УИД: 16RS0048-01-2023-000562-43
Дело № 2-742/2023
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
6 марта 2023 года РТ, г. Казань, ул.Правосудия, 2
Московский районный суд г. Казани Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Загидуллиной А.А.
при секретаре Мартышкиной М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственной жилищной инспекции Республике Татарстан к Петруниной Ирине Борисовне об обеспечении доступа в жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Государственная жилищная инспекция Республики Татарстан обратилась в суд с иском к Петруниной И.Б. об обязании обеспечить доступ в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, для проведения его осмотра и предоставлении разрешительных документов на проведение перепланировки в жилом помещении. В обоснование заявленных требований истец указал, что Петруниной И.Б. чинятся препятствия для осмотра принадлежащей ей на праве собственности жилого помещения в целях проведения проверки в связи с обращением собственников многоквартирного дома о нахождении в жилом помещении Хостела, по вопросу самовольной перепланировки ответчиком указанного жилого помещения. На основании поступившего обращения Государственной жилищной инспекцией Республики Татарстан были изданы распоряжения на проведение инспекционной проверки квартиры Петруниной И.Б. с целью выполнения функций по надзору и контролю за соблюдением порядка и правил переустройства и перепланировки спорного жилого помещения, о чем ответчику заказной корреспонденцией направлялись соответствующие уведомления. Вместе с тем проверку провести не удалось по причине того, что Петрунина И.Б. не обеспечила допуск государственного жилищного инспектора в свое жилое помещение. Истец посчитал, что указанные действия ответчика препятствуют ему в реализации возложенных законом обязанностей по контролю использования и содержания, порядку переустройства и перепланировки жилых помещений, а потому просил суд удовлетворить заявленные требования.
В судебном заседании представитель истца Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан Краснова М.О. поддержала исковые требования и доводы в их обоснование.
Ответчик Петрунина И.Б. на судебное заседание не явилась, будучи извещенной о времени и месте судебного разбирательства по делу, о причинах неявки на судебное заседание суду не сообщила, ходатайств об отложении судебного заседания не поступало.
В соответствии с пунктом 1 статьи 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Учитывая, что ответчик надлежащим образом извещалась о времени и месте слушания дела по месту регистрации, суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие ответчика. С согласия представителя истца, суд определил рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Заслушав объяснения представителя истца, исследовав представленные ими письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Как гарантировано каждому в статье 25 Конституции Российской Федерации, жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
В силу статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан иначе как в предусмотренных настоящим Кодексом целях и в предусмотренных другим федеральным законом случаях и в порядке или на основании судебного решения. Проникновение в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, только в целях спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения их личной безопасности или общественной безопасности при аварийных ситуациях, стихийных бедствиях, катастрофах, массовых беспорядках либо иных обстоятельствах чрезвычайного характера, а также в целях задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, пресечения совершаемых преступлений или установления обстоятельств совершенного преступления либо произошедшего несчастного случая.
Согласно части 2 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
В соответствии с частью 4 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов, проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу положений статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 19 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2006 года № 25, в качестве пользователя жилым помещением собственник обязан обеспечивать сохранность жилого помещения; поддерживать надлежащее состояние жилого помещения.
Из положений статей 25 и 26 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Переустройство жилого помещения проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Согласно положениям частей 1, 2, 4 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, региональных операторов, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
Предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований.
Согласно части 5 статьи 37 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации права, свободы и законные интересы несовершеннолетних, не достигших возраста четырнадцати лет, а также граждан, признанных недееспособными, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, защищают в процессе их законные представители - родители, усыновители, опекуны, попечители или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом.
Судом установлено, что собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> является Петрунина И.Б., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 28 июня 2022 года.
17 июня 2022 года от собственников многоквартирного <адрес> на имя Руководителя Управления Роспотребнадзор по Республике Татарстан поступило заявление о проведении проверки на предмет законности организации мини-гостиницы в жилом помещении. Жители данной квартиры нарушают тишину и покой граждан, как в дневное время, так и в ночное время.
21 июня 2022 года Управление Роспотребнадзор по Республике Татарстан обратилось в Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани, а также Казанскую городскую жилищную инспекцию, ОП № 5 «Московский» Управления МВД России по г. Казани, направив копию обращения жильцов, для рассмотрения в пределах полномочий, принятия мер.
Государственной жилищной инспекцией РТ с целью выполнения функций по надзору и контролю за соблюдением порядка и правил переустройства и перепланировки спорного жилого помещения в адрес Петруниной И.Б. направлено уведомление об обеспечении доступа в жилое помещение и предоставлении необходимых сведений, о чем ответчику заказной корреспонденцией направлялись соответствующие уведомления (л.д. 11,12).
Согласно акту проверки Государственной жилищной инспекцией РТ от 17 октября 2022 года произвести обследование квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, не представилось возможным из-за отсутствия доступа в жилое помещение.
27 октября 2022 года Государственной жилищной инспекцией РТ повторно направил в адрес ответчика уведомление о предоставлении доступа в квартиру (л.д.17-18). Из акта проверки Государственной жилищной инспекцией РТ от 10 ноября 2022 года следует, что произвести обследование квартиры, расположенной по адресу: г. Казань, ул. Восстания, дом 84 квартира 69, не представилось возможным из-за отсутствия доступа в жилое помещение.
Препятствуя доступу в квартиру сотрудникам Государственной жилищной инспекции РТ для осуществления функций по контролю за несанкционированным переустройством и (или) перепланировкой жилых помещений, ответчик злоупотребил своими правами собственника жилого помещения.
Так, в силу положений пункта 2 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного жилищного надзора, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют в том числе право беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) соответственно органа государственного жилищного надзора о назначении проверки посещать территорию и расположенные на ней многоквартирные дома, наемные дома социального использования, помещения общего пользования в многоквартирных домах; с согласия собственников помещений в многоквартирном доме посещать жилые помещения и проводить их обследования; проводить исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю, проверять соблюдение наймодателями жилых помещений в наемных домах социального использования обязательных требований к наймодателям и нанимателям жилых помещений в таких домах, к заключению и исполнению договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договоров найма жилых помещений.
Аналогичные положения предусмотрены пунктом 3.6 Положения о государственной жилищной инспекции РТ, утвержденного постановлением Кабинета Министров РТ от 26 декабря 2011 года №1068.
В соответствии с пунктом 3.10 Положения о порядке организации и осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории Республики Татарстан предметом проверок является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, в том числе, к жилым помещениям, их использованию и содержанию, порядку переустройства и перепланировки жилых помещений.
В рамках возложенных полномочий Государственная жилищная инспекция РТ вправе требовать обеспечения доступа в жилое помещение для проведения проверки на предмет соблюдения требований содержания и использования жилых помещений, установленных законодательством Российской Федерации и РТ.
Проверочные мероприятия направлены на выяснение наличия либо отсутствия факта перепланировки (переустройства) квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, поскольку только посредством осмотра квартиры истец может оценить состояние жилого помещения и исполнять возложенные на него функции.
Обоснованных причин отказа в обеспечении доступа Государственной жилищной инспекции РТ в квартиру ответчиком не приведено, доказательств отсутствия оснований для проведения проверки в спорной квартире, соблюдения правил пользования жилым помещением не представлено.
При таком положении, принимая во внимание, что Государственной жилищной инспекцией РТ соблюдена процедура уведомления пользователя жилого помещения и согласования с ним даты и времени доступа в квартиру, учитывая факт неисполнения собственником возложенной на него законом обязанности, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований в части обязания ответчика обеспечить доступ в жилое помещение для проведения обследования.
Суд исходит из установленных по делу обстоятельств, свидетельствующих о том, что ответчик создает препятствия Государственной жилищной инспекции РТ надлежащим образом осуществлять контроль соблюдения требований жилищного законодательства, а также нарушают права и законные интересы иных лиц, проживающих в данном доме, что может повлечь угрозу обрушения многоквартирного жилого дома.
При таких обстоятельствах суд находит иск подлежащим удовлетворению, с возложением на ответчика обязанности обеспечить доступ сотрудников Государственной жилищной инспекции РТ в указанную квартиру для проведения проверки.
В силу статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию в федеральный бюджет государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, в размере 6000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194–198, 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Государственной жилищной инспекции Республике Татарстан к Петруниной Ирине Борисовне об обеспечении доступа в жилое помещение удовлетворить.
Обязать Петрунину Ирину Борисовну (№) обеспечить доступ Государственной жилищной инспекции Республике Татарстан в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, для проведения инспекторского обследования (проверки) в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу.
Взыскать с Петруниной Ирины Борисовны № №) в доход муниципального образования г. Казани государственную пошлину в размере 6000 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Загидуллина А.А.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Московского
районного суда <адрес> Загидуллина А.А.