УИД 32RS0031-01-2022-000941-70
Дело № 2-72/2023 (№ 2-762/2022)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
2 февраля 2023 года г. Трубчевск
Трубчевский районный суд Брянской области в составе
председательствующего Зарубо И.В.,
при секретаре Быковой М.Н.
с участием представителя истца - помощника прокурора Трубчевского района Брянской области Картунова В.В.,
представителя ответчика – администрации Трубчевского муниципального района Брянской области Петроченковой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Трубчевского района Брянской области к администрации Трубчевского муниципального района Брянской области о принятии мер по проведению кадастровых работ в отношении бесхозяйного объекта недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Трубчевского района обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства в области дорожной деятельности и муниципальной собственности, в результате которой установлено, администрацией Трубчевского муниципального района не приняты меры, направленные на регистрацию права собственности на автомобильную дорогу, расположенную по адресу: <адрес>. Данное обстоятельство влечет нарушение требований действующего законодательства, создает сложности в техническом обслуживании дороги при эксплуатации, создает препятствие к осуществлению контроля за техническим состоянием дорог, приведению в надлежащее состояние при несоответствии предъявляемым требованиям. По результатам проверки в администрацию Трубчевского муниципального района Брянской области прокурором внесено соответствующее представление об устранении допущенных нарушений, а также причин и условий, им сопутствующих, на что получен ответ органа местного самоуправления об отсутствии возможности зарегистрировать право собственности на данную дорогу ввиду того, что выписка из реестра муниципальной собственности, а так же решения Трубчевского районного совета народных депутатов и <данные изъяты> сельского поселения о передаче и принятии объектов недвижимости, не является основанием для регистрации права на объект.
Прокурор Трубчевского района Брянской области просил суд обязать администрацию Трубчевского муниципального района Брянской области совершить предусмотренные Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» действия по постановке на кадастровый учет автомобильной дороги, расположенной по адресу: <адрес>, с последующей регистрацией права собственности.
В ходе рассмотрения дела, прокурор в порядке ст. 39 ГПК РФ неоднократно уточнял исковые требования.
Прокурор Трубчевского района Брянской области, с учетом последнего уточнения исковых требований, просит суд обязать администрацию Трубчевского муниципального района Брянской области провести кадастровые работы по подготовке технического плана на объект недвижимости – автомобильную дорогу, расположенную по адресу: <адрес>.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Трубчевского района Брянской области Картунов В.В. поддержал уточненные исковые требования, по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель администрации Трубчевского муниципального района Брянской области Петроченкова Т.В. исковые требования признала, просила суд предоставить срок для исполнения решения, в течение <данные изъяты> с момента вступления в силу решения суда.
В отзыве на исковое заявление администрацией Трубчевского муниципального района указано, что администрация не отрицает обязанность по регистрации права на автомобильную дорогу, расположенную по адресу: <адрес>, при этом осуществить регистрацию автомобильной дороги в ДД.ММ.ГГГГ году не представлялось возможным ввиду того, что финансовые средства на оформления технических планов для постановки на кадастровый учет в бюджете Трубчевского муниципального района на ДД.ММ.ГГГГ год предусмотрены не были.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из положений ст. 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
Под дорожной деятельностью, согласно ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью - защитные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация, физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской федерации.
Согласно статье 5 указанного Федерального закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов.
Статьей 10 данного Федерального закона предусмотрено формирование и ведение Единого государственного реестра автомобильных дорог, в который вносятся сведения об автомобильных дорогах, предоставленные собственниками данных дорог.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Трубчевского района Брянской области проведена проверка о нарушениях законодательства о дорожной деятельности и муниципальной собственности, в ходе которой выявлено, что автомобильная дорога, расположенная по адресу: <адрес>, безвозмездно принята в собственность муниципального образования «Трубчевский муниципальный район» от муниципального образования «<данные изъяты> сельское поселение» на основании решения Трубчевского районного Совета народных депутатов от 27 февраля 2015 года № 5-87. Данная дорога включена в реестр казны Трубчевского муниципального района, однако, предусмотренные законом меры организационного и практического характера, направленные на регистрацию права собственности на данный объект недвижимости, администрацией Трубчевского муниципального района предприняты не были, что влечет нарушение требований действующего законодательства, создает сложности в техническом обслуживании дороги при эксплуатации, создает препятствие к осуществлению контроля за техническим состоянием дорог, приведению в надлежащее состояние при несоответствии предъявляемым требованиям.
По результатам проверки в администрацию Трубчевского муниципального района Брянской области прокурором ДД.ММ.ГГГГ внесено соответствующее представление об устранении допущенных нарушений законодательства о муниципальной собственности, земельного законодательства, в сфере бюджетных правоотношений, а также причин и условий, им сопутствующих.
В ответ на указанное представление органом местного самоуправления сообщено, что спорная автомобильная дорога принята в собственность Трубчевского муниципального района решением Трубчевского районного Совета народных депутатов от 27 февраля 2015 года № 5-87 «О принятии в собственность Трубчевского муниципального района автомобильных дорог сельских поселений» и находится в реестре казны Трубчевского муниципального района, в связи с чем, является собственностью Трубчевского муниципального района. Администрация Трубчевского муниципального района не отрицает, что действующее законодательство предусматривает требование о государственной регистрации права собственности на автомобильные дороги, а так же о невозможности единовременного устранения выявленных в ходе проверки нарушений по причине отсутствия финансирования в бюджете на эти цели и, как следствие, оплаты соответствующих проводимых в этом направлении работ.
Кроме того, администрация указывает, что выписка из реестра муниципальной собственности, предоставляемая для регистрации прав на объекты в Управление Росреестра, а так же решения <данные изъяты> сельского поселения и Трубчевского районного Совета народных депутатов о передаче и принятии объектов недвижимости, не являются основанием для регистрации права на объект, в связи с чем, администрация Трубчевского муниципального района не имеет возможности зарегистрировать право собственности на данную автомобильную дорогу.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведения о таком недвижимом имуществе, и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях. Специальным правом на осуществление кадастровой деятельности обладает лицо, указанное в статье 29 настоящего Федерального закона (далее - кадастровый инженер) (п. 4).
Кадастровые работы выполняются в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, частей земельных участков, зданий, сооружений, помещений, а также иных объектов недвижимости, подлежащих в соответствии с федеральным законом кадастровому учету (п. 4.1 ).
При выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами определяются координаты характерных точек границ земельного участка (части земельного участка), координаты характерных точек контура здания, сооружения, частей таких объектов недвижимости, координаты характерных точек контура объекта незавершенного строительства, осуществляется обработка результатов определения таких координат, в ходе которой определяется площадь объектов недвижимости и осуществляется описание местоположения объектов недвижимости, проводится согласование местоположения границ земельного участка. В случае, установленном настоящим Федеральным законом, при выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами может быть дополнительно установлено местоположение здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке посредством пространственного описания конструктивных элементов здания, сооружения или объекта незавершенного строительства, в том числе с учетом высоты или глубины таких конструктивных элементов (п. 4.2).
Согласно ст. 37 указанного Федерального закона результатом кадастровых работ кадастрового инженера - индивидуального предпринимателя, указанного в статье 32 настоящего Федерального закона, или работника юридического лица, указанного в статье 33 настоящего Федерального закона, является межевой план, технический план или акт обследования.
В статье 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» поименованы сведения об объекте недвижимости, которые вносятся в кадастр недвижимости, в том числе вид объекта недвижимости, кадастровый номер объекта недвижимости и дата его присвоения; описание местоположения объекта недвижимости; площадь; фамилия, имя и при наличии отчество каждого кадастрового инженера, выполнявшего кадастровые работы в отношении объекта недвижимости, уникальный реестровый номер в реестре саморегулируемой организации кадастровых инженеров и наименование данной организации, страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования каждого кадастрового инженера, выполнявшего кадастровые работы в отношении объекта недвижимости, номера и даты заключения договоров на выполнение кадастровых работ, дата завершения кадастровых работ; кадастровые номера расположенных в границах земельного участка объектов недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; номер кадастрового квартала, в котором находится объект недвижимости; сведения о лесах, водных объектах и об иных природных объектах, расположенных в границах земельного участка; категория земель, к которой отнесен земельный участок; вид или виды разрешенного использования земельного участка; адрес объекта недвижимости (при его наличии).
В ходе рассмотрения дела, судом установлено, что автомобильная дорога, расположенная по адресу: <адрес> находится в реестре казны Трубчевского муниципального района, но при этом право на данную дорогу в установленной законом порядке администрацией Трубчевского муниципального района – не зарегистрировано. Администрацией Трубчевского муниципального района Брянской области работа по определению границ указанного объекта и межевание не проводились, технический план не изготовлялся, автомобильная дорога не поставлена на кадастровый учет.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание установленные судом обстоятельства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора, с учетом их уточнения, установив трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу. Указанный срок суд, учитывая объем предстоящих работ, считает разумным и достаточным для проведения кадастровых работ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Трубчевского района к администрации Трубчевского муниципального района Брянской области о принятии мер по проведению кадастровых работ в отношении объекта недвижимости – удовлетворить.
Администрации Трубчевского муниципального района Брянской области, в течение <данные изъяты> вступления решения суда в законную силу, совершить предусмотренные Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» действия с целью постановки на государственный кадастровый учет автомобильной дороги, расположенной по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Трубчевский районный суд Брянской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 3 февраля 2023 года.
Председательствующий И.В. Зарубо