Дело № 2-3687/2022
УИД 50RS0044-01-2022-005228-38
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 декабря 2022 года Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Козловой Е.В.,
С участием помощника судьи Федоровой Т.Ю.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3687/2022 по иску Окружного управления социального развития №17 Министерства социального развития Московской области к Марочкиной Татьяне Александровне о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Истец Окружное управление социального развития №17 Министерства социального развития Московской области обратился в суд с иском к ответчику Марочкиной Т.А. и просит взыскать с ответчика неправомерно полученные из средств бюджета Московской области денежные средства за период с 01.09.2017 по 30.09.2019 в размере 68 824 руб. 20 коп.
Свои требования истец мотивирует тем, что в соответствии с п. 30 ст. 1, ст. 15 Закона Московской области от 23.03.2006 №36/2006-03 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области» Марочкиной Т.А. по льготной категории «Врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственных и муниципальных учреждений социально-культурной сферы, работающие и имеющие место жительства в сельских населенных пунктах и поселках городского типа Московской области», с декабря 2006 года, а также членам её семьи с июля 2011 года предоставлялись меры социальной поддержки, в виде компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: Московская область, городской округ Серпухов, пос. Кирпичный завод, д. 31 кв. 76 (до 01.01.2019 г. Московская область, Серпуховский район, пгт. Кирпичный завод, д. 31 кв. 76). Денежные средства перечислялись на счёт Марочкиной Т.А. в Сбербанке. Марочкина Т.А. в своих заявлениях на компенсационные выплаты по оплате жилья и коммунальных услуг (от 18.12.2006, 20.11.2008, 11.07.2011) обязалась сообщать об обстоятельствах, влекущих прекращение или приостановление начислений (изменение состава семьи, изменение правового статуса и т.д.) в течение 1-го месяца. В связи с отсутствием сведений о начисленных платежах и произведенной оплаты за услуги ЖКХ ежемесячно поступающих от управляющей компании с 30.09.2019 выплаты Марочкиной Т.А. были приостановлены. Марочкина Т.А. в сентябре 2020 года не представила документы, подтверждающие работу в учреждениях бюджетной сферы, расположенных в сельских населенных пунктах и поселках городского типа Московской области. 27.07.2021 по запросу Управления была получена информация из МДОУ «Детский сад комбинированного вида «Колокольчик» о том, что Марочкина Т.А. работала в должности медсестры в МДОУ «Детский сад комбинированного вида «Колокольчик» от ГБУЗ МО «Серпуховской ЦРБ», расположенного в сельской местности по адресу: Московская область, Серпуховский район, п. Кирпичного завода д.8. в период с 13.09.2013 по 04.08.2017. В связи с прекращением трудовой деятельности в учреждении сельской местности Марочкина Т.А. утратила право на получение меры социальной поддержки по категории: «Врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственных и муниципальных учреждений социально-культурной сферы, работающих и имеющих место жительства в сельских населенных пунктах и поселках городского типа Московской области». О данном факте Марочкина Т.А. не сообщила в орган социальной защиты населения, продолжая получать компенсацию по 30.09.2019. В результате несообщения об обстоятельстве, являющемся основанием для прекращения вышеуказанной меры социальной поддержки, за период с 01.09.2017 по 30.09.2019 Марочкиной Т.А. были неправомерно получены из бюджета Московской области денежные средства в размере 68 824,20 руб. Указанная денежная сумма подлежит возврату в бюджет Московской области. Управлением в адрес Марочкиной Т.А. дважды была направлена претензия о необходимости возврата излишне выплаченных денежных средств, в добровольном порядке (от 13.08.2021, 26.07.2022). Однако до настоящего времени долг не погашен.
Представитель истца Окружного управления социального развития №17 Министерства социального развития Московской области по доверенности Нагейкина Ю.С. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила удовлетворить в полном объеме.
Ответчик Марочкина Т.А. в судебное заседание не явилась, о дате и времени рассмотрения дела извещена надлежаще, возражений по исковым требованиям не представила.
При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав представителя истца, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, 20.11.2008 Марочкина Т.А. обратилась с заявлением в Серпуховское районное Управление социальной защиты населения Минсоцзащиты МО на предоставление льгот заявителю по льготной категории «Врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственных и муниципальных учреждений социально-культурной сферы, работающие и имеющие место жительства в сельских населенных пунктах и поселках городского типа Московской области», указав, что обязуется сообщить об обстоятельствах, влияющих на размер компенсации по возмещению расходов, в течение 10 дней (л.д. 13-15), приложив свидетельство о рождении Д., <дата> рождения (л.д. 16), справку МУП «УК» (л.д. 19), справку МОУ «Начальная школа – детский сад «Колокольчик» (л.д. 20), выписку из лицевого счета (л.д. 22), справку МУП Серпуховского района Московской области «Единый расчетно-кассовый центр» (л.д. 23), справку ЕРКЦ Серпуховского района (л.д. 24).
С декабря 2006 года Марочкиной Т.А., а также членам её семьи с июля 2011 года предоставлялись меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по <адрес> (до 01.01.2019 г. <адрес>).
Решением начальника Серпуховского районного УСЗН Марочкиной Т.А. с 18.12.2006 предоставлена компенсация расходов по льготной категории «Врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственных и муниципальных учреждений социально-культурной сферы, работающие и имеющие место жительства в сельских населенных пунктах и поселках городского типа Московской области», а также членам её семьи.
Из справка МДОУ «Колокольчик» усматривается, что Марочкина Т.А. с 13.09.2013 по 04.08.2017 работала медсестрой в МДОУ «Колокольчик» от ГБУЗ МО «Серпуховская ЦРБ» (л.д. 21).
Управлением в адрес Марочкиной Т.А. были направлены претензии о необходимости возврата излишне выплаченных денежных средств, в добровольном порядке (письмо от 13.08.2021 №20.64 Исх-2152/04, письмо от 26.07.2022 №20.64 Исх- 1489/06). Однако до настоящего времени долг не погашен (л.д. 26-27).
Истцом в материалы дела представлен расчет об излишне выплаченных денежных средств ответчику за период с 01.09.2017 по 30.09.2019 в размере 68 824 руб. 20 коп. (л.д. 17-18).
Согласно сведениям ОВМ МУ МВД России «Серпуховское», Марочкина Т.А. зарегистрирована по месту жительства с 28.02.2006 по <адрес>
Законом Московской области от 23.03.2006 №36/2006-03 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области» устанавливаются меры социальной поддержки для граждан отдельных категорий. К ним относятся лица, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах и поселках городского типа Московской области, указанные в пункте 30 статьи 1 Закона, в том числе:
«Врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственных и муниципальных учреждений социально-культурной сферы, работающих и имеющих место жительства в сельских населенных пунктах и поселках городского типа Московской области».
В соответствии со статьей 15 Закона лицам, указанным в пункте 30 статьи I Закона а также членам их семьи, предоставляются меры социальной поддержки:
ежемесячная денежная компенсация платы за занимаемую общую площадь жилого помещения;
ежемесячная денежная компенсация стоимости коммунальных услуг:
Условия предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг установлены в Порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, имеющих место жительства в Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области № 299/12 от 29.03.2022.,(ранее Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, утвержденного постановлением Правительства МО от 19.12.2017 № 1082/46).
В соответствии с пунктом 26 Порядка получатель обязан в течение месяца с латы наступления обстоятельств, влияющих на получение компенсации (перемена места жительства, возникновение права на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по другому основанию, прекращение трудовой деятельности изменение состава семьи и др.), информировать орган социальной зашиты населения о наступлении обстоятельств, влияющих на получение компенсации.
В пункте 30 Порядка перечислены обстоятельства, влекущие прекращение выплаты компенсации.
Выплата компенсации подлежит прекращению с 1 числа месяца, следующею за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие прекращение выплаты.
Постановлениями Правительства Московской области от 21.07.2020 №446/22 и от 14.10.2020 №757/32 в пункт 5 Порядка были введены новые абзацы, в соответствии с которыми для получения компенсации необходимо ежегодно подтверждать работу в учреждениях бюджетной сферы:
«документы, подтверждающие работу в государственных учреждениях Московской области и муниципальных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах и поселках городского типа Московской области, - для работников учреждений бюджетной сферы (представляются ежегодно в сентябре);
«сведения о работе в государственных учреждениях Московской области и муниципальных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах и поселках городского типа Московской области. - для работников учреждений бюджетной сферы (запрашиваются ежегодно в сентябре)».
В соответствии с Порядком предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, имеющих место жительства в Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области № 299/12 от 29.03.2022 (ранее Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, утвержденного постановлением Правительства МО от 19.12.2017 №1082/46) в случае, если получатель компенсации своевременно не представил в орган социальной защиты населения документы, подтверждающие обстоятельства, влияющие на получение компенсации, то необоснованно полученные им суммы компенсации подлежат возврату в добровольном порядке или взыскиваются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (п. 1).
В соответствии со ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного Кодекса.
Согласно п. 11 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020), излишне выплаченные в качестве мер социальной поддержки денежные средства в силу положений п. 1 ст. 1102 и подп. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации должны быть возвращены получателем только в случае установления недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
Бремя доказывания недобросовестности со стороны получателя денежных средств возлагается на истца, требующего их возврата.
Анализируя собранные по делу доказательства, с учетом вышеприведенных положений закона, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных Министерством социального развития Московской области исковых требований.
В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в соответствующий бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2264,73 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с Марочкиной Татьяны Александровны, <дата> рождения, уроженки села <адрес>, ИНН <номер>, в пользу Министерства социального развития Московской области неправомерно полученные денежные средства за период с 01.09.2017 по 30.09.2019 в размере 68 824 (шестьдесят восемь тысяч восемьсот двадцать четыре) руб. 20 коп.
Взыскать с Марочкиной Татьяны Александровны, <дата> рождения, уроженки села <адрес>, ИНН <номер>, государственную пошлину в доход соответствующего бюджета в размере 2 264 (две тысячи двести шестьдесят четыре) руб. 73 коп.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в месячный срок со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Е.В. Козлова
Решение суда в окончательной форме составлено 30 декабря 2022 года