Дело № 12-233/2024
УИД 32RS0027-01-2024-002911-30
РЕШЕНИЕ
г. Брянск, ул. Фокина, д.45 13 июня 2024 года
Судья Советского районного суда г. Брянска Курнаева Г.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица ООО «Чисторгад» мастера Захаровой Ирины Михайловны на постановление Государственной жилищной инспекции Брянской области от 27.03.2024 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица ООО «Чисторгад» мастера Захаровой Ирины Михайловны,
установил:
постановлением Государственной жилищной инспекции Брянской области от 27.03.2024 г. должностное лицо ООО «Чисторгад» мастер Захарова И.М. признана виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Должностное лицо ООО «Чисторгад» мастер Захарова И.М. подало жалобу, которая 03.04.2024 г. поступила на рассмотрение в Советский районный суд гор. Брянска.
В обоснование своих доводов заявитель ссылается на то, что производство по делу должно быть прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения. Событие административного правонарушения не установлено; в основу постановления о возбуждении дела об административном правонарушении положены недопустимые доказательства; наличие по одному и тому же факту, в рамках одной проверки, совершения противоправных действий (бездействия) лицом в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, предусмотренном гой же статьей или той же частью статьи КоАП РФ. Постановление не содержит рассмотрение заявленного ходатайства защитника; постановление не содержит рассмотрение заявленного ходатайства защитника о необходимости применения норм статьи 4.1 КоАП РФ.
Письменным заявлением от 07.06.2024 года Захарова И.М., просила заменить штраф на другой вид наказания – предупреждение.
Защитники Фильченков С.И., Капыро Э.Н. поддержали доводы жалобы с представленным ходатайством о замене штрафа на другой вид наказания – предупреждение
Представитель Государственной жилищной инспекции Брянской области Осипцова Н.А. в судебном заседании подтвердил обстоятельства, изложенные в оспариваемом постановлении, не возражал против замены штрафа на другой вид наказания – предупреждение.
Помощник прокурора Советского района гор. Брянска Тулупова У.В. не возражала против замены штрафа на другой вид наказания – предупреждение
Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, о рассмотрении жалобы извещен надлежащим образом.
При таких обстоятельствах и в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ считаю возможным рассмотрение дела в отсутствие указанных лиц.
Изучив доводы жалобы, выслушав участников процесса, проверив материалы дела, оценив имеющиеся доказательства, судья приходит к следующему.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно частям 1, 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В соответствии с частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела, согласно постановлению о возбуждении дела об административном правонарушении от 13.02.2024 г., возбужденному прокурором Советского района г. Брянска советником юстиции Ш. установлено, что в связи с ухудшением погодных условий, образованием наледи на придомовых территориях многоквартирных домов, во избежание социальной напряженности и исполнения поручения Губернатора Брянской области, поступившего с оперативного совещания Правительства Брянской области от 04.12.2023, государственной жилищной инспекцией Брянской области 05.02.2024 произведен осмотр дворовой и придомовой территории многоквартирного дома 88 по ул. Фрунзе г. Брянска, находящегося в управлении ООО «Чистоград».
На момент осмотра 05.02.2024, ООО «Чистоград» по вышеуказанному адресу уборка от снега и наледи тротуаров произведена не в полном объеме, посыпка противогололедными составами не произведена, наблюдается скользкость, тротуары и входные группы местами покрыты ледяной коркой; внутридворовые проезды не очищены от снега и наледи. Указанные факты подтверждаются Актом осмотра от 05.02.2024.
В силу подпункта «б» пункта 3 Постановление Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» к лицензионным требованиям относится исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом.
ООО «Чистоград» на основании решения Государственной жилищной инспекции Брянской области выдана лицензия №... от <дата> на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
При управлении многоквартирным домом управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации и подпунктом «е» пункта 2 раздел 1 постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» в состав общедомового имущества включен земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
В силу пункта 10 Правил № 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 24 Постановления Правительства РФ от 03.03.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» к работам по содержанию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации этого дома, в холодный период года отнесены: очистка придомовой территории от наледи и льда. Указанное положение нашло свое отражение в Правилах благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории г.Брянска, утвержденных решением Брянского городского Совета народных Депутатов № 460 от 28.06.2006.
В силу пункта 1.8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, организации по обслуживанию жилищного фонда несут обязанность по содержанию, чистке и уборке придомовой территории.
Согласно пунктам 3.6.19, 3.6.21, 3.6.24, 3.6.25 указанных Правил работы по укладке снега в валы и кучи должны быть закончены на тротуарах 1 и II классов не позднее 6 часов с момента окончания снегопада, а на остальных территориях не позднее 12 часов. Участки тротуаров и дворов, покрытые уплотненным снегом, следует убирать в кратчайшие сроки, как правило, скалывателями-рыхлителями уплотненного снега. Сгребание и уборка скола должна производиться одновременно со скалыванием или немедленно после него и складироваться вместе со снегом. Снег при ручной уборке тротуаров и внутриквартальных (асфальтовых и брусчатых) проездов должен убираться полностью под скребок. При возникновении скользкости обработка дорожных покрытий пескосоляной смесью должна производиться по норме 0,2-0,3 кг/м при помощи распределителей. Время проведения обработки покрытий пескосоляной смесью первоочередных территорий не должно превышать 1,5 ч, а срок окончания всех работ - 3 ч. Размягченные после обработки льдообразования должны быть сдвинуты или сметены плужно-щеточными снегоочистителями, не допуская их попадания на открытый грунт, под деревья или на газоны.
Согласно пунктам 39, 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, управляющие организации несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
В соответствии с должностной инструкцией мастера ООО «Чистоград» обязанности по надлежащему содержанию общедомового имущества многоквартирных домов, находящихся в управлении, в том числе в зимний период, возложены на мастера (пункты 2.3, 2.13).
На основании приказа №...-К от <дата> на должность мастера ООО «Чистоград» назначена Захарова Ирина Михайловна.
Согласно примечанию к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административную ответственность в качестве должностных лиц несут совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители организаций.
Действия мастера Захаровой И.М., не обеспечившего при осуществлении своих должностных обязанностей по управлению многоквартирным домом соблюдение лицензионных требований, правильно квалифицированы по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доказательств, подтверждающих принятие должностным лицом Захаровой И.М. всех зависящих от него достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей, заявителем не представлено.
Согласно части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны: должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес; дата и место рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; мотивированное решение по делу; срок и порядок обжалования постановления.
Как усматривается из обжалуемого постановления по делу об административном правонарушении, в нем содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, доказательства.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, в соответствии со статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.
Виновность должностного лица - мастера ООО «Чистоград» Захаровой Ирины Михайловны, подтверждается: информацией государственной жилищной инспекции Брянской области от 08.02.2024, Актом осмотра от 05.02.2024, иными доказательствами.
В рамках рассмотрения дела Фильченковым С.Н. представлена копия акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме от 05.02.2024г. 09 час. 37 мин. и фотоматериалы от 05.02.2024г., которые приобщены к материалам дела.
Указанные доказательства проверены при рассмотрении дела и признаются относимыми, допустимыми и достаточными для разрешения дела.
Постановление о привлечении должностного лица Захаровой И.М. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и установленных государственной жилищной инспекцией обстоятельств правовым основанием к отмене постановления не является.
Доводы заявителя в части нарушения закона № 248-ФЗ от 31.07.2020 года «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», судом не принимаются, поскольку указанные действия проводились в рамках прокурорской проверки и соблюдение процедуры, указанной данным законом не требуется.
Вместе с тем, судья приходит к выводу о наличии оснований для изменения состоявшегося постановления в части назначения Захаровой И.М. наказания.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 названного кодекса).
Особые условия применения мер административной ответственности в отношении являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц, а также руководителей и иных работников указанных юридических лиц, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, устанавливаются Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 3 статьи 1.4 названного кодекса, в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении).
Частью 2 статьи 3.4 названного кодекса определено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Частью 3 указанной статьи установлено, что в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 названного кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II этого кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 указанного кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.
При этом, суд рассматривает понятие «государственный контроль (надзор)» в широком смысле, не ограничивая его рамками действия Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», иное означало бы нарушение одного из основополагающих принципов равенства всех перед законом.
Принимая во внимание характер совершенного административного правонарушения и его последствия, отсутствие возникновения угрозы причинения вреда неопределенному кругу лиц, личность и имущественное положение привлекаемого к административной ответственности лица, ранее не привлекалось к административной ответственности, а также то обстоятельство, что проверка проводилась 05.02.2024 года в 08:36 часов, указанные нарушения были устранены в течение часа этого же дня.
Таким образом, постановление Государственной жилищной инспекции Брянской области от 27.03.2024 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица ООО «Чисторгад» мастера Захаровой Ирины Михайловны, подлежит изменению в части назначения административного наказания, замене назначенного административного штрафа на предупреждение.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.6.-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 27.03.2024 ░. ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2 ░░░░░░ 14.1.3 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░» ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░