Дело № 5 – 753/2023
Резолютивная часть постановления оглашена 15 декабря 2023 года
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
город Пермь 18 декабря 2023 года
Судья Индустриального районного суда г. Перми Старцева Т.В.,
при секретаре судебного заседания Фоминой Е.Р.,
с участием защитника ГБУ ПК «Центр комплексной реабилитации инвалидов» И
представителя ГУ МЧС России по Пермскому краю по доверенности Г
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2.1 статьи 20.4 КоАП РФ в отношении государственного бюджетного учреждения Пермского края «Центр комплексной реабилитации инвалидов», зарегистрированного по адресу: <адрес>, №
у с т а н о в и л :
ДД.ММ.ГГГГ в 16.45 часов в ходе проведения внепланового инспекционного визита, выявлен факт нарушения юридическим лицом - государственным бюджетным учреждением Пермского края «Центр комплексной реабилитации инвалидов» (далее ГБУ ПК «Центр комплексной реабилитации инвалидов»), являющимся объектом, относящимся к категории чрезвычайно высокого риска, и ранее постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ признанным виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, требований пожарной безопасности, согласно предписания № от ДД.ММ.ГГГГ, а именно, по адресу: <адрес>:
на путях эвакуации, допускается применение материалов с неизвестными показателями по пожарной опасности, а именно, отделка стен в коридоре (помещение второго этажа в соответствии с техническим паспортом от ДД.ММ.ГГГГ) выполнена из панели с неизвестными характеристиками по пожарной опасности; на внеплановом инспекционном визите, проведенном ДД.ММ.ГГГГ предоставлен сертификат № НСОПБ.RU.30.ПР.179.Н.00341 в соответствии с которым плиты древесно-стружечные имеют следующие показатели пожарной опасности: Г4, ВЗ, ДЗ, ТЗ; показатели пожарной опасности материалов стен для объектов класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 должны быть не более Г1, В1, Д2, Т2; на внеплановом инспекционном визите, проведенном ДД.ММ.ГГГГ, контролируемым лицом предоставлено 2 сертификата: 1) № HCOПБ.RU.30.ПР.179.H.00341 в соответствии с которым плиты древесно-стружечные имеют следующие показатели пожарной опасности: Г4, ВЗ, ДЗ, ТЗ; 2) № HCOПБ.RU.пр019/3.H.01231, в соответствии с которым панели декоративно- отделочные относятся к негорючим материалам; отсутствует информация о характеристиках материала по пожарной опасности; не предоставлены документы о приобретении материалов, акты выполненных работ; не представляется возможным удостовериться в применении конкретных материалов на объекте защиты, чем нарушены: ч. 1 ст. 6, ст. 13, ст. 134, таблица 28, таблица 29 Федерального закона РФ от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 25 Постановление Правительства Российской Федерации 1479 от 16 сентября 2020 года «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»;
на путях эвакуации, допускается применение материалов (конструкции) с неизвестными показателями по пожарной опасности, а именно, из спортзала (помещение № второго этажа в соответствии с техническим паспортом от ДД.ММ.ГГГГ) на эвакуационный выход ведет металлическая лестница с неизвестными показателями по пожарной опасности; лестницы 2-го типа должны соответствовать требованиям, в том числе в части огнестойкости, установленными для маршей и площадок лестниц в лестничных клетках, а именно: лестница 2 типа в здании II степени огнестойкости должна иметь предел огнестойкости не менее R 60; не предоставлены документы о приобретении материалов (конструкции), акты выполненных работ, сертификат, заверенный в установленном порядке, документы, подтверждающие предел огнестойкости лестницы 2 типа, чем нарушены: ч. 1 ст. 6, ст. 39, ст. 134, таблица 3 Федерального закона РФ от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 25 Постановление Правительства Российской Федерации 1479 от 16 сентября 2020 года «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»;
на 2 этаже объекта защиты, на который организован доступ лиц, относящихся к категории маломобильных групп населения, не предусмотрены мероприятия, направленные на обеспечение их безопасности при пожаре, а именно: усилие, необходимое для распахивания двери, с целью беспрепятственного открытия при пожаре в лифтовой холл лифта (помещение № в соответствии с техническим паспортом от ДД.ММ.ГГГГ), используемый в качестве безопасной зоны для маломобильных групп населения, превышает величину усилия открывания обычной двери аналогичных размеров со стандартным устройством самозакрывания, чем нарушены: ч. 1 ст. 6 Федеральный закон 123-ФЗ от 22 июля 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной», п. 9.1.1., п. 9.3.8 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»;
для систем приточной противодымной вентиляции не предусмотрен подогрев воздуха, подаваемый в помещение безопасной зоны (помещение № второго этажа в соответствии с техническим паспортом от ДД.ММ.ГГГГ) с расходом, определенным с учетом утечек через закрытые двери таких помещений; на момент проверки на объекте защиты с массовым пребыванием людей (в том числе маломобильной группы населения) система приточной противодымной вентиляции находилась в неработоспособном состоянии, чем нарушены: ч. 1 ст. 6 Федеральный закон 123-ФЗ от 22 июля 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной», п. 9.2.2. СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», пп. «е» п. 7.17 СП 7.13130.2013 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности»;
на путях эвакуации, допускается применение материалов с неизвестными показателями, по пожарной опасности, а именно, отделка стен в коридоре (помещение № третьего этажа в соответствии с техническим паспортом от ДД.ММ.ГГГГ) выполнена из панелей с неизвестными характеристиками по пожарной опасности; на внеплановом инспекционном визите, проведенном ДД.ММ.ГГГГ предоставлен сертификат №HCОПБ.RU.30.ПР.179.H.00341 в соответствии с которым плиты древесно-стружечные имеют следующие показатели пожарной опасности: Г4, ВЗ. ДЗ, ТЗ, показатели пожарной опасности материалов стен для объектов класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 должны быть не более Г1, В1, Д2, Т2, на внеплановом инспекционном визите, проведенном ДД.ММ.ГГГГ, контролируемым лицом предоставлено 2 сертификата: 1) №НСОПБ.RU.30.ПР.179.Н.00341 в соответствии с которым плиты древесно-стружечные имеют следующие показатели пожарной опасности: Г4, ВЗ. ДЗ, ТЗ. 2) № HCOПБ.RU.пр019/3.Н.01231, в соответствии с которым панели декоративно-отделочные относятся к негорючим материалам; отсутствует информация о характеристиках материала по пожарной опасности; не предоставлены документы о приобретении материалов, акты выполненных работ; не представляется возможным удостоверится в применении конкретных материалов на объекте защиты, чем нарушены: ч. 1 ст. 6. ст. 13. ст. 134, таблица 28, таблица 29 Федерального закона РФ от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 25 Постановление Правительства Российской Федерации 1479 от 16 сентября 2020 года «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»;
на 3 этаже объекта защиты, на который организован доступ лиц, относящихся к категории маломобильных групп населения, не предусмотрены мероприятия, направленные на обеспечение их безопасности при пожаре, а именно: усилие, необходимое для распахивания двери, с целью беспрепятственного открытия при пожаре в лифтовой холл лифта (помещение № в соответствии с техническим паспортом от ДД.ММ.ГГГГ), используемый в качестве безопасной зоны для маломобильных групп населения, превышает величину усилия открывания обычной двери аналогичных размеров со стандартным устройством самозакрывания, чем нарушены: ч. 1 ст. 6 Федеральный закон 123-ФЗ от 22 июля 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной», п. 9.1.1., п. 9.3.8 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»;
для систем приточной противодымной вентиляции не предусмотрен подогрев воздуха, подаваемый в помещение безопасной зоны (помещение № третьего этажа в соответствии с техническим паспортом от ДД.ММ.ГГГГ) с расходом, определенным с учетом утечек через закрытые двери таких помещений; на момент проверки на объекте защиты с массовым пребыванием людей (в том числе маломобильной группы населения) система приточной противодымной вентиляции находилась в неработоспособном состоянии, чем нарушены: ч. 1 ст. 6 Федеральный закон 123-ФЗ от 22 июля 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной», п. 9.2.2. СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», пп. «е» п. 7.17 СП 7.13130.2013 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности»;
на 4 этаже объекта защиты, на который организован доступ лиц, относящихся к категории маломобильных групп населения, не предусмотрены мероприятия, направленные на обеспечение их безопасности при пожаре, а именно: усилие, необходимое для распахивания двери, с целью беспрепятственного открытия при пожаре в лифтовой холл лифта (помещение № в соответствии с техническим паспортом от ДД.ММ.ГГГГ), используемый в качестве безопасной зоны для маломобильных групп населения, превышает величину усиления открывания обычной двери аналогичных размеров со стандартным устройством самозакрывания, чем нарушены: ч. 1 ст. 6 Федеральный закон 123-Ф3 от 22 июля 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной», п. 9.1.1., п. 9.3.8 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»;
для систем приточной противодымной вентиляции не предусмотрен подогрев воздуха, подаваемый в помещение безопасной зоны (помещение № четвертого этажа в соответствии с техническим паспортом от ДД.ММ.ГГГГ) с расходом, определенным с учетом утечек через закрытые двери таких помещений; на момент проверки на объекте защиты с массовым пребыванием людей (в том числе маломобильной группы населения) система приточной противодымной вентиляции находилась в неработоспособном состоянии, чем нарушены: ч. 1 ст. 6 Федеральный закон 123-Ф3 от 22 июля 2008 года «Технический регламент требованиях пожарной», п. 9.2.2. СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», пп. «е» п. 7.17 СП 7.13130.2013 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности».
Защитник ГБУ ПК «Центр комплексной реабилитации инвалидов» по доверенности И в судебном заседании с протоколом согласилась, указала о том, что действительно было вынесено предписание об устранении всех нарушений, в настоящее устранены.
Представитель ГУ МЧС России по Пермскому краю по доверенности Г настаивает на привлечении ГБУ ПК «Центр комплексной реабилитации инвалидов» к административной ответственности.
Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд пришел к следующему:
Согласно ч. 2.1 ст. 20.4 КоАП ПФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, если оно совершено на объекте защиты, отнесенном к категории чрезвычайно высокого, высокого или значительного риска, и выражается в необеспечении работоспособности или исправности источников противопожарного водоснабжения, электроустановок, электрооборудования, автоматических или автономных установок пожаротушения, систем пожарной сигнализации, технических средств оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре или систем противодымной защиты либо в несоответствии эвакуационных путей и эвакуационных выходов требованиям пожарной безопасности, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток.
В силу ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Таким образом, ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является бланкетной нормой и отсылает к содержащимся в федеральных законах, иных нормативных правовых актах, нормативных документах (в том числе сводах правил) специальным условиям социального и (или) технического характера, установленным в целях обеспечения пожарной безопасности. Нарушение таких условий образует состав административного правонарушения по ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Объективную сторону данных правонарушений составляют действия (бездействие), нарушающие установленные правила и требования в области пожарной безопасности.
При этом противоправное деяние виновного лица не связывается с обязательным наступлением вредных последствий. Для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований пожарной безопасности, так как административные правонарушения в рассматриваемой сфере считаются оконченными с момента совершения самих противоправных деяний.
Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм.
В силу части 1 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, указанных в пункте 1 части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона; 2) пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 3) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в специальных технических условиях, отражающих специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, согласованных в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности; 4) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в стандарте организации, который согласован в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности; 5) результаты исследований, расчетов и (или) испытаний подтверждают обеспечение пожарной безопасности объекта защиты в соответствии с частью 7 настоящей статьи.
Исходя из положений статьи 39 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пожарные лестницы 2-го типа "внутренние открытые лестницы" могут использоваться как эвакуационные, (для проведения мероприятий по спасению людей).
Статьей 134 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлены требования пожарной безопасности к применению строительных материалов в зданиях и сооружениях.
Так, частью 6 настоящей статьи установлена область применения декоративно-отделочных, облицовочных материалов и покрытий полов на путях эвакуации и в зальных помещениях (за исключением покрытий полов спортивных арен спортивных сооружений и полов танцевальных залов) в зданиях различных функционального назначения, этажности и вместимости, которая приведена в таблице 28 к настоящему Федеральному закону.
Согласно п. 25 Постановления Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" в случае установления требований пожарной безопасности к строительным конструкциям по пределам огнестойкости, классу конструктивной пожарной опасности и заполнению проемов в них, к отделке внешних поверхностей наружных стен и фасадных систем, применению облицовочных и декоративно-отделочных материалов для стен, потолков и покрытия полов путей эвакуации, а также зальных помещений на объекте защиты должна храниться документация, подтверждающая пределы огнестойкости, класс пожарной опасности и показатели пожарной опасности примененных строительных конструкций, заполнений проемов в них, изделий и материалов.
Из материалов дела следует, что в рамках контроля исполнения предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности № от ДД.ММ.ГГГГ, на основании решения о проведении внепланового выездного инспекционного визита № от ДД.ММ.ГГГГ Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Перми Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Пермскому краю проведен внеплановый инспекционный визит ДД.ММ.ГГГГ в отношении ГБУ ПК «Центр комплексной реабилитации инвалидов».
В ходе проверки ГБУ ПК «Центр комплексной реабилитации инвалидов» установлены вышеуказанные нарушения требований пожарной безопасности, совершенные повторно на объекте защиты, отнесенном к категории чрезвычайно высокого риска, по адресу: <адрес>.
Ранее постановлением заместителя начальника Отдела – начальник отделения надзорной деятельности и профилактической работы города Перми по Индустриальному району 1 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ вступившим в законную силу, ГБУ ПК «Центр комплексной реабилитации инвалидов» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вина ГБУ ПК «Центр комплексной реабилитации инвалидов» в совершении административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, актом инспекционного визита от ДД.ММ.ГГГГ; решением о проведении инспекционного визита № от ДД.ММ.ГГГГ; предписанием № от ДД.ММ.ГГГГ; выпиской из ЕГРЮЛ; приказом № от ДД.ММ.ГГГГ; постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом опроса контролируемого лица от ДД.ММ.ГГГГ; объяснением А; решением от ДД.ММ.ГГГГ об отнесении объектов защиты к определенной категории риска с приложением и другими материалами дела.
В настоящем случае установлено, что требования пожарной безопасности, закрепленные в нормативных актах, на момент проверки не соблюдены, при этом каких-либо доказательств, указывающих на то, что обществом предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах, суд действия ГБУ ПК «Центр комплексной реабилитации инвалидов» квалифицирует по ч. 2.1 ст. 20.4 КоАП РФ, как повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, если оно совершено на объекте защиты, отнесенном к категории чрезвычайно высокого риска, и выражается в не обеспечении работоспособности или исправности источников противопожарного водоснабжения, электроустановок, электрооборудования, автоматических или автономных установок пожаротушения, систем пожарной сигнализации, технических средств оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре или систем противодымной защиты либо в несоответствии эвакуационных путей и эвакуационных выходов требованиям пожарной безопасности.
Доказательств, подтверждающих факт того, что юридическим лицом предприняты все зависящие от него меры по соблюдения требований пожарной безопасности, в материалах дела не имеется.
Смягчающими вину обстоятельствами суд установил признание вины.
Отягчающих вину обстоятельств судом не установлено.
При назначении наказания, учитывая характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, указанные смягчающие и отсутствие отягчающих вину обстоятельств, также суд принимает во внимание, что на момент рассмотрения дела все нарушения устранены, в связи с чем, суд считает возможным назначить наказание в виде административного штрафа с применением положений ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ менее минимального.
Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10, 29.11 КоАП РФ, судья
п о с т а н о в и л :
Государственное бюджетное учреждение Пермского края «Центр комплексной реабилитации инвалидов» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2.1 ст. 20.4 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Штраф должен быть уплачен по реквизитам: <данные изъяты>
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ. Неуплата административного штрафа в установленный срок, в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в Пермский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления через Индустриальный районный суд г. Перми.
Судья Т.В. Старцева