Дело № 2-1733/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 ноября 2022 года г. Сальск
Сальский городской суд Ростовской области
в составе председательствующего судьи Разиной Л.В.,
при секретаре Морозовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления имущественных отношений Сальского района к Администрации Рыбасовского сельского поселения Сальского района, третье лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета,
УСТАНОВИЛ:
Управление имущественных отношений Сальского района обратилось в суд с иском к Администрации Рыбасовского сельского поселения Сальского района, третье лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета, указывая, что постановлением Администрации Сальского района Ростовской области от 19.03.2020 № 440 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» было, в т.ч. поручено выполнение кадастровых работ, необходимых для образования земельного участка в кадастровом квартале номер. После чего был сформирован земельный участок площадью 11840 кв. м, из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - обеспечение сельскохозяйственного производства, с кадастровым номер.
В силу п. 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение (в том числе предоставление на праве постоянного (бессрочного) пользования) земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, - федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ.
Таким образом, с 01.01.2017 года полномочиями по управлению и распоряжению муниципальным имуществом и земельными участками от имени муниципального образования «Сальский район» наделено Управление имущественных отношений Сальского района.
22.09.2022 г., в Управление имущественных отношений Сальского района Зайцевым А.В. (паспорт номер выдан дата ГУ МВД России по РО) было подано заявление о снятии с кадастрового учета земельного участка номер, ввиду того, что в соответствии с проектом землеустройства (перераспределения земель) совхоза «Кололомийцевский» Сальского района Ростовской области 1992 года, земельный участок с кадастровым номером номер находится на землях, переданных в собственность граждан и Администрация Сальского района не уполномочена на распоряжение земельными участками, находящимися в частной собственности.
Вышеуказанный земельный участок был ошибочно сформирован на землях, переданных гражданам на праве собственности и поставлен на кадастровый учет, а первичные собственники участка не могут им распоряжаться по своему усмотрению, чем нарушены их права.
При этом в соответствии с ч. 1, п. п. 1 - 3 ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее - № 221-ФЗ), п.п. 9.1. и 9.2. Инструкции по межеванию земель, утвержденной Комитетом РФ по землеустройству 08.04.1996 г. и п.п. 14.1-14.4 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных руководителем Федеральной службы кадастра России 17.02.2003 г. участие собственников и владельцев смежных земельных участков является обязательным при согласовании границ земельных участков и в соответствии с ч. 2 ст. 40 Закона местоположение границ участка считается согласованным При наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц.
В 2019 году Администрация Сальского района обращалась в Управление Росреестра с заявлением о снятии аналогичного земельного участка с кадастрового учета, но получила отказ от 26.07.2019 № 19-ИСХ-05141, так как земельный участок не является ранее учтенным и не подлежит снятию с ГКУ в соответствии с ч. 3 ст. 41 № 218-ФЗ.
Следовательно, в настоящее время отсутствуют основания для снятия спорного объекта недвижимого имущества с государственного кадастрового учета в административнозаявительном порядке.
Участок с кадастровым номером номер был ошибочно сформирован, на землях, переданных гражданам на праве собственности, и поставлен на кадастровый учет. Первичные собственники участка не могут им распоряжаться по своему усмотрению, чем нарушены их права.
Считает, что Администрация Сальского района является номинальным правообладателем земельного участка с кадастровым номером номер, расположенного по адресу: адрес адрес, площадью 11840 кв. м.
На основании изложенного, истец просит снять с государственного кадастрового учета объект недвижимости: земельный участок, расположенный по адресу: адрес, с кадастровым Номером номер, разрешенное использование - обеспечение сельскохозяйственного производства и площадью 11840 кв. м.
Истец, о времени и месте судебного разбирательства извещен в порядке, предусмотренном ст. 113 ГПК РФ, в судебном заседании представитель участия не принимал, посредством поступившего ходатайства просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 36).
Ответчик, о времени и месте судебного разбирательства извещен в порядке, предусмотренном ст. 113 ГПК РФ, представитель в судебное заседание не явился, посредством поступившего объяснения просил рассмотреть дело в его отсутствие, против удовлетворения требований истца не возражал (л.д. 43).
Третье лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, о времени и месте судебного разбирательства извещено в порядке, предусмотренном ст. 113 ГПК РФ (л.д.42), представитель в назначенное судом время не явился, отзыв на исковое заявление в адрес суда не поступал.
Руководствуясь ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.
В соответствии с частью 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу ст. 195 ГПК РФ суд основывает свое решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, оценивая все доказательства, представленные суду в совокупности.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив доказательства, суд пришел к следующим выводам.
В силу положений ст.ст.8, 8.1 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
В соответствии со ст. 70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
В связи с принятием Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственной регистрации недвижимости", утратили силу ст. 21 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и 28 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и настоящий Федеральный закон применяется к правоотношениям, возникшим после дня его вступления в силу. Настоящий Федеральный закон по правоотношениям, возникшим до дня его вступления в силу, применяется к тем правам и обязательствам, которые возникнут после дня его вступления в силу.
Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статье 4 настоящего Федерального закона участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно положений статьи 61 ЗК РФ ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Пунктом 1 статьи 131 ГК РФ предусмотрено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Постановлением Администрации Сальского района от 19.03.2020 № 440 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории», утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале номер, площадью 11840 кв., из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - обеспечение сельскохозяйственного производства, сКН номер. Зайцеву А.В. обеспечить выполнение кадастровых работ, необходимых для образования земельного участка и в соответствии с пунктом 18. ст. 11.10 ЗК РФ обратиться без доверенности с заявлением о государственном кадастровом учете образуемого земельного участка для постановки его на государственный кадастровый учет. (л.д.7-8, 9-11)
Так, 22.09.2022 года в Управление имущественных отношений Сальского района обратился Зайцев А.В. о снятии с кадастрового учета земельного участка номер, ввиду того, что в соответствии с проектом землеустройства (перераспределения земель) совхоза «Кололомийцевский» Сальского района Ростовской области 1992 года, земельный участок с кадастровым номером номер находится на землях, переданных в собственность граждан и Администрация Сальского района не уполномочена на распоряжение земельными участками, находящимися в частной собственности. (л.д.12-13)
Согласно сведениям ЕГРН земельному участку, расположенному по адресу: адрес, площадью 11840 кв.м. присвоен КН номер (л.д. 16-29).
Из письма Управления Росреестра указано, что земельный участок не является ранее учтенным и не подлежит снятию с ГКУ в соответствии с ч. 3 ст. 41 № 218-ФЗ. (л.д.15)
Частью 3 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с:
1) созданием объекта недвижимости, за исключением случаев, если государственный кадастровый учет осуществляется на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, представленного органом государственной власти, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 19 настоящего Федерального закона;
2) образованием объекта недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 8 - 10 части 5 настоящей статьи;
3) прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;
4) образованием или прекращением существования части объекта недвижимости, на которую распространяются ограничения прав и обременения соответствующего объекта недвижимости, подлежащие в соответствии с федеральным законом государственной регистрации, за исключением случая, предусмотренного пунктом 11 части 5 настоящей статьи.
Обращаясь с заявленными требованиями, истец указывает, что участок с кадастровым номером номер был ошибочно сформирован, на землях, переданных гражданам на праве собственности, и поставлен на кадастровый учет. Первичные собственники участка не могут им распоряжаться по своему усмотрению, чем нарушены их права. Считает, что Администрация Сальского района является номинальным правообладателем земельного участка с кадастровым номером номер, расположенного по адресу: адрес, площадью 11840 кв. м.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
С 01.01.2017 вступил в законную силу Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В соответствии с приказом Росреестра от 18.10.2016 № П/0515 «О наделении федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» отдельными полномочиями органа регистрации прав», а также исходя из положений частей 3 и 4 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации), пунктов 1 и 4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» ФГБУ «ФКП Росреестра» не наделено полномочиями по осуществлению государственного кадастрового учета с 01.01.2017.
В соответствии с приказом Минэкономразвития России от 29.03.2016 № 180 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по субъекту (субъектам) Российской Федерации» с 01.01.2017 функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее -государственная регистрация прав на недвижимое имущество), государственному кадастровому учету недвижимого имущества, по оказанию государственных услуг в сфере осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, навигационного обеспечения транспортного комплекса (кроме вопросов аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации), а также функции в сфере геодезии и картографии, наименований географических объектов, по федеральному государственному надзору в области геодезии и картографии, государственному земельному надзору, государственной кадастровой оценке объектов недвижимости, надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, государственному надзору за деятельностью саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров осуществляет Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
В полномочия органа регистрации прав входит осуществление государственного кадастрового учета, т.е. действий по внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных Законом о регистрации сведений об объектах недвижимости.
Согласно ч. 1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу об ошибочном формировании спорного земельного участка по адресу: адрес, площадью 11840 кв.м. присвоен КН номер на землях, переданных в собственность граждан и постановке его на кадастровый учет, в связи с чем, нарушены права собственников на распоряжение принадлежащим им имуществом. При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления имущественных отношений Сальского района к Администрации Рыбасовского сельского поселения Сальского района, третье лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета, удовлетворить.
Снять с государственного кадастрового учета объект недвижимости: земельный участок, расположенный по адресу: адрес, площадью 11840 кв.м., присвоен КН номер, относящийся к землям сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования: обеспечение сельскохозяйственного производства.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Сальский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Л.В.Разина
Мотивированное решение изготовлено 23 ноября 2022 года.