32RS0027-01-2020-003947-59
Дело № 2-1440/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 сентября 2021 года г. Брянск
Советский районный суд г. Брянска в составе
председательствующего судьи Сочень Т.Ю.,
при секретаре Нехаевой Ю.А.,
с участием истца и представителя истца П., действующего на основании постановления Клинцовской городской администрации Брянской области от <дата> №..., Доманчука А.В.,
представителя ответчика Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области, действующей на основании доверенности № 118 от 13.01.2021 года, Костромовой Е.В.,
представителя третьего лица Правительства Брянской области, действующего на основании доверенности № 1-8269и от 25.12.2020 года, Чикина Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Доманчука Андрея Викторовича, действующего в своих интересах и интересах П. к Департаменту семьи, социальной и демографической политики Брянской области о признании незаконными действий, понуждении к совершению действия,
УСТАНОВИЛ:
Доманчук А.В., действующий в своих интересах и в интересах П., обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что является опекуном недееспособной П., что подтверждается удостоверением №... и Постановлением Клинцовской городской администрации Брянской области от <дата> Доманчук А.В. и его подопечной П. принадлежит на праве общей долевой собственности жилой дом, общей площадью 99,6 кв.м., расположенный <адрес>. Территория города Клинцы Брянской области с момента катастрофы на Чернобыльской АЭС и по настоящее время относится к зоне с правом на отселение. В 2016 году истцы выехали из г. Клинцы Брянской области на постоянное место жительство <адрес>. Письмом Департамента строительства и архитектуры по Брянской области № 2657/30-ДС от 25.05.2017 г. истцам сообщено, что Комиссией Департамента строительства и архитектуры Брянской области по рассмотрению заявлений и документов граждан на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС было принято решение о выплате Доманчук А.В., П. компенсации за утраченное имущество, расположенное <адрес> в размере 1428000 руб. В связи с чем, Доманчук А.В., действующий в своих интересах и в интересах недееспособной П. обратился в Клинцовскую городскую администрацию с заявлением об отказе от права собственности на утраченное имущество, расположенное <адрес>. Также истцом были переданы в Клинцовскую городскую администрацию правоустанавливающие документы на данный жилой дом (техническим паспорт, свидетельство о государственной регистрации права и ключи от дома), на что Клинцовская городская администрация выдала истцу справку № 12 от 09.06.2017 г., которую Доманчук А.В. представил в Департамент строительства и архитектуры Брянской области для выплаты ему и его подопечной денежной компенсации за утраченное имущество. Однако Департамент строительства и архитектуры Брянской области не выполнил своей обязанности по представлению в Управление Федерального казначейства Минфина Российской Федерации по Брянской области списка на получение компенсации за утраченное имущество. 29.08.2017 г. комиссией Департамента строительства и архитектуры Брянской области повторно рассмотрен вопрос о предоставлении компенсации истцам за утраченное имущество и принято решение об отказе во включении их в список граждан на получение компенсации за домовладение, расположенное <адрес>. Причиной отказа во включении его и его подопечной в список граждан на получение компенсации явилось то, что в предоставленных документах отсутствуют сведения о факте нахождения в собственности истцов имущества по состоянию на 01.01.1994 г. В 2019 г. собрав пакет документов, истец обратился в Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области с заявлением на выплату единовременной компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС на жилой дом, расположенный <адрес>. После рассмотрения представленных истцом документов, комиссией Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области было принято решение об отказе в предоставлении им компенсации за утраченное имущество в связи с тем, что компенсация материального ущерба в связи с утратой имущества не относится к мерам социальной поддержки, лицам добровольно выехавших из зоны проживания с правом на отселение, указанная компенсация не предоставляется. На основании изложенного, истцы просили суд, признать действия (бездействие) Департамента строительства и архитектуры Брянской области по приостановлению исполнения решения Комиссии по рассмотрению заявлений и документов граждан на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС о выплате Доманчуку Андрею Викторовичу и его подопечной П. компенсации за имущество, расположенное <адрес> в сумме 1428000 руб. незаконным; признать отказ Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области о выплате Доманчуку Андрею Викторовичу и его подопечной П. компенсации за имущество, расположенное <адрес> в сумме 1428000 руб. незаконным; обязать Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области, включить Доманчука Андрея Викторовича и его подопечную П., в список граждан на получение компенсации за утраченное имущество, расположенное <адрес> и предоставить данный список в Управление Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Брянской области для получения ими денежной компенсации за утраченное имущество в размере 1428000 руб.
В ходе рассмотрения дела, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика были привлечены Правительство Брянской области, Департамент строительства Брянской области, Клинцовская городская администрация.
Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания истца П., представителей третьих лиц: Министерства финансов РФ, УФК Минфина РФ по Брянской области, Департамента строительства Брянской области, Клинцовской районной администрации, не явившихся в судебное заседание и не сообщивших суду об уважительных причинах неявки.
Истец Доманчук А.В., действующий в своих интересах и интересах П., в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области Костромова Е.В., представитель третьего лица Правительства Брянской области Чикин Е.Н. в судебном заседании иск не признали в полном объеме, возражали против удовлетворения требований истцов, в виду отсутствия на то законных оснований.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив и оценив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу п. 11 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся, в том числе, граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы.
Согласно п. 1 ст. 22 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в п. 11 части 1 ст. 13 настоящего Закона, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 17 настоящего Закона.
Статьей 17 Закона № 1244-1 гражданам, эвакуированным из зоны отчуждения и переселенным (переселяемым) из зоны отселения гарантируются возмещение вреда и меры социальной поддержки.
Юридически значимым обстоятельством, с которым закон связывает право граждан на получение единовременной денежной компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на ЧАЭС, является наличие у лица по состоянию на 1 января 1994 года утраченного имущества в зоне отчуждения и отселения.
В соответствии с ФЗ № 428-ФЗ от 22.12.2014 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием разграничения полномочий в сфере социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочия по предоставлению, в том числе по доставке, гражданам компенсаций и других выплат. Средства на осуществление переданного в соответствии с частью первой настоящей статьи полномочия предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета. Порядок предоставления субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 4 Правил предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и бюджету г. Байконура субвенций на осуществление переданного полномочия РФ по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2014 г. № 1475 «О предоставлении субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и бюджету г. Байконура на осуществление переданного полномочия РФ по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации» перечисление субвенций в бюджеты субъектов Российской Федерации осуществляется в установленном порядке на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Порядок выплаты единовременной денежной компенсации устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 869 утверждены Правила выплаты гражданам компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В силу п. 2 Правил предоставление компенсации, включающей в себя стоимость строений (жилые помещения, садовые домики, дачи, гаражи, хозяйственные постройки), имевшихся у граждан по состоянию на 1 января 1994 г., стоимость домашнего имущества, степень радиоактивного загрязнения которого не позволяет перевезти его на новое место жительства, а также стоимость всех видов сельскохозяйственных животных, подлежащих вынужденному убою, и утраченных садово-ягодных насаждений, посевов (далее - утраченное имущество), производится гражданам, указанным в п. 6 и 11 ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Согласно п. 3 Правил для получения компенсации гражданин, являющийся собственником утраченного имущества, представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится утраченное имущество, заявление, к которому прилагаются подлинники или нотариально заверенные копии документов, подтверждающих его право на получение компенсации в соответствии с законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Пунктом 5 Правил на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации возложено в месячный срок принятие решения о выплате или об отказе в выплате компенсации.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует единый реестр утраченного имущества, за которое выплачена компенсация. Указанная информация размещается в открытом доступе на соответствующем сайте субъекта Российской Федерации.
В силу п. 6 Правил порядок выплаты компенсации ее получателям устанавливается нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства Брянской области № 689-п от 29.12.2014 г. «Об организации осуществления переданного полномочия по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации» главным распорядителем средств областного бюджета в части осуществления выплаты (включая доставку) компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества, предусмотренной п. 4 ст. 17 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», определен департамент строительства и архитектуры Брянской области.
В соответствии с Указом Губернатора Брянской области от 17.08.2017 № 139 (ред. от 04.09.2017) "О переименовании департамента строительства и архитектуры Брянской области и внесении изменения в Указ Губернатора Брянской области от 26.02.2013 № 174 "О структуре исполнительных органов государственной власти Брянской области" департамент строительства и архитектуры Брянской области с 07.11.2017 г. переименован в департамент строительства Брянской области.
Согласно п. 2.2 основной задачей департамента является, в том числе, участие в организации совместного с департаментом финансов Брянской области, управлением Федерального казначейства по Брянской области контроля за целевым использованием бюджетных средств, направляемых на преодоление последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
В соответствии с Указом Губернатора Брянской области от 16.02.2018 № 34 «О передаче функций департамента строительства Брянской области в департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области и внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты Брянской области» с 16.04.2018г. департаменту семьи, социальной и демографической политики Брянской области переданы, в том числе, функции по осуществлению организационно - технического обеспечения деятельности комиссий по вопросам выплаты компенсации за утраченное имущество, расположенное на радиоактивно загрязненной территории, и иным вопросам в сфере социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; по организации работы по выплате гражданам компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; по выдаче в пределах своей компетенции специальных удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, дающих право на получение мер социальной поддержки.
Судом установлено, что Доманчук А.В. и его подопечной П. принадлежит на праве общей долевой собственности жилой дом, общей площадью 99,6 кв.м., расположенный <адрес>.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 8 октября 2015 года № 1074 "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" г. Клинцы Брянской области относится к зоне проживания с правом на отселение.
В 2016 году истцы выехали из г. Клинцы Брянской области на постоянное место жительство <адрес>.
Письмом Департамента строительства и архитектуры по Брянской области №2657/30-ДС от 25.05.2017 г. истцам сообщено, что Комиссией Департамента строительства и архитектуры Брянской области по рассмотрению заявлений и документов граждан на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС было принято решение о выплате Доманчук А.В., П. компенсации за утраченное имущество, расположенное <адрес> в размере 1428000 руб.
Доманчук А.В., действующий в своих интересах и в интересах недееспособной П., обратился в Клинцовскую городскую администрацию с заявлением об отказе от права собственности на утраченное имущество, расположенное <адрес>. Также истцом были переданы в Клинцовскую городскую администрацию правоустанавливающие документы на данный жилой дом (техническим паспорт, свидетельство о государственной регистрации права и ключи от дома), на что Клинцовская городская администрация выдала истцу справку № 12 от 09.06.2017 г., которую Доманчук А.В. представил в Департамент строительства и архитектуры Брянской области для выплаты ему и его подопечной денежной компенсации за утраченное имущество.
Из письма директора Департамента строительства и архитектуры по Брянской области от 20.10.2017 № 6110-АС следует, что при рассмотрении уполномоченным лицом департамента результатов и выводов комиссии, возникли замечания относительно представленных Доманчуком А.В. документов. Согласно положения о комиссии, утвержденного директором департамента, комиссия имеет право повторно рассмотреть заявление и документы гражданина на получение компенсации в случае наличия замечаний.
29.08.2017 г. комиссией Департамента строительства и архитектуры Брянской области повторно рассмотрен вопрос о предоставлении компенсации истцам за утраченное имущество и принято решение об отказе во включении их в список граждан на получение компенсации за домовладение, расположенное <адрес>. Причиной отказа во включении его и его подопечной в список граждан на получение компенсации явилось то, что в предоставленных документах отсутствуют сведения о факте нахождения в собственности истцов имущества по состоянию на 01.01.1994 г.
Рассматривания исковые требования о признании действия (бездействие) Департамента строительства и архитектуры Брянской области по приостановлению исполнения решения Комиссии по рассмотрению заявлению и документов граждан на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС о выплате Доманчуку Андрею Викторовичу и его подопечной П. компенсации за имущество, расположенное <адрес> в сумме 1428000 руб. незаконным, суд приходит к следующему.
Не исполнение решения комиссии о выплате Доманчук А.В. и его подопечной П. денежной компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на ЧАЭС не может рассматриваться как незаконное, нарушающее права истцов, поскольку указанное решение комиссии носит лишь рекомендательный характер.
Право истцов на получение компенсации за утраченное имущество в связи с катастрофой на ЧАЭС решением комиссии не устанавливается и указанное ими имущество утраченным не признается.
Иных доказательств (судебных актов, вступивших в законную силу, решений иных компетентных органов), свидетельствующих о незаконности отказа в выплате заявителям денежной компенсации, суду не представлено.
На основании действующего законодательства суд отказывает в удовлетворении требований о признании действия (бездействие) незаконным, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Таким образом, для признания оспариваемого действия (бездействия) незаконным необходимо наличие двух условий одновременно: противоречия его закону и нарушения им прав и свобод истца.
Оспариваемые действия (бездействие) Департамента строительства и архитектуры Брянской области совершены в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти и права либо свободы гражданина не были нарушены.
На основании изложенного требование истцов о признании действия (бездействие) Департамента строительства и архитектуры Брянской области незаконным, является необоснованным и удовлетворению не подлежит.
Судом установлено, что в 2019 г. Доманчук А.В. обратился в Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области с заявлением на выплату единовременной компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС на жилой дом, расположенный <адрес>.
После рассмотрения представленных истцом документов, комиссией Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области (протокол от 27.11.2019 г. № 21) было принято решение об отказе в предоставлении компенсации за утраченное имущество в связи с тем, что компенсация материального ущерба в связи с утратой имущества не относится к мерам социальной поддержки, лицам, добровольно выехавших из зоны проживания с правом на отселение, указанная компенсация не предоставляется.
С учетом указанных выше норм действующего законодательства, в том числе п. 11 ч. 1 ст. 13, п. 1 ст. 22, ст. 17 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Постановления Правительства РФ от 8 октября 2015 года № 1074 "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований на получение истцами единовременной денежной компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на ЧАЭС, поскольку закон связывает право граждан на получение указанной компенсации с местом нахождения утраченного имущества в зоне отчуждения и отселения и наличием этого имущества по состоянию на 1 января 1994 года.
Таким образом, требования в части признания отказа Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области о выплате компенсации за имущество незаконным; обязании ответчика включить в список граждан на получение компенсации за утраченное имущество и предоставить данный список в Управление Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Брянской области также не подлежат удовлетворению, поскольку оспариваемое решение принято органом в соответствии с законом в пределах полномочий, позиция Доманчука А.В. основана на неверном толковании действующих норм материального права.
На основании изложенного, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Доманчука Андрея Викторовича, действующего в своих интересах и интересах П. к Департаменту семьи, социальной и демографической политики Брянской области о признании незаконными действий, понуждении к совершению действия отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Советского районного суда г. Брянска Т.Ю. Сочень
Мотивированное решение суда изготовлено 20.09.2021 г.