Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-141/2023 ~ М-58/2023 от 22.02.2023

Дело (УИД) 21RS0019-01-2023-000083-79

Производство № 2-141/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 мая 2023 г. <адрес>

Ядринский районный суд ФИО1 Республики-Чувашии

в составе:

председательствующего судьи Иванова Н.Г.,

при секретаре ФИО2,

с участием:

помощника прокурора Ядринского района Чувашской Республики ФИО3,

представителя ответчика - директора МАОУ «Средняя общеобразовательная школа » <адрес> ФИО4,

представителя ответчика - администрации Ядринского муниципального округа Чувашской Республики ФИО5, по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя третьего лица - ГУ МЧС России по Чувашской <адрес> А.Г., по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело по иску прокурора Ядринского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» г. Ядрина Ядринского района Чувашской Республики и администрации Ядринского муниципального округа ФИО1 Республики о возложении обязанности совершить определенные действия,

у с т а н о в и л:

Прокурор Ядринского района Чувашской Республики в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском (уточненным от ДД.ММ.ГГГГ) к ответчикам Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» г. Ядрина Ядринского района Чувашской Республики (далее - МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Ядрина) и администрации Ядринского муниципального округа Чувашской Республики, которым просит:

обязать администрацию Ядринского муниципального округа Чувашской Республики в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу: разработать и утвердить порядок создания, использования и восполнения резервов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций, их номенклатуру и объем, контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением в МАОУ «Средняя общеобразовательная школа » <адрес>; создать резерв материально-технических и иных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций в МАОУ «Средняя общеобразовательная школа » <адрес>; разработать план выдачи и распределения средств индивидуальной защиты работникам МАОУ «Средняя общеобразовательная школа » г. Ядрина;

обязать МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Ядрина в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу: обеспечить содержание в исправном состоянии и готовности к использованию защитного сооружения и помещений для укрываемых гражданской обороны.

В обоснование иска указано следующее: прокуратурой Ядринского района была проведена проверка соблюдения образовательными учреждениями законодательства о гражданской обороне и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. По результатам проведенной проверки установлено, что образовательной организацией не определены и не созданы резервы материально-технических, продовольственных медицинских и иных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Порядок создания, использования и восполнения данных резервов, их номенклатура и объем, контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением образовательным учреждением не установлен. Соответствующие нормативные акты образовательным учреждением не разработаны. По мнению прокурора, осуществление деятельности органа местного самоуправления и образовательного учреждения при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, и может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также причинению ущерба имуществу.

В ходе судебного заседания участвующий по делу помощник прокурора Ядринского района Чувашской Республики ФИО3 поддержал иск прокурора и просил удовлетворить требования по мотивам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика - директор МАОУ «Средняя общеобразовательная школа » <адрес> ФИО4 в суде исковые требования прокурора признала и просила в случае удовлетворения исковых требований установить срок выполнения обязательств в течение 30 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, т.е. по ДД.ММ.ГГГГ, исходя из объема предстоящей работы и финансирования из бюджета.

Представитель ответчика - администрации Ядринского муниципального округа ФИО1 Республики ФИО5, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в суде также признал исковые требования прокурора и просил установить срок выполнения обязательств в течение 30 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель третьего лица - ГУ МЧС России по Чувашской <адрес> А.Г., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в суде полагал требования прокурора обоснованными и просил их удовлетворить.

Представитель третьего лица - Собрания депутатов Ядринского муниципального округа ФИО1 Республики в судебном заседании по делу не участвовал, возражений против требований прокурора суду не представил.

Изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

В соответствии с п.п. «а, б, ж» ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрено, что организации обязаны: планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

На основании ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционирует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.

В целях определения порядка организации и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794 утверждено Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - Положение).

В силу п. 20 Положения для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций. Порядок создания, использования и восполнения резервов, финансовых и материальных ресурсов определяется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, а также организациями. Номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются создающим их органом.

Исходя из системного толкования норм Положения и Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» образовательная организация, являющаяся самостоятельным юридическим лицом некоммерческой организацией, входит в единую систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объектового уровня.

В соответствие с п. 8 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» основной задачей единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является, в том числе, создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Ядринского района Чувашской Республики в образовательных учреждениях района проведена проверка исполнения законодательства о гражданской обороне, о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

При этом по результатам проведенной проверки было установлено, в образовательной организации - МАОУ «Средняя общеобразовательная школа » <адрес> не определены и не созданы резервы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Не установлен порядок создания, использования и восполнения резервов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций, их номенклатура и объем, контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением не организован. Соответствующие нормативные акты образовательным учреждением не разработаны.

В силу п. 15 ч. 2, п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательных организаций относится создание необходимых условий для охраны здоровья обучающихся и работников; создание безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержание в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно п. 9 ч. 1, ч. 2 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация осуществляет профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.

В силу ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 28-ФЗ «О гражданской обороне» органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств.

Не выполнение органом местного самоуправления и образовательной организацией требований ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», п. п. «а», «б», «ж» ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. 15 ч. 2, п. 2 ч. 6 ст. 28, п. 9 ч. 1, ч. 2 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» свидетельствует о непринятии мер к обеспечению надлежащих условий для предупреждения возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, их ликвидации, что создает угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних обучающихся и работников школы. В связи с чем требования прокурора о возложении на администрацию Ядринского муниципального округа Чувашской Республики обязанностей: разработать и утвердить порядок создания, использования и восполнения резервов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций, их номенклатуру и объем, контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением в МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Ядрина; создать резерв материально-технических и иных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций в МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Ядрина; разработать план выдачи и распределения средств индивидуальной защиты работникам МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Ядрина, а также о возложении на МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Ядрина обязанностей: обеспечить содержание в исправном состоянии и готовности к использованию защитного сооружения и помещений для укрываемых гражданской обороны - подлежат удовлетворению.

Также судом установлено, что МАОУ «Средняя общеобразовательная школа » <адрес>, расположенное по адресу: <адрес>, относится к защитным сооружениям гражданской обороны на территории <адрес> ФИО1 Республики.

В соответствии со статьями 1, 2 и 6 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона представляет собой мероприятия по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 4 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства. Подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - Правила), рассчитанные на случаи: режима повседневной деятельности, военного времени, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно пункту 3.2.1 Правил при эксплуатации защитных сооружений в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитный сооружениях гражданской обороны как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

Как следует из предписания старшего инспектора отделения надзорной деятельности и профилактической работы по <адрес> управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Чувашской Республике-Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ за в адрес МАОУ «Средняя общеобразовательная школа » <адрес>, в ходе плановой выездной проверки были выявлены нарушения и в целях их устранения указано о необходимости выполнения следующих мероприятий: накопить в целях гражданской обороны запасы медицинских и иных средств; осуществить в соответствии с условиями, обеспечивающими сохранность, а также с учетом истечения сроков годности, хранение запасов медицинских и иных средств; обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их к использованию по предназначению, условия для безопасного пребывания укрываемых в защитном сооружении гражданской обороны в военное время; осуществить поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию объектов гражданской обороны; обеспечить содержание в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению защитных устройств и помещений для укрываемых; осуществить подготовку к проведению мероприятий по приведению защитного сооружения гражданской обороны и готовность к приему укрываемых, в том числе: обозначение защитного сооружения гражданской обороны, маршрутов движения укрываемых к защитным сооружениям гражданской обороны, порядок заполнения защитных сооружений гражданской обороны укрываемыми; разработать план выдачи и распределения средств индивидуальной защиты работникам (л.д. 8-10).

Представителями ответчиков МАОУ «Средняя общеобразовательная школа » г. Ядрина и администрации Ядринского муниципального округа Чувашской Республики не оспаривался факт допущения, указанных нарушений. Доказательств их устранения суду не представлено.

Таким образом, ответчиками МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Ядрина и администрации Ядринского муниципального округа Чувашской Республики не содержится в исправном состоянии и готовности к использованию защитное сооружение гражданской обороны и помещение для укрываемых. Непринятие мер по соблюдению правил в области гражданской обороны создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные обстоятельства свидетельствуют об обоснованности исковых требований прокурора Ядринского района Чувашской Республики, в связи с чем иск подлежит удовлетворению.

Принимая во внимание, что для выполнения вышеуказанных мероприятий в области гражданской обороны требуются некоторые временные, организационные и материальные затраты, суд считает необходимым установить ответчикам следующие сроки для исполнения решения суда: в части исполнения решения об обязании разработать и утвердить документацию - в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, а в части исполнения решения об обязании создать резерв материально-технических и иных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций, и обеспечить содержание в исправном состоянии и готовность к использованию защитного сооружения и помещений - в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, полагая, что данные сроки являются разумными и обоснованными. При этом доводы ответчиков об установлении ответчикам срока для исполнения решения суда в течение 30 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, т.е. по ДД.ММ.ГГГГ, со ссылкой на отсутствие финансирования, являются несостоятельными, поскольку орган местного самоуправления принимает решение о бюджете каждый год, при этом создать резерв материально-технических и иных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций не представляется возможным без разработки и утверждения порядка создания, использования и восполнения резервов материально-технических.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора Ядринского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Ядрина Ядринского района Чувашской Республики и администрации Ядринского муниципального округа Чувашской Республики о возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворить.

Обязать администрацию Ядринского муниципального округа Чувашской Республики ) в течение <данные изъяты> со дня вступления решения суда в законную силу: разработать и утвердить порядок создания, использования и восполнения резервов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций, их номенклатуру и объем, контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением в МАОУ «Средняя общеобразовательная школа » <адрес>.

Обязать администрацию Ядринского муниципального округа Чувашской Республики () в течение <данные изъяты> со дня вступления решения суда в законную силу: создать резерв материально-технических и иных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций в МАОУ «Средняя общеобразовательная школа » <адрес>.

Обязать администрацию Ядринского муниципального округа Чувашской Республики ) в течение <данные изъяты> со дня вступления решения суда в законную силу: разработать план выдачи и распределения средств индивидуальной защиты работникам МАОУ «Средняя общеобразовательная школа » <адрес>.

Обязать Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» <адрес> ФИО1 Республики () в течение <данные изъяты>) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу: обеспечить содержание в исправном состоянии и готовность к использованию защитного сооружения и помещений для укрываемых гражданской обороны.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Ядринский районный суд Чувашской Республики в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

ФИО6 ФИО1

2-141/2023 ~ М-58/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Ядринского района
Ответчики
Администрация Ядринского муниципального округа Чувашской Республики
МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №3" г.Ядрин
Другие
Собрание депутатов Ядринского муниицпального округа Чувашской Республики
ГУ МЧС России по Чувашской Республике
Суд
Ядринский районный суд Чувашской Республики
Судья
Иванов Н.Г.
Дело на странице суда
yadrinsky--chv.sudrf.ru
22.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.02.2023Передача материалов судье
27.02.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.03.2023Судебное заседание
18.04.2023Судебное заседание
29.05.2023Судебное заседание
02.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.07.2023Дело оформлено
04.07.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее