<данные изъяты>
№ Дело №2-132/2023
Мотивированное решение составлено 13 февраля 2023г
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Нижние Серги 07 февраля 2023г
Нижнесергинский районный суд Свердловской области в составе:
Председательствующего судьи Шторх Ю.Г.,
При секретаре судебного заседания Олейник А.Н.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Нижнесергинского района Свердловской области в интересах Аптрахмановой Р.Р. к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства», Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 4 о возложении обязанностей,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Нижнесергинского района Свердловской области в интересах Аптрахмановой Р.Р. обратился с иском к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о возложении обязанности в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу приобрести (построить) жилое помещение в Нижнесергинском муниципальном районе, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, распределить приобретенное (построенное) жилое помещение Аптрахмановой Р.Р., ДД.ММ.ГГГГ г.р., для заключения с ней договора найма специализированного жилого помещения, к ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» о возложении обязанности заключить с Аптрахмановой Р.Р. договор найма специализированного жилого помещения, к Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 4 о возложении обязанности обеспечить подписание договора найма специализированного жилого помещения Аптрахмановой Р.Р. и в течение 5 рабочих дней от даты подписания договора возвратить в ГКУ СО «Фонд жилищного строительства».
В основание иска указал, что в ходе проверки по обращению Аптрахмановой Р.Р. о нарушении жилищных прав установлено, что в соответствии с приказом начальника Управления социальной политики Министерства социального политики Свердловской области по Нижнесергинскому району от 26.02.2016 №-ОД Аптрахманова Р.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, принята на учет для целей предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда <адрес>. Мать А.У.М. умерла, отец юридически отсутствует. Собственником какого-либо недвижимого имущества, членом семьи нанимателя иного жилого помещения по договору социального найма Аптрахманова Р.Р. не является. Пригодного для проживания жилого помещения у Аптрахмановой Р.Р. не имеется. По настоящее время ей как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения не предоставлено. Основания для предоставления жилого помещения Аптрахмановой Р.Р. имеются. Аптрахманова Р.Р. достигла предусмотренного законом возраста 18 лет. В соответствии с утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 24.04.213 № 527-ПП порядком распределение детям-сиротам построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области. Уполномоченной организацией по заключению договоров найма специализированных жилых помещений является Фонд жилищного строительства. Управление социальной полиции МСП СО № 4 обязано обеспечить подписание договора найма специализированного жилого помещения с Аптрахмановой Р.Р.
В судебном заседании помощник прокурора Нижнесергинского района Свердловской области Люц Т.В. исковые требования по изложенным в иске доводам поддержала. Просила удовлетворить исковые требования с учетом определения площади жилого помещения не менее нормы предоставления.
Истец Аптрахманова Р.Р. иск поддержала. Пояснила, что она согласна на предоставление ей жилого помещения, в том числе, в пределах Нижнесергинского муниципального района. Пояснила, что в настоящее время она проживает с бабушкой и дедом в бабушкиной квартире, зарегистрирована в доме бабушки.
Представитель Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 4 Безносова Л.А. пояснила, что Аптрахманова Р.Р. стоит на учете как ребенок-сирота, мать умерла в 2012 году, отец в 2016 году, состоит в списке на получение жилья под номером первым. Основания ежегодно проверяются по списку. Исковые требования не признала, пояснив, что поскольку в настоящее время договор с Аптрахмановой к ним не поступил, обязанности по договору у них не возникло. В случае приобретения жилого помещения оно будет предоставлено Аптрахмановой.
Ответчик Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором указал, что Министерством проводились все меры для исполнения обязательства по приобретению жилья для Аптрахмановой Р.Р. На данные цели используются средства бюджета Свердловской области. Министерством освоены все бюджетные лимиты на 2019-2022 годы. В 2013-2016 годах жилые помещения предоставлялись в первую очередь детям-сиротам, в отношении которых вынесены судебные решения об обеспечении их жилыми помещениями. При отсутствии бюджетных средств Министерство не могло осуществить приобретение жилого помещения истцу. Действия Министерства не свидетельствуют о намерении уклониться от исполнения обязательств, умысла на уклонение не имеется. Права истца Министерством не нарушены, поскольку конкретные сроки предоставления жилого помещения действующим законодательством не предусмотрены. Просил в удовлетворении иска отказать.
Ответчик Государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства» в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором указал, что в целях обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, состоящих на учете для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области на территории Нижнесергинского муниципального района Фондом в течение 2014-2022 годов объявлялись аукционы на приобретение (строительство) жилых помещений. В 2022 году аукционы не проводились. После завершения строительства и оформления правоустанавливающих документов построенные (приобретенные) жилые помещения распределены приказами Министерства на основании предложений территориального управления социальной политики детям-сиротам, у которых право возникло ранее, чем у Аптрахмановой Р.Р. Фондом будет продолжена работа по объявлению электронных аукционов на строительство (приобретение) жилых помещений в пределах выделенных лимитов на эти цели. Предоставление жилого помещения истцу будет возможным только лишь при наличии предложения, подготовленного территориальным управлением социальной политики. Решение о предоставлении жилого помещения принимает Министерство. Считал, что требование к Фонду заявлено преждевременно. Просил в удовлетворении иска отказать.
Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии с ч.1 ст.8 указанного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
В соответствии с ч.ч.8,9 статьи 8 вышеуказанного Федерального закона дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Порядок приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, утвержден Постановлением Правительства Свердловской области от 24.04.2013 N 527-ПП.
Согласно п.п.3,4 указанного Порядка в соответствии с государственной программой Свердловской области "Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2024 года", утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 24.10.2013 N 1296-ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2024 года", обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области.
Получателем бюджетных средств, предусмотренных для приобретения (строительства) жилых помещений детям-сиротам, является государственное казенное учреждение Свердловской области "Фонд жилищного строительства".
Приказом ТОИОГВ СО УСП СО №4 от 30.08.2013 г №-ОД М.М.Ф. была назначена опекуном Аптрахмановой Р.Р., родители: отец- юридически отсутствует, мать А.У.М. умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17-18)
Согласно приказу ТОИОГВ СО УСП СО № от 26.02.2016 г №-ОД истец Аптрахманова Р.Р., ДД.ММ.ГГГГ г.р. принята на учет для целей предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории Михайловского муниципального района. (л.д.13-15).
Жилой дом по <адрес> в <адрес>, где зарегистрирована Аптрахманова Р.Р., принадлежит на праве собственности М.М.Ф. (л.д.41-42,50).
Объекты недвижимости на праве собственности за Аптрахмановой Р.Р. не зарегистрированы. (л.д.43). Сведений о принадлежности Аптрахмановой Р.Р. на основании договора социального найма жилого помещения не имеется.
Как следует из пояснений лиц, участвующих в деле, Аптрахманова Р.Р. состоит в списке для целей предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под номером 1.
По достижении Аптрахмановой Р.Р. возраста 18 лет жилое помещение ей, как относящейся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставлено не было.
Доводы ответчика Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о недостаточности объема финансирования и отсутствия законодательно установленных сроков для выполнения данной обязанности, нарушения прав иных лиц данной категории, имеющих право на предоставление жилья, не являются основанием для отказа в иске, поскольку законодательство не предусматривает очередности реализации права на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда Российской Федерации данной категории граждан.
Истец Аптрахманова Р.Р. достигла совершеннолетия в 2020 году, собственником жилого помещения либо членом семьи нанимателя жилого помещения не является, что сторонами не оспаривалось и, соответственно, суд считает, что требования прокурора в интересах Аптрахмановой Р.Р. к Министерству Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области об обязании приобрести (построить) жилое помещение, находящееся в Нижнесергинском муниципальном районе для предоставления Аптрахмановой Р.Р. по договору найма специализированного жилого помещения являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Срок, указанный прокурором для исполнения вышеуказанной обязанности суд полагает разумным.
Вместе с тем, законных оснований для удовлетворения исковых требований к ответчикам государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства», Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 4 суд не находит.
Действия указанных ответчиков регламентированы Постановлением Правительства Свердловской области от 24.04.2013 N 527-ПП.
В соответствии с п.6 Постановления Правительства Свердловской области от 24.04.2013 N 527-ПП Государственное казенное учреждение Свердловской области "Фонд жилищного строительства" в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" осуществляет приобретение жилых помещений, работ по строительству жилых помещений для детей-сирот в пределах лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной росписью Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области и заключает государственные контракты на приобретение жилых помещений, государственные инвестиционные контракты на приобретение жилых помещений путем инвестирования в строительство, государственные контракты на участие в долевом строительстве, государственные контракты на выполнение проектных и подрядных работ, заключаемые на строительство жилых помещений для государственных нужд Свердловской области.
В соответствии с п.п.7,8 вышеуказанного Постановления распределение детям-сиротам построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области. В приказах Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области указывается фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адрес и общая площадь предоставляемого жилого помещения.
Фонд в течение 7 рабочих дней от даты получения из управлений социальной политики предложений по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений осуществляет подготовку проектов приказов о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, и направляет в Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области для принятия.
Министерство строительство и развития инфраструктуры Свердловской области в течение 3 рабочих дней осуществляет принятие приказа о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета.
Приказы Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, и приказы Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области о зачислении жилых помещений в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области являются основанием для заключения с детьми-сиротами договоров найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с п.9 вышеуказанного Постановления уполномоченной организацией по заключению договоров найма специализированных жилых помещений является Фонд.
Фонд в течение 10 рабочих дней от даты принятия приказа Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области о зачислении жилых помещений в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, на основании доверенности Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области осуществляет подготовку договоров найма специализированных жилых помещений и направляет в двух экземплярах, подписанных со стороны Фонда, в управления социальной политики для подписания их детьми-сиротами, которым распределены жилые помещения.
Подписанные детьми-сиротами договоры найма специализированных жилых помещений в одном экземпляре возвращаются управлениями социальной политики в Фонд в течение 5 рабочих дней от даты подписания их детьми-сиротами.
Поскольку обязанность приобрести жилое помещения для Аптрахмановой Р.Р. возлагается на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области и в настоящее время жилое помещение не приобретено, необходимости возложения одновременно обязанности на ГКУ СО "Фонд жилищного строительства" заключить с Аптрахмановой Р.Р. договор найма специализированного жилого помещения с Аптрахмановой Р.Р. суд не усматривает.
Кроме того, суд полагает, что не имеется законных оснований для удовлетворения требований прокурора к Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 4 о возложении обязанности обеспечить подписание договора найма специализированного жилого помещения Аптрахмановой Р.Р. и в течение 5 рабочих дней от даты подписания договора возвратить в ГКУ СО «Фонд жилищного строительства». Данные требования суд считает также преждевременными, поскольку жилое помещение еще не приобретено, и, соответственно, доказательств нарушения порядка предоставления жилого помещения Аптрахмановой Р.Р. в настоящее время в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 24.04.2013 N 527-ПП со стороны указанного ответчика истцом не представлено. Соответственно к данному ответчику в удовлетворении иска надлежит отказать.
Таким образом, исковые требования прокурора Нижнесергинского района Свердловской области в интересах Аптрахмановой Р.Р. подлежат удовлетворению частично.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Нижнесергинского района Свердловской области в интересах Аптрахмановой Р.Р. к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства», Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 4 о возложении обязанностей – удовлетворить частично.
Обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу приобрести (построить) жилое помещение в Нижнесергинском муниципальном районе, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, площадью не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной в соответствующем муниципальном образовании, для предоставления Аптрахмановой Р.Р., ДД.ММ.ГГГГ г.р. по договору найма специализированного жилого помещения.
В остальной части в удовлетворении иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Нижнесергинский районный суд.
Судья
Ю.Г. Шторх