Судья Берникова Е.Г. дело № 12-247/2022 (дело № 5-645/2022)
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Республики Коми Попов В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании 26 мая 2022 года в городе Сыктывкар Республики Коми дело по жалобе лица, в отношении которого ведется производство по делу, индивидуального предпринимателя Карповой Г.В. на постановление судьи Ухтинского городского суда Республики Коми от 12 мая 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Карповой Г.В.,
установил:
постановлением судьи Ухтинского городского суда Республики Коми от 12 мая 2022 года индивидуальный предприниматель Карпова Г.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности - временного прекращения эксплуатации подъемника консольного (лифтовая установка) в складском помещении 1-го и цокольного этажа; передвигаемых покупательских тележек в магазине "Россия", расположенном по адресу: <Адрес обезличен> на срок 15 суток.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Коми, индивидуальный предприниматель Карпова Г.В. просит постановление судьи отменить, в связи с его незаконностью, указывая на некорректность произведённого замера шума, поскольку при проведении замеров в ночное время специалистом Роспотребнадзора был произведен замер шума, издаваемого незагруженным подъемником, который создает вибрацию и двигается более шумно, чем загруженный подъемник. На некорректность замеров указывает также тот факт, что при измерении шума катали три покупательские тележки, что в реальности быть не могло, при работе в магазине двух человек кассира и продавца. Судьей ее объяснения и видеозаписи с камер, находящихся над грузовым подъемником и в подсобных помещениях, не были приняты во внимание и не приобщены к материалам дела. Считает, что приостановление деятельности работы подъемника и использование покупательских тележек незаконно приостановлено в дневное время, поскольку уровень шума в дневное время соответствует требованиям СанПиН 2.1.3684-21.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, Карпова Г.В., потерпевший Матюшкин И.И., должностное лицо административного органа, составившее протокол об административном правонарушении, извещённые надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, участия в судебном заседании не приняли.
Руководствуясь положениями статей 25.1, 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считаю возможным рассмотрение жалобы в отсутствие участвующих лиц, явку которых не нахожу обязательной.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта, что влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектами указанного административного правонарушения являются здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. К предметам правонарушения относятся, в том числе и жилые здания. Состав рассматриваемого правонарушения сформулирован как формальный и с объективной стороны заключается в нарушении соответствующих санитарно-эпидемиологических требований, совершаемом путем, как действия, так и бездействия, состоящего в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Субъектами правонарушения могут быть, кроме прочего, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.
Согласно статье 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (статья 2);
Граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека (статья 8); юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг (статья 11); юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования (пункт 5 статьи 15).
Жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока (пункт 1 статьи 23); должны обеспечиваться безопасные условия труда быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации должны и при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта (статья 24); соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (статья 39).
В соответствии с пунктом 100 Санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" нормируемые параметры шума представлены в таблице 5.35.
В пункте 5 таблицы 5.35 содержатся нормируемые параметры шума в октавных полосах частот, эквивалентных и максимальных уровней звука проникающего шума в помещениях жилых и общественных зданий и шума на селитебной территории.
Согласно пункту 104 Допустимые уровни шума следует принимать на 5 дБ (дБА) ниже значений (поправка = минус (-) 5 дБ), указанных в таблице 5.35, от оборудования систем вентиляции, кондиционирования воздуха, холодоснабжения, к шуму оборудования (системы отопления, водоснабжения, оборудование насосное, холодильное, лифтовое), обслуживающего здание и встроено-пристроенные помещения. При этом поправку на тональность шума не учитывают (за исключением поз. 1 для ночного времени суток).
В соответствии с пунктом 130 раздела 8 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" уровни физических факторов воздействия на человека в многоквартирных жилых домах, индивидуальных жилых домах, общежитиях и центрах временного размещения должны соответствовать гигиеническим нормативам. В период с 7.00 до 23.00 часов в жилых помещениях допустимо превышение гигиенических нормативов уровней шума на 5 дБ. Для непостоянной вибрации к допустимым значениям уровней вибрации в жилых помещениях вводится поправка минус 10 дБ, а абсолютные значения умножаются на 0,32.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в связи с поступлением в Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в городе Ухте письменного обращения гражданина Матюшкина И.И., проживающего по адресу: <Адрес обезличен> (входящий от 21.02.2022 № 76Ж), содержащего сведения о нарушении санитарно-эпидемиологических правил круглосуточным магазином "Россия", а именно на шум от производственной деятельности магазина "Россия", расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, а также на основании экспертного заключения Филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми в городе Ухте" от 15.03.2022 № 419/2022/2022/205 по результатам санитарно-эпидемиологической оценки соответствия результатов исследований, испытаний требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов технических регламентов с протоколом от 14.03.2022 № 13/1-42-Ш измерений уровней шума, согласно которому уровни звукового давления, измеренные 11.03.2022 в помещении жилой комнаты (спальни) квартиры, по адресу: <Адрес обезличен>, от внутреннего источника шума составляют 49 дБ (без учета поправки на шум) при нормативном значении не более 40 дБ для ночного времени суток (с 23:00 до 07:00), что не соответствует требованиям пункта 5 таблицы 5.35, пункту 100, пункту 104 раздела 5 СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", пункту 130 раздела 8 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", 16 марта 2022 года специалистом Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в городе Ухте Носовой Т.А. было возбуждено дело об административной правонарушении и проведении административного расследования в отношении индивидуального предпринимателя Карповой Г.В., осуществляющей деятельность в магазине "Россия" по наличию признаков административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 КоАП РФ.
Определением специалиста Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в городе Ухте Носовой Т.А. от 16 марта 2022 года № 49 по делу назначена санитарно-эпидемиологическая экспертиза о соответствии результатов лабораторных измерений и исследований уровней шума в помещении жилой комнаты квартиры <Адрес обезличен>
Из экспертного заключения Филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми в городе Ухте" от 29 марта 2022 года <Номер обезличен> следует, что 23 марта 2022 года с 23:09 до 01:20 24 марта 2022 года проведены замеры уровней шума помещении жилой комнаты квартиры 112 дома 42 по ул. Интернациональная в городе Ухта, составлен протокол измерений шума от 28 марта 2022 года № 13/1-55-Ш, которым установлено, что уровень звука, измеренный в помещении жилой комнаты (спальня) указанной выше квартиры, от внутреннего источника шума (при работе холодильного оборудования, расположенного в помещении торгового зала и склада, работающих в круглосуточном режиме; при работе подъемника консольного (лифтовая установка) в складском помещении 1-го и цокольного этажа; передвигаемые покупательские тележки) составляет 25,3 дБА при нормативном значении не более 25 дБА для ночного времени суток (с 23:00 до 07:00) (с учетом поправки = минус (-) 5 дБ), что не соответствует требованиям пункта 5 таблицы 5.35, пункту 100, пункту 104 раздела 5 СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", пункту 130 раздела 8 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
Максимальный уровень звука, измеренный в помещении жилой комнаты (спальня) указанной квартиры, от внутреннего источника шума (при работе холодильного оборудования, расположенного в помещении торгового зала и склада, работающего в круглосуточном режиме; при работе подъемника консольного (лифтовая установка) в складском помещении 1-го и цокольного этажа; передвигаемые покупательские тележки) составляет 46,1 дБА при нормативном значении не более 40 дБА для ночного времени суток (с 23:00 до 07:00) (с учетом поправки = минус (-) 5 дБ), что не соответствует требованиям пункта 5 таблицы 5.35, пункту 100, пункту 104 раздела 5 СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", пункту 130 раздела 8 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
Максимальный уровень звука, измеренный в помещении жилой комнаты (спальня) указанной квартиры, от внутреннего источника шума (при работе подъемника консольного (лифтовая установка) в складском помещении 1-го и цокольного этажа) составляет 45,3 дБ А при нормативном значении не более 40 дБ А для ночного времени суток (с 23:00 до 07:00) (с учетом поправки = минус (-) 5 дБ), что не соответствует требованиям пункта 5 таблицы 5.35, пункту 100, пункту 104 раздела 5 СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", пункту 130 раздела 8 СанПиН 2.1.3684-21.
Максимальный уровень звука, измеренный в помещении жилой комнаты (спальня) указанной квартиры, от внутреннего источника шума (при передвижении покупательских тележек) составляет 48,8 дБА при нормативном значении не более 45 дБА для ночного времени суток (с 23:00 до 07:00), что не соответствует требованиям пункта 5 таблицы 5.3, пункту 100, пункту 104 раздела 5 СанПиН 1.2.3685-21, п.130 раздела 8 СанПиН 2.1.3684-21.
По итогам проведенного административным органом административного расследования было установлено, что основным источником шума при деятельности магазина "Россия", расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, создающим превышение величин эквивалентного уровня звука и максимального уровня звука в ночное время в помещениях жилых комнат квартиры <Адрес обезличен>, является деятельность от магазина "Россия", расположенного на 1 этаже жилого дома <Адрес обезличен>, а именно работа холодильного оборудования в помещениях торгового зала и склада, работающее в круглосуточном режиме, работа подъемника консольного (лифтовая установка) в складском помещении 1-го и цокольного этажей магазина, покупательские тележки, передвигаемые в помещениях торгового зала и склада по полу с кафельной плиткой, а также передвижение тележек.
Таким образом, административным органом установлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений. 23 марта 2022 года с 23 часов 09 минут до 01 часа 20 минут 24 марта 2022 года в нарушение требований пункта 5 таблицы 5.35, пункта 100, пункта 104 раздела 5 СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования (обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", пункта 130 раздела 8 СанПиН 2.1.3684-21 Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий", эквивалентный уровень звука и максимальный уровень звука в ночное время в помещении жилой комнаты квартиры <Адрес обезличен>, а также деятельность в помещении магазина "Россия" (работа холодильного оборудования в помещениях торгового зала и склада, работающее в круглосуточном режиме, работа подъемника консольного (лифтовая установка) с складском помещении 1-го и цокольного этажей магазина, покупательские тележки, передвигаемые в помещениях торгового зала и склада по полу с кафельной плиткой), не соответствуют нормативным требованиям.
Факт совершения административного правонарушения и вина индивидуального предпринимателя в его совершении подтверждена совокупностью исследованных по делу доказательств: - определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 16.03.2022; - протоколом об административном правонарушении от 04.04.2022 № 59; - экспертным заключением от 29.03.2022 <Номер обезличен>; - протоколом измерений шума от 28.03.2022 № 13/1-55-Ш; - протоколом осмотра принадлежащих индивидуальному предпринимателю помещений от 23.03.2022; - экспертным заключением Филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми в городе Ухте" от 15 марта 2022 года № 419/2022/2022/205; - письменным обращением гражданина Матюшкина И.И. и иными доказательствами и письменными материалами дела, которым судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка на предмет их относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Выяснив все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства, судья городского суда пришел к правильному и обоснованному выводу о наличии в действиях индивидуального предпринимателя Карповой Г.В. состава административного правонарушения предусмотренного статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушений требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела судом не допущено. Действия индивидуального предпринимателя Карповой Г.В. квалифицированы правильно по статье 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о некорректности произведенного замера шума, со ссылками на замер шума, издаваемого незагруженным подъемником, опровергаются протоколом осмотра принадлежащих индивидуальному предпринимателю помещений от 23 марта 2022 года и иными письменными материалами дела, исследованными судом первой инстанции, согласно которым замеры шума подъемника производились, в том числе с загрузкой его двумя тележками.
Доводы жалобы о том, что замеры шума проводились при искусственно созданном шуме (одновременном катании трех тележек), который отсутствует в повседневной жизни, являются несостоятельными, поскольку не опровергают факта нарушения санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых и общественных помещений в процессе осуществления своей деятельности при установлении превышения нормативов шума от эксплуатации подъемника. Каких-либо нарушений нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок производства измерения шума, допущено не было, замеры шума проводились в присутствии представителя индивидуального предпринимателя Карповой Г.В. Кроме того, нарушение нормативов шума от деятельности магазина в ночное время установлено протоколом измерений шума от 14.03.2022 № 13/1-42-III, в результате измерений проводимых при работе магазина в обычном режиме. Оснований не доверять заключению эксперта с выводами о превышении уровней звука в жилом помещении не имеется. Каких-либо обстоятельств, указывающих на то, что при измерении уровня звука должностными лицами были совершены действия, которые могли бы поставить под сомнение выводы эксперта о превышении уровня звука, из материалов дела не усматривается.
Доводы о не приобщении к материалам дела видеозаписи с камер, находящихся над грузовым подъемником и в подсобных помещениях не могут являться основанием для отмены постановления судьи, поскольку достаточность представленных доказательств была правомерно определена судьей городского суда. Имеющаяся совокупность доказательств была достаточна для вынесения решения по делу, суд правомерно пришел к выводу о возможности рассмотрения дела на основании имеющихся в деле письменных материалов, оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех фактических обстоятельств дела и соответствующих доказательств в их совокупности. При этом необходимо учитывать, что видеозаписи в подтверждение факта неиспользования подъемника и тележек сотрудниками магазина в ночное время в иные даты не могут опровергнуть установленный факт превышения уровня шума протоколом измерений шума от 14.03.2022 № 13/1-42-III.
Наказание индивидуальному предпринимателю Карповой Г.В. назначено судом в пределах санкции статьи 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при этом, судом первой инстанции был учтен характер и обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также иные имеющие значение для дела обстоятельства. Учитывая наличие угрозы для здоровья людей совершенным административным правонарушением, назначенное наказание в виде административного приостановления деятельности является соразмерным содеянному, разумным и справедливым, отвечающим целям и задачам законодательства об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о том, что приостановление деятельности магазина может негативным образом повлиять на работающих там людей, создаст неудобства им в работе, не являются основанием для назначения более мягкого вида наказания, поскольку приостановление деятельности в первую очередь необходимо в целях предотвращения возможного причинения вреда жизни и здоровью людей.
Вместе с тем, заслуживают внимания доводы жалобы о незаконности приостановления деятельности работы подъемника и использование покупательских тележек в дневное время, поскольку уровень шума в дневное время соответствует требованиям СанПиН 2.1.3684-21.
Так, согласно экспертным заключениям Филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми в городе Ухте" от 15.03.2022 <Номер обезличен> и от 29.03.2022 <Номер обезличен> не установлено несоответствие уровня звука и максимального уровня звука, измеренного в помещении жилой комнаты (спальни) квартиры, по адресу: <Адрес обезличен>, от внутреннего источника шума - магазина "Россия" в дневное время суток с 07:00 до 23:00 требованиям пункта 5 таблицы 5.35, пункту 100, пункту 104 раздела 5 СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", пункту 130 раздела 8 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
Согласно статье 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений, том числе, об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
С учетом приведенных обстоятельств, нахожу возможным, изменить постановление судьи городского суда и назначить индивидуальному предпринимателю Карповой Г.В. наказание в виде административного приостановления деятельности в части временного прекращения эксплуатации в ночное время суток с 23:00 до 07:00 подъемника консольного (лифтовая установка) в складском помещении 1-го и цокольного этажа; передвигаемых покупательских тележек в магазине "Россия" на срок 15 суток.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Коми,
решил:
постановление судьи Ухтинского городского суда Республики Коми от 12 мая 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, назначить индивидуальному предпринимателю Карповой Г.В. административное наказание в виде административного приостановления деятельности в части временного прекращения эксплуатации в ночное время суток с 23:00 до 07:00 подъемника консольного (лифтовая установка) в складском помещении 1-го и цокольного этажа; передвигаемых покупательских тележек в магазине "Россия", расположенном по адресу: <Адрес обезличен> на срок 15 суток.
В остальной части постановление судьи Ухтинского городского суда Республики Коми от 12 мая 2022 года оставить без изменения, жалобу Карповой Г.В. - без удовлетворения.
Решение вступает в силу со дня его принятия и подлежит немедленному исполнению.
Судья В.В. Попов
Копия верна, судья В.В. Попов