Дело (УИД) №58RS0025-01-2023-000648-51
Производство №2-385/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Нижний Ломов 23 августа 2023 года
Нижнеломовский районный суд Пензенской области
в составе председательствующего судьи Богдановой О.А.,
с участием истца Юриной В.В.,
представителя истца Власовой С.В., допущенной к участию в деле в порядке ч. 6 ст. 53 ГПК РФ,
представителя ответчика Боровковой Ю.В., представившей доверенность от 03 марта 2023 года,
при секретаре судебного заседания Нашивочниковой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Юриной В. В., Петрова С. А. к администрации города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области о предоставлении вне очереди жилого помещения,
Установил:
Юрина В.В. обратилась в суд с иском к администрации города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области о предоставлении вне очереди жилого помещения, указав, что истец является нанимателем жилого помещения по <адрес>, общей площадью 38,8 кв. метров. Заключением об оценке помещения требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции от 11 января 2016 года, утверждённого Постановлением администрации города Нижний Ломов Пензенской области от 15 февраля 2016 года №85, спорное жилое помещение (квартира) было признано непригодным к проживанию. Однако до настоящего времени мер по расселению граждан, проживающих по указанному выше адресу ответчиком не принято. Проживать в спорном жилом помещении невозможно. Истец полагает, что ответчик обязан предоставить другое благоустроенное жилое помещение на условиях социального найма, площадью не менее ранее занимаемого, отвечающее установленным требованиям, в черте населённого пункта г. Нижний Ломов Пензенской области, общей площадью 38,8 кв. метров. На основании ст.ст. 1, 15, 60, 85,87,89, п. 3 ч. 1 ст. 57, п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ просит обязать администрацию города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области предоставить Юриной В.В. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, состоящее не менее чем из двух комнат, отвечающее санитарно-гигиеническим и техническим нормам и правилам, находящееся на территории муниципального образования город Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области общей площадью 38,8 кв. метров; взыскать с администрации города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области в её пользу возврат государственной пошлины в размере 300 рублей.
Определением Нижнеломовского районного суда от 02 августа 2023 года к участию в деле в качестве соистца привлечён Петров С.А.
В судебном заседании истец Юрина В.В. исковые требования поддержала, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что в спорном жилом помещении в настоящее время зарегистрированы и проживают она и её сын Петров С.А. Её сын ФИО1 снялся с регистрационного учёта по <адрес>, членом её семьи не является, проживает отдельно от неё, общее хозяйство между ними не ведётся. Также указала, что проживать в квартире невозможно из-за нечистот, которые поступают к ней из колодца, когда тот забивается, из-за стоящего запаха, которым невозможно дышать в квартире. Она действительно отказывалась переезжать в те жилые помещения, что предоставлял ей ответчик для проживания, но связано это было с тем, что жилые помещения были непригодны для проживания, так как в них требовался ремонт, который она полагала, что нужно производить за свой счёт, и ей никто не разъяснил, что ремонт должна производить администрация г. Нижний Ломов, либо ей предоставляли жилое помещение, которое состояло из 1 комнаты, в которой она не могла бы проживать совместно с совершеннолетним сыном. Просила заявленные требования удовлетворить.
Представитель истца Юриной В.В. – Власова С.В., допущенная к участию в деле в порядке ч. 6 ст. 53 ГПК РФ, требования своего доверителя поддержала, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении. Также дополнительно пояснила, что её доверительнице должно быть предоставлено благоустроенное жилое помещение площадью не менее 38,8 кв. метров, как установлено ст. 89 ЖК РФ и разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ №14 от 02 июля 20009 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практики при применении Жилищного кодекса РФ». Просила заявленные требования удовлетворить.
Соистец Петров С.А. в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного заседания извещён надлежаще, о причинах неявки не сообщил, о рассмотрении дела в своё отсутствие не просил.
Представитель ответчика администрации города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области – Боровкова Ю.В., действующая по доверенности от 03 марта 2023 года, с иском Юриной В.В. не согласилась, сославшись на доводы, изложенные в письменных отзывах на исковое заявление.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившегося соистца Петрова С.А.
Выслушав объяснения лиц, участвующих по деду, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
на основании решения Нижнеломовского городского совета народных депутатов №322 от 14 декабря 1989 года семья Юриной В. В., состоящая из 3 человек, была поставлена на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
При этом, из объяснений сторон установлено, что жилое помещение, расположенное по <адрес>, площадью 38,8 кв. метров, предоставлялось супругу Юриной В.В. - ФИО1 в 1987 году как квартира.
В настоящее время жилое помещение, расположенное по <адрес>, значится в муниципальной имущественной казне города Нижний Ломов на основании решения Комитета по управлению государственным имуществом Пензенской области №142 от 23 июля 1997 года, постановления главы администрации города Нижний Ломов №50 от 01 июля 1997 года (выписка из реестра муниципальной собственности города Нижний Ломов Нижнеломовского района №1243 от 12 июля 2023 года).
12 мая 2010 года между администрацией города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области (наймодатель) и Юриной В.В. (наниматель) заключен договор социального найма жилого помещения №485-10, по условиям которого нанимателю и членам его семьи передано в бессрочное владение и пользование жилое помещение по <адрес>. Членами семьи Юриной В.В. указаны: Петров С. А. и ФИО1.
ФИО1 с 28 июля 2023 года зарегистрирован и проживает по <адрес> (паспорт ФИО1).
Юрина В.В. и её сын Петров С.А. зарегистрированы и проживают по <адрес>.
03 августа 2023 года между администрацией города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области и Юриной В.В. заключено дополнительное соглашение к договору социального найма жилого помещения №485-10 от 12 мая 2010 года, по условиям которого в п. 3 указанного договора были внесены изменения в части исключения ФИО1 из членов семьи Юриной В.В.
Следовательно, на момент рассмотрения настоящего спора в состав семьи истца Юриной В.В. входит 1 член семьи – её сын Петров С.А., которые проживают в жилом помещении, расположенном по <адрес>
На основании акта санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок от 23 апреля 2015 года Межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации города Нижний Ломов №317 от 05 декабря 2014 года, дано заключение об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции №1 от 11 января 2016 года, утверждённое постановлением администрации города Нижний Ломов Пензенской области №85 от 15 февраля 2016 года, согласно которому жилое помещение, расположенное по <адрес>, признано непригодным к проживанию, поскольку жилое помещение расположено в цокольном этаже кирпичного многоэтажного дома, что не соответствует требованиям п. 3.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», вентиляционная система в квартире отсутствует, что не соответствует требованиям п. 4.7 указанных СанПиН.
На основании протокола Межведомственной комиссии №1 от 11 января 2016 года квартира <адрес> была признана непригодной для проживания, как не соответствующая требованиям п. 3.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».
Постановлением администрации города Нижний Ломов №335 от 20 апреля 2022 года «По жилищным вопросам» семья Юриной В.В. была снята с учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации (граждане снимаются с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма), поскольку за ФИО1, сыном истца Юриной В.В., на праве собственности зарегистрировано жилое помещение, расположенное по <адрес>, общей площадью 58 кв. метров, следовательно, на каждого члена семьи приходится по 19,33 кв. метра (58 кв. метров : 3 человека = 19,33 кв. метра), что больше учётной нормы площади жилого помещения в целях принятия на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Истец Юрина В.В. полагая, что, несмотря на то, что она снята с учёта как нуждающаяся в жилом помещении, она имеет право на получение благоустроенного жилого помещения вне очереди, поскольку проживает в жилом помещении, признанном непригодным для проживания, в связи с чем обратилась в суд с настоящим иском.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (ч. 1 ст. 40).
В целях реализации приведённых конституционных положений ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) предусмотрено, что по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (ч. 2).
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (ч. 3).
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (ч. 4).
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очерёдности исходя из времени принятия таких граждан на учёт, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне (ч. 2).
По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (ч. 5).
Из содержания ст. 86 ЖК РФ следует, что если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Статьёй 87 ЖК РФ предусмотрено, что если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №14 от 02 июля 2009 года «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным ст. ст. 86 - 88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (ст. 51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (ст. 50 ЖК РФ), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям ст. 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
При выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в ст. ст. 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются (абз. 4 п. 37 приведённого постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации).
В силу п. п. 1, 8, 9, ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: учёт муниципального жилищного фонда; признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; осуществление муниципального жилищного контроля.
Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года №47 установлено, что на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня получения заключения, а в случае обследования жилых помещений, получивших повреждения в результате чрезвычайной ситуации, - в течение 10 календарных дней со дня получения заключения принимает в установленном им порядке решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (п. 49).
В силу вышеприведённых правовых положений определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
Вместе с тем, само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (ст. 86 ЖК РФ), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в разделе третьем Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2014 года, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
Таким образом, незамедлительное решение вопроса о переселении граждан из аварийных домов обусловлено наличием реальной опасности для их жизни и здоровья, связанного с проживанием в таких домах.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 3 ноября 2009 года №1368-О-О, для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу ч. 1 ст. 49 ЖК РФ, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении. В соответствии со ст. 52 ЖК РФ принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ст. ст. 53 и 55 ЖК РФ). Принятие граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях является обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма с учетом установленной органом местного самоуправления нормы предоставления (ч. 5 ст. 57 ЖК РФ).
Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
Согласно п. 33 данного Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:
ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации либо в результате чрезвычайной ситуации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;
изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
В случае признания жилого дома (помещения) непригодным для проживания по причине аварийного состояния либо вредоносного воздействия факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья граждан, орган местного самоуправления выносит предписание о незамедлительном выселении граждан.
Выселение в таких случаях из жилых помещений, занимаемых гражданами как по договору социального найма, так и на праве собственности, производится с предоставлением им другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, которое согласно ст. 89 ЖК РФ должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям, находиться в черте данного населённого пункта.
Из материалов дела усматривается, что за Юриной В.В. какое-либо недвижимое имущество не зарегистрировано в ЕГРН (уведомление об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений №КУВИ-001/2023-171451797 от 27 июля 2023 года).
В судебном заседании также установлено, что истец Юрина В.В. другим жилым помещением не обеспечена, в пользовании иного жилого помещения не имеет.
Как указывалось выше, жилое помещение (квартира), в которой проживает истец Юрина В.В. и член её семьи Петров С.А., было признано непригодным для проживания на основании заключения об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции №1 от 11 января 2016 года, утверждённого постановлением администрации города Нижний Ломов Пензенской области №85 от 15 февраля 2016 года, поскольку жилое помещение по <адрес>, расположено в цокольном этаже кирпичного многоэтажного дома, что не соответствует требованиям п. 3.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», вентиляционная система в квартире отсутствует, что не соответствует требованиям п. 4.7 указанных СанПиН.
Несмотря на указанные обстоятельства, свидетельствующие об угрозе пребывания истца и членов его семьи в жилом помещении указанного многоквартирного жилого дома, Юрина В.В. и члены её семьи до настоящего времени не обеспечены иным жилым помещением, отвечающем санитарным и иным требованиям.
Также суд учитывает, что занимаемое Юриной В.В. жилое помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (ч. 2 ст. 15 ЖК РФ).
При этом жилое помещение в данном случае предоставляется не в порядке очерёдности в связи с улучшением жилищных условий, а по иному основанию - в связи с признанием квартиры в многоквартирном доме, в котором проживает гражданин, непригодным для проживания.
С момента признания квартиры, в которой проживает истец, непригодным для проживания, прошло значительное время. Вместе с тем, доказательств изменения технических характеристик квартиры (относительно вентиляции) и устранения угрозы пребывания в ней граждан и невозможности обеспечения истца иным жилым помещением, которое бы было пригодно к проживанию, ответчиком представлено не было.
При этом ссылка представителя ответчика Боровковой Ю.В. на то, что истцу неоднократно предоставлялись жилые помещения для проживания (письма от 04 апреля 2016 года №682, от 10 апреля 2018 года №846, от 21 августа 2020 года №2198), от которых Юрина В.В. отказывалась (заявления об отказе от 07 апреля 2016 года, от 18 апреля 2018 года, от 31 августа 2020 года), не может служить основанием для отказа истцу в удовлетворении исковых требований, поскольку в материалах дела имеются письменные заявления Юриной В.В., в которых она указывала на то, что предоставляемые ей ответчиком жилые помещения, непригодны для проживания, доказательств обратному ответчиком не представлено, хотя такая обязанность лежит именно на нём.
Разрешение настоящего спора сводится, по сути, к установлению баланса между правами и законными интересами граждан и принципом самостоятельности органов местного самоуправления, и суд, отправляя правосудие, в данном случае, реализует государственные функции по судебной защите конституционных прав граждан на достойное жильё.
Поскольку проживание в жилом помещении истца представляет реальную угрозу её жизни и здоровью, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания, обеспечит соблюдение прав истца на проживание в жилом помещении, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, свидетельствующие о том, что проживание истца в занимаемом жилом помещении представляет угрозу для его жизни и здоровья, квартира, в которой проживает истец и члены её семьи, признана непригодной для проживания, суд приходит к выводу о том, что истец подлежит обеспечению равнозначным жилым помещением во внеочередном порядке.
При этом доводы представителя ответчика о том, что истец Юрина В.В. не может быть обеспечена жилым помещением, поскольку вместе с членами семьи снята с учёта как граждане, нуждающиеся в жилых помещениях в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с утратой ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма, подлежат отклонению, поскольку в настоящем споре жилое помещение предоставляется истцу не в порядке очерёдности в связи с улучшением жилищных условий, а по иному основанию – в связи с признанием квартиры, в которой проживает истец, непригодной для проживания. Поэтому факт наличия либо отсутствия нуждаемости в жилом помещении по иным критериям (малоимущность, постановка на учёт в качестве нуждающихся) юридически значимым для рассмотрения спора не является. Соответствующие разъяснения содержаться в абзаце 4 пункта 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №14 от 02 июля 2009 года «О некоторых вопросах, возникших в судебной практики при применении Жилищного кодекса Российской Федерации». Позиция ответчика направлена на лишение истца права на предоставление жилого помещения взамен ранее занимаемого в квартире, признанной непригодной для проживания. Данная позиция не основана на законе и противоречит положениям п. 1 ст. 40 Конституции РФ.
Доводы представителя ответчика о том, что истцу не может быть предоставлено жилое помещение более учётной нормы, установленной решением городского собрания народных депутатов города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области №21-6 от 10 апреля 2006 года, подлежат отклонению, поскольку решением городского собрания народных депутатов города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области №21-6 от 10 апреля 2006 года учётная норма площади жилого помещения в размере 10 и менее квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека установлена на территории города Нижний Ломов в целях принятия на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, тогда как истцу и членам его семьи предоставляется жилое помещение во внеочередном порядке на основании ч. 2 ст. 57, ст. 89 ЖК РФ и должно быть не только благоустроенным применительно к условиям соответствующего населённого пункта, но должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, а также отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населённого пункта.
Ввиду изложенного, суд приходит к выводу о том, что имеются основания для возложения на администрацию г. Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области обязанности по предоставлению истцу Юриной В.В. на состав семьи два человека вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 38,8 кв. метров, находящееся в пределах города Нижний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Из материалов дела усматривается, что истцом Юриной В.В. при подаче иска уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей (чек-ордер от 21 июня 2023 года).
Поскольку исковые требования Юриной В.В. удовлетворены в полном объёме, с ответчика надлежит взыскать в пользу истца возврат государственной пошлины, уплаченной при подаче иска, в размере 300 рублей.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░. ░░ ░░░░░░ ░░░░░ 2 (░░░) ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 38,8 ░░. ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 29 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░