Дело № 2-115/2022 УИД 65RS0018-01-2022-000212-84
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
26 апреля 2022 года пгт.Южно-Курильск
Южно-Курильский районный суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи Юхно Н.В.,
при секретаре Бондареве Н.С.,
с участием представителя Сахалинской транспортной прокуратуры помощника прокурора Южно-Курильского района Горшкова И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Сахалинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью Рыбокомбинат «Островной» о возложении обязанности разработать, утвердить и направить паспорт обеспечения транспортной безопасности,
у с т а н о в и л:
Сахалинский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью Рыбокомбинат «Островной» (далее ООО Рыбокомбинат «Островной») о возложении обязанности разработать, утвердить и направить паспорт обеспечения транспортной безопасности. В обоснование иска указал, что в ходе проведенной проверки выявлены нарушения ответчиком законодательства о транспортной безопасности. Общество в процессе своей деятельности на праве собственности эксплуатирует судно БК «Портовик - 2», в связи с чем относится к субъектам транспортной инфраструктуры. В нарушение положений Федерального закона от 09 февраля 2007 года №16-ФЗ «О транспортной безопасности», Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для транспортных средств морского и внутреннего водного транспорта, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08 октября 2020 года №1637, ответчиком не обеспечена разработка, утверждение и направление в Федеральное агентство морского и речного транспорта паспорта обеспечения транспортной безопасности транспортного средства. 18 января 2022 года в адрес генерального директора ООО Рыбокомбинат «Островной» прокурором внесено представление, которое удовлетворено, вместе с тем, мер к фактическому устранению нарушений не принято. Непринятие мер к устранению нарушений создает угрозу безопасности при эксплуатации указанного транспортного средства, что может повлечь совершение акта незаконного вмешательства, в результате которого может быть причинен вред жизни и здоровью неопределенного круга лиц. В связи с чем просил возложить на ООО Рыбокомбинат «Островной» (ИНН 6501289105), расположенное по адресу: Южно-Курильский район, с.Малокурильское, ул.Советская, д.8 «в», каб.1, обязанность в течение 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать, утвердить и направить в Федеральное агентство морского и речного транспорта паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства – судна БК «Портовик - 2».
В судебном заседании помощник прокурора Южно-Курильского района Горшков И.Ю., действующий на основании доверенности от Сахалинского транспортного прокурора, заявленные требования поддержал.
Ответчик ООО Рыбокомбинат «Островной», будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил. В представленном отзыве на исковое заявление ответчик ссылается на заключение договора с ООО «Морской бизнес консалтинг» на выполнение работ по разработке паспортов обеспечения транспортной безопасности транспортных средств, ориентировочный срок готовности паспортов – 31 мая 2022 года. В связи с чем просит в удовлетворении иска отказать.
Суд в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса РФ рассматривает настоящее дело в отсутствие ответчика.
Выслушав объяснения помощника прокурора Южно-Курильского района Горшкова И.Ю., исследовав материалы дела и, оценив все собранные по делу доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 09 февраля 2007 года №16-ФЗ «О транспортной безопасности» транспортная безопасность определяется как состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства; обеспечение транспортной безопасности - обеспечение транспортной безопасности - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства; субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании (подпункты 4, 9, 10); соблюдение транспортной безопасности - выполнение физическими лицами, следующими либо находящимися на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах, требований, установленных Правительством Российской Федерации (пункт 1.2).
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 09 февраля 2007 года №16-ФЗ «О транспортной безопасности» целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются: определение угроз совершения актов незаконного вмешательства; оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; категорирование объектов транспортной инфраструктуры; разработка и реализация мер и требований по обеспечению транспортной безопасности и другие (часть 2 статьи 2 Федерального закона «О транспортной безопасности»)
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Частью 1.1 статьи 8 Федерального закона «О транспортной безопасности» установлено, что требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры, для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры.
Паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства разрабатываются и утверждаются субъектом транспортной инфраструктуры в течение одного месяца с даты вступления в силу соответствующих требований по обеспечению транспортной безопасности для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, и транспортных средств по видам транспорта, предусмотренных частями 1 и 1.1 статьи 8 настоящего Федерального закона (часть 1.3 статьи 9 Федерального закона «О транспортной безопасности»).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2020 года №1637 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для транспортных средств морского и внутреннего водного транспорта (далее - Требования).
Согласно пунктам 2, 3 указанных Требований настоящий документ применяется в отношении следующих транспортных средств: суда, используемые в целях торгового мореплавания. Настоящий документ является обязательным для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками Российской Федерации, осуществляющими эксплуатацию транспортных средств, перевозчиками иностранных государств, выполняющими перевозки из пункта отправления в пункт назначения, расположенные на территории Российской Федерации (каботаж), а также в Российскую Федерацию, из Российской Федерации, через территорию Российской Федерации (далее соответственно - субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики), перевозчики иностранных государств).
Субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в отношении транспортных средств, за исключением транспортных средств, указанных в абзаце первом пункта 4 настоящего документа, обязаны разработать, утвердить и направить в Федеральное агентство морского и речного транспорта паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства в соответствии с положениями частей 1.3, 1.4 и 1.5 статьи 9 Федерального закона «О транспортной безопасности» по типовой форме согласно приложению (подпункт 4 пункта 7 Требований).
В рекомендациях по разработке паспортов обеспечения транспортной безопасности для транспортных средств морского и речного транспорта, утвержденных Росморречфлотом, отражено, что в соответствии с пунктом 1.1 статьи 9 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности» субъекты транспортной инфраструктуры в отношении транспортного средства, за исключением судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации, судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, разрабатывают и утверждают паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства.
Паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства определяет меры, реализуемые субъектом транспортной инфраструктуры по исполнению соответствующих требований по обеспечению транспортной безопасности, предусмотренных частями 1 и 1.1 статьи 8 Федерального закона от 9 февраля 2007 года №16-ФЗ «О транспортной безопасности».
Из содержания части 1.1 статьи 9 Федерального закона «О транспортной безопасности», абзаца первого пункта 4 Требований следует, что требование о разработке, утверждению паспорта обеспечения транспортной безопасности транспортного средства не распространяется на суда, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Кодекса торгового мореплавания РФ под торговым мореплаванием понимается деятельность, связанная с использованием судов, в том числе для рыболовства. Вместе с тем, требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами РФ, в частности Международным кодексом по охране судов и портовых средств на рыболовецкие суда не распространяются, что следует из анализа пункта 3 приведенного Международного кодекса.
Из материалов дела следует, что ООО Рыбокомбинат «Островной» на праве собственности в рыбопромысловой деятельности эксплуатирует морские суда, в том числе БК «Портовик - 2», в связи с чем согласно пункту 9 статьи 1 Федерального закона «О транспортной безопасности» является субъектом транспортной инфраструктуры.
В ходе проведенной Сахалинской транспортной прокуратурой проверки установлено, что приведенные выше требования Федерального закона «О транспортной безопасности» ООО Рыбокомбинат «Островной» должным образом не исполняются.
ООО Рыбокомбинат «Островной» обязано в течение одного месяца со дня вступления в силу Постановления Правительства РФ от 08 октября 2020 года №1637, то есть в срок до 25 ноября 2020 года, разработать и утвердить паспорт обеспечения транспортной безопасности указанного судна, однако в нарушение приведенных выше требований закона до настоящего времени данная обязанность не выполнена.
Изложенные обстоятельства подтверждаются материалами дела и ответчиком не оспариваются.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о наличии объективных препятствий к исполнению указанных выше требований, ответчиком не представлено.
Доводы о заключении между ООО Рыбокомбинат «Островной» и ООО «Морской бизнес консалтинг» договора на выполнение работ по разработке паспортов обеспечения транспортной безопасности транспортных средств, результатом которого является паспорт ОТБ ТС с ориентировочным срок готовности паспорта – 31 мая 2022 года, в связи с чем требования прокурора не подлежат удовлетворению, являются несостоятельными, поскольку само по себе заключение указанного договора не свидетельствует об устранении выявленных Сахалинским транспортным прокурором нарушений приведенных выше норм законодательства, устанавливающих обязанность не только разработать паспорт безопасности транспортного средства, но его утвердить и направить в Федеральное агентство морского и речного транспорта.
Учитывая изложенное, заявленные Сахалинским транспортным прокурором исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд должен установить срок, в течение которого указанные действия подлежат совершению.
Сахалинским транспортным прокурором заявлено требование о возложении на ответчика обязанности устранить допущенные нарушения закона в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу Данный срок, по мнению суда, является разумным и достаточным для выполнения указанного требования.
В силу части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Поскольку прокурор на основании подпункта 9 пункта 1 статьи 333.36. Налогового кодекса РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, то с ответчика в соответствии со статьей 333.19 Налогового кодекса РФ подлежит взысканию в доход муниципального образования «Южно-Курильский городской округ» государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л:
исковое заявление Сахалинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью Рыбокомбинат «Островной» о возложении обязанности разработать, утвердить и направить паспорт обеспечения транспортной безопасности удовлетворить.
Возложить на общество с ограниченной ответственностью Рыбокомбинат «Островной» (ИНН 6501289105), расположенное по адресу: Южно-Курильский район, с.Малокурильское, ул.Советская, д.8, каб.1, обязанность в течение 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать, утвердить и направить в Федеральное агентство морского и речного транспорта паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства – судна БК «Портовик - 2».
Взыскать с общество с ограниченной ответственностью Рыбокомбинат «Островной» (ИНН 6501289105) в бюджет муниципального образования «Южно-Курильский городской округ» государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Курильский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения решения судом в окончательной форме.
В окончательном виде решение составлено 29 апреля 2022 года
Судья Н.В. Юхно