компенсации за утраченное имущество. Однако Департамент строительства и архитектуры Брянской области не выполнил своей обязанности по представлению в Управление Федерального казначейства Минфина Российской Федерации по Брянской области списка на получение компенсации за утраченное имущество. 29.08.2017 г. комиссией Департамента строительства и архитектуры Брянской области повторно рассмотрен вопрос о предоставлении компенсации истцам за утраченное имущество и принято решение об отказе во включении их в список граждан на получение компенсации за домовладение, расположенное <адрес>. Причиной отказа во включении его и его подопечной в список граждан на получение компенсации явилось то, что в предоставленных документах отсутствуют сведения о факте нахождения в собственности истцов имущества по состоянию на 01.01.1994 г. В 2019 г. собрав пакет документов, истец обратился в Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области с заявлением на выплату единовременной компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС на жилой дом, расположенный <адрес>. После рассмотрения представленных истцом документов, комиссией Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области было принято решение об отказе в предоставлении им компенсации за утраченное имущество в связи с тем, что компенсация материального ущерба в связи с утратой имущества не относится к мерам социальной поддержки, лицам добровольно выехавших из зоны проживания с правом на отселение, указанная компенсация не предоставляется. На основании изложенного, истцы просили суд, признать действия (бездействие) Департамента строительства и архитектуры Брянской области по приостановлению исполнения решения Комиссии по рассмотрению заявлений и документов граждан на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС о выплате Доманчуку Андрею Викторовичу и его подопечной П. компенсации за имущество, расположенное <адрес> в сумме 1428000 руб. незаконным; признать отказ Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области о выплате Доманчуку Андрею Викторовичу и его подопечной П. компенсации за имущество, расположенное <адрес> в сумме 1428000 руб. незаконным; обязать Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области, включить Доманчука Андрея Викторовича и его подопечную П., в список граждан на получение компенсации за утраченное имущество, расположенное <адрес> и предоставить данный список в Управление Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Брянской области для получения ими денежной компенсации за утраченное имущество в размере 1428000 руб.

В ходе рассмотрения дела, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика были привлечены Правительство Брянской области, Департамент строительства Брянской области, Клинцовская городская администрация.

Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания истца П., представителей третьих лиц: Министерства финансов РФ, УФК Минфина РФ по Брянской области, Департамента строительства Брянской области, Клинцовской районной администрации, не явившихся в судебное заседание и не сообщивших суду об уважительных причинах неявки.

Истец Доманчук А.В., действующий в своих интересах и интересах П., в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил иск удовлетворить.

Представитель ответчика Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области Костромова Е.В., представитель третьего лица Правительства Брянской области Чикин Е.Н. в судебном заседании иск не признали в полном объеме, возражали против удовлетворения требований истцов, в виду отсутствия на то законных оснований.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив и оценив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу п. 11 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся, в том числе, граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы.

Согласно п. 1 ст. 22 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в п. 11 части 1 ст. 13 настоящего Закона, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 17 настоящего Закона.

Статьей 17 Закона № 1244-1 гражданам, эвакуированным из зоны отчуждения и переселенным (переселяемым) из зоны отселения гарантируются возмещение вреда и меры социальной поддержки.

Юридически значимым обстоятельством, с которым закон связывает право граждан на получение единовременной денежной компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на ЧАЭС, является наличие у лица по состоянию на 1 января 1994 года утраченного имущества в зоне отчуждения и отселения.

В соответствии с ФЗ № 428-ФЗ от 22.12.2014 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием разграничения полномочий в сфере социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочия по предоставлению, в том числе по доставке, гражданам компенсаций и других выплат. Средства на осуществление переданного в соответствии с частью первой настоящей статьи полномочия предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета. Порядок предоставления субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 4 Правил предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и бюджету г. Байконура субвенций на осуществление переданного полномочия РФ по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2014 г. № 1475 «О предоставлении субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и бюджету г. Байконура на осуществление переданного полномочия РФ по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации» перечисление субвенций в бюджеты субъектов Российской Федерации осуществляется в установленном порядке на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Порядок выплаты единовременной денежной компенсации устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 869 утверждены Правила выплаты гражданам компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В силу п. 2 Правил предоставление компенсации, включающей в себя стоимость строений (жилые помещения, садовые домики, дачи, гаражи, хозяйственные постройки), имевшихся у граждан по состоянию на 1 января 1994 г., стоимость домашнего имущества, степень радиоактивного загрязнения которого не позволяет перевезти его на новое место жительства, а также стоимость всех видов сельскохозяйственных животных, подлежащих вынужденному убою, и утраченных садово-ягодных насаждений, посевов (далее - утраченное имущество), производится гражданам, указанным в п. 6 и 11 ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Согласно п. 3 Правил для получения компенсации гражданин, являющийся собственником утраченного имущества, представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится утраченное имущество, заявление, к которому прилагаются подлинники или нотариально заверенные копии документов, подтверждающих его право на получение компенсации в соответствии с законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Пунктом 5 Правил на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации возложено в месячный срок принятие решения о выплате или об отказе в выплате компенсации.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует единый реестр утраченного имущества, за которое выплачена компенсация. Указанная информация размещается в открытом доступе на соответствующем сайте субъекта Российской Федерации.

В силу п. 6 Правил порядок выплаты компенсации ее получателям устанавливается нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 Постановления Правительства Брянской области № 689-п от 29.12.2014 г. «Об организации осуществления переданного полномочия по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации» главным распорядителем средств областного бюджета в части осуществления выплаты (включая доставку) компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества, предусмотренной п. 4 ст. 17 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», определен департамент строительства и архитектуры Брянской области.

В соответствии с Указом Губернатора Брянской области от 17.08.2017 № 139 (ред. от 04.09.2017) "О переименовании департамента строительства и архитектуры Брянской области и внесении изменения в Указ Губернатора Брянской области от 26.02.2013 № 174 "О структуре исполнительных органов государственной власти Брянской области" департамент строительства и архитектуры Брянской области с 07.11.2017 г. переименован в департамент строительства Брянской области.

Согласно п. 2.2 основной задачей департамента является, в том числе, участие в организации совместного с департаментом финансов Брянской области, управлением Федерального казначейства по Брянской области контроля за целевым использованием бюджетных средств, направляемых на преодоление последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

В соответствии с Указом Губернатора Брянской области от 16.02.2018 № 34 «О передаче функций департамента строительства Брянской области в департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области и внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты Брянской области» с 16.04.2018г. департаменту семьи, социальной и демографической политики Брянской области переданы, в том числе, функции по осуществлению организационно - технического обеспечения деятельности комиссий по вопросам выплаты компенсации за утраченное имущество, расположенное на радиоактивно загрязненной территории, и иным вопросам в сфере социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; по организации работы по выплате гражданам компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; по выдаче в пределах своей компетенции специальных удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, дающих право на получение мер социальной поддержки.

Судом установлено, что Доманчук А.В. и его подопечной П. принадлежит на праве общей долевой собственности жилой дом, общей площадью 99,6 кв.м., расположенный <адрес>.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 8 октября 2015 года № 1074 "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" г. Клинцы Брянской области относится к зоне проживания с правом на отселение.

В 2016 году истцы выехали из г. Клинцы Брянской области на постоянное место жительство <адрес>.

Письмом Департамента строительства и архитектуры по Брянской области №2657/30-ДС от 25.05.2017 г. истцам сообщено, что Комиссией Департамента строительства и архитектуры Брянской области по рассмотрению заявлений и документов граждан на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС было принято решение о выплате Доманчук А.В., П. компенсации за утраченное имущество, расположенное <адрес> в размере 1428000 руб.

Доманчук А.В., действующий в своих интересах и в интересах недееспособной П., обратился в Клинцовскую городскую администрацию с заявлением об отказе от права собственности на утраченное имущество, расположенное <адрес>. Также истцом были переданы в Клинцовскую городскую администрацию правоустанавливающие документы на данный жилой дом (техническим паспорт, свидетельство о государственной регистрации права и ключи от дома), на что Клинцовская городская администрация выдала истцу справку № 12 от 09.06.2017 г., которую Доманчук А.В. представил в Департамент строительства и архитектуры Брянской области для выплаты ему и его подопечной денежной компенсации за утраченное имущество.

Из письма директора Департамента строительства и архитектуры по Брянской области от 20.10.2017 № 6110-АС следует, что при рассмотрении уполномоченным лицом департамента результатов и выводов комиссии, возникли замечания относительно представленных Доманчуком А.В. документов. Согласно положения о комиссии, утвержденного директором департамента, комиссия имеет право повторно рассмотреть заявление и документы гражданина на получение компенсации в случае наличия замечаний.

29.08.2017 г. комиссией Департамента строительства и архитектуры Брянской области повторно рассмотрен вопрос о предоставлении компенсации истцам за утраченное имущество и принято решение об отказе во включении их в список граждан на получение компенсации за домовладение, расположенное <адрес>. Причиной отказа во включении его и его подопечной в список граждан на получение компенсации явилось то, что в предоставленных документах отсутствуют сведения о факте нахождения в собственности истцов имущества по состоянию на 01.01.1994 г.

Рассматривания исковые требования о признании действия (бездействие) Департамента строительства и архитектуры Брянской области по приостановлению исполнения решения Комиссии по рассмотрению заявлению и документов граждан на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС о выплате Доманчуку Андрею Викторовичу и его подопечной П. компенсации за имущество, расположенное <адрес> в сумме 1428000 руб. незаконным, суд приходит к следующему.

Не исполнение решения комиссии о выплате Доманчук А.В. и его подопечной П. денежной компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на ЧАЭС не может рассматриваться как незаконное, нарушающее права истцов, поскольку указанное решение комиссии носит лишь рекомендательный характер.

Право истцов на получение компенсации за утраченное имущество в связи с катастрофой на ЧАЭС решением комиссии не устанавливается и указанное ими имущество утраченным не признается.

Иных доказательств (судебных актов, вступивших в законную силу, решений иных компетентных органов), свидетельствующих о незаконности отказа в выплате заявителям денежной компенсации, суду не представлено.

На основании действующего законодательства суд отказывает в удовлетворении требований о признании действия (бездействие) незаконным, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Таким образом, для признания оспариваемого действия (бездействия) незаконным необходимо наличие двух условий одновременно: противоречия его закону и нарушения им прав и свобод истца.

Оспариваемые действия (бездействие) Департамента строительства и архитектуры Брянской области совершены в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти и права либо свободы гражданина не были нарушены.

На основании изложенного требование истцов о признании действия (бездействие) Департамента строительства и архитектуры Брянской области незаконным, является необоснованным и удовлетворению не подлежит.

Судом установлено, что в 2019 г. Доманчук А.В. обратился в Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области с заявлением на выплату единовременной компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС на жилой дом, расположенный <адрес>.

После рассмотрения представленных истцом документов, комиссией Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области (протокол от 27.11.2019 г. № 21) было принято решение об отказе в предоставлении компенсации за утраченное имущество в связи с тем, что компенсация материального ущерба в связи с утратой имущества не относится к мерам социальной поддержки, лицам, добровольно выехавших из зоны проживания с правом на отселение, указанная компенсация не предоставляется.

С учетом указанных выше норм действующего законодательства, в том числе п. 11 ч. 1 ст. 13, п. 1 ст. 22, ст. 17 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Постановления Правительства РФ от 8 октября 2015 года № 1074 "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований на получение истцами единовременной денежной компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на ЧАЭС, поскольку закон связывает право граждан на получение указанной компенсации с местом нахождения утраченного имущества в зоне отчуждения и отселения и наличием этого имущества по состоянию на 1 января 1994 года.

Таким образом, требования в части признания отказа Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области о выплате компенсации за имущество незаконным; обязании ответчика включить в список граждан на получение компенсации за утраченное имущество и предоставить данный список в Управление Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Брянской области также не подлежат удовлетворению, поскольку оспариваемое решение принято органом в соответствии с законом в пределах полномочий, позиция Доманчука А.В. основана на неверном толковании действующих норм материального права.

На основании изложенного, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Доманчука Андрея Викторовича, действующего в своих интересах и интересах П. к Департаменту семьи, социальной и демографической политики Брянской области о признании незаконными действий, понуждении к совершению действия отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Советского районного суда г. Брянска                         Т.Ю. Сочень

Мотивированное решение суда изготовлено 20.09.2021 г.

2-1440/2021 (2-6484/2020;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Доманчук Андрей Викторович
Пыко Нина Николаевна
Ответчики
Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области
Другие
Правительство Брянской области
Департамент строительства Брянской области.
Министерство финансов РФ
УФК Минфина РФ по Брянской области
Суд
Советский районный суд г. Брянска
Судья
Сочень Татьяна Юрьевна
Дело на странице суда
sovetsky--brj.sudrf.ru
14.12.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
14.12.2020Передача материалов судье
14.12.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.01.2021Судебное заседание
28.05.2021Судебное заседание
07.07.2021Судебное заседание
13.09.2021Судебное заседание
20.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.06.2022Дело оформлено
07.06.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее