Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-664/2024 ~ М-407/2024 от 18.04.2024

Дело <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>

УИД: 02RS0<НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>-31

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ Р. Ф.

20 августа 2024 года <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>

Майминский районный суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи Зрелкиной Е.Ю.,

при секретаре Бурнашевой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «РИЦ Твой дом» о возложении обязанности оборудовать контейнерную площадку для складирования крупногабаритных отходов,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> Республики Алтай обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Расчетно-информационный центр «Твой дом» (далее – ООО «РИЦ «Твой дом») о возложении обязанности в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать контейнерную площадку для складирования крупногабаритных отходов на территории многоквартирных домов по адресам: <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>. В обоснование заявленных требований указано, что в ходе прокурорской проверки установлено, что территории многоквартирных домов по адресам: <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>, ООО «РИЦ «Твой дом» не оборудованы отдельными специализированными контейнерными площадками для складирования крупногабаритных отходов. Неисполнение требований законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан и создает опасность причинения вреда окружающей среде.

В судебном заседании помощник прокурора <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> Малютина А.Ю. исковые требования поддержала в полном объеме и просила об их удовлетворении. Представитель ответчика ООО «РИЦ «Твой дом» Татарченко Е.В. возражая относительно заявленных требований, пояснила, что около домов <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> и <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> по <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>, места оборудования контейнерных площадок для складирования крупногабаритных отходов нет, поэтому решение суда будет неисполнимо.

Представитель третьего лица Администрации МО «<АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>» Коваленко А.М. против удовлетворения иска прокурора не возражал, пояснил, что ООО «РИЦ «Твой дом» в администрацию района за согласованием мест оборудования площадок для складирования крупногабаритных отходов не обращалось.

Представители третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения уведомлены.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В силу статьи 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В силу статьи 51 Федерального закона от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов с местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

В силу пункта 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления ТКО с органом местного самоуправления (далее соответственно – заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной Заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (пункт 4 Правил <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>).

В силу пункта 1, 3 статьи 13.4 Федерального закона от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Согласно п. 3 СанПиН <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>, на территориях городских и сельских поселений (далее – населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее – контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее – специальные площадки).

Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.

В силу п. 4 СанПиН <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>-21 расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.

Площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5.

Допускается уменьшение не более чем на 25% указанных в настоящем пункте Санитарных правил расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям, изложенным в приложении <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> к Санитарным правилам.

В случае раздельного накопления отходов расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 8 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 10 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.

В силу п. 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> (далее – Правила), «крупногабаритные отходы» – твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах.

Согласно п. 11 Правил в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование крупногабаритных отходов осуществляется потребителями следующими способами:

а) в бункеры, расположенные на контейнерных площадках;

б) на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов.

Таким образом, исходя из комплексного толкования данных правовых положений, для складирования крупногабаритных отходов должны быть оборудованы либо бункеры, которые выставляются на контейнерных площадках - в местах накопления твердых коммунальных отходов, оборудованных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, либо на специальных площадках для накопления КГО. В силу санитарных требований данные места накопления КГО должны быть удалены от жилых зданий, обслуживаемых данными площадками не далее, чем на 100 метров.

Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (часть 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ).

Согласно ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в 1 таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Требования к содержанию общего имущества предусмотрены пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> (далее – Правилам 491).

В соответствии с пунктом 2 Правил <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> в состав общего имущества включаются земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом, и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.

Согласно подпункту «д(2)» пункта 11 Правил <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> содержание общего имущества включает в себя, в том числе, содержание мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.

Постановлением Правительства Российской Федерации от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядок их оказания и выполнения (далее – Минимальный перечень <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>).

В пункте 26(1) Минимального перечня <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> указано, что в число работ и услуг по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.

В силу подпункта «д(2)» пункта 11 Правил <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, среди прочего, содержание мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.

Согласно пункту 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а также обеспечить организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов.

В соответствии с п. 36 Постановления Правительства РФ от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> контейнерная площадка для накопления твердых коммунальных отходов входит в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

Приказом Минрегионразвития Республики Алтай от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>-Д утвержден Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Алтай (далее – Порядок).

Согласно п. 6.1 Порядка накопление КГО осуществляется: а) в бункеры, расположенные на контейнерных площадках; б) на специальных площадках для накопления КГО.

Согласно п. 6.3 Порядка места расположения площадок для накопления КГО определяются в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами Р, санитарными правилами, реестром мест (площадок) накопления ТКО.

Согласно п. 6.4 Порядка площадка для КГО должна иметь твердое покрытие и находиться на расстоянии не менее 20 метров от жилых домов и не более 100 метров от здания собственников КГО. Размер площадки определяется с учетом размеров и количества бункеров для накопления КГО.

Как установлено судом и усматривается из материалов дела, ООО «РИЦ «Твой дом» осуществляет управление многоквартирными жилыми домами, расположенными в <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>, в том числе, по адресам: <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>.

В судебном заседании установлено, что управляющей организацией ООО «РИЦ «Твой дом» не организованы места накопления ТКО, предназначенные для накопления КГО, образующихся от многоквартирных жилых домов, находящихся в их управлении. Указанное обстоятельство подтверждено материалами дела и не оспаривалось стороной ответчика.

Имеющиеся площадки для временного накопления ТКО, используемые жителями многоквартирных домов, бункерами для сбора КГО не оборудованы.

Указанные обстоятельства подтверждаются представлением <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>, ответом от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> ООО «РИЦ «Твой дом» на представление, актом осмотра от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>, из которых следует, что сбор крупногабаритных отходов от вышеуказанных многоквартирных жилых домов не организован, специальные площадки для сбора КГО отсутствуют.

Разрешая требования истца о понуждении ответчика организовать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, предназначенные для накопления крупногабаритных отходов, образующихся от многоквартирных жилых домов, находящихся под его управлением, и полагая исковые требования обоснованными, суд исходит из обязанности ответчика ООО «РИЦ «Твой дом» как управляющей организации по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов для домов, находящихся в их управлении. Организация мест накопления твердых коммунальных отходов (крупногабаритных отходов), контейнерных площадок и содержание прилегающей к ним территории является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома. Общество как управляющая организация в силу закона и договоров управления многоквартирными домами обязано надлежащим образом организовывать и содержать места (площадки) накопления отходов для обслуживания спорных домов.

Обязанность ответчика организовать и содержать места накопления КГО возложена на него статьями 161, 162, 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 8 Федерального закона от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>, Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>, Порядком накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Алтай, утвержденным приказом Минрегионразвития Республики Алтай от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>-Д.

При изложенных обстоятельствах, суд считает исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования заместителя прокурора <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> Республики Алтай удовлетворить.

Возложить обязанность на Общество с ограниченной ответственностью «РИЦ Твой дом» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать контейнерную площадку для складирования крупногабаритных отходов на территории многоквартирных домов по адресу: <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> ул. <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Майминский районный суд Республики Алтай.

Судья Е.Ю.Зрелкина

Решение в окончательной форме принято <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>

2-664/2024 ~ М-407/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Заместитель прокурора Майминского района Республики Алтай
Ответчики
ООО "РИЦ Твой дом"
Суд
Майминский районный суд Республики Алтай
Судья
Зрелкина Елена Юрьевна
Дело на странице суда
maiminsky--ralt.sudrf.ru
18.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.04.2024Передача материалов судье
25.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.04.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
21.06.2024Предварительное судебное заседание
20.08.2024Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее