Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-885/2023 ~ М-931/2023 от 26.05.2023

Дело № 2-885/2023

49RS0003-01-2023-001013-56

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Пос. Омсукчан       21 июня 2023 года

Омсукчанский районный суд Магаданской области в составе:

председательствующего и.о. судьи Кошкиной А.А.,

при секретаре Карповой Ю.А.,

с участием помощника прокурора Омсукчанского района Магаданской области Колыванова С.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Омсукчанского районного суда гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора Омсукчанского района в интересах неопределённого круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Компания Энергия» об обязании разработать, согласовать и утвердить программу производственного контроля качества горячей воды в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу,

    У С Т А Н О В И Л:

И.о. прокурора Омсукчанского района обратился в суд с иском в защиту прав неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Компания Энергия» (далее - ООО «Компания Энергия», Общество) об обязании разработать, согласовать и утвердить программу производственного контроля качества горячей воды в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу

В обоснование заявленного требования указал, что в ходе проведенной проверки исполнения требований законодательства о водоснабжении и водоотведении,законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а также в жилищно-коммунальной сфере в отношении ООО «Компания Энергия» установлено, что основным видом деятельности Общества является производство, передача и распределение пара и горячей воды, кондиционирование воздуха; дополнительным видом деятельности Общества является в числе прочих забор, очистка и распределение воды.

На организации, осуществляющей эксплуатацию централизованных систем водоснабжения, в силу закона возложена обязанность постоянно обеспечивать соответствие качества воды указанных систем санитарным правилам в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети, в соответствие с рабочей программой, все исполнители, участвующие в обеспечении населения питьевой водой, ответственны за качество подаваемой воды в границах принадлежности соответствующих сетей.

В нарушение требований законодательства о водоснабжении и водоотведении, санитарно-эпидемиологического законодательства рабочая программа производственного контроля качества горячей воды                                           ООО «Компания Энергия» на момент проверки не разработана, не согласована и не утверждена.

Согласно информации, представленной управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Магаданской области (далее - Управление) от 4 мая 2023 №49-00-08/02-1330-2023 ООО «Компания Энергия» в адрес названного управления с целью согласования направлена разработанная рабочая программа производственного контроля качества горячей воды. Однако, программа Управлением не согласована, 11 января 2023 года направлено уведомление о принятом решении с указанием выявленных недостатков. Далее Обществом разработанная программа производственного контроля качества горячей воды с учетом устранения выявленных Управлением недостатков в адрес Управления вновь не направлена.

По информации ООО «Компания Энергия» от 15 мая 2023 года №1070 Обществом в адрес главного врача ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Магаданской области» 11 мая 2023 года направлено заявление о разработке программы производственного контроля качества горячей воды. Однако, по состоянию на 22 мая 2023 года программа производственного контроля качества горячей воды Обществом не разработана, не согласована и не утверждена.

Таким образом, непринятие ответчиком мер, необходимых по разработке, согласованию и утверждению программы производственного контроля качества питьевой воды ставит под угрозу права неопределенного круга лиц - жителей Омсукчанского муниципального округа на санитарно-эпидемиологическое благополучие.

Ссылаясь на положения Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3, просит суд обязать ответчика течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать, согласовать и утвердить программу производственного контроля качества горячей воды (далее - Программа).

В судебном заседании помощник прокурора Омсукчанского района Колыванов С.И. заявленные исковые требования к ответчику поддержал по основаниям, изложенным в иске.

       Ответчик ООО «Компания Энергия» о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, участие своего представителя в судебном заседании не обеспечил.

В отзыве на иск указал, что до даты подачи рассматриваемого иска в суд Общество приступило к разработке Программы, что подтверждается заявкой в адрес Управления. Утверждает, что на сегодняшний день Программа разработана, что подтверждается отчетом выполненной услуги о 14 июня 2023 года и находится на стадии согласования в Управлении, после чего будет незамедлительно утверждена руководителем Общества. Полагает, что обязанность по согласованию Программы не может быть возложена на Общество, поскольку действующим законодательством процедура согласования Программы предусмотрена для органа, осуществляющего такое согласование. На основании изложенного, просит суд отказать в удовлетворении исковых требований.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Омсукчанского муниципального округа о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежаще, участие своего представителя в судебном заседании не обеспечило.

В отзыве на иск представитель третьего лица просил рассмотреть дело на усмотрение суда.

Руководствуясь частями 3, 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарнопротивоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 19 Федерального закона № 52-ФЗ питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарноэпидемиологическим требованиям.

В соответствии с статьей 32 Федерального закона № 52-ФЗ, производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг; производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом; лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления.

Частью 3 статьи 1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон № 416-ФЗ) определено, что требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании.

Как указано в пунктах 4, 5, 15, 29 статьи 2 Федерального закона № 416-ФЗ, водоснабжение представляет собой водоподготовку транспортировку и подачу питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировку и подачу горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение); водопроводная сеть комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения; организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно- канализационного хозяйства) - юридическое лицо. Осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем; централизованная система холодного водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам.

В силу положений части 1 статьи 13 Федерального закона № 416-ФЗ, по договору холодного водоснабжения организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.

В порядке части 1 статьи 23, части 1 статьи 24 Федерального закона, организации, осуществляющие холодное, горячее водоснабжение с использованием централизованных и нецентрализованных (автономных) систем холодного, горячего водоснабжения, обязаны подавать абонентам холодную, горячую воду, соответствующую установленным требованиям.

Согласно частям 2, 5 и 6 статьи 25 Федерального закона № 416-ФЗ, производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды осуществляется организацией, осуществляющей холодное или горячее водоснабжение; программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды разрабатывается организацией, осуществляющей холодное или горячее водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор; программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды включает в себя: перечень показателей, по которым осуществляется контроль; указание мест отбора проб воды, в том числе на границе эксплуатационной ответственности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение и абонентов; указание частоты отбора проб воды. Порядок осуществления производственного контроля качества горячей воды устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

На организации, осуществляющие эксплуатацию централизованных систем водоснабжения, в силу закона возложена обязанность постоянно обеспечивать соответствие качества воды указанных систем санитарным правилам в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети, в соответствие с рабочей программой, все исполнители, участвующие в обеспечении населения питьевой водой, ответственны за качество подаваемой воды в границах принадлежности соответствующих сетей.

В пункте 75 СанПиН 2.13684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 (далее - СанПиН 2.1.3684-21), установлено, что качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам.

В соответствии с пунктом 77 СанПиН 2.1.3684-21 хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной и согласованной в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 № 10 (далее - Постановление).

Согласно пункта 5 Постановления производственный контроль осуществляется в соответствии с программой производственного контроля качества воды, которая разрабатывается организацией, осуществляющей водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Программа производственного контроля утверждается на срок не более 5 лет.

Пунктами 12, 16 Постановления предусмотрено, что программа производственного контроля представляется организацией, осуществляющей водоснабжение, на согласование в территориальный орган по месту ее нахождения (любым способом, позволяющим подтвердить факт и дату ее представления). Территориальный орган рассматривает программу производственного контроля в течение 15 рабочих дней со дня ее получения, принимает решение о ее согласовании или об отказе в согласовании и уведомляет о принятом решении организацию, осуществляющую водоснабжение (любым способом, позволяющим подтвердить факт и дату получения уведомления). Согласованная территориальным органом программа производственного контроля утверждается руководителем организации в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня получения уведомления о ее согласовании.

Как установлено в судебном заседании, ООО «Компания Энергия» включено в Единый государственный реестр юридических лиц 13 июня 2018 года.

Основным видом деятельности Общества является производство, передача и распределение пара и горячей воды, кондиционирование воздуха; дополнительным видом деятельности Общества является в числе прочих забор, очистка и распределение воды.

Постановлением главы администрации Омсукчанского городского округа от 9 октября 2019 года № 568 ООО «Компания Энергия» определена единой теплоснабжающей (теплосбытовой) организацией для объектов, подключенных к системам централизованного отопления и горячего водоснабжения на территории населенных пунктов муниципального образования «Омсукчанский городской округ».

На основании задания прокурора Магаданской области от 25 января 2023 года № 07-31-2023/556 прокуратурой Омсукчанского района проведен анализ состояния законности при предоставлении жилищно-коммунальных услуг по холодному водоснабжению, водоотведению, обращению с твердыми коммунальными отходами.

В ходе проверки установлено, что ООО «Компания Энергия» не соблюдаются требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, которые установлены законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В нарушение вышеприведенных требований законодательства о водоснабжении и водоотведении, санитарно-эпидемиологического законодательства Программа Обществом не разработана, не согласована и не утверждена, что явилось основанием для внесения прокуратурой района соответствующего представления об устранении нарушений действующего законодательства в адрес ответчика (№07-01/139-2022 от 30 ноября 2022 года).

Материалами дела подтверждается, что 28 декабря 2022 года Обществом в адрес Управления направлена Программа.

11 января 2023 года Управление в адрес Общества направлено уведомление о принятии решения об отказе в согласовании Программы (№49-00-08/02-27/2023).

Согласно письма Управления от 4 мая 2023 года №49-00-08/02-1330-2023 повторно от Общества Программа на согласование после отказа в ее согласовании 11 января 2023 года, не поступала.

В соответствии счастью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом

Доказательств соблюдения законодательства о водоснабжении и водоотведении ответчиком не представлено.

Доводы представителя ответчика о том, что в настоящий момент Программа разработана, что подтверждается отчётом выполненной услуги не могут быть признаны судом состоятельными, поскольку надлежащих доказательств того, что Программа разработана суду не представлено, как и не представлено самой Программы, в то время как отчет выполненной услуги лишь свидетельствует о стоимости услуги по разработке программ производственного контроля.

Утверждения ответчика о том, что действующим законодательством обязанность согласования Программы лежит на органе, осуществляющим такое согласование, ввиду чего не может быть возложена на Общество основаны на неправильном толковании норм закона, так как пунктом 12 Постановления Программа представляется организацией, осуществляющей водоснабжение, на согласование в территориальный орган по месту ее нахождения.

Из деятельности ответчика ООО «Компания Энергия» возникает потенциальная угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан в связи с несоблюдением ответчиком требований в области производственного контроля качества горячей воды, что может повлечь негативное воздействие на среду жизнедеятельности и здоровье населения.

Таким образом, непринятие ООО «Компания Энергия» мер по разработке, согласованию и утверждению Программы ставит под угрозу права неопределенного круга лиц- жителей Омсукчанского муниципального округа на санитарно-эпидемиологическое благополучие.

С учетом, сроков согласования Программы и ее утверждения, установленных пунктами 12, 16 Постановления, суд приходит к убеждению, что просимым и.о. прокурора срок для разработки, согласования и утверждения Программы в 2 месяца после вступления решения суда в законную силу является разумным.

При изложенных обстоятельствах, требования и.о. прокурора Омсукчанского района к ООО «Компания Энергия» об обязании разработать, согласовать и утвердить программу производственного контроля качества горячей воды в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, подлежат удовлетворению.

Согласно части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворённой части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счёт средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика в доход муниципального образования «Омсукчанский городской округ» подлежит взысканию госпошлина в размере 6000 руб.

Руководствуясь статьями 194, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

исковые требованияи.о. прокурора Омсукчанского района в интересах неопределённого круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Компания Энергия» об обязании разработать, согласовать и утвердить программу производственного контроля качества горячей воды в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Компания Энергия» в срок в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать, согласовать и утвердить программу производственного контроля качества горячей воды.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Компания Энергия» в доход муниципального образования «Омсукчанский муниципальный округ» государственную пошлину в размере 6000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд путем подачи жалобы через Омсукчанский районный суд Магаданской области в течение месяца со дня следующего за днем вынесения решения в окончательной форме.

Установить дату составления мотивированного решения - 26 июня 2023 года.

Председательствующий                     А.А. Кошкина

2-885/2023 ~ М-931/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура
Ответчики
ООО "Компания Энергия"
Другие
КУМИ Омсукчанского МО
Суд
Омсукчанский районный суд Магаданской области
Судья
Кошкина Анжелина Андреевна
Дело на сайте суда
omsukchansky--mag.sudrf.ru
26.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.05.2023Передача материалов судье
29.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.06.2023Судебное заседание
26.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.07.2023Дело оформлено
12.10.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее