РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
28 сентября 2023 года город Саратов
Судья Кировского районного суда города Саратова Медная Ю.В.,
при секретаре Каирсапиевой А.А.
с участием должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Анисимовой Т.П. и ее защитника Никишиной О.В.,
помощника прокурора Кировского района г. Саратова Карповой С.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилой квартал» Анисимовой Татьяны Петровны на постановление заместителя начальника Государственной жилищной инспекции Саратовской области, государственного жилищного инспектора Саратовской области Абрамовой Ю.В. № 325 от14 сентября 2022года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилой квартал» Анисимовой Татьяны Петровны,
установил:
постановлением заместителя начальника Государственной жилищной инспекции Саратовской области, государственного жилищного инспектора Саратовской области Абрамовой Ю.В. № 325 от14 сентября 2022года генеральный директор общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилой квартал» (далее по тексту – ООО «УК «Жилой Квартал») Анисимова Т.П. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, Анисимова Т.П. обратилась в суд с жалобой, в которой просит его отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, поскольку нарушений при начислении за электроэнергию допущено не было. Также указывает на допущенные при рассмотрении дела процессуальные нарушения, поскольку она не извещалась о месте и времени рассмотрения дела. Кроме того, ранее она уже была привлечена к административной ответственности за то же самое нарушение постановлением заместителя начальника Государственной жилищной инспекции Саратовской области, государственного жилищного инспектора Саратовской области Абрамовой Ю.В. № 241 от 19 мая 2022 года.
Генеральный директор ООО «УК «Жилой квартал» Анисимова Т.П. и ее защитник Никишина О.В. в судебном заседании поддержали доводы жалобы, просили ее удовлетворить.
Помощник прокурора Кировского района г. Саратова Карпова С.П. в судебном заседании полагала обжалуемое постановление законным и обоснованным, просила оставить его без изменения, жалобу Анисимовой Т.П. – без удовлетворения.
Представитель Государственной жилищной инспекции Саратовской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил.
Выслушав объяснения участников процесса, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
На основании ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Согласно ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии с п. 51 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее Федеральный закон N 99-ФЗ) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона N 99-ФЗ лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее Положение).
В соответствии с п. 3 данного Положения лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, являются следующие требования: а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; в) соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации; г) соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Из материалов дела следует, что основанием для возбуждения прокурором дела об административном правонарушении, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, в отношении Анисимовой Т.П. послужили результаты проверки прокуратуры Кировского района г. Саратова и комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования «Город Саратов» правильности и обоснованности начислений ООО «УК «Жилой квартал» за коммунальную услугу «Коммунальный ресурс электроэнергии на содержание МКД» по многоквартирному дому № 43/55 по ул. Железнодорожной г. Саратова.
При этом прокурором указано, что собственниками помещений многоквартирного дома № 43/55 по ул. Железнодорожная по г. Саратова решения об определении размера расходов в составе платы за содержание жилого помещения на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества многоквартирного дома исходя из показаний общедомового (коллективного) прибора учёта электрической энергии, на общем собрании собственников помещений не принимались. Расширенный перечень работ и услуг по содержанию общего имущества, в том числе работ, выполняемых в целях надлежащего содержания электрооборудования в соответствии утвержденным минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения в данном многоквартирном доме также не принят. Однако, ООО «УК «Жилой квартал» распределило весь объем потребленной электрической энергии многоквартирным домом № 43/55 по ул. Железнодорожная и выставленный ресурсоснабжающей организацией в адрес управляющей организации за расчётный период октябрь 2021 года пропорционально жилой (нежилой) площади помещений и производило начисление платы жителям данного дома в месяце, следующим за расчётным, т.е. в платежных документах за ноябрь 2021 года.
Между тем в судебном заседании установлено следующее.
В соответствии с п. 9.1 ст. 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 № 258-ФЗ, действующей с 10.08.2017) размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Исключения составляют случай определения субъектом Российской Федерации - городом федерального значения Москвой особенностей порядка расчета размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:
1.Исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
2.Исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (в редакции, действующей по состоянию на ноябрь 2021 года), предусмотрено, что расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
С 01.01.2017 в указанные расходы также включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг. При первоначальном включении указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.01.2016.
При последующих включениях размер указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. В случае, если перечень работ по содержанию общего имущества превышает минимальный перечень, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходы на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 17.06.2016 № 25/3 «Об утверждении нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Саратовской области» утверждены нормативы потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Саратовской области, определенные расчетным методом, согласно приложению № 1 (п. 1 в ред. постановления Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 19.05.2017 № 25/2). При этом, п. 2 постановления, которым ранее были утверждены иные нормативы в приложении № 2 - исключен с 01.06.2017 - Постановление комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 19.05.2017 № 25/2.
Как следует из материалов дела, многоквартирный дом № 43/55 по ул. Железнодорожной г. Саратова оборудован общедомовым прибором учета электроснабжения.
Согласно протоколу внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 20 февраля 2016 года, собственниками помещений в многоквартирном доме № 43/55 по ул. Железнодорожной г. Саратова принято решение распределять объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показания коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми собственниками жилых и нежилых помещений пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Кроме того, в соответствии с протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 05 января 2017 года, собственниками помещений в многоквартирном доме № 43/55 по ул. Железнодорожной г. Саратова принято решение определить размер расходов собственников жилых и нежилых помещений за коммунальные услуги, предоставленные при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме. Исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета (каждый месяц разные суммы по факту показаний прибора), превышение объема коммунальной услуги над объемом распределят между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Анализ приведенных выше нормативных предписаний позволяет сделать вывод, что действующее законодательство лишь определяет принцип распределения общедомовых нужд даже при наличии коллективного общедомового прибора учета: с учетом норматива на общедомовые нужды, но с перерасчетом по коллективным приборам учета в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, а также в случае выражения волеизъявления собственниками о расчетах на общедомовые нужды по среднемесячному потреблению или фактическим показаниям прибора учета в каждом месяце без использования в расчетах норматива на общедомовые нужды. В данном случае собственники помещений в спорном многоквартирном доме согласно вышеуказанным протоколам определили способ оплаты общедомовых нужд именно по фактическим показателям коллективного прибора учета, что соответствует п. 2 ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ.
То обстоятельство, что вышеуказанные решения приняты ранее вступления в силу Федерального закона от 29.07.2017 № 258-ФЗ, правового значения не имеет, поскольку решения собственников об определении размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний общедомового прибора учета в установленном законом порядке недействительными не признаны, протоколы общего собрания собственников многоквартирного дома не отменены, недействительными не признаны.
Следует, учитывать, что размер платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, оборудованном коллективными (общедомовыми) приборами учета, определяется в соответствии с пунктом 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительством Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила), с применением формул 10, 11 - 12(2) приложения N 2 к Правилам. Для целей расчета расходов на оплату электрической энергии подлежит применению формула 12, согласно которой учитывается объем коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в многоквартирном доме, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса.
Ранее действовавшая редакция пункта 44 Правил предусматривала, что распределяемый в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2020 N 950 указанный абзац утратил силу.
При таком положении доводы прокурора о том, что принятие решения общего собрания собственников об определении размера расходов в составе платы за содержание жилого помещения на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества многоквартирного дома исходя из показаний общедомового (коллективного) прибора учёта электрической энергии возможно только при оказании управляющей организацией расширенного перечня работ и услуг по содержанию общего имущества, являются несостоятельными. Приведенный выше п. 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (в редакции, действующей по состоянию на ноябрь 2021 года) не учитывал установленные к тому времени применительно к наличию или отсутствию коллективных (общедомовых) приборов учета различия в порядке расчета расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
В связи с изложенным основания полагать, что управляющей организацией неправомерно применен размер платы за коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, исходя из показаний общедомового прибора учета без решения общего собрания собственников, отсутствуют.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы (протеста) на постановление по делу об административном правонарушении суд может принять решение об отмене постановления и прекращении производства по делу при наличии хоты бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах постановление заместителя начальника Государственной жилищной инспекции Саратовской области, государственного жилищного инспектора Саратовской области Абрамовой Ю.В. № 325 от14 сентября 2022года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО «УК «Жилой Квартал» Анисимовой Т.П. подлежит отмене, а дело – прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление заместителя начальника Государственной жилищной инспекции Саратовской области, государственного жилищного инспектора Саратовской области Абрамовой Ю.В. № 325 от14 сентября 2022года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилой квартал» Анисимовой Татьяны Петровны отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Кировский районный суд г. Саратова в течение десяти дней со дня вручения или получения его копии.
Судья Ю.В. Медная