70RS0003-01-2023-007770-18
2-269/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 апреля 2024 года Октябрьский районный суд г.Томска в составе:
председательствующего судьи Бессоновой М.В.,
при секретаре Клочек Е.Е.,
помощник судьи Аплина О.Ю.,
с участием представителя истца Вязового Р.П.,
представителя ответчика Ереминой И.М.,
рассмотрев в отрытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента здравоохранения Томской области к Свидерскому Валентину Антоновичу о взыскании денежных средств,
установил:
Департамент здравоохранения Томской области обратился в суд с иском к Свидерскому В.А., в котором с учетом уточнения требований просит взыскать с ответчика в свою пользу основной долг в размере 744000 руб., неустойку в размере 169828,80 руб.
В обоснование требований указано, что в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2010 года №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», в 2017 году осуществлялись единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2016 и 2017 годах на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ договор, в размере 1000000 руб. на одного указанного медицинского работника. Истец, рассмотрев заявление Свидерского В.А. о предоставлении единовременной компенсационной выплаты заключил с ответчиком Договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику от 13.11.2017 №01-67. В соответствии с условиями договора Свидерский В.А. принял на себя обязательства работать непрерывно в течение пяти лет со дня подписания договора по основному месту работы в с.Сулзат Молчановского района Томской области на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников. Истец, в свою очередь, обязался предоставить медицинскому работнику в связи с исполнением им обязательства, предусмотренного договором, единовременную компенсационную выплату, в размере 1000000 руб. Указанные обязательства истец выполнил. В случае прекращения трудового договора с медицинской организацией до истечения пятилетнего срока, ответчик в соответствии с условиями договора обязан возвратить в областной бюджет часть ЕКВ, рассчитанную с даты прекращения трудового договора до истечения пятилетнего срока, пропорционально неотработанному периоду, в течение 30 календарных дней со дня прекращения трудового договора. Трудовой договор от 06.09.2017 ответчиком был расторгнут 02.08.2021. Ответчиком осуществлен возврат части средств, подлежащих возврату в областной бюджет, в размере 256000 руб. До настоящего времени обязательства по договору ответчиком в полном объёме исполнены не были. Задолженность перед истцом составляет 744000 руб. Кроме того, просит взыскать с ответчика неустойку.
Протокольным определением Октябрьского районного суда г.Томска от 30.01.2024 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ОГБУЗ "Молчановская районная больница".
Ответчик Свидерский В.А., представитель третьего лица ОГБУЗ "Молчановская районная больница", уведомленные о дате, месте и времени разбирательства по делу надлежащим образом, в судебное заседание не явились, причины неявки не сообщили. Ответчик направил для защиты своих интересов представителя. Представитель третьего лица ОГБУЗ "Молчановская районная больница" ходатайствовал о рассмотрении дела в своё отсутствие.
Суд на основании ст.167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Представитель истца Департамента здравоохранения Томской области Вязовой Р.П. в судебном заседании требования с учетом уточнения поддержал в полном объёме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Еремина И.М. в судебном заседании требования не признала в полном объёме. Поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве на иск. Указала, что истцом пропущен срок исковой давности.
Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинские и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет средств соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (часть 2 названной статьи).
В рамках реализации региональных программ и мероприятий по модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации с целью повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, федеральный законодатель предусмотрел механизм осуществления за счет средств бюджетов Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников, заключивших трудовые договоры с государственными учреждениями здравоохранения субъектов Российской Федерации либо с муниципальными учреждениями здравоохранения (статья 50, части 12.1 - 12.5 статьи 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации").
В соответствии с частью 12.1 статьи 51 Федерального закона N 326-ФЗ от 29 ноября 2010 года "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в 2017 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2016 и 2017 годах на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2017 году осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в соотношении соответственно 60 и 40 процентов.
Приведенное законоположение определяет критерии, при соответствии которым медицинскому работнику предоставляется единовременная компенсационная выплата.
Порядок и условия предоставления иных межбюджетных трансфертов, предусмотренных частью 12.1 статьи 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для последующего их перечисления в бюджеты субъектов Российской Федерации определены в части 12.2 статьи 51 Федерального закона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1640 утверждена государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения", одним из направлений которой является подпрограмма "Развитие кадровых ресурсов в здравоохранении", предусматривающая, в том числе государственную поддержку отдельных категорий медицинских работников. Утверждены Правила предоставления о распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек.
В соответствии с Правилами вопрос разработки и утверждения перечня вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты, порядка предоставления указанных выплат, относится к компетенции уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В силу подпункта "в" пункта 3 части 12.2 статьи 51 Федерального закона N 326-ФЗ от 29 ноября 2010 года "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" обязанность по возврату в бюджет субъекта Российской Федерации части единовременной компенсационной выплаты возлагается на медицинского работника в случае прекращения трудового договора с соответствующим медицинским учреждением до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части 1 статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части первой статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации).
Порядок и условия предоставления иных межбюджетных трансфертов на предоставление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, предусмотренных ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования для последующего их перечисления в бюджеты субъектов Российской Федерации определены в части 12.2 названной статьи.
В частности, ч. 12.2 ст. 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" предусмотрено, что иные межбюджетные трансферты предоставляются только при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативного правового акта, который должен устанавливать помимо ряда необходимых условий обязанность уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключить с медицинским работником, указанным в части 12.1 статьи 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальным учреждением здравоохранения, предусматривающий:
обязанность медицинского работника работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципальным учреждением здравоохранения (подпункт "а" пункта 3 части 12.2 статьи 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации");
порядок предоставления медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей в течение 30 рабочих дней со дня заключения договора с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (подпункт "б" пункта 3 части 12.2 статьи 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации");
возврат медицинским работником в бюджет субъекта Российской Федерации части единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с учреждением, указанным в подпункте "а" настоящего пункта, до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части первой статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному медицинским работником периоду (подпункт "в" пункта 3 части 12.2 статьи 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации");
ответственность медицинского работника за неисполнение обязанностей, предусмотренных договором с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по возврату единовременной компенсационной выплаты в случаях, указанных в подпункте "в" настоящего пункта (подпункт "г" пункта 3 части 12.2 статьи 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации").
Правовое регулирование, установленное частями 12.1 и 12.2 статьи 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", осуществлено в пределах дискреционных полномочий законодателя и направлено на создание дополнительных стимулов к переезду на работу в сельские населенные пункты и рабочие поселки для молодых квалифицированных специалистов (медицинских работников), что согласуется с целями проводимой государством социальной политики (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25.09.2014 N 1868-О, от 27.10.2015 N 2483-О).
В рамках реализации региональных программ и мероприятий по модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации с целью повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, в соответствии со статьей 51 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" Администрацией Томской области принято постановление от 10.04.2018 N 160а "Об осуществлении единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских здравпунктов и фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, центров (отделений) общей врачебной практики (семейной медицины)), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек".
Постановлением Администрации Томской области от 10.04.2018 N 160а установлен порядок предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам.
Пунктом 9 Порядка предусмотрено, что в случае принятия решения о предоставлении выплаты между медицинским работником и Департаментом заключается договор по форме, утверждаемой Департаментом, предусматривающий, в том числе, ответственность медицинского работника за неисполнение обязанностей, предусмотренных данным договором.
Из приведенного выше нормативного правового регулирования оснований и порядка предоставления медицинским работникам единовременной компенсационной выплаты следует, что такая выплата носит целевой характер, предоставляется медицинским работникам с целью стимулировать их переезд на работу в сельские населенные пункты, рабочие поселки, поселки городского типа, направлена на закрепление медицинских кадров в сельских населенных пунктах и компенсацию связанных с переездом и обустройством затрат и неудобств, обусловленных менее комфортными условиями проживания по сравнению с иными (не сельскими) населенными пунктами.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Как следует из материалов дела, 6 сентября 2017 года между Свидерским В.А. и ОГБУЗ «Молчановская районная больница» был заключен трудовой договор №663, согласно которому ответчик был принят на работу по специальности врач-терапевт участковый (1,0 ставка), квалификации ЗПКГ ЗКУ, без квалификационной категории.
22.09.2017 Свидерский В.А. обратился к начальнику Департамента здравоохранения Томской области с заявлением о предоставлении единовременной компенсационной выплаты.
13 ноября 2017 года между истцом и Департаментом здравоохранения Томской области был заключен договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в размере 1000000 рублей.
Согласно п.2.1.1 указанного договора Свидерский В.А. обязан непрерывно в течение 5 (пяти) лет со дня подписания настоящего договора работать в учреждении, расположенном в населенном пункте, указанном в разделе 1 настоящего договора, по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с заключенным трудовым договором.
В силу п.2.1.2 указанного договора Свидерский В.А. обязан возвратить в областной бюджет часть единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с учреждением до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части первой статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса РФ), рассчитанную с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному Медицинским работником периоду, в течение 30 календарных дней со дня прекращения трудового договора.
После заключения договора ответчику была перечислена единовременная компенсационная выплата в размере 1000000 рублей, что подтверждается платежными поручениями №591705 от 13.12.2017 и №591706 от 13.12.2017.
На основании приказа N 1867-л/с от 02.08.2021 года Свидерский В.А. был уволен на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ по собственному желанию.
В августе 2021 года истец направил ответчику письмо, в котором сообщил об обязанности возврата единовременной компенсационной выплаты. Денежные средства не были возвращены.
Сумма компенсационной выплаты, заявленной к взысканию, была рассчитана истцом пропорционально отработанному фактически ответчиком времени, что было подтверждено представителем истца в судебном заседании.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 №1640 и постановлением Администрации Томской области от 10.04.2018 №160а распоряжением Департамента здравоохранения Томской области №410 от 25.05.2018 утвержден Перечень вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты (программный реестр должностей), на 2018 год.
По сравнению с периодом 2012-2017 года, с 2018 года требования к условиям предоставления ЕКВ медицинским работникам были законодательно ужесточены: в том числе, право на ЕКВ предоставлено только при занятии должности, имеющейся в программном реестре должностей, утверждаемом Департаментом здравоохранения, то есть, в том числе, было введено дополнительное условие для ее получения.
Однако в момент заключения Свидерским В.А. договора и получения ЕКВ в каких-либо нормативных актах не существовало понятия программного реестра должностей, как не существовало и самого реестра. При таких обстоятельствах ссылка истца на то, что Свидерский В.А. работал в поликлинике с.Молчаново, при том, что по условиям договора местом его работы определено с.Сулзат, не имеет доказательственного значения в целях рассмотрения его права на ЕКВ, так как с.Молчаново является сельским населенным пунктом, то есть в пределах доводов искового заявления, следовательно, работа Свидерского В.А. требованиям Федерального закона соответствует.
Поскольку нормативных актов, содержащих какие-либо дополнительные критерии для получения ЕКВ в момент заключения Свидерским В.А. договора не существовало, соответственно, к нему они применены быть не могут, так как введены позднее, а изменения в договор не вносились.
Свидерский В.А. соответствовал требованиям Федерального закона, а именно: возраст до 50 лет, высшее медицинское образование, переезд на работу в сельский населенный пункт. Суд соглашается с доводами ответчика, что при таких обстоятельствах включение в договор условия о необходимости работы именно в п.Сулзат, то есть в конкретном населенном пункте, в целях получения ЕКВ требованиям федерального закона противоречит, тем более, что как врачебная лаборатория п.Сулзат, так и поликлиника с.Молчаново, расположены в сельской местности и являются структурными подразделениями одного лечебного учреждения.
Из представленных распоряжений Департамента здравоохранения Томской области № 410 от 15.05.2018, № 345 от 17.04.2020 утвержден перечень должностей работников, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационный выплаты ( программный реестр должностей на 2018 и 2020 годы, которые распространялись на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 и с 1 января 2020 года. В данный перечень включен врач-терапевт-участковый в ОГБУЗ «Молчановская районная больница.
Как было установлено выше, ответчик Свидерский В.А. работал с 2017 по 2021 год в должности врача-терапевта Сулзатской врачебной амбулатории., что не отрицалось стороной истца.
В соответствии с должностной инструкцией врача-терапевта участкового № 11 от 26.12.2013 он непосредственно подчиняется заместителю главного врача. Заведующему отделением, главному врачу.
Занятость Свидерского В.А. была определена руководителем учреждения, что относится к его компетенции, с учетом потребностей лечебного учреждения в специалисте в конкретный период.
Приказами Главного врача № 3439-л/с от 20.09.2017, № 3806 л/с от16.10.2017, № 4217 л/с от 15.11.2017 № 89л/с от 15.01.2018 Свидерский В.А. кроме основной раборты с 16.09.2017 по 0.10.2019 был принят в Молчановскую районную больницу в отделение экстренной и неотложной медицинской помощи врачем-терапевтом на 0,5 ставки по совместительству.
Так приказами Главного врача № 58 от 15.03.2019, № 40 от 12.02.2020 № 68 от 20.02.2021 по Молчановской районной больнице в целях выполнения объемов медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных условиях, установленных областной Программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи на территории Томской области о выполнении ежемесячного объема медицинской помощи согласно приложений № 1 к приказу Свидерский В.А. оказывал амбулаторную терапевтическую помощь в с районной больнице в 2019-2020 году, а Барсукова Е.В. в Сулзатской ФАП, в 2021 году Свидерский В.А. оказывал амбулаторную помощь на третьем терапевтическом участке, Тогущакова вела амбулаторный прием в Сулзатской врачебной амбулатории.
Как следует из Постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от 24.12. 2021 Свидерский В.А. пояснил, что когда он начал работать, то главный врач Медведев А.С. его направлял в с. Сулзат, и он ездил туда всегда, не отказывался, но ездил только тогда, когда его направлял Медведев А.С.. Он всегда присутствовал на утренних пятиминутках, где Медведев говорил, где он должен работать. Главный врач всегда направлял на место работы по потребности, где нет врача, или кто-то заболел, в отпуске. Главный врач ему не говорил ехать работать в с. Сулзат, он исполнял свои обязанности по месту своей работы, которое определялось его работодателем. Если была необходимость, он по указанию Главного врача выезжал в с. Сулзат для принятия пациентов.. Считает, что выполнял свои обязательства, работал в сельской местности. Денежные средства в размере 256000 рублей им были возвращены в Департамент.
Из указанного Постановления следует, что Свидерским В.А. был предоставлен анализ посещений врача-терапевта участкового Свидерского В.А. за период с 2017 по 2020 год, согласно которого за период с 2017 по 2020 год он периодически выезжал в населенные пункты Молчановского района, в том числе в с. Сулзат, где в 2017 году принял 6 пациентов, в 2018 году принял 56 пациентов, в 2019 году – 21 пациента, в 22020 году – 13 пациентов.
Из пояснений главного врача Молчановской районной больницы, опрошенного в рамках проверки КУСП № 778 от 03.06.2021 следует, о том, что Свидерский В.А. должен был работать терапевтом в с. Сулзат, ему стало известно только весной 2020 года, когда он приступил к работе главного врача. Поскольку Свидерский В.А. уже работал в Молчановской больнице вместо работы в с. Сулзат давно с ноября 2017 года, то он не стал ничего менять, поскольку посчитал, что есть дополнительное соглашение, что Свидерский В.А. может работать в с. Молчаново. Периодически этот вопрос возникал, и он иногда отправлял Свидерского В.А. в с. Сулзат для приема пациентов, и не только в с. Сулзат, а и в другие населенные пункты района.. В последствие выяснилось, что дополнительное соглашение со Свидерским В.А. так и не было заключено. До него был главным врачом Медведев А.С., и именно он решал, где будет работать Свидерский В.А., Молодыми специалистами занимался всегда Медведев А.С. как5 главный врач больницы.
Аналогичные пояснения были даны Тарасенко О.Н., которая работала до ноября 2017 гола заведующей поликлиники Молчановской районной больницы. (Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от 24.12. 20221).
Поскольку указания руководителя учреждения были для Свидерского В.А. обязательны, отказаться от исполнения данных указаний он не мог, так как это явилось бы для него нарушением трудовой дисциплины.
Таким образом, исполнение обязанностей участкового терапевта в поликлинике с.Молчаново связано с необходимостью исполнять указания руководства больницы, соблюдать трудовую дисциплину.
Ответчик в любом случае был сельским врачом, занимался врачебной деятельностью, охраной здоровья населения в сельской местности у работодателя – Молчановской районной больнице, с которым был заключен трудовой договор, т.е. полностью соответствовал требованиям федерального законодательства о единой компенсационной выплате по программе «Земский доктор», которая действовала в момент заключения договора, программного реестра должностей для целей указанных выплат в период заключения договора с ответчиком действующим на тот момент законодательством предусмотрено не было. В связи с чем оснований для взыскания денежных средств с ответчика в пользу истца Департамента здравоохранения Томской области в сумме 1 000000 рублей не имеется.
Требования о взыскании неустойки также не подлежат удовлетворению, т.к. являются производными от основного требования.
Кроме того, представителем ответчика заявлено о пропуске истцом срока исковой давности.
Кроме того, ответчиком заявлено о пропуске срока исковой давности для взыскания указанных средств.
В соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
В силу части 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Согласно ст. 200 ГК РФ 1. Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
При этом юридически значимым обстоятельством является установление того, с какого момента истец узнал о нарушении своего права.
Как следует из ответа Свидерского В.А. в адрес Департамента здравоохранения Томской области от 21.09.2021, ему было направлено требование № 60-5620 от 31.08.2021 о возврате компенсационных выплат в размере 744 000 рублей.
Приказом Департамента от 10.01.2018 года N 2KMII был утвержден план проведения проверок ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности в областных государственных учреждениях здравоохранения. В число проверяемых учреждений здравоохранения, деятельность которого подлежит проверке, было включено ОГБУЗ «Молчановская РБ». Предметом плановой проверки было: - соблюдение медицинской организацией порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи - соблюдение медицинской организацией безопасных условий труда, требований по безопасному применению и эксплуатации медицинских изделий и их утилизации - соблюдение медицинскими работниками ограничений, применяемых к ним при осуществлении профессиональной деятельности Проверка была выездная, проведена в соответствии с планом в период 06.08.2018 года -31.08.2018 года.
В соответствии с приказом МЗ РФ от 21.12.2012 года № 1340H утвержден порядок организации и проведения ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности. В соответствии с п. 3 Приказа, задачами ведомственного контроля являются, в том числе, обеспечение качества медицинской помощи, оказываемой в медицинских организациях, подведомственных органам исполнительной власти; соблюдение обьемов, сроков и условий оказания медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных органам исполнительной власти: создание системы оценки деятельности медицинских работников, участвующих в оказании медицинских услуг. B соответствий с п.4 ведомственный контроль включает проведение проверок: 1) соблюдения медицинскими организациями порядков оказаниямедицинской помощи и стандартов медицинской помощи: 2) соблюдения медицинскими организациями безопасных условий труда, требований по безопасному применению и эксплуатации медицинских изделий и их утилизации (уничтожению):3) соблюдения медицинскими работниками, руководителями медицинских организаций, фармацевтическими работниками и руководителями аптечных организаций ограничений, применяемых к ним при осуществлении профессиональной деятельности.
В соответствии с п.15 Приказа, при проверке соблюдения медицинскими организациями порядков оказания медицинской помощи оцениваются: 1) соблюдение выполнения этапов, условий и сроков оказания медицинской помощи по соответствующему виду, профилю заболеваний или состояний; 2) соответствие организации деятельности медицинской организации, eё структурного подразделения, врача требованиям положений, регламентированных порядками оказания медицинской помощи; 3) соблюдение требований стандартов оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений; 4) соответствие штатного расписания рекомендуемым штатным нормативам;5) соответствие деятельности организации иным установленным положениям исходя из особенностей оказания медицинской помощи.
В соответствий с п.16 Приказа, при проверке соблюдения медицинскими организациями стандартов медицинской помощи оцениваются: 1) соблюдение выполнения медицинских услуг в зависимости от усредненных показателей частоты и кратности их применения, обоснованность назначения медицинских услуг, имеющих усредненную частоту менее 1,0, полнота выполнения услуг с усредненной частотой 1,0; 2) обоснованность и полнота назначения лекарственных препаратов, компонентов крови; 3) обоснованность и полнота назначения имплантируемых в организм человека медицинских изделий; 4) обоснованность и полнота назначения видов лечебного питания, включая специализированные продукты лечебного питания; иные положения, исходя из особенностей заболевания (состояния).
Таким образом, осуществляя выездную проверку подведомственного медининского учреждения - Молчановской районной больницы, исходя из нормативно установленного содержания проверочных мероприятий, того обстоятельства, что Молчановская РФ сама по себе не является крупным медицинским учреждением (три терапевтических участка в поликлинике), в ходе проверки Департамент мог и должен был узнать с август 2018 года о том, что фактически администрацией учреждения трудовая функция Свидерского В.А., устроена таким образом, что он работает на терапевтическом участке поликлиники, в отделении экстренной и неотложной помощи, а не во врачебной амбулатории с. Сулзат Молчановского района.
Об осведомленности Департамента здравоохранения Томской области о фактической занятости Свидерского В.А., в поликлинике Молчановской РБ кроме того следует из того, что 14 сентября 2020 года в адрес Департамента поступила жалоба пациента А., на терапевта поликлиники Молчановской районной больницы Свидерского В.А. В поступившей в жалобе заявителем сообщен адрес, по которому терапевтом Свидерским В.А., проводился прием, повлекший его обращение - ОГБУЗ «Молчановская районная больница», с. Молчаново, ул. Димитрова, 4, а в акте приложенного заявителем медицинского освидетельствования Васильева Г.В., указан кабинет 143. В жалобе сообщалось о событиях апреля 2020 года. 21.09.2020 Свидерским В.А. в рамках проверки было написано объяснение. Данные доказательства свидетельствует о том, что Департамент о порядке и о месте осуществления им трудовых функций по договору знал.
Однако как следует из Договора «№ 01-67 от 13.11.2017 право требовать возврата части ЕКВ возникает у Департамента только в случае прекращения трудового договора до истечения пятилетнего срока, рассчитанную с даты прекращения трудового договора пропорционально неотработанному работником периоду в течение 30 календарных дней со дня прекращения договора.
Свидерский В.А. прекратил трудовые отношения с Молчановской районной больницей с 02.08.2021. на основании Приказа № 1867-Л\С от 02.08.2021., следовательно право требовать ЕКВ возникло у истца с 03.09.2021 года.
Таким образом, иск заявлен 24.10.2023 в пределах срока исковой давности.. Несмотря на это, исковые требования Департамента не подлежат удовлетворению по основаниям, изложенным выше.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Департамента здравоохранения Томской области к Свидерскому Валентину Антоновичу о взыскании денежных средств отказать.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Октябрьский районный суд г. Томска.
Мотивированный текст решения изготовлен 2 мая 2024 года.
Председательствующий судья М.В.Бессонова
Подлинник находится в материалах дела №2-269/2024 в Октябрьском районном суде г. Томска